Порядок применения физической силы

Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) О транспортной безопасности»

Статья 12.3. Особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства

3. Работники подразделений транспортной безопасности после прохождения профессиональной подготовки и медицинского осмотра при исполнении должностных обязанностей имеют право на применение физической силы, специальных средств и служебного огнестрельного оружия в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ «О ведомственной охране».

Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране» (с изменениями и дополнениями)

Глава IV. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны

Статья 13. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны

Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия на охраняемых объектах, а также вне охраняемых объектов при преследовании лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемых объектах.

При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия работники ведомственной охраны обязаны:

стремиться в зависимости от характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой вред, причиняемый при этом, был минимальным;

предупредить о намерении применить их, а в исключительных случаях, когда промедление с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо работников ведомственной охраны или может повлечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреждения;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь;

доложить по подчиненности о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Соответствующие должностные лица органов ведомственной охраны обязаны незамедлительно уведомить орган внутренних дел и прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Применение физической силы

Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, пресечения сопротивления законным требованиям работников ведомственной охраны, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них должностных обязанностей.

Статья 15. Применение специальных средств

Работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств в случаях:

1) отражения нападения на охраняемые объекты;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;

3) пресечения сопротивления, оказываемого правонарушителем работникам ведомственной охраны при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;

4) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

5) оказания противодействия работникам ведомственной охраны при доставлении задержанных лиц в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел;

6) необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования работников ведомственной охраны.

В качестве специальных средств работниками ведомственной охраны могут применяться:

средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктом 6 части первой настоящей статьи;

Все перечисленные специальные средства могут применяться также в случаях, предусмотренных частью первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости работники ведомственной охраны при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые приемлемые подручные средства.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Статья 16. Применение огнестрельного оружия

Работники ведомственной охраны в качестве крайней меры имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:

1) защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;

3) задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

4) отражения вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;

5) предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

6) остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемых объектов либо лиц, находящихся на охраняемых объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с охраняемых объектов, несмотря на законное требование работников ведомственной охраны.

Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен работникам ведомственной охраны, за исключением случаев, когда перечисленные лица:

оказывают вооруженное или групповое сопротивление работникам ведомственной охраны;

совершают вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты, угрожающее жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Статья 17. Гарантии личной безопасности работников ведомственной охраны

Работники ведомственной охраны вправе привести в готовность к стрельбе огнестрельное оружие, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 16 настоящего Федерального закона.

Попытки лица, задерживаемого работниками ведомственной охраны с приведенным в готовность к стрельбе огнестрельным оружием, приблизиться к работникам ведомственной охраны, сократив при этом указанное ими расстояние, или прикоснуться к их оружию предоставляют указанным работникам право на применение огнестрельного оружия в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

Порядок применения физической силы

В области применения ограничений, запретов, обеспечения общественного порядка или безопасности любого субъекта (участника правоотношения) закономерно присутствуют правовые нормы защиты и обеспечения законных интересов государства (строя). Защитные действия при этом могут быть направлены в том числе в интересах и самого полицейского (ОВД РФ). Эти и другие правовые меры невозможны без применения тех или иных принуждений, ограничений. Особенно тогда, когда лицо, совершающие те или иные противоправные деяния, не реагирует на устные замечания, рекомендации (пояснений), требования должностного лица — сотрудника полиции, обеспечивающего правопорядок, безопасность. Одной из мер (способов, действий) является право полицейского на применение физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия. Так, он имеет право на применение физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами (ФКЗ), ФЗ о полиции и другими федеральными законами. Перечень состоящих на вооружении полиции спецсредств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством России. Не допускается принятие на вооружение полиции спецсредств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых спецсредств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены ФЗ о полиции, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие. Он также обязан проходить спецподготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется МВД России. Так, право на применение световых и акустических спецсредств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший соответствующий допуск (наличие знаний и умений). Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия.

Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством РФ. Вместе с тем он не несет ответственности за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены ФКЗ, ФЗ о полиции и другими ФЗ.

Весь процесс применения определенных действий сотрудника полиции предусматривается и закрепляется в определенных НПА, в том числе ФЗ о полиции, в частности порядок применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия (ст. 19). В данном случае перед применением физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия он обязан сообщить (предупредить) лицам, в отношении которых предполагается их применение, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения этих мер в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу). Он имеет право также не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, спецсредства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия. При их применении он действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, спецсредства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом он обязан стремиться к минимизации любого ущерба. Так, сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия 1 , первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина. А также о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов. Он также (полицейский) обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть. Так, о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения спецсредств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

Это интересно:  Статья особенной части ук рф состоит из

В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, спецсредства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы) (дополнительно см. Устав ППС полиции [1] [2] ).

Применение физической силы полицией в нашем случае следует рассматривать как особые тактические действия, приобретенные навыки в процессе служебной деятельности и учебно-тренировочного периода (боевая и физическая подготовка, тактические учения, приближенные к явным ситуациям). Так, сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях.

  • • для пресечения преступлений и административных правонарушений;
  • • для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения (пункта) полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
  • • для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Он также имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда ФЗ о полиции разрешено применение спецсредств или огнестрельного оружия.

Вопрос №2. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Основания применения физической силы.

В главе 5 «Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» статье 19 Федерального закона «О полиции» идет речь о порядке применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, которые включают в себя законодательно установленные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения силы и оружия.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия – это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к силе и оружию.

Если основания применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия указывают на то, когда, в каких случаях можно их использовать, то порядок применения заключается в том, как, каким образом это должно делаться. Он включает в себя действия сотрудника полиции непосредственно перед применением, в момент и после применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Статья 19. Федерального закона «О полиции» оговаривает порядок применения физическойсилы, специальных средств и огнестрельного оружия.

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

Часть 1 данной статьи обязывает сотрудника полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

1) сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции;

2) предупредить указанных лиц о своем намерении;

3) предоставить указанным лицам возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.

На случай применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) рассматриваемая норма предусматривает осуществление перечисленного одним из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

Здесь, во-первых, указано на обязанность сотрудника полиции сообщить том, что он является сотрудником полиции, и, во-вторых, указано на необходимость предоставления не только времени, но и возможности для выполнения законных требований сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

Среди обязанностей сотрудника полиции указывается на обеспечение лицам, получившим телесные повреждения, предоставления первой помощи. Оказание первой помощи регламентировано ст. 19.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и Приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2010 г. № 353н «О первой помощи».

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

Часть 5 статьи 19 устанавливает необходимость уведомления полицией близких родственников или близких лиц гражданина о причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. Причем сначала принимаются меры к уведомлению близких родственников. И только если уведомить таковых нет возможности, к примеру, близких родственников у лица нет, уведомлению подлежит кто-либо из числа близких лиц гражданина, которому причинен физический вред.

Постольку поскольку в Федеральном Законе понятия близких родственников или близких лиц не определены, при применении нормы ч. 5 статьи 19 представляется уместной аналогия с положениями п. п. 3 и 4 ст. 5 УПК РФ, в которых определено, что:

близкие родственники — это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 4);

близкие лица — это иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений (п. 3).

Законодатель не требует уведомлять не являющихся близкими родственниками иных родственников. Последние могут быть уведомлены, если они являются близкими лицами лица, которому причинен вред здоровью.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

Под прокурором в ч. 6 комментируемой статьи понимается надзирающий прокурор. Обычно таковым является прокурор обслуживаемого органом внутренних дел, в котором трудится сотрудник полиции, района (города).

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

Это интересно:  Актом об амнистии лица могут быть освобождены

В части 8 статьи 19 закреплены обязанности сотрудника полиции сообщить, непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия представить соответствующий рапорт:

о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации;

о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудником полиции.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Часть 9 статьи 19 определяет особенности применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в составе подразделения (группы): такое применение подлежит осуществлению, во-первых, в соответствии с федеральным законом и, во-вторых, в рамках выполнения приказов и распоряжений руководителя этого подразделения (группы).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27 Федерального Закона «О полиции» сотрудник полиции обязан выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), только те, которые отданы в установленном порядке и не противоречат федеральному закону. Как установлено в ч. 2 ст. 30 данного Закона, при получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

Пресечение противоправных действий с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия неразрывно связано с таким понятием, как «тактика», т. е., другими словами, различными способами и методами применения сотрудниками полиции мер пресечения.

Тактика – это выбор комплекса приемов и методов, позволяющих достигнуть требуемого результата в целом при проведении мероприятия, а также на определенных его этапах.

Начнем с физической силы. Конкретные формы проявления применения физической силы сотрудниками многообразны, причем она может быть направлена на людей, животных, материальные объекты.

При необходимости применения физической силы должен применяться общий принцип – минимальной необходимости и достаточности физического воздействия на правонарушителя. Так, не должны применяться приемы и методы, причиняющие необоснованные повреждения и страдания, а также унижающие человеческое достоинство.

Применение физической силы допускается с соблюдением указанных требований, условий и целей также в отношении женщин, лиц с явно выраженными признаками инвалидности, малолетних, но с учетом этих обстоятельств.

В отношении отдельного безоружного правонарушителя, уступающего сотруднику в физической силе и ловкости, оправдывает себя практика применения приемов различных единоборств: с проведением захватов и удержаний, блокированием и нанесением ударов руками и ногами. Причем при злостном неповиновении, когда возникает необходимость в принудительном перемещении правонарушителя из одного места в другое, эффективные болевые приемы с пальцевыми или кистевыми захватами и удержаниями. Технически легко осуществляемые, эти приемы позволяют сотрудникам без особых затруднений доставлять правонарушителя в места предварительного содержания. Кроме того, данные приемы считаются наиболее безопасными, поскольку не причиняют человеку каких-либо телесных повреждений, а вызывают лишь чувство дискомфорта.

Основным недостатком при применении физической силы является неспособность правильно и до конца провести прием самбо для задержания правонарушителя, как правило, лишь активизирует агрессию последнего.

Сотрудник должен хорошо представлять себе все возможные и наиболее вероятные последствия при применении силовых приемов, в противном случае ему будет трудно грамотно квалифицировать свои действия в суде.

В практике нарядов полиции достаточно часто применяется физическая сила, как правило, боевые приемы борьбы.

Физическая сила – это не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия физические действия сотрудника полиции, направленные против отдельных лиц либо имущества, и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности лиц, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, а также в повреждении или временном изъятии принадлежащего кому-либо имущества в целях прекращения активного противоправного поведения этих лиц или, в случае их противоправного бездействия, самостоятельного исполнения сотрудниками полиции своего законного требования.

Основным нормативным актом, закрепляющим основания применения физической силы сотрудниками полиции, является ФЗ «О полиции». Эффективность использования физической силы при пресечении противоправного поведения зависит от двух условий:

— четкого правового регулирования ее применения;

-уровня специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, направленной на выработку у них стойких физических и тактико-психологических навыков владения приемами рукопашного боя.

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Например, применение физической силы является принудительное помещение (или перенос) пьяного в специальный автомобиль, извлечение из салона транспортного средства управляющего им водителя, имеющего внешние признаки опьянения, который отказывается подвергнуться медицинскому освидетельствованию, и извлечение ключа из замка зажигания автомобиля, на котором он пытается скрыться; доставление в дежурную часть органов внутренних дел лица, подозреваемого в совершении правонарушения, когда сотрудники полиции держат его «под руки» и т. д.

Боевые приемы борьбы, как разновидности физической силы применяемой сотрудниками полиции, могут относиться к любым системам рукопашного боя — боксу, самбо, дзюдо, карате, айкидо и т. п., либо не входить не в одну из них. Для закона это безразлично, главное, чтобы тяжесть последствий, наступивших в результате применения сотрудником полиции ударов, удушающих, бросковых и других подобных приемов была соразмерной характеру и степени общественной опасности пресекаемого правонарушения, лиц, его совершивших, силе оказываемого ему противодействия, то есть не была явно, очевидно для всех чрезмерной в данной ситуации.

Исходя из содержания статьи 20 Закона РФ «О полиции» физическая сила используется:

Во-первых, при пресечении преступлений и административных правонарушений. Необходимо отметить, что правомерным применение физической силы следует считать пресечение правонарушений и преступлений, которые совершаются путем действия.

Во-вторых, для задержания лиц, совершивших преступление или административное правонарушение.

В отношении некоторых категорий задерживаемых лиц, например, разыскиваемых, когда имеется информация о том, что они вооружены, в целях предотвращения попытки эффективного сопротивления с их стороны, задержание, а значит и физическая сила, может применяться неожиданно для задерживаемых, то есть без предупреждения.

По общему правилу, если задерживаемый выполняет все требования сотрудника полиции, физическая сила не применяется. Необходимость в ней проявляется обычно при воспрепятствовании со стороны задерживаемого или иных лиц законной деятельности сотрудника полиции. В таком случае проявляется еще и третье основание применения сотрудниками полиции физической силы — преодоление противодействия законным требованиям.

Для того, чтобы применение физической силы сотрудниками полиции соответствовало закону, необходимо, чтобы каждое из перечисленных оснований, было дополнено второй частью — если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей. Тем самым в законе еще раз подчеркивается, что сила может быть использована лишь в случае, когда ей предшествовало употребление мер убеждения, не приведшее к должному результату.

Сотрудник органов внутренних дел, причинивший телесные повреждения в результате применения боевых приемов борьбы, обязан оказать необходимую помощь лицу, получившему повреждения, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности от внезапного нападения.

Вывод по вопросу:Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия — это предусмотренная Законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к силе и оружию.

Заключение

Таким образом, законом РФ “О полиции” сотрудники полиции для выполнения своих обязанностей и в пределах предоставленных прав могут применять физическую силу, различные виды специальных средств и как крайнюю меру – огнестрельное оружие, стремясь при этом, в соответствии с принципом гуманизма, нанести минимальный вред. Указанным законом также предусмотрены запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств и огнестрельного оружия.

Правовой основой применения сотрудниками полиции физической силы являются ст. ст. 18 и 20 Федерального закона РФ «О полиции» и п. 23 Устава патрульно-постовой службы. Правовой основой применения сотрудниками полиции специальных средств являются ст. ст. 18 и 21 Федерального закона РФ «О полиции» и п. 23 Устава патрульно-постовой службы. Правовой основой применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия являются ст. 18, части 1 и 3 ст. 23 Федерального закона РФ «О полиции» и п. 23 Устава патрульно-постовой службы.

Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

ФЗ «О полиции» установлен порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Полиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Сотрудники полиции обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Это интересно:  Как происходит увольнение по соглашению сторон

Порядок применения указанных специальных мер административного пресечения, предусмотренный ФЗ «О полиции», состоит из трех основных этапов:

  • 1. Действия сотрудника полиции непосредственно перед применением физической силы, специальных средств, или огнестрельного оружия:
    • — информирование сотрудником полиции лица, в отношении которого возможно применение специальных мер, о своей принадлежности к полиции. При применении огнестрельного оружия — обнажение огнестрельного оружия и приведение его в готовность для производства выстрела;
    • — предупреждение о намерении применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника полиции, за исключением тех случаев, когда промедление в их применении создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции, может повлечь иные тяжкие последствия, или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным. Предупреждение о намерении применить оружие подается голосом или выстрелами вверх;
  • 2. Действия сотрудника в момент применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:
    • — принятие сотрудником полиции мер к недопущению причинения ущерба посторонним лицам (согласно ч. 6 ст. 23 Закона РФ «О полиции» запрещено применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, когда от этого могут пострадать случайные лица);
    • — причинение лицу, в отношении которого применяются специальные меры пресечения, в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и самого лица, его совершившего, силы оказываемого противодействия, минимального ущерба;
  • 3. Действия сотрудника после применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия:
    • — после применения специальных средств производится осмотр помещений и местности в целях обнаружения пострадавших, выявления возможных очагов возгораний и поврежденных объектов жизнеобеспечения и т.д.;
    • — обеспечение лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, оказания доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок, но не более 24 часов, их родственников;
    • — о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов;
    • — о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт;
    • — обеспечение охраны места применения специальных средств или огнестрельного оружия, повлекшего смерть, ранение людей или значительный материальный ущерб.

Применение физической силы — это такое принудительное воздействие, которое основано на использовании мускульной силы и индивидуальных физических возможностей каждого конкретного сотрудника полиции и состоит во вступлении его в непосредственный физический (телесный) контакт с объектом воздействия (человеком, животным, предметами, веществами, механизмами) и может сопровождаться причинением боли, вреда здоровью или смерти людям и животным, повреждением или разрушением предметов, механизмов, временным изъятием предметов, веществ и механизмов.

Согласно статье 20 Закона РФ «О полиции» сотрудники полиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для:

  • 1. Пресечения преступлений и административных правонарушений;
  • 2. Для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц- в целях захвата, удержания указанных лиц на месте происшествия или доставления их к месту разбирательства;
  • 3. Преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнение возложенных на полицию обязанностей — при неповиновении сотруднику полиции (ст. 19.3 КоАП РФ), отказе проследовать в определенное место, оставаться на месте или покинуть его, обеспечить доступ в помещение или на объект, обеспечить доступ к лицам, предметам и документам.

Перечень специальных средств включает в себя:

  • 1) палки специальные;
  • 2) специальные газовые средства;
  • 3) средства ограничения подвижности ;
  • 4) специальные окрашивающие и маркирующие средства;
  • 5) электрошоковые устройства;
  • 6) светошоковые устройства;
  • 7) служебных животных;
  • 8) световые и акустические специальные средства;
  • 9) средства принудительной остановки транспорта;
  • 10) средства сковывания движения;
  • 11) водометы;
  • 12) бронемашины;
  • 13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;
  • 14) средства разрушения преград.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона РФ «О полиции» сотрудники полиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении полиции, в следующих случаях:

  • 1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
  • 2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
  • 3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
  • 4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
  • 5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
  • 6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
  • 7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
  • 8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
  • 9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
  • 10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
  • 11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Запрещается применять специальные средства:

-при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций;

а также в отношении:

  • а) женщин с видимыми признаками беременности;
  • б) лиц, с явными признаками инвалидности;
  • в) малолетних.

Закон возвращает сотруднику полиции право на применение специальных средств, если указанные лица совершают одно из следующих действий:

  • а) оказывают вооруженное сопротивление;
  • б) совершают групповое либо иное нападение, угрожающее жизни и здоровью людей.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник полиции при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

Применение огнестрельного оружия — это производство сотрудником полиции, находящимся в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости либо при задержании лица, совершившего преступление, прицельного выстрела из огнестрельного оружия на поражение посягающего (задерживаемого) в случаях, перечисленных в ст. 23 Закона о полиции.

Нельзя расценивать в качестве применения оружия производство любого выстрела из табельного оружия еще и потому, что Закон допускает применение этого оружия только в строго определенных случаях.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О полиции» основаниями применения огнестрельного оружия являются:

  • 1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
  • 2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
  • 3) для освобождения заложников;
  • 4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
  • 5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
  • 6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
  • 7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
  • 8) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
  • 9) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
  • 10) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;
  • 11) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Статья написана по материалам сайтов: studref.com, lektsii.org, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector