К методам конституционного права относится

Предмет регулирования конституционного права – отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя. Конституционно-правовые отношения – массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности.

Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя РФ; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в РФ, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон). Особенности конституционно-правовых отношений: 1) особое содержание и предмет; 2) особый субъектный состав; 3) значительное число видов.

Виды конституционных правоотношений: 1) конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности); 2) правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: 1) связанные с установлением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регулированием правового статуса личности РФ.

Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти – подчинения». Субъекты конституционных правоотношений: 1) физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью); 2) государственные образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ); 3) общественные объединения.

Объект конституционных отношений – предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Методы конституционного права – совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.

Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.

Способы конституционного регулирования на общественные отношения: 1) дозволение; 2) возложение обязанностей; 3) запрет.

Конституционно-правовые методы: 1) императивный; 2) диспозитивный и др.

Понятие, предмет и методы конституционного права

Понятие конституционного права

Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т. е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки. Вначале остановимся на понятии «конституционное право» как отрасли российского права.

Конституционное право России как отрасль права — составная часть национальной правовой системы нашей страны, совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняют и защищают права и свободы человека и учреждают в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе функционального разделения.

Главная задача и смысл конституционного права России — найти баланс свободы народа и власти государства.

Конституционное право регулирует фундамент отношений, складывающихся в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества. К его предмету относятся те отношения, которые можно называть базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер.

Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений. В сфере отношений человека (общества) и государства он связан с охраной прав и свобод человека; в сфере властеотношений — с устройством государства и государственной власти.

Баланс этих отношений обеспечивается принципами, выражающими качественную определенность, формы организации и функционирования государства и общества, а также механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества. Именно такого рода общественные отношения составляют предмет конституционного права. В Конституции РФ оформление в качестве составляющих предмета конституционного права получили важнейшие общественные отношения, складывающиеся по поводу основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, учреждения и функционирования государственного механизма, местного самоуправления.

Следовательно, конституционное право России — ведущая отрасль национального права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы.

Во-вторых, конституционное право — это наука. С одной стороны, она изучает конституционное право определенной страны (в данном случае — России), а с другой — является частью международной науки, которая обогащается теорией и практикой различных стран (в том числе России). Наука — это не система норм, а научные представления о действующем конституционном праве, его истории, теории; выводы, гипотезы. Они отражены в различных книгах, статьях, научных докладах, приобретают заостренную форму в научных дискуссиях. Источниками науки являются также нормативные акты (например, в Конституции РФ содержится официальное доктринальное положение о человеке как высшей ценности, определяющее суть правового регулирования), официальные документы (послания Президента РФ парламенту), конституционно-правовая практика (решения Конституционного Суда РФ, а также особые мнения его судей). В России развивается наука о конституционном праве как таковом (иногда его называют «общее конституционное право», иногда — «сравнительное конституционное право»), совершенствуются знания о конституционном праве зарубежных стран и о российском конституционном праве.

В-третьих, российское конституционное право — это учебная дисциплина. Студенты и другие обучающиеся изучают основы действующего конституционного права, основы науки о нем, конституционно-правовую практику.

Предмет конституционного права

Понятие «конституционное право» многозначно. Это и отрасль права, и наука, и учебная дисциплина. Являясь отраслью публичного права, конституционное право занимает особое место в системе российского права, что определяется его предметом и содержанием.

Предметом конституционного права, как и любой отрасли права, являются общественные отношения. Конституция закрепляет и регулирует наиболее важные отношения во всех сферах жизни общества и государства. Следовательно, конституционные отношения — это наиболее значимые отношения, которые определяют природу государства и общества.

Объект конституционных отношений — предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Вопрос о предмете конституционного права, о пределах конституционного регулирования был и остается дискуссионным. В отечественной юридической науке есть два подхода к определению предмета конституционного права, т. е. круга общественных отношений, регулируемых конституционным правом. Согласно первому подходу (он является преобладающим) предмет конституционного права определяется весьма широко, в его содержание включаются установления как конституции, так и законов и подзаконных нормативных актов, конкретизирующих и развивающих конституционные положения. При таком подходе предмет конституционного права неоправданно расширяется, а значение конституционных установлений принижается, по существу, они низводятся до норм текущего (отраслевого) законодательства.

Второй подход нацелен на сужение предмета конституционного прав, определяемого в основном предметом и содержанием конституции как особого нормативного правового акта. Такой подход к определению предмета конституционного права является более предпочтительным. Он обусловлен современной тенденцией формирования системы российского права, появлением, в частности, в публичном праве новых отраслей права.

Конституция есть результат общественного развития. В своем историческом развитии ее содержание претерпело существенные изменения, связанные с динамикой общественных отношений. Можно выделить следующие основные этапы эволюции содержания конституций, или ее поколений.

Первое поколение — с конца XVIII в. до Первой мировой войны; второе — между Первой и Второй мировыми войнами; третье — с 1945 г. до конца 1980-х гг.; четвертое — с начала 1990-х гг. по настоящее время.

См.также: История конституции

В современном мире конституции национальных суверенных государств при всем разнообразии их содержания регулируют следующие группы общественных отношений:

  • учреждение и оформление государства как суверена на своей территории и в мировом сообществе;
  • признание народовластия, форм его осуществления, принципов организации и деятельности правового государства, форм правления и государственного устройства;
  • формирование основ функционирования гражданского общества, статуса его институтов (партий, общественных объединений, церкви, СМИ и др.);
  • провозглашение и гарантирование, осуществление, охрана и защита основных прав, свобод и обязанностей личности;
  • установление условий участия государства в международных отношениях, принципов внешней политики, взаимоотношение международного и внутригосударственного (национального) права.

Регулирование указанных групп общественных отношений и определяет предмет конституционного права. В то же время простое их перечисление не раскрывает особенности предмета конституционного права. Для общественных отношений, входящих в предмет регулирования конституционного права, характерно то, что они являются существенными, коренными, основополагающими во взаимоотношениях общества, государства и личности. Именно они находят либо исчерпывающее регулирование в самой конституции, либо конституционные установления составляют основу (базу) для последующего их регулирования в текущем (отраслевом) законодательстве.

Однако это не исключает того, что предметом конституционного регулирования могут быть отношения, не являющиеся существенными, основополагающими (можно сказать, что это «случайный» элемент в содержании конституции). Включение этих отношений в предмет регулирования конституционного права осуществляется по воле государства, придает им конституционную форму, но не превращает их в основополагающие по своей социальной природе.

Таким образом, предметом конституционного права Российской Федерации являются коренные, основополагающие общественные отношения, охватывающие публичную самоидентификацию народа и общества, учреждение суверенного государства, принципы организации и функционирования государственной власти во взаимосвязи с местным самоуправлением, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина и иные существенные основы взаимоотношений личности, общества и государства.

Предмет конституционного права расширяется в федеративных государствах. В отечественной литературе высказано мнение о существовании конституционно-уставного права субъектов РФ, занимающего в нем далеко не «периферийное положение». Рациональное зерно в суждениях о конституционно-уставном праве субъекта РФ заключается в том, что в них не игнорируются конституции и уставы субъектов РФ как учредительные акты, которые конкретизируют и дополняют единое конституционное пространство в Российской Федерации. Конституционно-уставное право наряду с общими чертами в каждом субъекте РФ имеет специфические особенности. В целом конституционно-уставное право субъектов РФ обогащает предмет и содержание единого конституционного права Российской Федерации.

Методы конституционного права

Методы конституционного права — совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.

Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.

В конституционном праве РФ преобладают императивные методы, предписывающие поступать только определенным образом (например, представление лица на должность Генерального прокурора осуществляется только Президентом РФ). Императивные методы осуществляются в различных формах:

  • управомонения (наделение органов государства определенными полномочиями для выполнения их задач);
  • субординации (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту РФ);
  • обязывания (Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении Государственной Думой двух вотумов недоверия в течение трех месяцев);
  • требования (необходим 21-летний возраст для кандидатов в депутаты Государственной Думы);
  • запрещения (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций);
  • санкции вплоть до репрессий (законодательство о контртеррористических операциях).

Диспозитивные методы, оставляющие выбор поведения на усмотрение субъектов конституционно-правовых отношений (например, Президент РФ может принять отставку Правительства РФ, а может и не принимать), методы координации, согласования (например, согласительные процедуры, осуществляемые Президентом РФ при разрешении спора между субъектами Федерации) в конституционном праве не относятся к числу основных (диспозитивные методы являются основными, например, в гражданском праве).

Характеристика методов конституционного права

Характеристика методов, способов воздействия конституционного права на общественные отношения в отечественной научной литературе крайне скупа. Чаще всего данный вопрос ограничивается описанием конституционных норм, устанавливаемых ими прав, запретов, обязанностей и особенностей их воздействия на участников общественных отношений. Такой подход явно неэффективен.

Методы конституционного права как отрасли публичного права не могут быть отделены от методов политико-государственного руководства обществом. Основным, ведущим методом воздействия конституционного права на общественные отношения является метод учреждения (установления), т. е. метод позитивного провозглашения, утверждения конституционных ценностей. Данный метод характеризуется тем, что учреждаемые конституционные установления обладают непререкаемостью, верховенством и высшей юридической силой, действуют постоянно.

Метод конституционного учреждения (установления) подкрепляется действием таких методов государственного руководства обществом, как убеждение, поощрение и принуждение.

Ведущим методом воздействия конституционного права на поведение субъектов общественных отношений является метод убеждения. Это обусловлено тем, что конституция по своему содержанию выражает компромисс тех общественных сил, которые участвовали в ее разработке и принятии. Легитимность конституции есть гарантия эффективности методов убеждения в действии и реализации конституции и по правилам конституции. В современном российском праве все острее встает вопрос о воспитании уважения к конституции, об отношении к ней как высшей правовой ценности, воплощающей государственную идеологию, национальную идею общественного согласия.

В воздействии конституционного права на общественные отношения метод убеждения дополняется методом поощрения (стимулирования). Этой цели служат предоставление дополнительных превенций, субсидий, льгот, поощрений и наград для субъектов конституционного права.

Методом воздействия конституционного права на общественные отношения служит и метод принуждения. Государство охраняет и защищает действие и реализацию конституции, в том числе и принудительными мерами. Примером действия метода принуждения может служить институт конституционной и конституционно-правовой ответственности органов публичной власти, высших должностных лиц за нарушение Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, за неисполнение решений судов, основанных на положениях Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ.

Конституционное право, как и любая иная отрасль права, воздействует на общественные отношения присущими ему правовыми способами, зависящими от содержания видов конституционно-правовых установлений (положений), от мер их обеспечения (гарантирования), охраны и защиты.

Конституционные установления (положения) как нормативно-правовые средства регулирования поведения субъектов общественных отношений не исчерпываются конституционными принципами и нормами. Нормативно-правовой инструментарий в конституционном праве намного богаче. Наряду с конституционными принципами и конституционными нормами он включает нормативно закрепленные цели, задачи, легальные определения, презумпции, фикции, преюдиции, символы, конструкции. Все указанные конституционные установления составляют систему, что позволяет регулировать общественные отношения в многообразном измерении. При этом, естественно, они имеют собственную специфику воздействия на общественные отношения.

К конституционным способам воздействия на поведение субъектов общественных отношений следует отнести установление статусов физических и юридических лиц, общественных объединений, компетенции органов публичной власти и должностных лиц, средств их обеспечения (гарантирования), охраны и защиты.

В реализации статусов субъектов конституционного права используются способы дозволения, обязывания и запрещения.

Дозволительные предписания разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ «по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе».

Запрещающие предписания не дозволяют субъектам конституционного права осуществлять определенные действия. В ч. 5 ст. 13 Конституции РФ закреплено: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Обязывающие предписания регламентируют обязанность осуществлять определенные действия. Как записано в ст. 58 Конституции РФ, «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Использование методов и способов воздействия конституции и конституционного права в целом на общественные отношения есть сознательный, творческий процесс, направленный на оптимальное их сочетание в целях повышения эффективности действия и поведения субъектов конституционно-правовых отношений. Такое сочетание в конечном счете объективно обусловлено природой и характером предмета правового регулирования, системой складывающихся разнообразных общественных отношений, теми целями и задачами, которые стоят перед гражданским обществом и правовым государством в конкретный исторический период их функционирования и развития в контексте достижений мирового общественного прогресса.

Метод конституционного права как отрасли права

Предмет конституционного права как отрасли права

Как и любая отрасль права, конституционное право имеет свой предмет.

Предмет отрасли права – это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм.

Предметом регулирования КП являются общественные отношения по поводу[1]:

1. формирования и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления,

2. структурирования территории государства,

3. социального устройства,

4. обеспечения прав и свобод личности.

Эти отношения называют конституционно-правовыми, а нормы, их регулирующие, конституционно-правовыми нормами.

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

1) охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);

2) устройства государства и государственной власти (властеотношения).

Особенности предмета конституционного права

· конституционное право регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, или специфической сфере жизни.

· конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по своему объему.

КП регулирует базовые, основополагающие отношения.

Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется через:

1) установление основных принципов устройства государства и организации государственной власти в числе основ конституционного строя — базовых положений, определяющих дальнейшее регулирование государственных институтов;

2) установление формы государственного устройства

3) установление системы органов власти, разграничение этой системы по горизонтали (разделение властей) и по вертикали (система органов государственной власти (федеральной и региональной) и система местного самоуправления и его органов).

Метод конституционного права как отрасли права

В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий, предписывающий или запрещающий характер. Также в конституционной отрасли права существуют нормы дозволяющие, являющиеся нормами-основами.

Они представляют собой нормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (например, избрание на всеобщих выборах Президента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового).Нормы-дозволения также применяются, в основном при регулировании правового статуса личности.

В отличие от других отраслей права в конституционном праве много норм-принципов, норм-целей, норм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственных правоотношений, но, как правило, подробно раскрываются в нормах других отраслей права (например, право на труд обычно закрепляется в Конституции, но уточняется до непосредственно применяемых норм лишь в трудовом праве).

Рассказать про диспозитивный метод.

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой.

Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупности норм, не только обладающие определенным внутренним единством, но и отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.

1. Нормы – общеобязательные правила, регулирующие организацию государственной власти и местного самоуправления, права и обязанности личности и т.д.

a.На практике сравнительно редко подкреплены санкциями (в усечённом виде: гипотеза + диспозиция);

b.Среди конституционно-правовых норм сравнительно часто встречаются специальные правовые нормы (нормы-принципы, коллизионные, дефинитивные и др.).

2. Институты – совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих определённую группу/вид конституционных отношений.Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):

• основы конституционного строя;

• права и свободы человека и гражданина;

• избирательная система (избирательное право);

• государственная власть в субъектах РФ;

• судебная власть и прокуратура;

• порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.

3. Подотрасли. Наличие – скорее исключение, чем правило (парламентское право, конституционно-судебное право, конституционно-процессуальное право и др.)

Основными критериями выделения конституционно-правовых институтов, их отграничения друг от друга выступают несколько признаков:

1) круг общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы правового института;

2) специфика правовых норм института, а также правовых отношений, возникающих под воздействием этих норм;

3) круг источников, содержащих нормы правового института.

В юридической литературе по конституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасли конституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права. Так как главным критерием разделения отрасли на институты является существование в ее рамках относительно обособленных и групп общественных отношений – объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом:

1. Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на пединституты:

1) основные принципы отношений человека и государства:

2) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. Данный институт имеет в основном конституционное закрепление, ему посвящена первая глава Конституции РФ. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, по большей части, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ.

2. Институт нрав и свобод человека и гражданина. Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников, начиная с международных конвенций о правах человека. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Механизм реализации конституционных прав человека и гражданина воплощается в различных нормативных правовых актах. Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения. Составные части института прав и свобод человека:

2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;

3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

4) гарантии реализации прав и свобод.

3. Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами). Круг субъектов – адресатов норм института федеративного устройства – состоит из Российской Федерации и ее субъектов.

4. Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия. Нормы данного института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах. Основной массив норм находится не в Конституции РФ, а в федеральных конституционных и федеральных законах (например, о референдуме Российской Федерации, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).

5. Институт системы органов государственной власти. Структура института включает следующие части:

· Федеральное Собрание Российской Федерации;

· конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;

· конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормы данного института закреплены как в Конституции РФ, так и в иных актах (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве РФ). На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

6. Институт местного самоуправления. Нормы данного института определяют организацию местного самоуправления, которое наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия.

7. Институт Конституции. Конституция – самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений широко регулируется также гражданским правом.

Систему конституционного права можно построить и по другому основанию, выделив в нем две большие части: материальное конституционное право и процессуальное конституционное право. Нормы материального конституционного права определяют содержание правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Методы конституционного права

Автор: Ирина Нестерова ✔ 16.01.2018

Нестерова И.А. Методы конституционного права // Энциклопедия Нестеровых

Конституционное право, будучи уникальной отраслью, не обладает собственными методами. Методологическая основа конституционного права включает в себя методы из других отраслей права.

Понятие метод в правовой науке

Прежде чем приступать к изучению методов, которые используются конституционным правом, следует рассмотреть само понятие метод и его особенности в рамках правовых наук.

Сам термин «метод» понимается как путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности [1].

В правовой науке применяется определенная система методов:

  1. Общенаучные методы.
  2. Всеобщие методы.
  3. Специальные методы.
  4. Частноправовые методы.

Современное конституционное право стремится расширить свой методологический аппарат путем использования все новых методов, направленных на трактовку правовых явлений.

Актуальная методология конституционного права в РФ

Особенность методов конституционного права основана на публично-правовом характере отрасли. По этой причине ключевой метод конституционного права имеет черты публично-правового метода регулирования общественных отношений, а именно: властный характер, императивность, директивность. Вышеупомянутые свойства метода конституционного регулирования отражаются в следующих средствах:

  1. он воплощается в конкретных правовых нормах, определяет конкретные государственно-правовые факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений;
  2. содержит указание на конкретных субъектов, регулируемых отношений;
  3. вызывает определенные правовые последствия.

Специфика конституционно-правового регулирования заключается в использовании учредительного метода регулирования. Особенность этого метода состоит в том, что помимо универсальных способов правового регулирования он использует специфические способы средства правового воздействия, такие как общее установление и конституционное закрепление.

Общее установление проявляется в наличии в системе конституционного права множества так называемых исходных, отправных установлений, имеющих общерегулятивный характер и выражающихся в первичных нормах права. Такие нормы содержатся в Конституции Российской Федерации, конституционных федеральных законах или в федеральных законах.

Специфика общего установления и конституционного закрепления заключается в том, что они не требуют специфически юридических средств обеспечения закрепляемых норм права, т.е. юридических санкций и имеют статутный характер. Используемые конституционные средства регуляции проявляются как непосредственно, так и опосредованно, через конкретизацию нормативных положений в конкретизирующих законах и иных нормативных правовых актах.

Особенность конституционно-правового регулирования заключается в широком использовании, наряду с типичными директивными, императивными публично-правовыми средствами регуляции, так называемых «мягких» средств регулирования. Это проявляется в привлечении договорных нормативных регуляторов, использовании конституционных обычных норм и конституционного прецедентного права. Отмеченную особенность метода конституционного регулирования следует дополнить указанием на присутствие в системе конституционного права значительного числа диспозитивных норм, что не характерно для публично-правового метода регулирования.

Это обстоятельство дало основание академику О.Е. Кутафину [2] сделать вывод о том, что в системе российского права конституционное право сочетает в себе элементы как частного, так и публичного права. При этом преобладают черты публичного права, поскольку оно в большей мере связано со спецификой общих, государственных интересов, чем со сферой частных, индивидуальных и групповых. Исходя из того, что нормы конституционного права являются базовыми как для публичного, так и для частного права, О.Е. Кутафин [2 ] делает вывод о том, что конституционное право является публично-правовым. В выборе средств правового регулирования важное значение имеет предмет регулирования. Соответственно двум принципиально отличающимся группам отношений используются два типа правового регулирования:

  • отношения, связанные с реализацией гражданами принадлежащих им основных прав и свобод, регулируются на основе общедозволительного типа регулирования;
  • регулирование властеотношений осуществляется в соответствии с разрешительным принципом правового регулирования.

Исходя из вышесказанного, гражданам и их объединениям предоставляется максимум свободы поведения, деятельность властных структур, их должностных лиц жестко нормируется, ограничивается свобода усмотрения.

Отдельно обратимся к методу государственно-правового регулирования. Он представляет собой способ нормативно-организационного воздействия на соответствующие общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и развития. Обычно государственно-правовое регулирование осуществляется с помощью сопутствующих методов, а именно:

  • метод централизованного, императивного регулирования
  • метод субординации, при котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах.
  • метод координации.

Разграничиваются методы конституционно-правового регулирования в зависимости от характера содержащегося предписания.

Методы конституционно-правового регулирования в зависимости от характера содержащегося предписания

Теперь нужно рассмотреть каждый из отраженных на рисунке методов подробнее. Начать следует с управомочивающего метода.

Управомочивающий метод конституционного права представляет собой наделение участников конституционно-правовых отношений определенными правами.

Метод обязывания представляет собой по большей части позитивное обязывание, которое является способом правового воздействия, при котором в соответствующей правовой норме содержится предписание на совершение определенных обязательных и юридически значимых действий.

Метод дозволения базируется на дозволении.

Дозволение – это способ правового воздействия, который выражается в разрешении совершения определенного действия или бездействия, которые имеют или могут иметь юридические последствия.

В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации [3] осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Этот метод тесно связан с управомочивающим методом. Но предписания, содержащегося в соответствующих нормах, не управомочивают субъекта, не обязывают его действовать определенным способом, а разрешают самому действовать по собственному усмотрению.

Метод запрещения содержит в себе запрет.

Запрет – это способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий [4].

Так, в соответствии со ст.21 Конституции Российской Федерации [3], никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В завершении следует отметить, что с помощью конституционного регулирования реализуется следующее:

  • закрепляются главные принципы и положения, определяющие развитие общества и государства, личности;
  • обеспечивается защита интересов народа, личности на самом высоком юридическом уровне;
  • закрепляются генеральные перспективы развития общества и государства.

Статья написана по материалам сайтов: www.grandars.ru, lektsii.org, odiplom.ru.

»

Это интересно:  Сообщишь как правильно написать
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector