Структура финансово правовой нормы

ТЕМА 4. ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Финансово-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности. Основная особенность этих норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство устанавливает строгие правила поведения, права и обязанности участников финансовых правоотношений, которые они не вправе изменить.

Норма финансового права представляет собой установленное государством общеобязательное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере финансовой деятельности, закрепляющее права и обязанности субъектов правоотношений и являющееся критерием оценки их поведения. Финансово-правовые нормы выражают сущность регулируемых общественных отношений, из совокупности которых и состоят конкретные нормативные правовые акты. Нормы финансового права закрепляются в законах и других нормативных правовых актах и не являются простой волей законодательных и исполнительных органов. Имея объективные экономические предпосылки и обоснования, данные нормы разрабатываются и закрепляются в целях урегулирования (установления) определенного правила поведения или отношения. Так, развитие внешнеэкономических связей побудило государство разработать и применить нормы, устанавливающие порядок осуществления валютных операций, а появление частных предприятий выявило необходимость в регулировании формирования и использования их денежных фондов, а также в закреплении отношений по уплате налогов и сборов и иных обязательных платежей. Главная цель применения этих норм — подчинить рассматриваемые отношения финансовому обеспечению деятельности государства.

Нормы финансового права регулируют довольно широкий круг общественных отношений, имеющих большое значение для эффективного функционирования государства и местного самоуправления. В то же время в финансово-правовых нормах отражаются и отношения, складывающиеся в экономике, социальной сфере, на финансовом рынке и в других областях. Нормы определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения граждан, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере финансовой деятельности.

Финансово-правовые нормы устанавливают правовой статус участников финансовых отношений, их права и обязанности, правовой режим их взаимоотношений, а также предусматривают ответственность за нарушение предписаний государства. Значение норм финансового права определяется их ролью не только в упорядочении и защите новых общественных отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, но и в вытеснении правовых отношений и явлений, не отвечающих современному уровню развития права, задачам соблюдения баланса публичных и частных интересов. Так, стимулируя экономическую активность предприятий и организаций, предоставляя им средства из бюджета, государство тем самым преследует и собственные интересы — развитие национальной экономики, повышение уровня собираемости налогов, обеспечение занятости населения.

Финансово-правовая норма — это установленное государством (муниципальным образованием) и обеспеченное мерами государственного принуждения властное предписание, определяющее правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства или муниципального образования.

Нормы финансового права, как и нормы права в целом, являются системными образованиями и обладают определенной структурой, т.е. имеют внутреннее строение. По своей структуре норма финансового права включает в себя три элемента:

Гипотезой именуется часть финансово-правовой нормы, в которой заключены содержание самого правила поведения, фактические условия реализации нормы либо обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими финансовые правоотношения.

Например, п. 1 ст. 93.2 Бюджетного кодекса устанавливает, что бюджетный кредит может быть предоставлен субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием). В данной статье содержится условие, при котором будет осуществляться реализация нормы по предоставлению бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Диспозиция является основой финансово-правовой нормы и содержит предписание самого правила поведения участников финансовых отношений. В диспозиции обычно четко указываются их права и обязанности. Так, в соответствии со ст. 168.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) разрабатывается временной финансовой администрацией в срок до двух месяцев со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о введении временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании).

Способом защиты правил, установленных нормами финансового права, являются санкции. В санкциях заключаются меры воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов. Однако, несмотря на то что санкции носят финансовый характер, в юридической литературе не встречается понятие «финансовые санкции». В основном они влекут за собой применение мер материальной ответственности за ущерб государству и имеют некоторые особенности. Например, в бюджетном законодательстве предусмотрено применение таких санкций, как блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, наложение штрафа и начисление пени. Самая распространенная санкция в финансовом праве — пеня, которая применяется в бюджетном и налоговом законодательстве и взыскивается финансовыми органами при нарушении срока платежа. Как правило, в финансово-правовых актах могут не присутствовать все три элемента финансово-правовой нормы, но какой-либо элемент обязательно будет находиться в статьях этих актов или в других нормативных актах. Примеры

Это интересно:  Справка дана или выдана как правильно

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Структура финансово-правовых норм

Правовой нормой называется рассчитанное на регулирование вида общественных отношений общее правило поведения, установленное или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Нормы права обладают общими признаками социальных норм:

— представляют собой правила поведения людей в обществе;

— выступают правилами поведения общего характера.

Общий характер правовой нормы, состоит в том, что она регулирует определенный вид общественных отношений, обращена к персонально-неопределенным лицам, рассчитана на заранее не известное число типичных случаев и действует непрерывно. Она должна исполняться всякий раз, когда возникнут предусмотренные ею условия. В силу этого правовая норма выступает общим масштабом, единой мерой поведения людей. Норма — это правило должного, обращенное в будущее. От других социальных норм правовые нормы отличаются неразрывной связью с государством, которое устанавливает или санкционирует (официально признает) правовые нормы и охраняет их от нарушений. Правовая норма носит общий характер. Она определяет типичные черты жизненных ситуаций, в которых подлежит реализации, видовые признаки общественных отношений и их участников, чье поведение регулируется нормой; само правило выражено в общей форме как модель поведения; в общей форме определены и меры принуждения, применяемые к нарушителям нормы. Норма права рассчитана на регулирование не отдельного, единичного отношения, а вида отношений; этим она отличается от актов применения права, договоров, индивидуальных распоряжений. Было обосновано, что норма права — это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает присущим ей содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

Структура финансово-правовой нормы тождественна любой другой норме права. Финансово-правовая норма может содержать гипотезу, диспозицию и санкцию, то есть основные элементы правовой нормы, хотя далеко не все финансовые нормы являются полными по содержанию. Одной из особенностей финансово-правовых норм является их расширенный объем, в частности по сравнению с нормами конституционного права.

Гипотеза определяет условия, при которых могут возникать предусмотренные нормой юридические права и обязанности участников финансовых отношений в области финансовой деятельности. Такие условия должны иметь конкретное выражение.

Диспозиция является основой нормы и содержит само правило поведения участников финансовых отношений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств. Диспозиция выраженная в безусловно определенной форме и, как правило, достаточно отягощенной по содержанию.

Санкция финансово-правовой нормы содержит указания на невыгодные для ее нарушителя последствия. Именно в санкции выражается императивный характер предписаний в сфере финансовой деятельности. За нарушение установленных условий законодательство предусматривает возможность применения финансовых, административных, дисциплинарных и уголовных мер. Продолжалась научная дискуссия о наличии финансовой ответственности не может не принимать во внимание, что финансовые санкции в виде штрафов, пени или прекращение бюджетного финансирования является обязательным следствием нарушения установленных финансовым нормой правил поведения. Санкциям финансово-правовых норм присущ ряд признаков.

В частности, поскольку санкции являются одним из видов государственного принуждения, они объективно выражаются в нормах финансового законодательства; применяются специально уполномоченными органами, им присуща императивность и имущественный характер. Целью их является обеспечение общественных и государственных финансовых интересов, возмещения недополученных бюджетом и внебюджетными фондами денежных поступлений, соблюдения финансовой дисциплины.

Санкции финансово-правовых норм по своей сущности является экономически-юридическими (имущественными), потому невыгодность, нежелательности предполагаемых ими мер заключается в уменьшении имущественной сферы правонарушителя через его денежные фонды и средства. Эти меры призваны влиять на экономическое положение плательщиков, они приводят к уменьшению сумм, остающихся в их распоряжении, сокращают отчисления в фонд экономического развития и т.п.

Рассматривая санкции финансово-правовых норм в полном объеме, в аспекте их функций можно выделить такую их особенность, как сочетание правовидновлювального и штрафного (карательного) элементов. Благодаря реализации санкций восстанавливается нарушена финансовая дисциплина, в том числе порядок начисления и уплаты налогов. Следовательно, санкции позволяют возместить убытки, причиненные правонарушением и восстановить положение, существовавшее до совершения правонарушения. Оптимальной является ситуация, когда применяются санкции, которые одновременно выполняют функции компенсационного и штрафного характера.

Финансовая санкция — это штрафной средство государственного принуждения, выраженный в денежной форме, применяется уполномоченным государственным органом до налогоплательщика за совершение налогового правонарушения в порядке, установленном финансово-правовыми нормами, в целях реализации общественных интересов при обеспечении денежных поступлений в бюджет. [2, 53c.]

Финансово-правовые нормы представляют собой писанные правила поведения, которые устанавливаются государством в процессе его финансовой деятельности.

Данные правила состоят в представлении участникам финансовых отношений определённых юридических прав и обязанностей, осуществление которых обеспечивает образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований.

Данные правила поведения обеспечиваются принудительной системой государства. Финансово-правовые нормы имеют императивный характер, т.е. они содержат требования. Эти требования нельзя произвольно изменить или отменить, т.е. они носят государственно-властный характер.

Это интересно:  Какое наказание если забыл права дома

Государственные органы в области финансовой деятельности всегда ограничены объективными возможностями, это означает что государство может финансировать свои потребности только за счёт полученных доходов. Доходы в свою очередь зависят от развития производства и всей социальной сферы, что в свою очередь определяет поступление налогов и других платежей в различные бюджеты.

В теории финансового права все нормы финансового права (как и любая другая норма) состоят из трёх элементов:

1. гипотеза — она определяет условия, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения;

2. диспозиция — само правило поведения; предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности;

3. санкция — она предполагает негативные последствия за нарушение диспозиции нормы права.

Санкция определяет меры финансового воздействия за нарушение установленных предписаний в области финансов. Наиболее распространёнными являются: штраф, пеня, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесённых в срок платежей и т.д. Более того пеня в некоторых случаях взыскивается автоматически без установления вины лица.

Взысканные средства поступают в государственный или муниципальный бюджет.

Финансово-правовая норма в конкретном финансовом акте может не содержать все 3 элемента, тогда эти элементы содержатся в других статьях данного нормативного акта или в статьях других нормативных актов.

Структура финансово правовой нормы

3.2. Классификация финансово-правовых норм. Структура нормы финансового права

Лучшему пониманию особенностей и роли финансово-правовых норм способствует их классификация. Ее можно провести по нескольким основаниям.

В зависимости от функций, выполняемых финансовым правом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.

1. К регулятивным финансово-правовым нормам относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей.

2. К охранительным финансово-правовым нормам относятся те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за совершение финансовых правонарушений.

В свою очередь, регулятивные финансово-правовые нормы в зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений подразделяются на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие.

1. Обязывающие – требующие от участников финансовых отношений совершения активных действий. Обязывающий характер присущ большинству финансово-правовых норм, что является прямым отражением основного метода финансового права – метода властных предписаний. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок. Большинство норм финансового права носит обязывающий характер.

2. Запрещающие – содержащие требования к участникам финансовых правоотношений не совершать определенные действия. Данный вид финансово-правовой нормы нацеливает субъектов финансового права на пассивное поведение в виде отказа от совершения запрещенных государством действий.

3. Уполномочивающие, которые устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных законодательством рамках. В уполномочивающих финансово-правовых нормах категорический характер предписания государства сочетается с определенными полномочиями участников финансовых отношений, т.е. в них содержаться дозволения распоряжаться субъективными правами в пределах нормы. Так, местные Советы депутатов, руководствуясь императивной нормой в области установления местных налогов и сборов, исчерпывающий перечень которых ежегодно закрепляется законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год, вводят по своему выбору те налоговые платежи, которые необходимы для эффективного развития местных территорий.

По своему содержанию финансово-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными. В уполномочивающих финансово-правовых нормах категорический характер предписания государства сочетается с определенными полномочиями участников финансовых отношений, т.е. в них содержаться дозволения распоряжаться субъективными правами в пределах нормы. Так, местные Советы депутатов, руководствуясь императивной нормой в области установления местных налогов и сборов, исчерпывающий перечень которых ежегодно закрепляется законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год, вводят по своему выбору те налоговые платежи, которые необходимы для эффективного развития местных территорий.

1. Материальные финансово-правовые нормы закрепляют состав финансовой системы, правовой статус субъектов финансового права, виды доходов и расходов бюджетов различных уровней и т. д. Любая материальная норма будет регулировать определенные финансовые отношения только в случае подключения к такому регулированию соответствующих процедурно-процессуальных предписаний.

2. Процессуальные финансово-правовые нормы закрепляют порядок осуществления финансовой деятельности государства посредством установления определенных сроков, порядка применения финансово-правовых норм и т. д. Особенно четко можно провести разграничение между материальными и процессуальными нормами в бюджетном праве.

Нормы финансового права, как нормы других отраслей права, состоят из трех элементов, которые имеют определенную специфику, отражающую особенность финансового права как отрасли права: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы. Гипотеза финансово-правовой нормы довольно часто носит сложный характер, так как содержит несколько условий. Например, норма налогового права, регулирующая уплату налога на доходы физического лица, содержит несколько условий: наличие определенного вида дохода; место его получения, которое зависит от правового статуса налогоплательщика; возможность применения различных видов вычетов; фактического получения доходов.

Это интересно:  Права и обязанности сторон трудового договора

Диспозиция устанавливает содержание правил поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению и использованию государственных финансовых ресурсов, выражая при этом права и обязанности участников финансовых правоотношений. Иными словами, диспозиция требует от участников финансовых отношений определенных правил поведения, не допуская отклонений от данных требований. Например, законодательством предусматривается обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговом органе в определенный срок.

Санкции предусматривают меры юридической ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Санкции носят исключительно принудительный характер в виде денежных взысканий (например, пени за просрочку налоговых платежей). В юридической литературе обосновывается положение о наличии финансовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности. Финансово-правовая санкция, составляющая сущность финансово-правовой ответственности, имеет специфические черты. Она носит денежный характер и воздействует на нарушителя финансово-правовой нормы не непосредственно, а косвенно, через его фонды денежных средств. Положение о финансово-правовой ответственности как самостоятельном виде юридической ответственности является в настоящее время дискуссионным. К нарушителям норм финансового права могут быть применены также меры ответственности, предусмотренные другими отраслями права – административным, уголовным, трудовым.

Структура нормы финансового права

Читайте также:

  1. I. Орфоэпические нормы русского языка. Литературное произношение. Интонационные конструкции.
  2. I. Понятие международного экологического права.
  3. I.5.1) Предпосылки всеобщей кодификации права.
  4. II. НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ
  5. Jus in rem -вещные права.
  6. P3. Формы позитивного права.
  7. Thesauri inventio, условия и правила закрепления права.
  8. V 2: Нормы международного права
  9. А. Сутність магістерської роботи, її структура.
  10. Агропромисловий комплекс України, його значення, структура й регіональні особливості трансформації в ринкових умовах.
  11. Административно-правовые нормы, их действие, реализация, систематизация и кодификация.
  12. Административно-правовые нормы.

Классификация финансово-правовых норм.

Понятие, признаки и особенности финансово-правовых норм.

Финансовое право как наука и учебная дисциплина.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли права.

Наука финансового права – это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права. Как учебная дисциплина финансовое право изучает обеспечение денежными средствами государственного управления.

Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения.

Нормы финансового права – установленные и охраняемые государством правила поведения участников финансовых правоотношений, выраженные в их правах и обязанностях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных денежных фондов.

Признаки финансово-правовых норм вбирают в себя и их особенности.

Специфическими признаками финансово-правовых норм являются:

1) целевое назначение;

2) императивный характер;

3) общественная предопределенность (публичность);

4) материальное обоснование ;

Вытекающими отсюда особенностями являются:

1)регулирование отношений, касающихся образования, распределения и использования государственных денежных фондов;

2) повелительный характер;

3) установление прав и обязанностей государственных органов как участников финансовых правоотношений, как правило, неразделимо и выражается через их полномочия.

Финансово-правовые нормы классифицируются по следующим основаниям:

2) по содержанию:

Финансово-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на условия действия финансово- правовой нормы, определяет круг участников финансово-правовых отношений и обстоятельства, обстоятельства, при которых может возникнуть финансово-правовое отношение.

Диспозиция содержит само правило поведения, определяет круг прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.

Санкция выражает меру ответственности, которая применяется в случае нарушения финансово-правовой нормы. Она носит денежный характер и соединяет в себе 2 элемента: правовосстановительный и карательный, т.е. штрафной.

25 (4). Финансовые правоотношения: понятие и особенности.

Финансовые правоотношения – отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства в области мобилизации, распределения и использования денежных ресурсов государства, которые урегулированы финансово-правовыми нормами.

Особенности финансовых правоотношений:

1)возникают в процессе финансовой деятельности государства, а также местных органов власти и управления;

2)является разновидностью имущественных правоотношений;

3)субъективные права и юридические обязанности устанавливаются государством в нормативных правовых актах;

4)одним из участников всегда является государство в лице его уполномоченных органов по поводу денег.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, ebooks.grsu.by, studopedia.su.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector