Закон о цифровых финансовых активах

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Цифровой финансовый актив – имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств. Право собственности на данное имущество удостоверяется путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта, токен. Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.

Цифровая транзакция – действие или последовательность действий, направленных на создание, выпуск, обращение цифровых финансовых активов.

Цифровая запись – информация о цифровых финансовых активах, зафиксированная в реестре цифровых транзакций.

Реестр цифровых транзакций – формируемая на определенный момент времени систематизированная база цифровых записей.

Распределенный реестр цифровых транзакций – формируемая на определенный момент времени систематизированная база цифровых транзакций, которые хранятся, одновременно создаются и обновляются на всех носителях у всех участников реестра на основе заданных алгоритмов, обеспечивающих ее тождественность у всех пользователей реестра.

Участники реестра цифровых транзакций – лица, осуществляющие цифровые транзакции в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.

Валидатор – юридическое или физическое лицо, являющееся участником реестра цифровых транзакций и осуществляющее деятельность по валидации цифровых записей в реестре цифровых транзакций в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.

Оператор обмена цифровых финансовых активов – юридическое лицо, совершающее сделки по обмену токенов на рубли или иностранную валюту. Операторами обмена цифровых финансовых активов могут быть только юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляют виды деятельности, указанные в статьях 3,4,5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»), или юридические лица, являющиеся организаторами торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (далее – Федеральный закон «Об организованных торгах»).

Валидация цифровой записи – юридически значимое действие по подтверждению действительности цифровых записей в реестре цифровых транзакций, осуществляемое в порядке, установленном правилами ведения реестра цифровых транзакций.

Майнинг – деятельность, направленная на создание криптовалюты и/или валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты. Майнинг признается предпринимательской деятельностью в случае, когда лицо, которое его осуществляет, в течение трех месяцев подряд превышает лимиты энергопотребления, установленные Правительством Российской Федерации.

Криптовалюта – вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.

Токен – вид цифрового финансового актива, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – эмитент) с целью привлечения финансирования и учитывается в реестре цифровых транзакций.

Смарт-контракт – договор в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном реестре цифровых транзакций в строго определенной таким договором последовательности и при наступлении определенных им обстоятельств.

Цифровой кошелек – программно-техническое средство, которое позволяет хранить информацию о цифровых записях. Цифровой кошелек может обеспечивать доступ к реестру цифровых транзакций.

Статья 3. Особенности выпуска токенов

1. В целях настоящего Федерального закона под выпуском токенов понимается последовательность действий, направленная на отчуждение эмитентом токенов их приобретателям. У токена одного вида может быть только один эмитент. Максимальная сумма, на которую лица, не являющиеся в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, могут приобрести токены в рамках одного выпуска, устанавливается Банком России.

2. Процедура выпуска токенов состоит из следующих этапов:

опубликование эмитентом токенов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» инвестиционного меморандума, оферты, содержащей условия приобретения выпускаемых им токенов (далее – публичная оферта о выпуске токенов), а также иных определенных эмитентом документов, необходимых для выпуска токенов;

заключение договоров, в том числе в форме смарт-контракта, направленных на отчуждение и оплату токенов их приобретателями.

3. Публичная оферта о выпуске токенов должна содержать:

сведения об эмитенте и его бенефициарном владельце (при наличии): полное наименование эмитента токенов и его бенефициарного владельца (при наличии), место нахождения и адрес постоянно действующего исполнительного органа эмитента и его бенефициарного владельца (при наличии), официальный сайт эмитента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

сведения о лице, осуществляющем депозитарную деятельность, которому передаются на хранение экземпляры публичной оферты о выпуске токенов и инвестиционного меморандума (в случае, если эмитент самостоятельно учитывает права владельцев токенов);

цену приобретения выпускаемого токена или порядок ее определения;

дату начала заключения договоров о приобретении выпускаемых токенов;

порядок направления акцепта публичной оферты о выпуске токенов, в том числе срок для направления акцепта, а также порядок оплаты приобретаемых токенов;

сведения о максимальной сумме, на которую могут приобрести токены лица, не являющиеся в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами;

правила ведения реестра цифровых транзакций, включающие, в том числе, порядок валидации цифровых транзакций;

информацию о порядке открытия цифровых кошельков, используемых для хранения информации о приобретаемых токенах и порядке доступа к реестру цифровых транзакций;

иные сведения, определенные эмитентом.

Публичная оферта о выпуске токенов должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица – эмитента или индивидуального предпринимателя – эмитента.

Если учет прав владельцев токенов ведется эмитентом самостоятельно, то эмитент обязан передать на хранение экземпляр публичной оферты о выпуске токенов и инвестиционного меморандума лицу, осуществляющему депозитарную деятельность.

Понятие «бенефициарный владелец» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

4. Инвестиционный меморандум должен содержать:

сведения об эмитенте: полное и сокращенное наименование, цели создания (при наличии), основные виды деятельности;

сведения об акционерах (участниках) эмитента, а также о структуре и компетенции органов управления эмитента;

основные цели выпуска токенов и направления использования средств, полученных в результате выпуска токенов. В случае если выпуск токенов осуществляется с целью финансирования определенного проекта, приводится описание такого проекта, в том числе бизнес-план (при наличии) и сроки его реализации, а также информация о рисках, связанных с осуществлением проекта;

условия предложения о привлечении инвестиций;

права, предоставляемые владельцу токена, и порядок осуществления таких прав;

иную информацию, которую эмитент посчитает необходимым указать в инвестиционном меморандуме.

Инвестиционный меморандум должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа юридического лица – эмитента или индивидуальным предпринимателем – эмитентом, подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в инвестиционном меморандуме.

5. Инвестиционный меморандум, правила ведения реестра цифровых транзакций, а также иные документы, опубликование которых в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется одновременно с публичной офертой о выпуске токенов, должны быть опубликованы не позднее, чем за 3 рабочих дня до указанной в оферте о выпуске токенов даты начала заключения договоров, направленных на отчуждение эмитентом токенов их владельцам.

Это интересно:  Изменения в семейном кодексе в 2024 году

До опубликования оферты о выпуске токенов выпускаемые токены не могут предлагаться потенциальным приобретателям в любой форме и любыми средствами с использованием рекламы.

Статья 4. Особенности обращения цифровых финансовых активов

Владельцы цифровых финансовых активов вправе совершать сделки по обмену токенов на рубли, иностранную валюту только через оператора обмена цифровых финансовых активов. Перечень иных сделок по обмену цифровых финансовых активов, которые могут совершаться на территории Российской Федерации, а также порядок и условия совершения таких сделок устанавливаются Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Цифровые записи, содержащие информацию о таких сделках, должны храниться в цифровых кошельках, открытых сторонам сделки оператором обмена цифровых финансовых активов. Сделки по обмену токенов на рубли, иностранную валюту, заключаемые с привлечением оператора обмена цифровых финансовых активов, являющегося организатором торговли в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», должны осуществляться в соответствии с Правилами организованных торгов цифровыми финансовыми активами, зарегистрированными в Центральном банке Российской Федерации.

Цифровой кошелек открывается оператором обмена цифровых финансовых активов только после прохождения процедур идентификации его владельца в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Порядок открытия, хранения информации о цифровых записях, ведения, закрытия цифрового кошелька, а также требования к защите цифровых кошельков устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Статья 5. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней с даты его официального опубликования.

Комитет Госдумы рекомендовал ко II чтению законопроект о цифровых финансовых активах

МОСКВА, 18 марта. /ТАСС/. Понятия криптовалюты и токена исчезнут из законопроекта о цифровых финансовых активах — такое решение принял комитет Госдумы по финрынку, рекомендовав нижней палате парламента принять измененную редакцию законопроекта во втором чтении. Планируется, что Госдума рассмотрит законопроект на заседании 19 марта.

Как сообщил глава комитета Анатолий Аксаков, в ходе работы над законопроектом ко второму чтению из него было исключено понятие цифровых денег, криптовалюты. Госдума приняла в первом чтении разработанный депутатами законопроект О цифровых финансовых активах» 22 мая 2018 года. Законопроект вводил определение цифровых финансовых активов, к которым относятся криптовалюта и токен, а также законодательно закреплял новый вид договора, заключаемого в электронной форме — смарт-контракт, исполнение обязательств по которому осуществляется с использованием цифровых финансовых технологий. Согласно документу, криптовалюта и токен являются имуществом, ключевые различия между ними определяются на основе признака одного эмитента (токен) и множества эмитентов/майнеров (криптовалюта), а также цели выпуска.

В редакции законопроекта ко второму чтения были исключены понятия токена, криптовалют, смарт-контракта. В тексте дается определение для цифровых финансовых активов — такими активами признаются цифровые права, включающие обязательственные и иные права, в том числе денежные требования, а также возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам и прав требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые закреплены в решении о выпуске цифровых финансовых активов.

Согласно документу, право на выпуск цифровых финансовых активов имеют юрлица или индивидуальные предприниматели (ИП) во взаимодействии со специальным оператором информационной системы, который ведет реестр пользователей. Решение о выпуске такого актива подписывается усиленной квалификационной подписью. Решение о выпуске размещается на сайте компании или оператора и должно находиться в открытом доступе до полного исполнения обязательств лица, выпустившего цифровые финансовые активы Решение о выпуске ЦФА, адресованное неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой.

ЦБ сможет ограничивать неквалифицированных инвесторов

В законопроекте прописывается, что ЦБ вправе ограничивать для неквалифицированных инвесторов сумму инвестиций в такие активы, однако конкретную сумму законопроект не содержит — планируется, что она будет установлена нормативными актами ЦБ.

Вводится понятие цифровых операционных знаков. Речь идет о совокупности электронных данных (цифрового кода или обозначения), полученные по правилам информационных систем цифровых финансовых активов и не относящихся к ним. «Это технологический элемент в информационной системе, который позволит оптимизировать обмен цифровых финансовых активов между собой», — отметил директор юридического департамента ЦБ Александр Гузнов, подчеркнув, что этот элемент также облегчит куплю-продажу таких активов. Банк России получит право определить случаи осуществления выпуска и использования цифровых операционных знаков, а также будет устанавливать порядок осуществления выпуска и использования цифровых операционных знаков.

Гузнову возразил зампред комитета Мартин Шаккум. «Я бы сказал, что это не технологический, а стоимостной элемент, который по своей правовой природе напоминает криптовалюты, и поэтому когда мы дискутировали на рабочей группе, мы договорились. по крайней мере меня удовлетворил ответ, что на данном этапе ЦБ подобные сущности вводить не будет, потому что если мы его введем, нам нужно по сути многое доопределить. Это по сути дела просто криптовалюта», — указал он.

«Это компромиссное решение, по сути это средство обмена, которое будет обеспечивать обращение блокчейн, с другой стороны это, действительно, технологический инструмент, который будет обеспечивать реализацию смарт- контрактов», — высказался Аксаков.

Оператор информационной системы, в рамках которой проводится выпуск цифровых финансовых активов, должен быть зарегистрирован в РФ — это может быть кредитная организация, депозитарий или лицо, имеющее право осуществлять деятельность организатора торговли. Требования к таким операторам будет определять ЦБ — речь идет о требованиях к органам управления, системе внутреннего контроля, а также к защите информации. Оператор информационной системы, осуществляющий учет прав на акции непубличного акционерного общества, выпущенные в виде цифровых финансовых активов, должен обладать лицензией профучастника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по ведению реестра.

Законопроект предусматривает понятие «оператор обмена цифровых финансовых активов». Через такого оператора планируется совершать сделки купли-продажи цифровых финансовых активов, обмен активов одного вида на активы другого вида либо на цифровые операционные знаки. Операторами обмена активов могут быть кредитные организации, организаторы торговли либо инвестплатформы.

Рекомендация

Комитет рекомендовал Госдуме принять 18 поправок к законопроекту и отклонить 32 поправки. Автор 16 отклоненных поправок, депутат от КПФР Михаил Щапов указал, что законопроекту не хватает достаточной глубины проработки.

«В первую очередь это касается понятий и определения статусов криптовалюты и токенов. Даже в части терминов возникает странная ситуация: законопроект должен урегулировать уже формирующийся рынок криптовалют, но в самом тексте не используется этот термин. Это ведет к рискам неразберихи и осложнениям в процессе применения закона. Также отсутствуют возможности внесения криптовалюты при привлечении инвестиций путем выпуска токенов (ICO), что может побудить проекты и инвесторов уходить в более лояльные юрисдикции», — отметил он.

Это интересно:  Какой срок давности по неуплаченным кредитам

Принят в окончательном третьем чтении проект федерального закона (О ЦИФРОВЫХ ПРАВАХ). Цифровые финансовые активы.

Поправки в ГК РФ создают основу для дальнейшего развития законодательства в сфере цифровой экономики. Это, в частности, относится к двум другим проектам законов, находящимся на рассмотрении Государственной Думы:

Все три документа предлагается вводить в действие одновременно – с 1 октября 2024 года.

Павел Крашенинников подчеркнул, что принятый закон является основополагающим для регулирования отношений в рамках цифровой экономики, которая обозначена Президентом РФ как приоритетное направление развития в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2024 года.

Это новая сфера для российского права, поэтому очень важно закрепить основные положения в Гражданском кодексе, который еще называют «экономической конституцией» страны, так как именно он определяет товарооборот и имущественные отношения. Конкретные правила оборота цифровых объектов будут установлены в специальных законах, — сказал Павел Крашенинников.

Законом закрепляется в гражданском законодательстве несколько базовых положений о новых цифровых объектах экономических отношений. Фактически эти новые объекты создаются и используются — и в России и за рубежом, но российским законодательством напрямую не регламентируются, поэтому лица, приобретающие такие объекты, а также их кредиторы и наследники могут оказаться без правовой защиты, — подчеркнул Павел Крашенинников.

На сегодняшний день цифровые технологии очень прочно вошли в нашу жизнь. В сети Интернет развивается рынок таких объектов как «токены», «криптовалюта» и др. Довольно широко распространено и заключение контрактов в Интернете путем «нажатия кнопок» на компьютере, смартфоне или отправки СМС. Таким образом сейчас совершается значительное число волеизъявлений. Оплата услуг и товаров онлайн – уже стала одной из главных тенденций потребительского рынка.

Появление новых цифровых возможностей существенно упрощает нашу жизнь, но поскольку эти отношения не урегулированы напрямую российским законодательством, создаются большие риски. Закон позволит обеспечить правовые условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, для предоставления защиты гражданам и организациям по таким сделкам, — сказал Павел Крашенинников.

При работе над законопроектом были существенно изменены нормы о цифровых правах; уточнены положения о форме сделки. Кроме того, были исключены положения о цифровых деньгах (криптовалюте) , поскольку сейчас их введение в гражданский оборот является преждевременным. Но с учетом технического прогресса со временем это может стать возможным, — сообщил Павел Крашенинников.

Согласно принятому закону предусматриваются следующие изменения в Гражданский кодекс:

1. Закрепляется базовое определение «цифровое право».С этой целью вводится новая статья 141.1 ГК РФ «Цифровые права».

Под цифровыми правами предлагается понимать особые «обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу».

Закрепление понятия «цифровое право» в Гражданском кодексе позволит определить его место в системе объектов гражданских прав, допустить оборот этого объекта, в том числе куплю-продажу, а также предоставить защиту гражданам и юридическим лицам по сделкам с цифровыми правами.

2. Для облегчения совершения сделок с цифровыми правами законом совершенствуются правила гражданского законодательства о форме сделок, в том числе договоров.

В частности, к простой письменной форме сделки приравнивается выражение лицом своей воли с помощью электронных или других аналогичных технических средств. К примеру, на странице в сети Интернет, в приложении на смартфоне описаны условия для нажатия клавиши ОК, из которых следует, что такого нажатия достаточно для полноценного волеизъявления.

В результате будут считаться заключенными и действительными все сделки, совершаемые дистанционно, в том числе путем заполнения формы в сети «Интернет» или путем отправки смс. Получат признание также «электронные» доверенности и заполненные в электронном виде бюллетени для голосования.

Законом дополняются правила ГК РФ:

— о заочных собраниях – можно будет заочно голосовать с помощью электронных или других технических средств на собраниях гражданско-правовых сообществ;

— о форме договоров – для договора номинального счета и для договора страхования вводится возможность заключения не только в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, но и путем заключения или обмена электронными документами;

— отдельно указывается запрет на составление завещания с использованием электронных или других технических средств.

3. Проект вносит определенность в сферу использования «самоисполняемых» сделок (смарт-контракты).

Смарт-контракт не является отдельной сделкой, это всего лишь условие об автоматическом исполнении любого гражданско-правового договора (договора купли-продажи, аренды, подряда и пр.). В настоящее время такие условия договоров распространены в банковской сфере (например, клиент может поручить банку списание коммунальной платы в режиме «автоплатежа»). Также они востребованы и в электронной торговле.

В результате, лицо, покупающее тот или иной виртуальный объект, получит его автоматически при наступлении указанных в соглашении обстоятельств, то есть исполнение произведет сама информационная система. У продавца будет списано цифровое право, а у покупателя деньги.

4. Законом решается вопрос о легализации сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации (в обиходе – «big data»).

Для этого в новой статье 783.1 ГК РФ вводится конструкция договора об оказании услуг по предоставлению информации. При этом закрепляется, что договором может предусматриваться обязанность не совершать действия, в результате которых передаваемая информация может быть раскрыта третьим лицам.

Далее закон поступает в Совет Федерации и на подпись президенту.

Понятие Криптовалюты и другие «ключевые термины» будет регулировать отдельный Федеральный Закон «О цифровых финансовых активах» Рассмотрение которого во втором чтении в ГД РФ назначено на 19 марта.

Стоит обратить внимание на такую формулировку «введение в гражданский оборот цифровых денег (криптовалюты) , является преждевременным». Посмотрим, что примут 19 марта и будет всё понятно, в каком виде «введут в оборот». В гражданский оборот рано, возможно в «коммерческий оборот» или оборот для банков/фондов/крупных инвест.организаций/предпринимателей/юр.лиц или иных отдельных категорий и сторон новых правовых отношений. По логике «законодателей» — «гражданам» рано давать в «полноценный правовой» оборот(«пускать в расход» граждан жалко), проще проверить на тех, у кого больше денег, их меньше и они как правило «учтены»/зарегистрированы/идентифицированы, а значит их проще будет контролировать/регулировать/анализировать/наказывать/ограничивать, логика «железная» прослеживается.

Всем спасибо за внимание, ближе к 19 марта будет продолжение истории по ходу рассмотрения всего «пакета» готовящихся и находящихся на финальной стадии рассмотрения законопроектов. Более менее точные и понятные формулировки, а так же понятия с определениями или ключевые значения с тезисами, как правило появляются после принятия во 2-3 чтении законопроектов в ГД РФ.

Весь «пакет законов» находится на финальных стадиях.

«Цифровой пакет»: когда Госдума примет законы о криптовалюте?

Глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков пообещал, что пакет законопроектов о цифровых финансовых активах будут приняты в феврале. О том, как идет работа над этими документами, — в обзоре Bloomchain.

Осенью 2017 года президент России Владимир Путин поручил подготовить поправки к законодательству для регулирования рынка криптовалют. В конце мая 2018 года пакет из трех документов, который окрестили «цифровым», успешно прошел первое чтение в Госдуме. Bloomchain разбирался, как изменились эти документы с тех пор и почему дело не идет дальше первого чтения.

Это интересно:  Проверить номер снилс по базе пенсионного фонда

Законопроект «О цифровых финансовых активах»

  • Авторы: председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков и еще 15 депутатов Госдумы и три члена Совета Федерации
  • Дата регистрации:20 марта 2018 года
  • Статус:прошел первое чтение

Один из самых важных документов для российской криптоотрасли прошел первое чтение в Госдуме еще 22 мая, однако уже тогда было известно о большом количестве замечаний к нему. Прежде всего они касались определения основных понятий, связанных с регулированием индустрии: например, «майнинг» и «криптовалюта». К примеру, премьер-министр Дмитрий Медведев назвал эти слова «сленговыми» и предложил «перевести их на язык права», заменив юридически более строгими понятиями «цифровые деньги» и «цифровые права».

Авторы законопроекта учли замечания и решили вообще убрать из него спорные понятия. Новая версия законопроекта значительно расширяет понятие цифровых финансовых активов (ЦФА): к ним относятся не только права, удостоверяющие денежные требования, а также права по выпущенным с использованием блокчейна ценным бумагам, но еще обязательственные и иные права.

Расширение понятия «цифровые финансовые активы» связано с осторожной позицией правительства относительно регулирования криптовалют, «нестабильностью сферы и незрелостью технологии», отметил вице-премьер Максим Акимов.

«Мы не хотим вписывать [в законопроект] криптовалюту, чтобы не вводить в заблуждение людей, что мы легализуем на территории России bitcoin и другие криптовалюты. Мы хотим описать некое явление юридическими терминами, чтобы защитить тех, кто этими инструментами работает», — подчеркнул автор законопроекта Анатолий Аксаков.

Понятие «цифрового финансового актива» в разных редакциях законопроекта
Первая версия (весна 2018 года) Текущая версия (начало 2024 года)
Цифровой финансовый актив — имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств. Право собственности на данное имущество удостоверяется путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта, токен. Цифровыми финансовыми активами признаются обязательственные и иные права, включая денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права требования передачи эмиссионных ценных бумаг, которые закреплены в решении о выпуске и порядке, установленных настоящим федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения записей в информационной системе на основе распределенного реестра

Изменения в тексте документа устроили правительство, однако в конце ноября судьба законопроекта вновь оказалась под вопросом. На этот раз претензии к законопроекту не были связаны непосредственно с ЦФА, а касались противоречий с корпоративным законодательством и регулированием оборота «классических» финансовых активов — акций и долей в ООО.

С замечаниями выступил президентский Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Они касались неуместности использования в тексте понятия «цифровые права» и возможности выпускать «цифровые финансовые активы» любыми юрлицами.

Члены Совета остались настолько недовольны содержанием текста, что рекомендовали вернуть его в первое чтение. Однако Аксаков заявил, что парламентарии останутся привержены концепции, выработанной комитетами по финансам и гражданскому законодательству. По словам парламентария, не стоит ожидать концептуальной переработки документа.

18 января заместитель министра финансов Алексей Моисеев заявил, что Минфин поддержал законопроект, несмотря на продолжающиеся протесты со стороны членов президентского совета, которые успели повторно раскритиковать текст документа.

Анатолий Аксаков полагает, что законопроект будет принят уже в феврале. Однако, по мнению замминистра финансов Алексея Моисеева, многочисленные правки не позволяют назвать точные сроки принятия документа. «Мы в итоге решили объять необъятное. Пока я, честно говоря, с грустью смотрю на развитие этого регулирования», — отметил Моисеев.

Поправки в Гражданский кодекс

  • Авторы: председатель Госдумы Вячеслав Володин, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков, еще 22 депутата Госдумы и один член Совета Федерации
  • Дата регистрации:26 марта 2018 года
  • Статус:прошел первое чтение

В одном пакете с законопроектом о цифровых финансовых активах в Госдуму были внесены еще два документа, связанные с регулированием криптовалютной отрасли. С ними проблем гораздо меньше — они избежали серьезной критики со стороны экспертного сообщества.

Первый из них — законопроект об изменениях в действующую редакцию Гражданского кодекса, которые должны ввести определение цифровых прав и описать сделки с ними. В частности, речь идет о смарт-контрактах (они же — «самоисполняемые» сделки). «Этот контракт может работать по целой цепочке контрагентов, и это все надо очень умно описать, чтобы была защита участников смарт-контрактов. Это оказалось очень непросто», — говорил Аксаков. Ранее предполагалось, что этот документ может быть объединен с законопроектом о ЦФА, однако пока они рассматриваются параллельно.

Законопроект о поправках в ГК, одним из авторов которого выступил спикер Госдумы Вячеслав Володин, должен был пройти второе чтение в Госдуме еще 17 декабря, однако из-за проблем с законопроектом о цифровых финансовых активах его рассмотрение было отложено.

Законопроект «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)»

  • Авторы: председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков, еще 11 депутатов Госдумы и два члена Совета Федерации
  • Дата внесения в Госдуму: 20 марта 2018 года
  • Статус: прошел первое чтение

Закон о краудфандинге, также прошедший первое чтение еще весной, вводит правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации коллективных инвестицй, а также регулирует их отношения с инвесторами.

Источники: данные предоставлены Bloomchain краудфандинговыми платформами *ключевое направление деятельности финансируемых проектов — обеспечение заявки, госфакторинг, исполнение контракта на zakupki.gov.ru

Главный вопрос заключался в том, какие ограничения будут прописаны в тексте законопроекта. В итоге парламентарии оставили в тексте положение о том, что частные инвестиции россиян в краудфандинговые проекты не смогут превышать 600 тыс. руб. в год. Однако было снято другое ограничение, касавшееся объема вложенных средств в один проект — до этого предполагалось ограничить его 100 тыс. руб. Впрочем, эти лимиты не касаются благотворительных и социальных проектов.

Для более крупных инвестиций в коммерческие проекты гражданам потребуется статус квалифицированного инвестора, который они смогут получить у операторов инвестиционных платформ. Для этого необходимо отвечать одному из четырех требований: иметь активы или имущество на сумму от 6 млн руб., опыт работы не менее двух лет в сфере ценных бумаг, проводить минимум одну сделку в месяц и десять в квартал общим оборотом от 6 млн руб., либо иметь образование в сфере экономики и финансов.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении также предварительно планировалось провести в январе, однако сроки оказались сдвинуты из-за сложностей, которые возникли у законопроекта о ЦФА.

Статья написана по материалам сайтов: tass.ru, smart-lab.ru, bloomchain.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector