Виды обращений в конституционный суд рф

Для возбуждения конституционного судопроизводства необходимо соблюдение ряда условий, предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом О Конституционном Суде Российской Федерации».

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы .

Запросом именуются обращения управомоченных органов и лиц о проверке конституционности:

федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации;

договоров между органами государственной власти;

не вступивших в силу международных договоров РФ;

о толковании Конституции РФ;

обращения судов о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

обращения Совета Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности1.

Ходатайством называются обращения о разрешении споров о компетенции между органами государственной власти.

Жалоба — обращения граждан, их объединений, других управомоченных органов и лиц о проверке конституционности законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан и примененные или подлежащие применению в конкретном деле.

Обращение заявителя, отвечающее требованиям закона, является поводом к рассмотрению дела и обязывает суд решить вопрос о принятии обращения к рассмотрению.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене либо совершении иного тяжкого преступления.

Все требования к обращениям, предусмотренные законом, можно подразделить на общие и особые.

Особые требования обусловлены предметом обращения и содержатся в главах Закона, посвященных конституционному судопроизводству по различным категориям дел.

В десяти требованиях, которые предусмотрены ст. 37 названного Закона, изложена по сути дела структура обращения. Все требования являются юридически значимыми, поскольку их несоблюдение может привести к отказу в принятии обращения к рассмотрению или затягиванию рассмотрения дела.

В обращении должны быть указаны:

Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение;

наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности.

В соответствии со ст. 53 названного Закона, представителями по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд РФ, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, член Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.

Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень в области права, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами.

Далее в обращении должны быть указаны наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции, а также точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте или подлежащем толкованию положении Конституции РФ.

Заявитель должен указать свою позицию по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ, а также требование, обращенное к Конституционному Суду РФ в связи с запросом, ходатайством или жалобой.

Завершающая часть обращения — прилагаемые к нему документы, перечень которых дан в ст. 38 названного Закона. Все документы, прилагаемые к обращению, можно подразделить на обязательные и дополнительные.

К числу обязательных можно отнести следующие документы. К обращению должен быть приложен текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащего толкованию. Это связано с необходимостью проверки того, что заявитель при подготовке обращения исходил из официального текста.

Еще одним обязательным документом является документ об оплате государственной пошлины, размеры которой определены в ст. 39 названного Закона.

К жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан помимо перечисленных документов необходимо приложить копию официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела.

К обращению заявитель может приложить и другие документы и материалы, например списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда РФ.

Обращение и прилагаемые к нему документы и материалы представляются в Конституционный Суд РФ с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.

Содержание_стадии_предварительного_рассмотрения_обращений._Задачи.

Они регистрируются и подлежат обязательному рассмотрению структурными подразделениями аппарата КС. Функции самого аппарата и их объем зависти от того, будет ли оно возвращено отправителю или принято. Судьи и работники КС соглашаются с тем, что аппарату принадлежит чрезмерно большая роль. Аппарат проверяет обращения не только по формальным признакам, но и по материальным основаниям. С одной стороны, это позволяет освободить судий КС, отсеять неподведомственные обращения. Но ни в одном иному суде РФ таких функций у аппарата нет.

Так как КС орган специализированный, вопросы подведомственности очень важны. Примеры деятельности КС подтверждают, что нередко при первоначальном отказе аппарата в случае повторного обращения заявителя КС пересматривает первоначальное решение аппарата (примеры, когда КС признавала за новыми субъектами право на обращение, а аппарат признавал субъект ненадлежащим, когда КС расширял перечень актов, подлежащих рассмотрению).

Ответственным за предварительное рассмотрение является секретариат КС. В последующем обращение, потупившее и входящие в компетенцию, с предложениями передается руководителю секретариата. Руководитель в праве для более глубокого изучения вопросов обращения направить его в соответствующие управления. Управления готовят справку по изученному вопросу, и все это возвращается руководителю секретариата, который передает материалы председателю КС РФ.

ФКЗ установил, что обращение неподведомственное КС и не отвечающее требованиям по форме возвращается заявителю с перечнем замечаний. Заявитель в праве требовать повторного рассмотрения его обращения, но уже составом суда.

Заявитель может устранить недостатки и вновь обратиться в КС РФ, но это будет новое обращение. Если обращение явно неподведомственно КС РФ секретариат может направить обращение в компетентные органы. Секретариат определяет соответствие формальным требованиям и самое сложное – определяет явную неподведомственность заявления.

Явная неподведомственность, когда заявитель просит о пересмотре судебного решения, о пересмотре правоприменительного акта, о неправильном начислении пенсии. Самая серьезная ошибка – оспаривание ненормативных актов. Если секретариат отказывает в принятии обращения, и КС при повторном обращении поддержал данный вывод, заявителю направляется уведомление о прекращении переписки с ним по тому же самому вопросу.

Если обращение подведомственно КС и подано надлежащим субъектом и соответствует формальным требованиям, председатель КС поручает 1 или нескольким судьям предварительное изучение обращения. Срок – оно должно быть завершено в течение 2х месяцев с момента регистрации обращения. На данном этапе проверяется наличие оснований к рассмотрению обращения в КС РФ. Судья проверяет, является ли акт действующим, нарушены ли конституционные права, нет ли ранее вынесенных постановлений КС по аналогичному вопросу, сохраняющих свою силу.

Кроме вопроса подведомственности судьи оценивают допустимость обращения – когда вопрос имеет политический характер, когда закон еще не применен в конкретном деле и т.д. недопустимы обращения, указывающие на пробельность в самой конституции либо на несовершенство закона.

Вопрос о допустимости оценивается в соответствие со ст. 125 К РФ, судьи могут дать поручение специалистам аппарата КС (при предварительном рассмотрении) если есть необходимость в сборе материалов и их анализе. Поручение в письменном виде с перечнем конкретных вопросов, требующих изучения. Поручение может быть направлено руководителю секретариата или в конкретное управление секретариата (с уведомлением руководителя). На этой же стадии судьи могут запрашивать дополнительные документы из органов и учреждений, может быть оформлено поручение экспертам о проведении экспертиз, могут быть привлечены специалисты. Организует всю работу на данной стадии судья или судьи, которым поручено предварительное изучение. Готовится заключение, которое в последующем докладывается в заседании КС РФ.

Судья может прийти к выводу о необходимости отказа в принятии обращения, тогда он готовит не заключение, а отказное определение. До заседания ответственный судья организует через свой аппарат рассылку всех материалов.

На заседание могут быть приглашены представители ОГВ

33.Предварительное изучение обращения судьями. Порядок назначения дела
к слушанию. Роль судьи-докладчика в подготовке дела к слушанию

Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда РФ осуществляется либо после изучения обращения Секретариатом Конституционного Суда РФ, который не нашел оснований отклонить обращение, либо когда заявитель после уведомления Секретариата о несоответствии обращения требованиям Закона настаивает на принятии решения по этому вопросу Конституционным Судом РФ.

Результаты работы с обращением руководитель Секретариата докладывает Председателю Конституционного Суда РФ, который в порядке, установленном Конституционным Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения. Оно должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Данный срок является максимальным, в него включается время, в течение которого обращение рассматривается работниками Секретариата.

В случае, если судьей проверяется обоснованность решения Секретариата о несоответствии обращения требованиям Закона, такая проверка должна быть проведена в срок не позднее месяца.

При предварительном изучении обращения судья может поручить управлениям Секретариата подготовить дополнительные аналитические и справочные материалы, вопросы для экспертов и т. д. Судья организует работу по выполнению его поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве. На данной стадии судья может связываться с заявителем с целью выяснения его позиции, выяснения уточняющих вопросов, представления дополнительных документов.

Заявитель, а также органы или должностные лица, издавшие оспариваемый акт или участвующие в споре о компетенции, могут быть заблаговременно уведомлены о времени и месте заседания Конституционного Суда РФ по вопросу о принятии соответствующего обращения к рассмотрению.

Завершением стадии предварительного изучения обращения судьями Конституционного Суда РФ является заключение судьи (судей) о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению, которое докладывается в пленарном заседании.

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения. О принятом решении уведомляются стороны.

Первое — разрешение вопроса не подведомственно Конституционному Суду РФ.

Второе основание для отказа — обращение не является допустимым. Критерии допустимости сформулированы в нормах Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», посвященных особенностям производства по отдельным категориям дел.

По общему правилу, понятие допустимости относится не столько к обращению, сколько к содержащейся в нем правовой позиции заявителя, характеристике оспариваемого акта и т. д., и поэтому требует оценки Конституционного Суда РФ. Единственный вид обращения, для которого не сформулированы конкретные критерии допустимости, — это запросы о толковании Конституции РФ. Исходя из сложившейся практики, Конституционный Суд РФ признавал не соответствующими критерию допустимости запросы о толковании, которые требовали от Конституционного Суда:

конкретизации конституционных положений путем создания новых норм права, что входит в компетенцию законодателя;

признания нормы Конституции РФ недействующей, что противоречит самой природе толкования;

проверки конституционности какого-либо закона, что должно осуществляться не в процедуре толкования, а в иной процедуре1.

Третье основание для отказа в принятии обращения к рассмотрению — наличие ранее вынесенного постановления

Конституционного Суда РФ по предмету обращения, сохраняющего свою силу.

Конституционный Суд РФ может прекратить производство по делу в отношении акта, который к началу или в период рассмотрения дела был отменен или утратил силу (часть вторая ст. 43 названного Закона).

Обращение в Конституционный Суд РФ может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в судебном заседании. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается. Государственная пошлина в этом случае не возвращается.

Регламент Конституционного Суда РФ (§ 17) предусматривает, что определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению либо о прекращении производства по делу излагается в виде отдельного документа. Определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению должно быть мотивированным.

34.Ход судебного разбирательства. Роль председательствующего в судебном
заседании. Открытые и закрытые заседания

Обязательная стадия, но при определенном стечении обстоятельств может приобретать форму заочного разбирательства. В соответствие с ФКЗ суд правомочен принимать решения в присутствии не менее 2/3 от общего числа судей. При определении кворума не учитываются судьи, которые отстранены от рассмотрения и судьи, чьи полномочия приостановлены.

Закон определяет условия, при которых судья отстраняется от участия в рассмотрении дела, либо он заявляет самоотвод до начала рассмотрения. Либо отвод заявляют иные судья, либо отвод может быть заявлен любым участником процесса на любой стадии рассмотрения дела в отличие от иных процессов, отвод в КС предусмотрен, если ранее судья в силу занимаемого должностного положения участвовал в принятии акта, рассматриваемого КС. Общее основание: участие судьи в процессе ставит под сомнение объективность в силу родственных и супружеских связей с представителями сторон (дело Шенгелая).

В случае отвода и самоотвода КС обязан рассмотреть вопрос об отстранении судьи от участия в деле. Решение принимается в совещательной комнате, но открытым голосованием, решении принимается большинством, после заслушивания самого судьи.

Если отвод касается судьи докладчика то сразу же при рассмотрении вопроса об отводе, решается вопрос о назначении нового судьи докладчика.

В ходе разбирательства организует всю работу председательствующий в заседании (ранее: периодически каждый из судей был председательствующим, пока были палаты, сейчас – есть председатель КС, который является председательствующим на каждом заседании).

Он руководит заседанием, принимает меры обеспечительного характера, вопросы обеспечения порядка (именно он предоставляет и лишает слова), прерывает выступление, устраняет все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу. В случае неуважительного отношения к суду председательствующий может применить санкции. Если кто-то из участников процесса включая судей не согласен с действиями председательствующего возражения заносятся в протокол заседания.

Участие иных лиц (публики) в заседании определяется председателем КС РФ исходя из круга участников, председатель может распорядиться об обеспечении безопасности.

Все присутствующие в заседании обязаны соблюдать порядок исполнять требования председательствующего (порядок ранее обеспечивал судебный пристав, сейчас такового нет). К лицам, нарушающим порядок, могут быть применены санкции.

При проведении заседания все участник процесса должны обращаться друг к другу как это предусмотрено законом «Высокой суд» «Уважаемый суд» «Ваша честь» «Уважаемый эксперт». Все обращения и заявления делаются только стоя. Отступления от этого правила только с разрешения председательствующего.

Суд проверяет явку всех ЛУД

Договоренности о распределении очередности выступлений между представителями

Первое слово предоставляется судье-докладчику (сообщает о сути дела, о действиях суда при подготовке дела, кратко о материалах, предоставленных в суд) докладывая по делу, судья докладчик не имеет права высказывать свою позицию по конкретному делу.

После выступления судьи докладчика ему могут быть заданы вопросы на данной стадии иными судьями КС.

Заслушиваются позиции сторон о самом ходе судебного разбирательства. Но о порядке рассмотрения дела принимает решение сам суд. В процессе у сторон может возникнуть желание предоставить дополнительные материалы, в таком случае они могут быть предоставлены только в случае изменения порядка и хода судебного разбирательства самим судом.

Выяснение позиций сторон. Стороны озвучивают позиции представленные в жалобе, обращении, отзыве (могут дать дополнительную информацию).

После выступления сторон с пояснениями им могут быть заданы вопросы и здесь есть очень жесткий порядок задавания вопросов и выступлений. Первая всегда сторона заявителя, вторая – отвечающая сторона. С согласия КС вопросы могут задавать эксперты, но они ограничены возможностью задать вопрос только в пределах его заключения (перечень жестко ограничен). Но первым вопросы всегда задает КС.

После выступления сторон – выступление эксперта. Эксперт может быть не один. Эксперт может зачитать свое экспертное заключение. Он докладывает по сути своего заключения, отвечает на дополнительные вопросы судей и после этого могут задавать вопросы стороны и представители сторон. Могут задаваться вопросы специалистам в той же очередности.

Если по делу есть свидетели, то приходит их очередь.

Следующая стадия – исследование документов. Ходатайство об оглашении документов исходят от сторон, но также и по инициативе судей (копии 3 для ФЛ и 30 для ЮЛ). Если все документы есть в деле и розданы заранее, то судьи пользуются принципом процессуальной экономии – документы обсуждаются, но не оглашаются. Председательствующий имеет право прекратить исследование тех документов, если они не относятся к сути дела, либо есть основания полагать, что они добыты противоречащими закону способами.

Заключительное слово сторон.

Сторона может ходатайствовать о дополнительном времени на подготовку заключительного слова. Стороны в праве сослаться только на те документы, которые были предметом обсуждения при судебном разбирательстве. КС в праве решить вопрос о переносе рассмотрения дела положительно, стороны после начала работы суда опять имеют право на заключительное слово (но не полное заключительное слово, а по вновь исследованным обстоятельствам).

Председательствующий говорит «Исследование материалов дела завершено, рассмотрение дела окончено». Но на данной стадии КС в праве отложить рассмотрение дела, если принято решение об использовании согласительных процедур самими сторонами.

35.Принятие итогового решения по делу. Правила проведения закрытого
совещания судей

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом РФ в закрытом совещании. Совещание судей состоит из заседаний, которые проводятся в совещательной комнате. Регламент проведения совещания определяется Судом. В совещательной комнате могут присутствовать

только судьи Конституционного Суда РФ, рассматривающие данное дело. Руководство совещанием осуществляет председательствующий по делу. Для обеспечения быстрой и качественной подготовки судьями решения по делу в совещательную комнату могут допускаться сотрудники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. В этих же целях на совещании могут присутствовать лица, которым поручено ведение стенограммы. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми присутствовавшими судьями и не подлежит оглашению.

В ходе совещания судья Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. При этом число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. Такие положения закона являются важной гарантией реализации в ходе конституционного судопроизводства принципов независимости и коллегиальности.

Порядок выработки итогового решения в совещании закреплен в § 37 Регламента Конституционного Суда РФ. Проект решения и перечень вопросов, подлежащих обсуждению, представляется судьей-докладчиком. При этом проект, в отличие от первоначального, представляемого до рассмотрения дела в заседании, должен основываться на материалах, исследованных Судом. Если в деле было несколько судей-докладчиков и между ними нет единства мнений, то каждый из них может составить свой перечень вопросов или вариант итогового решения. Еэолее того, любой судья, участвующий в рассмотрении дела, вправе представить для обсуждения свой вариант перечня вопросов или проект решения. Одобренные большинством судей ответы на вопросы служат основой доработки проекта итогового решения, представленного судьей-докладчиком.

По требованию не менее трех судей в пленарном совещании или одного судьи в совещании палаты голосование по проекту итогового решения производится не менее чем через сутки после вручения судьям всех представленных проектов итогового решения.

В случае, если для обсуждения предложено несколько проектов итогового решения, Конституционный Суд РФ принимает один из них за основу для дальнейшей работы.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ не может быть принято без голосования. По требованию любого из судей проект итогового решения или поправка к нему могут обсуждаться и голосоваться по частям. Поправка к проекту итогового решения по делу считается принятой, если за нее проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. В случае, если голоса разделились поровну, поправка считается отклоненной. Части проекта решения с принятыми поправками ставятся на голосование в целом. После голосования по частям проекта итогового решения проводится голосование по проекту в целом с учетом принятых поправок. Итоговое решение Конституционного Суда РФ принимается в целом открытым голосованием путем поименного опроса судей.

Судьи и другие лица, присутствующие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования. Это является одной из гарантий объективности и независимости судей при принятии ими решения. Нарушение тайны совещательной комнаты судьей может стать основанием для постановки вопроса о прекращении его полномочий, а по отношению к сотрудникам Секретариата — применения мер дисциплинарной ответственности. Принятое в закрытом совещании итоговое решение Суда подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Оно провозглашается в полном объеме в открытом судебном заседании немедленно после его подписания (часть вторая ст. 75, часть первая ст. 77 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

По общему правилу конституционное производство заканчивается вынесением итогового решения. Однако в ряде случаев судебное заседание может быть отложено либо прекращено. Суд может отложить производство по делу, если найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов.

В случаях, предусмотренных ст. 68 названного Закона, производство по делу прекращается, если:

в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению;

будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, договором, конституционность которого предлагается проверить, не получил разрешения в Конституции РФ;

Суд придет к выводу, что вопрос, разрешаемый названными правовыми актами, по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.

Решение о прекращении производства по делу принимается в форме определения Конституционного Суда РФ.

Формы обращения в Конституционный суд РФ

Требования к жалобе

Поводом к рассмотрению дела в Конституционный суд РФ является обращение в Конституционный суд РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы.

Основанием к рассмотрению дела является обращение в Конституционный суд РФ по тем вопросам, которые правомочен рассматривать Конституционный суд РФ. Обращение направляется в Конституционный Суд РФ в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (лицами).

В обращении должны быть указаны:

1) Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение;

2) наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

5) нормы Конституции РФ и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ;

6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию;

7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом РФ;

8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ;9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду РФ;

Кто может обращаться в КС РФ

КС РФ компетентен рассматривать несколько видов обращений от разных лиц. Для целей обращений юридических лиц и предпринимателей в КС РФ значение имеют следующие случаи:

Читайте также:

  1. Cельскохозяйственное картографирование, его особенности и задачи.
  2. I. Общие требования к ведению классных журналов
  3. I. Особенности детской иллюстрированной книги как специфического жанра
  4. I.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА
  5. II. Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормам формирования тренировочных нагрузок
  6. II. Общие требования безопасности
  7. II. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  8. II. Требования охраны труда при ведении работ.
  9. III. Особенности программы.
  10. III. Требования к ведению журнала классным руководителем.
Вид обращения Субъекты обращения
Жалоба на нарушение конституционных прав и свобод
  • Граждане, объединения граждан и иные органы и лица (физические и юридические);
  • Уполномоченный по правам человека в РФ.
Запрос о проверке конституционности нормативных актов
  • Президент РФ;
  • Совет Федерации;
  • Государственная Дума;
  • одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;
  • Правительство РФ;
  • Верховный Суд РФ;
  • Высший Арбитражный Суд РФ;
  • органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
Запрос о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора РФ
  • Президент РФ;
  • Совет Федерации;
  • Государственная Дума;
  • одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;
  • Правительство РФ;
  • Верховный Суд РФ;
  • Высший Арбитражный Суд РФ;
  • органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
Судебный запрос о проверке конституционности закона
  • Суд, рассматривающий дело в котором подлежит применению нуждающийся в проверке закон

Ниже приводятся правила и рекомендации применительно к обращениям юридических лиц в КС РФ, прежде всего, в связи с коммерческими спорами, рассмотренными российскими арбитражными судами.

При этом специфика подобных обращений в КС РФ заключается в том, что, в большинстве случаев, в такой ситуации норма закона должна быть обжалована не сама по себе — в ее буквальном толковании она может быть вполне корректной и ничему не противоречить — а по смыслу, который придается такой норме в правоприменительной практике. Как известно, российские государственные арбитражные суды очень часто придают норме закона новый смысл, который из содержания такой нормы не следует.

Такие обращения в КС РФ, согласно ст. 74 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», допустимы.

Этим обусловлены определенные особенности обращения в КС РФ, которые будут рассмотрены ниже.

37. Виды обращений в Конституционный Суд рф

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

См. комментарии к статье 36 настоящего Федерального конституционного закона

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 8 июня 2015 г. N 5-ФКЗ в статью 37 внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2015 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

38 Вопрос

Статья 37. Общие требования к обращению

Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). Обращение может быть направлено в Конституционный Суд Российской Федерации в электронном виде посредством заполнения специальной формы на официальном сайте Конституционного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае переписка с заявителем может осуществляться также в электронном виде в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

В обращении должны быть указаны:

1) Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;

2) наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;

7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;

8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;

9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;

10) перечень прилагаемых к обращению документов.

Статья 38. Документы, прилагаемые к обращению

К направляемому в Конституционный Суд Российской Федерации обращению прилагаются:

1) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;

2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя;

3) документ об уплате государственной пошлины;

4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы.

Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью первой настоящей статьи документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с одной копией.

В случае направления обращения в электронном виде прилагаемые к нему документы и иные материалы также представляются в электронном виде, при этом приложения копий обращения, документов и иных материалов не требуется.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, kslitigation.ru, studfiles.net.

»

Это интересно:  Штатная единица и ставка в чем разница
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector