Система земельного права состоит из

Земельное право занимает самостоятельное место в общей систе­ме права, поскольку оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений, т. е. земельных отношений. Оно имеет свой предмет и свои методы правового регулирования этих отношений.

Земельное право можно рассматривать в качестве

    1. отрасли права (отрасли законодательст­ва);
    2. правовой науки;
    3. учебной дисциплины.

Система земельного права как отрасли права

Под системой отрасли права понимается упорядоченное внутреннее расчленение права на взаимосвязанные элементы (части) в рамках единства этих элементов.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Предметом отрасли законодательства являются общественные от­ношения, регулируемые этим законодательством.

Как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества, земельное право имеет определенную систему. Его первичным составным элементом служат правовые нормы . Пра­вовая норма — это правило поведения субъектов земельных отноше­ний, которым они должны руководствоваться, совершая свои дейст­вия и поступки, принимая ответственные решения.

Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки или звенья) норм, которые именуются правовыми институтами. Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдель­ные действия, а цельную однородную общность земельных отноше­ний. Так, например, правовой институт арендных земельных отноше­ний регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, их ответст­венность за соблюдение договорной дисциплины и т. д.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из

    1. общей части , содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и
    2. особенной части , охватывающей нормы от­дельных разделов земельного права.

Институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть — специальными (осо­бенными).

Общая часть земельного права

Общая часть земельного права включает такие правовые институты, которые содержат наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общее для всей отрасли значение. Эти институты оказывают решающее влияние на формирование содержания и состава институтов особенной части.

Правовые институты, составляющие общую часть земельного права:

    1. право собственности на землю;
    2. право пользования землей;
    3. право управления в области землепользования;
    4. землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования земли;
    5. государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли;
    6. правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и вос­производства плодородия угодий;
    7. правовое регулирование платы за землю.

Сложным является правовой инсти­тут юридической ответственности за нарушение земельного законода­тельства.

Особенная часть земельного права

Правовые институты особенной части подчинены ин­ститутам общей части, и их содержание касается определенно­го вида земельных отношений. Сфера их действия ограничена конкретной категорией земель, выделенной в зависимости от основного целевого назначения земель.

Правовые институты особенной части земельного права:

    • правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
    • правовой режим земель поселений;
    • правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специально­го назначения;
    • правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов;
    • правовой режим земель лесного фонда;
    • правовой режим земель водного фонда;
    • правовой режим земель запаса.

Подотрасли земельного права:

В состав земельного права входит несколько подотраслей. Правовой режим практически каж­дой категории земель охватывает соответствующую подотрасль земельного права. Так, правовой режим земель поселений, кроме земельного права, определяется также градостроитель­ным правом; правовой режим земель промышленности, энер­гетики и т.д. — в определенной мере горным правом; земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда — соответственно лесным правом; земель водного фонда — водным правом.

Система земельного права как науки

Наука земельного права представляет собой систему знаний, теоретических положений в области земельного права, и является составной частью системы юридических наук.

Наряду с изучением этой отрасли права, ее правовых институтов исследует в историческом развитии:

    1. фундаментальные понятия и катего­рии земельного права (предмет и метод науки, понятия земель­но-правовой нормы, субъекта земельного права, земельных отноше­ний, и т.д.);
    2. связи земельно­го права с другими отраслями права;
    3. перспективы его развития и как отрасли, и как законодательства, и как учебной дис­циплины.

Предметом науки земельного права является:

    • учение о праве;
    • разработка доктрины, кон­цепции земельного права;
    • изучение системы идей и взглядов по тем или иным проблемам этой отрасли науки.

Развитие теории земельно­го права — необходимое условие эффективности земельного законода­тельства. Отрасль законодательства, практика его применения ставит перед наукой земельного права конкретные задачи, успешное решение которых во многом зависит от уровня научной разработки правовых проблем.

Кроме того, система земельного права как науки включает в себя элементы научного познания земельных отношений:

    1. получение информации о предмете (на данном этапе собирается информация о правоприменительной практике, зарубежном регулировании отношений, а также сравнительном правоведении, исследуются история и динамика изменения законодательства, регулирующего земельные отношения);
    2. исследование предмета , которое включает в себя различные способы и методы научного познания после унификации понятийного аппарата земельного права. Унификация понятий имеет особое значение, т.к. информация, полученная на первом этапе из различных источников, оперирует различными терминами;
    3. внедрение результатов , полученных в процессе научно-исследовательской работы (как правило, такое внедрение осуществляется в форме законотворческой деятельности).

Земельное право как учебная дисциплина

Земельное право — учебная дисциплина во многих высших учебных заведениях страны (часто в составе природоресурсного или экологического права).

Цель изучения земельного права:

    1. получение представле­ния о действующих нормативных правовых актах, регулирующих пред­мет земельного права;
    2. применение данных знаний в практической деятельности.

Поскольку отправной точкой к изучению дисциплины «Земельное право» является действующее российское законодательство, система земельного права как учебной дисциплины соответствует по структуре системе земельного права как отрасли права с привлечением сопутствующего правового материала гражданского, административно­го, экологического и другого законодательства с целью более углублен­ного изучения учебного курса программы обучения. Соответственно курс земельного права подразделяется на общую и особенную части, а изучаемый материал дожен быть сгруппирован в соответствии с основными правовыми институтами.

Система земельного права — Земельное право (Меденцов А.С.)

Система земельного права – это совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений.

Это интересно:  Получить права тракториста машиниста

Общая часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие нормы, регулирующие земельные отношения, возникающие при использовании любых категорий земель независимо от их целевого назначения и разрешенного использования. Эти правовые институты оказывают влияние на формирование содержания и составов институтов Особенной части.

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования. Институты Особенной части подчинены правовым институтам Общей части, и их содержание касается определенного вида земельных отношений. Правовые нормы институтов Особенной части закрепляют правовой режим категорий земель.

Институты Общей части включают:

  1. право собственности и иные вещные права на землю;
  2. управление земельными ресурсами РФ;
  3. права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;
  4. правовую охрану земель;
  5. управление в сфере использования и охраны земель;
  6. правовое регулирование платы за землю;
  7. ответственность за нарушение земельного законодательства;

Институты Особенной части включают:

  1. правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
  2. правовой режим земель населенных пунктов;
  3. правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения;
  4. правовой режим земель природоохранного, приро-дозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
  5. правовой режим земель лесного фонда;
  6. правовой режим земель водного фонда;
  7. правовой режим земель запаса.

Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Опециальная части.

В Общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К Общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки (учебной дисциплины), помимо указанных институтов, входят также предмет, методы, принципы и источники права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

3. Система земельного права

Под системой земельного права понимается научно обоснованная последовательность расположения земельно-правовых институтов и норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленная характером регулируемых общественных отношений. Институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений, составляют общую часть земельного права, куда входят следующие институты: собственности на землю; пользования и иных прав на землю; управления земельным фондом; охраны земель; ответственности за земельные правонарушения.

Особенная часть земельного права складывается из институтов, определяющих правовой режим отдельных категорий земель, выделяемых по основному целевому назначению, а именно: земель сельскохозяйственного назначения; земель поселений; земель промышленности и иного специального назначения (энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики, обороны и иного специального назначения); земель особо охраняемых территорий и объектов (заказников, заповедников, национальных парков и т.д.); земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Категория земель — это «группирование земельных участков, площадей по каким-либо устойчивым признакам, которые в совокупности определяют правовой режим земли данной категории. Для распределения земельного фонда по категориям за основу берется целевое назначение земельного участка. »[5]. Целевое назначение земельного участка подразумевает определение параметров и вариантов (направлений) рационального использования. и охраны земельного участка для лиц, обладающих земельными участками на любом легальном титуле: праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, аренды и т.д.

Такие параметры и варианты следует рассматривать в качестве родовых признаков. Так, например, целевое назначение земельного участка сельскохозяйственного назначения не предполагает установления необходимости выращивания только одного определенного вида сельскохозяйственных культур. Более того, в состав земель сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 ЗК РФ). Другой пример. На территории особо охраняемых природных территорий, занимающих порою тысячи гектаров, ограниченно разрешается в специально отведенных местах сельскохозяйственное использование территории для местных жителей. А ведь целевое назначение таких земель предполагает изъятие их полностью или частично из хозяйственного использования и оборота (п.1 ст. 94 ЗК РФ). Отсюда и вытекает в качестве главного содержательного элемента дефиниции «целевое назначение земельного участка» закрепление в государственном земельном кадастре доминирующего варианта использования земель определенной категории. От целевого назначения и категории земель зависят особенности приобретения и прекращения прав на землю, охраны земель и т.д.

Практическое значение понятия «целевое назначение земельного участка» хорошо видно на примере следующего судебного дела. На основании договора купли-продажи от 20.08.2002 года гражданка С. приобрела у гражданина А. домовладение и земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1280 кв. м в ст. Тбилисской по ул. Казачьей, 10. Впоследствии С. продала 1/4 своей доли в общей собственности на указанный земельный участок телестудии «Метроном-З», которая направила заявление о государственной регистрации перехода доли в земельном участке общей собственности в Тбилисский филиал учреждения юстиции, а, получив отказ, обратилась в суд. Как отмечалось в решении суда, в регистрации было правомерно отказано в связи с тем, что заявителем не представлен кадастровый план земельного участка с указанием его категории. Кроме того, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются только гражданам и не могут отчуждаться в пользу юридических лиц, так как это предполагает изменение их целевого назначения, которое осуществляется по процедуре, указанной законом, а не самовольно собственником участка[6].

Каждая из семи категорий земель неоднородна и включает в себя ряд видов (субкатегорий) земель, использование и охрана которых может иметь определённую специфику даже в рамках соответствующей категории. Например, свои особенности имеет использование сельскохозяйственных угодий как составной части земель сельскохозяйственного назначения. В свою очередь, использование и охрана особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий имеет свою специфику в рамках указанных субкатегорий земель (ст. 77, 79 ЗК РФ). Та же ситуация и с другими категориями земель.

Для каждой категории земель устанавливается свой уникальный дифференцированный правовой режим. Данный термин широко используется в ЗК РФ, Градостроительном кодексе РФ и иных нормативных актах РФ и субъектов РФ, постановлениях Конституционного Суда РФ.

Это интересно:  Правила перевозки детей в такси

Необходимо иметь в виду, что в рамках одного, общего режима земель любой категории, установленного Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ, может выделяться определённое количество «субрежимов», определяемых по трём категориям. Во-первых, территориальный критерий означает установление дифференцированного правового режима для земель, расположенных в различных территориальных зонах муниципальных образований (зоне сельскохозяйственного использования, зоне специального назначения, производственной зоне и т.д.).

Во-вторых, федеральными законами предусмотрены определённые исключения, например, в части приобретения прав собственности на землю для отдельных категорий граждан. Так, в рамках категории: сельскохозяйственные угодья и несельскохозяйственные угодья. Применительно к сельскохозяйственным угодьям Закон об обороте земель (ст. 3) запрещает их приобретение в собственность иностранным гражданам и апатридам.

В-третьих, субрежимы могут устанавливаться для отдельных территорий в связи с их особой значимостью для обороны и безопасности (территории в границах закрытых административно-территориальных образований), охраны окружающей среды (населённые пункты в границах заповедников, природных парков и иных особо охраняемых природных территорий, а также в зонах экологического бедствия) и т.д.

Таким образом, правовой режим земель это особо дифференцированный порядок регулирования жизнедеятельности в границах категории земель, осуществляемый посредством установления субъектам стимулов и ограничений в области разрешённого использования и охраны земель, а также особенностей управления данной территорией в порядке, определяемом градостроительным, земельным, экологическим и иным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Исходя из вышеизложенного, о правовом режиме земель можно говорить в масштабах всего земельного фонда России; отдельной категории земель; субкатегории земель; отдельно взятого земельного участка.

[5] Земельное право России: Учебник / Под ред. В.В. Петрова. – М., 1997. С. 141.

Понятие земельного права и его система.

Понятие земельного права и его система.

ЗП является отраслью права, законодательства, учебной и научной дисциплиной.

ЗП – совокупность правовых норм, устанавливающих определенный режим регулирования отношений по поводу использования и охраны земель, как природного объекта и природного ресурса, так и недвижимого имущества.

Систему ЗП составляет совокупность правовых институтов, которые объединяются в общую и особенную части.

В общей части устанавливаются основные правила использования земель, независимо от цели их предоставления (институт права собственности на земельные участки; институт землепользования – институт иных видов прав на землю (пожизненное наследственное владение, постоянное (бессрочное) пользование, сервитут, аренда, безвозмездное срочное пользование); институт управления в области использования и охраны земли; институт охраны земель и защиты прав на землю собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов).

В особенную часть включаются правовые институты, устанавливающие особенности использования ЗУ, в зависимости от цели их предоставления (правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, космического обеспечении, обороны, безопасности и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и их объекты; земли лесного фонда; правовой режим земель водного фонда; земли запаса (это единственная категория земель, целевое назначение которых не определено).

ЗП как отрасль законодательства представляет собой совокупность нормативно – правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель.

Как научная дисциплина ЗП представляет собой совокупность концепций, доктрин, устанавливающих тенденции развития земельного законодательства.

Предмет земельного права. Методы правового регулирования земельных отношений.

ЗП является самостоятельной отраслью права и поэтому имеет свой предмет правового регулирования и методы.

Предмет ЗП – это ОО, возникающие по поводу использования и охраны земли как природного объекта и природного ресурса, так и недвижимого имущества, урегулированные нормами права в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав субъектов земельных отношений.

Виды земельных правоотношений: имущественные, в сфере управления земельными ресурсами, в сфере охраны земель, в сфере использования земель различных категорий. Кроме того: регулятивные, охранительные, материальные и процессуальные.

Методы правового регулирования земельного права: а) императивный; заключается в установлении участников земельных отношений, обязательных правил поведения для них, запретов и ответственности за их нарушение. Этот метод больше применяется при государственном регулировании в сфере управления земельным фондом; б) диспозитивный; предоставляет свободу участникам земельных отношений в достижении поставленных ими целей и задач.

Особенностью правового регулирования является соотношение этих методов, которое зависит от социального – экономических условий. До проведения современной земельной реформы в условиях существования исключительной государственной собственности на землю основным методом являлся императивный, а после её проведения, в связи с признанием частной собственности на землю и включения земли в гражданский оборот активно стал применятся диспозитивный метод. Непосредственное соотношение можно установить при предоставлении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Право на такие ЗУ возникает на основании акта органа управления, в соответствии с которым заключается договор купли – продажи или аренды ЗУ.

Объекты земельных отношений.

Объект – то, по поводу чего возникают отношения. К объектам относятся:

1) земля, как природный ресурс, как часть окружающей среды (как природный объект);

2) земельный участок как часть земной поверхности, границы которой определены соответствующим ФЗ. Искусственный ЗУ – сооружение, создаваемое на водном объекте, находящимся в федеральной собственности или его части путем намыва или отсыпки грунта и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также ЗУ. В 2011 году был принят ФЗ «Об искусственных ЗУ».

Образование ЗУ: путем раздела, объединения, перераспределения, выдела.

3) части земельного участка. Является объектом в тех случаях, когда на ЗУ размещаются охранные и санитарно – защитные зоны.

4) земельные доли. Признается ещё одним объектом, установленным ФЗ «Об обороте земель с/х назначения». Это часть земельной поверхности, рассчитанная в гектарах, без определенного места положения на местности из земель, занятых с/х угодьями.

Земельный участок: понятие, правила формирования.

ЗУ представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Таким образом, земельный участок включает в себя почву, замкнутые водоемы, лес и растения (ГК РФ).

Недра по общему правилу являются собственностью государства и не относятся к земельному участку. Однако Закон РФ «О недрах» в ст. 19 разрешает добычу общераспространенных полезных ископаемых владельцем или собственником земельного участка, если добыча осуществляется для личных нужд и глубина разработки не превышает 5 метров.

Это интересно:  Правила проезда кольца 2024

Характеристики, позволяющие индивидуально определить земельный участок, — это:

— размер и местоположение (адрес) земельного участка;

— обременения земельного участка;

— наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Целевое назначение земельных участков предполагает отнесение последних к той или иной категории земель.

Разрешенное использование предполагает использование земельного участка с учетом установленных ограничений и правового режима. Выделяют следующие виды разрешенного использования: садоводство, дачное строительство, индивидуальное жилищное строительство, крестьянско-фермерское хозяйство и другие.

Действующим законодательством под формированием (образованием) земельных участков понимается постановка таких участков на государственный кадастровый учет (ФЗ «О гос. кадастре недвижимости»). Именно кадастровый учет подтверждает существование определенного земельного участка с характеристиками, позволяющими определить такой участок в качестве индивидуально-определенной вещи.

Формирование земельных участков осуществляется посредствам их раздела, объединения, перераспределения и выдела. При разделе земельного участка образуется несколько земельных участков при этом разделенный земельный участков прекращает свое существование. При объединении земельных участков из нескольких образуется один. Существование же смежных земельных участков прекращает своего существование. Выдел земельного участка происходит в тех случаях, когда выделяется доля в праве на земельный участок. Перераспределение земельных участков — из нескольких смежных образуются несколько смежных земельных участков.

Особенности аренды зу.

Предметом аренды может являться только ЗУ. В соответствии с нормами ГК арендодателями могут являться не только собственники, но и иные лица, уполномоченные на это действующем законодательством, но по нормам Земельного законодательства арендодателями могут быть только собственники ЗУ. Согласно ГК РФ, законами могут быть установлены максимальные сроки аренды отдельных видов имущества. По ЗК максимальный срок аренды 1 год предусмотрен в отношении ЗУ, приобретаемых для проведения изыскательских работ. По Закону «Об обороте земель с/х назначения» и Лесному Кодексу максимальные сроки 49 лет установлены в соответствии с арендой с/х назначения и лесного фонда. ГК предусматривает, что размеры и форма платы устанавливается по договору сторон. При передаче в аренду земель, находящихся в гос. и муниципальной собственности обязательно должно учитываться требования, содержащиеся в ЗК., т.е. РФ, ее субъекты и МО обязаны принять нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок расчета и условия взимания арендной платы с этих ЗУ.

По ГК, арендатор ЗУ, а так же арендатор иного имущества, вправе распоряжаться правами и обязанностями по договору аренды ЗУ, но в этом случае требуется согласие собственника имущества (собственника необходимо уведомить об этом, если договором не установлено иное). Если же в аренду были переданы земли, находящиеся в гос. и муниципальной собственности на срок более 5 лет, то требуется только уведомление собственника.

При аренде ЗУ требуется соблюдение принципа единства судьбы ЗУ и прочно связанных с ним объектов. В ГК предусматриваются права на ЗУ арендатора здания, строения и сооружения. У него обязательно должно возникнуть право на ЗУ, занятый строением и необходимый для его использования. Если в договоре аренды строение не определили вид права на ЗУ, то возникает право пользования соответствующего ЗУ. Пленум ВАС в постановлении «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении земельного законодательства» разъясняется, что в этом случае, права на ЗУ возникает в силу закона, а поэтому арендатор строения не вправе обращаться в суд, с требованием о понуждении к заключению соответствующего договора в отношении ЗУ.

Основаниями для досрочного расторжения договора аренды являются: По требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор: 1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; 2) существенно ухудшает имущество; 3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату; 4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки. По требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда: 1) арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества; 3) арендодатель не производит являющийся его обязанностью капитальный ремонт имущества; 4) имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования. Прекращение аренды земельного участка не допускается: 1) в период полевых сельскохозяйственных работ; 2) в иных установленных федеральными законами случаях.

Понятие земельного права и его система.

ЗП является отраслью права, законодательства, учебной и научной дисциплиной.

ЗП – совокупность правовых норм, устанавливающих определенный режим регулирования отношений по поводу использования и охраны земель, как природного объекта и природного ресурса, так и недвижимого имущества.

Систему ЗП составляет совокупность правовых институтов, которые объединяются в общую и особенную части.

В общей части устанавливаются основные правила использования земель, независимо от цели их предоставления (институт права собственности на земельные участки; институт землепользования – институт иных видов прав на землю (пожизненное наследственное владение, постоянное (бессрочное) пользование, сервитут, аренда, безвозмездное срочное пользование); институт управления в области использования и охраны земли; институт охраны земель и защиты прав на землю собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов).

В особенную часть включаются правовые институты, устанавливающие особенности использования ЗУ, в зависимости от цели их предоставления (правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, космического обеспечении, обороны, безопасности и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и их объекты; земли лесного фонда; правовой режим земель водного фонда; земли запаса (это единственная категория земель, целевое назначение которых не определено).

ЗП как отрасль законодательства представляет собой совокупность нормативно – правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель.

Как научная дисциплина ЗП представляет собой совокупность концепций, доктрин, устанавливающих тенденции развития земельного законодательства.

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, www.aup.ru, infopedia.su.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector