Протокол заседания участковой комиссии

Тип документа: Протокол

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 4,4 кб

Бланк документа

Скачать образец документа

ЗАСЕДАНИЯ СЧЕТНОЙ КОМИССИИ ПО ВЫБОРАМ СЕКРЕТАРЯ

УЧАСТКОВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

ОТ ___»_________ 2003 ГОДА

Член счетной комиссии:___________________________________________

Дата, место и время проведения

1. Слушали: о результатах тайного голосования по выборам секретаря участковой избирательной комиссии N ____ района ________ ___________.

2. Присутствуют на заседании ________________ членов участковой избирательной комиссии.

3. В список для тайного голосования по выборам секретаря участковой избирательной комиссии N _______ района была внесена кандидатура(ры):

Число изготовленных бюллетеней __________________________________

Число выданных бюллетеней _______________________________________

Число погашенных бюллетеней _____________________________________

Число бюллетеней, обнаруженных в ящике для голосования __________

Число действительных бюллетеней _________________________________

Число недействительных бюллетеней _______________________________

При подсчете голосов установлены следующие результаты голосования:

Председатель счетной комиссии ___________________________________

Секретарь счетной комиссии ______________________________________

Член счетной комиссии ___________________________________________

  • Протокол: образцы (Полный перечень документов)
  • Поиск по фразе «Протокол» по всему сайту
  • «Протокол заседания счетной комиссии по выборам секретаря участковой избирательной комиссии».doc
  • Скачано документов

Занесено в базу

Внесены исправления в

  • Договоры
  • Все документы
  • Календарь праздников и выходных на 2024 год
  • Регистрация малого бизнеса полезно
  • Как самостоятельно составить договор
  • Таблица кодов ОКВЭД

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.

Тема № 2.2: Организация работы участковой комиссии

Учебные вопросы:

Полномочия, регламент работы, план работы участковой комиссии, распределение обязанностей между членами участковой комиссии.

Полномочия участковой комиссии .

Участковая комиссия – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, установленные законодательством о выборах и референдумах. Участковая комиссия обеспечивает процесс голосования избирателей, участников референдума и подсчет голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума.

Статья 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет:

(кем, когда, в какие сроки, в каком
количестве и т.д.)

(права и обязанности, установленные законодательством о выборах)

В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) участковая комиссия осуществляет следующие полномочия:

информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;

обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;

контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;

выдает открепительные удостоверения;

организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

проводит подсчет голосов избирателей, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную избирательную комиссию;

объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;

рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение Федерального закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Применительно к конкретным видам выборов (федеральным, региональным или муниципальным) указанные выше полномочия участковой комиссии конкретизируются в соответствующих федеральных или региональных законах.

Регламент участковой комиссии.

Организация работы участковой комиссии осуществляется в соответствии с законодательными актами, постановлениями вышестоящих избирательных комиссий, регламентом участковой комиссии, планом работы участковой комиссии, решениями участковой комиссии.

Регламент участковой комиссии документ, определяющий порядок и правила работы участковой комиссии. Регламент утверждается решением участковой комиссии.

Регламент участковой комиссии определяет:

процедуру проведения первого организационного заседания участковой комиссии, избрания заместителя председателя и секретаря участковой комиссии;

полномочия (задачи и функции) председателя, заместителя председателя и секретаря участковой комиссии;

распределение обязанностей по направлениям деятельности участковой комиссии и иных обязанностей членов участковой комиссии с правом решающего голоса;

порядок организации и проведения заседаний участковой комиссии (состав участников заседания, приглашение участников, регламент выступлений и т.п.);

порядок ведения протокола заседаний;

порядок голосования и принятия решений участковой комиссии;

порядок рассмотрения обращений (жалоб, заявлений), поступающих в участковую комиссию;

иные вопросы деятельности участковой комиссии.

Регламент комиссии, изменения и дополнения к нему принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии. Предложения об изменении и дополнении Регламента участковой комиссии рассматриваются на заседании комиссии в первоочередном порядке.

Распределение обязанностей между председателем, заместителем председателя, секретарем участковой комиссии .

Регламентом участковой комиссии определяется распределение обязанностей между председателем, заместителем председателя, секретарем участковой комиссии.

Распределение обязанностей между председателем, заместителем председателя, секретарем участковой комиссии

Председатель: организация работы участковой комиссии, контроль и организация делопроизводства, представительство участковой комиссии, созыв заседаний, подписание повестки, протокола, решений, сохранность избирательных документов, контроль реализации решений, поручения членам участковой комиссии, распорядитель финансовых средств, организация материально-технического обеспечения, прием на работу по гражданско-правовым договорам, иные полномочия.

Заместитель председателя: полномочия председателя участковой комиссии в случае его временного отсутствия или невозможности выполнения им своих обязанностей, вопросы предвыборной агитации, взаимодействие с правоохранительными органами, политическими партиями, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, средствами массовой информации, участие в планировании, выполнение поручений председателя участковой комиссии, поручения членами участковой комиссии в рамках полномочий, правовая культура, иные полномочия.

Секретарь: организация и ведение делопроизводства, подготовка заседаний и материалов к ним, подписание решений, протоколов заседаний, организация планирования деятельности участковой комиссии, контроль хода выполнения планов работы, извещение участников заседаний, обеспечение доведения решений и иных материалов участковой комиссии, организация информирования избирателей об избирательных действиях, учет рабочего времени, контроль исполнения принятых решений и информирование комиссии об этом, вопросы рассмотрения обращений, контроль за оформлением и сохранностью документов, передача документов в территориальную избирательную комиссию, выполнение поручений председателя участковой комиссии, поручения членами участковой комиссии в рамках полномочий, правовая культура, иные полномочия.

Распределение обязанностей между остальными членами участковой комиссии, а также распределение обязанностей по отдельным направлениям деятельности комиссии (рассмотрение обращений, осуществление контроля за соблюдением порядка проведения предвыборной агитации, выдача открепительных удостоверений и т.п.) осуществляется на основании отдельных решений участковой комиссии (Приложение, образец № 1).

План работы участковой комиссии .

Участковая комиссия действует в соответствии с утверждаемым ею планом работы участковой комиссии.

Планирование деятельности участковой комиссии

Правовая основа

Разделы плана

1. Федеральный закон.

2. Федеральные законы, регламентирующие проведение выборов Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Закон Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми».

4. Закон Республики Коми «О выборах Главы Республики Коми».

5. Решения вышестоящих избирательных комиссий.

6. Регламент участковой комиссии.

7. Решения участковой комиссии.

1. Деятельность в период между избирательными кампаниями (мероприятия, связанные с повышением профессионального уровня членов участковых комиссий (например, участие в обучающих семинарах территориальной избирательной комиссии и Избирательной комиссии Республики Коми, самообразование, ознакомление с изменениями в законодательстве), осуществление разъяснительной деятельности, оказание содействия территориальной избирательной комиссии и Избирательной комиссии Республики Коми в работе по актуализации резерва составов участковых комиссий).

2. Деятельность в период подготовки и проведения выборов и референдумов (на основе нормативных актов, регламентирующих порядок проведения соответствующих выборов и референдумов).

Разделы плана включают пункты:

  1. Проведение заседаний участковой комиссии (перечисляются вопросы, которые будут рассматриваться участковой комиссией, с разбивкой по заседаниям).
  2. Правовые мероприятия (например, изучение на семинарах положений законодательства о выборах).
  3. Организационные мероприятия (например, распределение обязанностей среди членов участковой комиссии, организация дежурств, разработка номенклатуры, информирование избирателей, получение избирательных бюллетеней и др.).
  4. Мероприятия по материально-техническому обеспечению (например, получение оборудования, оборудование помещения для работы участковой комиссии, приобретение расходных материалов, оформление информационного стенда и др.).

Примечание: С примерным планом работы участковой комиссии можно ознакомиться в методических материалах «Правовые основы избирательного процесса и организации работы участковой избирательной комиссии», изданных РЦОИТ при ЦИК России.

Подготовка и проведение заседания участковой комиссии. Учет и оформление решений, протоколов заседаний участковой комиссии.

Назначение заседания участковой комиссии .

Заседания участковой комиссии проводятся в соответствии с планом работы участковой комиссии. Заседания участковой комиссии созываются по инициативе председателя участковой комиссии по мере необходимости или по требованию не менее чем одной трети от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.

Заседание участковой комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного вышестоящей избирательной комиссией числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса (кворум).

У (установленное число): 2+1= Х (кворум).

Например, 9:2+1=5,5 (не менее 5 членов)

Статья 29 Федерального закона

Неисполнение членом участковой комиссии с правом решающего голоса своих обязанностей является основанием для обращения соответствующей комиссии в суд о признании данного члена участковой комиссии систематически не исполняющим свои обязанности.

Член участковой комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на каждом заседании участковой комиссии

Участники заседания участковой комиссии .

Заседания участковой комиссии проводятся открыто и гласно, на заседании участковой комиссии вправе присутствовать следующие лица:

Участники заседания

* члены участковой комиссии с правом решающего голоса

* члены участковой комиссии с правом совещательного голоса

* члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов

* кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения

не требуется специального разрешения

Средства массовой информации (на всех заседаниях избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении участковой комиссии работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования).

В день голосования, в дни досрочного голосования и до принятия вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, при повторном подсчете голосов – также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

Граждане, другие заинтересованные лица (например, при рассмотрении жалоб).

Повестка заседания участковой комиссии. Проекты решений участковой комиссии.

При подготовке заседания участковой комиссии составляется повестка заседания участковой комиссии.

Пример оформления повестки заседания.

Повестка заседания № 2

участковой комиссии избирательного участка №1

Дата проведения – 18 октября 2013 г.

Начало заседания – 10.00

г. Сыктывкар, ул. Ленина д.10

  1. О Регламенте участковой комиссии избирательного участка №1 (Герасимов Н.П., председатель участковой комиссии).
  2. Об Инструкции по делопроизводству в участковой комиссии избирательного участка №1 (Петрова М.И., секретарь участковой комиссии).
  3. …………и т.д.

участковой комиссии Н.П. Герасимов

— список вопросов для рассмотрения;

— закрепляет последовательность их обсуждения;

— Ф.И.О. докладчиков (выступающих) на заседании;

— подписывается председателем участковой комиссии;

— как правило, секретарь участковой комиссии осуществляет приглашение участников заседания (устно, письменно)

Проекты решений участковой комиссии (а также доклады, отчеты, сообщения, информация и т.д.) готовятся членами участковой комиссии в соответствии с закрепленными направлениями деятельности. К проекту решения приобщаются подлинники документов, послуживших основанием для рассмотрения вопроса.

Протокол заседания участковой комиссии. Протокол заседания участковой комиссии в день голосования .

На заседании участковой комиссии ведется протокол. Протокол составляется секретарем участковой комиссии на основании записей, произведенных во время заседания, представленных тезисов выступления (докладов).

Протокол заседания участковой комиссии

— оформляется на бланке протокола заседания

— подготовка протокола — не позднее, чем через 3 дня со дня заседания
— нумерация протоколов – в хронологической последовательности в пределах срока полномочий участковой комиссии: например, № 1, № 2, № 3…..

Вводная часть

Председатель участковой комиссии (председательствующий),

Заместитель председателя участковой комиссии,

Секретарь участковой комиссии,

Члены участковой комиссии с правом решающего голоса (перечень в алфавитном порядке),

Члены участковой комиссии с правом совещательного голоса (перечень),

Лица, приглашенные на заседание (перечень);

Иные лица (перечень),

Повестка заседания с указанием докладчиков.

Основная часть

Количество разделов протокола равно количеству пунктов повестки.

Порядок разделов – в соответствии с порядком вопросов в повестке.

Схема построения каждого раздела:

Пример оформления протокола заседания участковой комиссии:

РЕСПУБЛИКА КОМИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СЫКТЫВКАР»

УЧАСТКОВАЯ КОМИССИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО УЧАСТКА № 1

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ

18 октября 2013 года

Герасимов Н.П. — председатель участковой комиссии

заместитель председателя участковой комиссии

секретарь участковой комиссии

члены участковой комиссии с правом решающего голоса

Аверин М.И., Борисова Т.М.,

Вахнина И.И., Крапивин Л.Д.,

Носова П.О., Яковлева Т.В.

член участковой комиссии

с правом совещательного

журналист газеты «Заря»

Повестка заседания:

  1. О Регламенте участковой комиссии избирательного участка № 1 (Герасимов Н.П., председатель участковой комиссии).
  2. Об Инструкции по делопроизводству в участковой комиссии избирательного участка №1 (Петрова М.И., секретарь участковой комиссии).

На заседании присутствуют 9 из 9 – установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Кворум для открытия заседания имеется.

1.О Регламенте участковой комиссии избирательного участка №1.

СЛУШАЛИ:

Герасимов Н.П. В соответствии с Методическим рекомендациями Избирательной комиссии Республики Коми (постановление от 20 августа 2013 года № 8/216-5) рабочей группой подготовлен проект Регламента участковой комиссии избирательного участка №1.

ВЫСТУПИЛИ:

Петрова М.И. В ходе подготовки отдельные положения согласовывались с территориальной избирательной комиссией.

Аверин М.И. Особое мнение. Не согласен с редакцией раздела 5 (прилагается).

РЕШИЛИ:

Участковая комиссия избирательного участка №1 голосованием 8 – «за», 1 – «против» приняла решение «О Регламенте участковой комиссии избирательного участка № 1» (прилагается).

2. Об Инструкции по делопроизводству в участковой комиссии избирательного участка № 1.

СЛУШАЛИ:

Петрова М.И. В соответствии с Примерной инструкцией по делопроизводству в участковой комиссии, рекомендованной ЦИК России, рабочей группой подготовлен проект Инструкции по делопроизводству в участковой комиссии избирательного участка №1.

ВЫСТУПИЛИ:

Герасимов Н.П. Инструкция обязательна для исполнения всеми членами участковой комиссии.

РЕШИЛИ:

Участковая комиссия избирательного участка №1 единогласно приняла решение «Об Инструкции по делопроизводству участковой комиссии избирательного участка № 1» (прилагается).

За закрытие заседания члены участковой комиссии избирательного участка № 1 с правом решающего голоса проголосовали единогласно.

участковой комиссии Н.П. Герасимов

участковой комиссии М.И. Петрова

Пример оформления протокола заседания участковой комиссии в день голосования (текст основной части):

Указываются лица, присутствующие при проведении голосования (п.3 статьи 30 Федерального закона). Может быть оформлено в виде списка, прилагаемого к протоколу.

Повестка: (например: организация голосования в день голосования)…

Кворум…..(большинство членов участковой комиссии с правом решающего голоса от установленного числа).

1. Проведение голосования на выборах……….

Основная часть — протоколируется ход голосования, а также рассмотрение вопросов, требующих коллегиального рассмотрения в день голосования.

1. Проведение голосования на выборах……….

07.45 – Председатель участковой комиссии Иванов И.И. предъявил для визуального ознакомления первый экземпляр списка избирателей, разделенный на отдельные книги. Раздал книги членам участковой комиссии с правом решающего голоса.

07.50 – Председатель участковой комиссии Иванов И.И. предъявил к осмотру присутствующим лицам пустые пронумерованные переносные и стационарные ящики для голосования. Ящики опечатаны (опломбированы).

07.55 — Председатель участковой комиссии Иванов И.И. предъявил присутствующим лицам опечатанные переносные ящики для голосования с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей.

07.58 — Председатель участковой комиссии Иванов И.И. под роспись выдал членам участковой комиссии с правом решающего голоса бюллетени по ведомости.

08.00 — Председатель участковой комиссии Иванов И.И. пригласил избирателей приступить к голосованию, передал информацию в территориальную избирательную комиссию об открытии помещения для голосования.

10.00 — Председатель участковой комиссии Иванов И.И. огласил о планировании в 11.00 выезда для голосования вне помещения для голосования.

11.00 – 12.00 – члены участковой комиссии с правом решающего голоса Петров П.П., Сидоров С.С., член участковой комиссии с правом совещательного голоса Новиков А.А., наблюдатель от партии «Жизнь» Носов И.И. выезжали для проведения голосования вне помещения для голосования.

12.00 – Председатель участковой комиссии Иванов И.И приостановил голосование в помещении для голосования, чтобы незамедлительно рассмотреть жалобу наблюдателя Сергеева О.Л.

Рассмотрение жалобы наблюдателя Сергеева О.Л.

РЕШИЛИ: Участковая комиссия избирательного участка № 2 (номер 1 – Н.П. Герасимов) единогласно приняла решение «О жалобе Сергеева О.Л.» (прилагается).

12.15 – голосование на избирательном участке продолжено.

Это интересно:  Дополнительное соглашение об изменении цены договора образец

И т.д. с описанием и фиксированием в протоколе заседания всех действий…

19.59 — Председатель участковой комиссии Иванов И.И. объявил, что получить бюллетени и проголосовать могут только те избиратели, которые находятся в помещении для голосования.

20.00 — Председатель участковой комиссии Иванов И.И. объявил об окончании голосования, о закрытии заседания участковой комиссии.

Протокол заседания подписывают:

1) председательствующий на заседании участковой комиссии

2) секретарь участковой комиссии (или член участковой комиссии, исполняющий обязанности секретаря участковой комиссии)

Особое мнение члена участковой комиссии с правом решающего голоса записывается в тексте протокола заседания после соответствующего решения или оформляется на отдельном листе и помещается после соответствующего решения (в тексте протокола делается отметка – «особое мнение прилагается»)

Решение участковой комиссии .

К протоколу заседания участковой комиссии прилагаются подлинные экземпляры решений участковой комиссии. Первичные документы по рассматриваемому вопросу прикладываются к соответствующему решению участковой комиссии.

Решение участковой комиссии

Нумеруются в пределах срока полномочий участковой комиссии
Номер решения: номер протокола заседания /номер решения

Части решения

Преамбула (обоснование принятия решения: ссылки на нормативные акты, на рассмотренные документы и т.д.)

В соответствии со статьей…. рассмотрев заявление………..

Резолютивная часть (решение по вопросу)

Участковая комиссия избирательного участка №____ решила:

Подписание решения участковой комиссии осуществляется следующими лицами:

1) Председатель участковой комиссии

либо заместитель председателя участковой комиссии (в случае временного отсутствия председателя участковой комиссии);

либо исполняющий обязанности председателя участковой комиссии (в случае временного отсутствия председателя и заместителя председателя участковой комиссии при наличии решения участковой комиссии о возложении на секретаря участковой комиссии либо одного из членов участковой комиссии с правом решающего голоса полномочий председателя участковой комиссии)

2) Секретарь участковой комиссии

либо исполняющий обязанности секретаря участковой комиссии (в случае наличия решения участковой комиссии о возложении на одного из членов участковой комиссии с правом решающего голоса полномочий секретаря участковой комиссии)

Решения участковой комиссии после заседания могут быть доработаны, с учетом предложений членов участковой комиссии с правом решающего голоса, поступивших в ходе заседания участковой комиссии.

Доработка решений осуществляется в течение двух рабочих дней, если иное не установлено законом, регламентом участковой комиссии.

После подписания решения участковой комиссии регистрируются (учитываются).

Реестр учета решений участковой комиссии .

Учет решений осуществляется в журнале. Предлагается следующая форма ведения журнала, с примерами записей о принятых решениях участковой комиссии.

Дата принятия решения

О регламенте участковой комиссии избирательного участка №1

Об Инструкции по делопроизводству в участковой комиссии избирательно

секретарю участковой комиссии ознакомить под роспись членов участковой комиссии 30.11.2013. Исполнено

Копии решений участковой комиссии .

Копия решения участковой комиссии направляется гражданину (в том числе представителю партии, наблюдателю и иным участникам избирательного процесса) в случае, если его обращение в участковую комиссию послужило основанием для рассмотрения вопроса на заседании участковой комиссии.

На каждой копии документа проставляется печать, удостоверяющая подписи председателя участковой комиссии и секретаря участковой комиссии (без воспроизведения подписей).

Делопроизводство в участковой комиссии.

Правовая основа делопроизводства в участковой комиссии.

Делопроизводство в участковой комиссии – комплекс мероприятий по документационному обеспечению деятельности участковой комиссии.

Правовая основа делопроизводства в участковой комиссии

Ведение и контроль

Постановления вышестоящих комиссий.

Регламент участковой комиссии.

Инструкция по делопроизводству в участковой комиссии (разрабатывается на основе Примерной инструкции по делопроизводству в участковой комиссии).

Номенклатура дел участковой комиссии (разрабатывается на основе Примерной номенклатуры дел участковой комиссии)

в соответствии с распределением обязанностей

Контроль за соблюдением Инструкции по делопроизводству

Примечание: Центральной избирательной комиссией Российской Федерации рекомендованы Примерная инструкция по делопроизводству в участковой комиссии и Примерная номенклатура дел участковой комиссии.

Инструкция по делопроизводству в участковой комиссии

Утверждается решением участковой комиссии (как и изменения, вносимые в нее)

Номенклатура дел

участковой комиссии

Утверждается председателем участковой комиссии ежегодно (по согласованию с территориальной избирательной комиссией), вводится в действие с 1 января

Устанавливает порядок работы с документами, основные правила их подготовки и оформления в участковой комиссии.

Предназначена для формирования исполненных документов в дела, систематизации и учета дел, определения сроков их хранения.

Основные разделы Инструкции по делопроизводству в участковой комиссии:

1. Общие положения (на основе каких документов разработана, основные принципы работы с документами).

2. Прием, регистрация и прохождение поступающих документов.

3. Основные требования к подготовке и оформлению документов (бланки участковой комиссии, правила оформления основных реквизитов документов).

4. Организация работы с исходящими (отправляемыми) документами.

5. Подготовка, оформление, выпуск, учет документов, рассматриваемых на заседаниях участковой комиссии (протокол заседания, решение).

6.Контроль исполнения документов и поручений.

7. Изготовление, хранение и использование печатей и штампов.

8. Формирование дел и передача их в вышестоящую избирательную комиссию.

10. Приложения (формы различных журналов, бланки комиссии и др.)

Прием, регистрация и прохождение поступающих документов .

Прохождение входящих документов в участковой комиссии осуществляется в следующем порядке:

1. Доставка документов

2. Регистрация документов

(внесение данных о документе в специальные журнальные формы; обращения граждан регистрируются отдельно; проставление номера и даты регистрации на документе)

3. Рассмотрение председателем участковой комиссии

(проставляет резолюцию на документе — указание по исполнению)

5. Списание документов в дело в соответствии с номенклатурой дел

(председатель участковой комиссии)

Предлагается следующая форма журнала регистрации входящих документов (с примерным образцом записи о входящем документе).

Исходящий номер и дата

Данные о корреспонденте

Краткое содержание документа

Кол-во листов основного документа и листов прил., кол-во экз.

Отметка об исполнении

ТИК города Усинска

О проведении семинара по вопросам подготовки выборов Главы Республики Коми

Секретарю участковой комиссии собрать информацию о возможности участия членов участковой комиссии, сообщить в ТИК до 15.11.2013

Регистрация обращений граждан осуществляется в отдельном журнале.

Предлагается следующая форма ведения данного журнала (с примерным образцом записи в журнале).

Адрес места житель­ства заявителя, номер телефона

Отметка об испол­нении

О нарушениях при составлении списков избирателей

На заседание комиссии 12.01.2014

Решение участковой комиссии от

12.01.2014 №5/4, ответ заявителю от 12.01.2014

Работа с исходящими документами. Бланки участковой комиссии .

Исходящие документы оформляются (печатаются) на бланках установленной формы, в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в участковой комиссии.

Инструкцией по делопроизводству в участковой комиссии могут быть установлены следующие бланки:

бланк протокола заседания участковой комиссии (Приложение, образец № 2);

бланк решения участковой комиссии (Приложение, образец № 3);

бланк письма участковой комиссии (Приложение, образец № 4).

Исходящие письма направляются за подписью председателя участковой комиссии на бланке письма. Подписанные письма и телеграммы регистрируются в журнале исходящей корреспонденции.

При оформлении исходящего документа присваивается исходящий номер, который состоит из индекса дела по номенклатуре дел и порядкового номера документа, разделенных косой чертой. Исходящий номер указывается также на копии документа, остающейся в деле. Нумерация исходящих документов осуществляется в пределах календарного года.

Форма регистрации исходящих документов может выглядеть следующим образом (с примерным образцом записи об исходящем документе):

Краткое содержание документа

Количество листов основного документа, количество листов приложения, количество экземпляров

Исполнители. Кем подписан документ

Сведения о снятии с контроля

ТИК города Инты

О согласовании плана обучения членов участковой комиссии

Копии исходящих документов помещаются в дело в соответствии с номенклатурой дел участковой комиссии.

Контроль исполнения документов .

В процессе деятельности участковой комиссии есть необходимость устанавливать контроль за исполнением документов.

Контроль исполнения документов

Контролируются

(председатель – по существу вопросов,

секретарь – по срокам исполнения):

1. Поручения, содержащиеся в постановлениях и других документах вышестоящих избирательных комиссий.

2. Поручения, содержащиеся в решениях участковой комиссии.

3. Письменные поручения председателя участковой комиссии.

4. Входящие документы.

5. Письма граждан.

6. Исходящие документы, требующие ответа.

7. Поручения, содержащиеся в протоколах заседаний участковой комиссии.

8. Планы мероприятий.

Документ с контроля снимает председатель участковой комиссии

Номенклатура дел участковой комиссии .

Номенклатура дел участковой комиссии составляется по следующей форме.

председатель участковой комиссии

избирательного участка №____

избирательного участка № ___

НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ на _____год

Заголовок дела
(тома, части)

Срок хранения дела

№№ статей по Перечню,

комиссии избирательного участка №___ подпись расшифровка подписи

Итоговая запись о категориях и количестве дел, заведенных

в ______ году в участковой комиссии

По срокам хранения

Временного (свыше 10 лет)

(до 10 лет включительно)

Секретарь участковой комиссии избирательного участка №__

Сроки хранения устанавливаются следующими документами:

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения,

утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации

от 25 августа 2010 года № 558

Порядки хранения и передачи в архивы документов, связанных с подготовкой и проведением выборов (утверждаются ЦИК России либо Избирательной комиссией Республики Коми)

В номенклатуру дел включаются заголовки дел, отражающие все документируемые участки работы участковой комиссии.

Номенклатура дел участковой комиссии составляется секретарем участковой комиссии, согласовывается с территориальной избирательной комиссией и утверждается председателем участковой комиссии.

В случае возникновения новых дел они дополнительно вносятся в утвержденную номенклатуру дел.

По окончании каждого календарного года в конце номенклатуры дел составляется итоговая запись о количестве заведенных дел (томов, частей) отдельно постоянного и временного хранения.

Формирование дел участковой комиссии .

Законченные делопроизводством документы оформляются
в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в участковой комиссии, списываются председателем участковой комиссии в дело.

Исполненные документы формируются в дела в соответствии с утвержденной номенклатурой дел.

Не допускается помещение в дело документов, содержание которых не соответствует заголовку дела.

При включении в дело факсограммы делается ее ксерокопия, которая подшивается в дело. Подлинник факсограммы уничтожается с проставлением на ксерокопии отметки об уничтожении.

В дело включаются все документы по конкретному вопросу вместе с приложениями, указанными в тексте документа. При отсутствии приложений, указанных в тексте документа, председатель либо секретарь участковой комиссии обязан сделать запись на документе об их местонахождении.

Протоколы заседаний участковой комиссии располагаются в деле по хронологии в порядке возрастания номеров. Документы к заседанию участковой комиссии помещаются после соответствующего протокола.

В деле «Переписка» исходящий (ответный) документ помещается после входящего.

Обращения граждан и документы по их рассмотрению формируются
в отдельные дела. Каждое обращение и все документы по его рассмотрению составляют в деле самостоятельную группу и располагаются в алфавитном порядке по первым буквам фамилий авторов обращений.

За сохранность документов и дел до передачи их в территориальную избирательную комиссию ответственность несет председатель участковой комиссии.

Хранение дел в участковой комиссии .

Протоколы заседаний, решения участковой комиссии, списки приглашенных, прилагаемые к протоколу подлинные экземпляры решений с соответствующими приложениями, документы, послужившие основанием для рассмотрения вопроса на заседании участковой комиссии, находятся у председателя участковой комиссии.

За сохранность документов и дел ответственность несет председатель участковой комиссии.

Дела, находящиеся на текущем хранении, подлежат учету. Перед передачей документов в территориальную избирательную комиссию проводится проверка наличия и состояния документов и дел в целях установления фактического наличия дел и соответствия их количеству, числящемуся по номенклатуре дел.

Печать участковой комиссии .

Для удостоверения подлинности документов или соответствия копий документов подлинникам используется печать участковой комиссии.

Для проставления отметок о получении, регистрации документов в участковой комиссии могут использоваться штампы.

Изготовление печати и штампов участковых комиссий осуществляется Избирательной комиссией Республики Коми в соответствии с образцом и описанием, утвержденными постановлением ЦИК России.

Печать участковой комиссии проставляется на протоколах об итогах голосования, на копиях решений участковой комиссии, на пакетах при отправке документов, при оформлении документов на прием товарно-материальных ценностей.

Печать участковой комиссии после окончания избирательной кампании, кампании референдума должна храниться в надежно закрываемом и опечатываемом сейфе или металлическом шкафу в территориальной избирательной комиссии.

Председатель участковой комиссии в период проведения выборов и (или) референдума осуществляет контроль за правильностью хранения и использования печати, затем передает печать на хранение в вышестоящую избирательную комиссию.

Информацию о пришедшей в негодность печати участковой комиссии в вышестоящую избирательную комиссию сообщает председатель участковой комиссии.

Подготовка участковой комиссии к работе в день голосования.

Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой администрации соответствующего муниципального образования.

Помещения для работы участковой комиссии и для проведения голосования должны отвечать соответствующим нормативам по противопожарной безопасности, санитарным нормам и т.д., быть удобными для избирателей, в том числе, по возможности, для инвалидов-колясочников, проживающих на территории избирательного участка и выражающих желание проголосовать в помещении для голосования.

Вид технологического оборудования

Устанавливаемое количество единиц технологического оборудования для участковых комиссий

с числом избирателей
до 1000

с числом избирателей
от 1001 до 2000

с числом избирателей более 2000

Кабины для голосования

Стационарные ящики для голосования

Вид технологического оборудования

Максимальное количество единиц технологического оборудования для участковых комиссий

с числом избирателей
до 501

с числом избирателей
от 501 до 1001

с числом избирателей более 1000

Переносные ящики для голосования

1*

2*

* Количество переносных ящиков может быть увеличено, но не более чем на 1 переносной ящик при наличии хотя бы одного из условий:

а) избирательный участок включает территории нескольких населенных пунктов, и населенный пункт, где расположено помещение для голосования, находится вне пределов пешеходной доступности до иных населенных пунктов в течение времени голосования;

б) на территории избирательного участка располагается место временного пребывания избирателей, где не образован избирательный участок;

в) на территории избирательного участка в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона зарегистрировано более 50 избирателей старше 80 лет и (или) инвалидов, сведения о которых представлены в соответствии с пунктом 16.1 статьи 20 Федерального закона;

г) при совмещении дней голосования на нескольких выборах избиратель имеет возможность проголосовать одновременно более чем по двум избирательным бюллетеням.

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. Для слабовидящих избирателей рекомендуется иметь лупы.

В помещении для голосования либо непосредственно перед этим помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором в соответствии с требованиями законодательства размещает информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в избирательный бюллетень:

1) биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень;

2) если кандидат, список кандидатов выдвинуты избирательным объединением, — слова «выдвинут избирательным объединением» с указанием наименования этого избирательного объединения;

3) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, — слово «самовыдвижение»;

4) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией;

5) информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона (если такая информация имеется);

6) сведения о судимостях кандидата, в случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, неснятой и непогашенной судимости;

7) сведения о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации, представленных кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусмотренные подпунктами «а» — «г» пункта 1.2 статьи 38 Федерального закона, при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Данные информационные материалы, также могут предоставляться участковой комиссией каждому избирателю непосредственно;

8) все вышеприведенные сведения, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, для информирования избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами по зрению.

Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

На информационном стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, участвующих в данных выборах, в которых должны быть приведены варианты заполнения бюллетеня (бюллетеней).

Образцы заполненных избирательных бюллетеней рекомендуется размещать и в кабинах для тайного голосования.

На информационном стенде рекомендуется разместить следующие брошюры: Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Коми, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закон Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми», иные федеральные законы, законы Республики Коми в зависимости от уровня, проводимых выборов.

На информационном стенде также размещается схема избирательного участка с описанием границ, персональный состав участковой комиссии (в актуальном состоянии).

В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования.

В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования.

Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.

Это интересно:  Объекты судебно медицинской экспертизы

На здании, в котором располагается помещение для голосования, должна находиться вывеска (Приложение, образец № 5) с указанием номера избирательного участка. На входе в помещение участковой комиссии должна находиться вывеска с указанием режима работы (Приложение, образец № 6), при этом такую же вывеску следует разместить и на входе в здание, в котором расположено помещение для голосования.

В помещении для голосования должна присутствовать государственная символика Российской Федерации, Республики Коми – Государственный флаг Российской Федерации, Государственный флаг Республики Коми, Государственный герб Российской Федерации, Государственный герб Республики Коми.

В здании на пути следования к помещению для голосования размещаются стрелки-указатели.

Если в здании расположены помещения для голосования нескольких избирательных участков, на вывеске указываются все их номера, а также помещается объявление с указанием наименования улиц и номеров домов, входящих в границы каждого избирательного участка.

В помещении для голосования, наряду с технологическим оборудованием и материалами, необходимыми для обеспечения голосования избирателей, должно также находиться техническое оборудование: столы письменные, стулья, шкафы для бумаг и одежды, телефон, настенные (настольные) часы, сейф или металлический шкаф, материалы для опечатывания ящиков для голосования и избирательной документации, печать участковой комиссии, калькулятор, канцелярские принадлежности, противопожарные средства, аварийное освещение, охранная сигнализация.

Примерная схема размещения технологического оборудования для организации голосования в помещении для голосования

Кроме того, необходимы: компьютер, множительная техника, оборудование для музыкального оформления в день голосования, приемник радиотрансляционной сети.

Органы внутренних дел в период подготовки и проведения выборов должны разработать и согласовать с председателем территориальной избирательной комиссии мероприятия по обеспечению общественного порядка на каждом избирательном участке, проверке пожарной безопасности, наличия мест для хранения документации строгой отчетности. В соответствии с указанными мероприятиями после получения участковой комиссией избирательных бюллетеней помещения избирательных участков берутся под охрану работниками полиции и снимаются с охраны по согласованию с председателем участковой комиссии после передачи документации участковой комиссии в территориальную избирательную комиссию либо ее размещения в ином охраняемом помещении.

В день голосования организуется круглосуточное дежурство на избирательном участке сотрудников полиции.

Представители пожарной охраны на каждом избирательном участке проверяют соблюдение норм и правил противопожарной безопасности, о чем составляются соответствующие акты, проводится инструктаж членов участковой комиссии о действиях в случае возникновения на избирательном участке пожара.

Вопросы выделения в распоряжение участковой комиссии и использования автотранспорта в день голосования для организации голосования вне помещения для голосования и доставки протокола участковой комиссии об итогах голосования в территориальную избирательную комиссию решаются председателем территориальной избирательной комиссии совместно с главой администрации муниципального образования.

Районные, городские отделения телефонной сети обеспечивают участковые комиссии устойчивой телефонной связью на весь срок их полномочий. При этом на телефонных станциях назначаются операторы, ответственные за оперативное устранение возникающих неполадок на основании заявок соответствующих комиссий.

В день, предшествующий дню голосования, необходимо распределить обязанности между членами участковой комиссии, выполняемые ими в день голосования, с целью обеспечения четкой и организованной работы в день голосования. Распределение обязанностей, как правило, принимается решением участковой комиссии.

В период избирательной кампании для работы участковой комиссии необходимы следующие образцы документов:

1) реестр учета жалоб (заявлений), обращений на нарушение законодательства о выборах, поступивших в участковую комиссию;

2) акт о передаче территориальной избирательной комиссией избирательных бюллетеней участковой комиссии;

3) заявления избирателей о выдаче им открепительных удостоверений, (если они поступили);

4) доверенности на получение открепительного удостоверения (если они предъявлялись);

5) акты о предъявлении и опечатывании пустых переносных ящиков для досрочного голосования отдельных групп избирателей в труднодоступных и отдаленных местностях (если проводилось досрочное голосование);

6) акты о проведении досрочного голосования отдельных групп избирателей в труднодоступных и отдаленных местностях (если проводилось досрочное голосование);

7) ведомость передачи избирательных бюллетеней членам участковой комиссии с правом решающего голоса для выдачи их избирателям при проведении досрочного голосования отдельных групп избирателей в труднодоступных и отдаленных местностях (если проводилось досрочное голосование);

8) акт о числе погашенных неиспользованных открепительных удостоверений (сведения о числе неиспользованных открепительных удостоверениях);

9) ведомость выдачи избирательных бюллетеней членам участковой комиссии с правом решающего голоса для выдачи их избирателям в помещении для голосования;

10) акт о передаче территориальной избирательной комиссией участковой комиссии списка избирателей;

11) реестр регистрации поданных заявлений (обращений) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования;

12) письменные заявления избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования (если такие заявления поступили);

13) ведомость выдачи избирательных бюллетеней членам участковой комиссии с правом решающего голоса для выдачи их избирателям при проведении голосования вне помещения для голосования;

14) акты о проведении голосования вне помещения для голосования;

15) список лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования (заполняется с момента начала работы участковой комиссии в день голосования);

16) образец акта о признании недействительными избирательных бюллетеней, находившихся в переносном ящике для голосования;

17) образец акта о признании избирательных бюллетеней бюллетенями неустановленной формы;

18) незаполненный реестр выдачи заверенных копий протокола участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке;

19) бланки решения участковой комиссии;

20) бланки письма участковой комиссии;

21) бланки протокола участковой комиссии об итогах голосования;

22) заверенная выписка из реестра выдачи территориальной избирательной комиссией открепительных удостоверений, в которых указаны сведения о получивших открепительные удостоверения избирателях, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка;

23) личные письменные заявления избирателей о включении их в список избирателей, об ошибке или неточности в сведениях о них в списке избирателей (если они поступали в участковую комиссию);

24) иные документы, используемые в работе участковой комиссии.

Со всеми выше перечисленными образцами документов можно ознакомиться в Рабочем блокноте члена участковой комиссии.

Накануне дня голосования участковая комиссия обязательно проводит репетицию порядка работы участковой комиссии в день голосования и при подсчете голосов избирателей. В день, предшествующий дню голосования, территориальными избирательными комиссиями практикуется прием помещений для голосования и отчеты председателей участковых комиссий о готовности работы комиссии в день голосования. А помещение для голосования с избирательной документацией председателем участковой комиссии вечером накануне дня голосования передается под охрану сотруднику органов внутренних дел, о чем незамедлительно информируется вышестоящая территориальная избирательная комиссия.

Статья 67. Протокол участковой комиссии об итогах голосования

Статья 67. Протокол участковой комиссии об итогах голосования

1. Участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

2. Протокол об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. Протокол об итогах голосования должен содержать:

а) номер экземпляра;

б) название выборов, референдума, дату голосования;

в) слово «Протокол»;

г) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума;

д) строки протокола в следующей последовательности:

строка 1: число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования;

строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией;

строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 – в помещении территориальной (окружной) комиссии, избирательной комиссии муниципального образования;

строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования;

строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;

строка 7: число погашенных бюллетеней;

строка 8: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;

строка 9: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;

строка 10: число недействительных бюллетеней;

строка 11: число действительных бюллетеней;

строка 12 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, число голосов участников референдума по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме.

Если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, в протокол об итогах голосования вносятся также строки:

строка 11а: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией;

строка 11б: число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума до дня голосования;

строка 11в: число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, участке референдума;

строка 11г: число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений.

Для внесения сведений, получаемых в случае, предусмотренном пунктом 22 статьи 68 настоящего Федерального закона, протокол об итогах голосования должен также содержать следующие строки:

строка 11д: число утраченных бюллетеней;

строка 11е: число бюллетеней, не учтенных при получении;

е) сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу;

ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи;

з) дату и время подписания протокола;

и) печать участковой комиссии.

3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, вносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Нумерация строк протокола устанавливается законом.

1. Протокол участковой комиссии об итогах голосования – это основной документ об итогах голосования на выборах (референдуме). Процедура составления протокола об итогах голосования участковой комиссией, как следует из содержания статьи 67 комментируемого Федерального закона, неразрывно связана с процедурой подсчета голосов, которая начинается сразу после окончания времени голосования, проводится без перерыва вплоть до установления итогов голосования и фиксирует деятельность комиссии в режиме реального времени. Процедура подсчета голосов в соответствии с вышеуказанной статьей 68 завершается подписанием всеми присутствующими членами участковой комиссии протокола участковой комиссии об итогах голосования, после чего указанный протокол приобретает юридическую силу и значение решения участковой комиссии об итогах голосования.

На основании подлинных первых экземпляров этих протоколов соответствующие вышестоящие избирательные комиссии, комиссии референдума устанавливают итоги голосования и определяют результаты выборов, референдума (статья 69 комментируемого Федерального закона). Учитывая особую значимость данного документа, федеральный законодатель установил подробный перечень сведений, которые должны быть в нем отражены. Хотя некоторые данные прямо не влияют на определение результатов выборов, референдума, они дают возможность фиксировать и контролировать объективность и правильность установления итогов голосования членами участковой комиссии. В этих же целях предусмотрено, что все числовые данные в протокол участковой комиссии об итогах голосования заносятся как цифрами, так и прописью. Универсальные требования к протоколу об итогах голосования позволяют участковым комиссиям применять единые подходы к их заполнению (это особенно важно в случае проведения голосования на различных выборах и (или) референдумах в один день), а также вести их обработку с использованием ГАС «Выборы».

Учитывая, что в день голосования участковой комиссией может обеспечиваться голосование на выборах, референдумах различных видов и уровней, форма протокола, установленная в комментируемой статье, требует заполнения отдельного протокола по каждому виду голосования (по каждому бюллетеню). Ввиду этого, а также в силу положений пункта 6 статьи 64 комментируемого Федерального закона установлено, что избиратель (участник референдума) расписывается за каждый полученный бюллетень.

2. Комментируемый пункт, по сравнению с аналогичной статьей прежней редакции комментируемого Федерального закона, содержит новацию: вместо наименования комиссии в протоколе должен указываться адрес помещения для голосования избирательного участка, участка референдума. Как правило, форма протокола об итогах голосования утверждается комиссией, организующей выборы, референдум (см. пункт 15 статьи 19 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). Согласно пунктам 26 и 27 статьи 68 комментируемого Федерального закона протокол участковой комиссии заполняется в двух экземплярах и каждый из них подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часа, минуты его подписания) и скрепляется печатью комиссии. Оба экземпляра протокола имеют одинаковую юридическую силу. Каждый из них должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях (например, при большом количестве кандидатов, списков кандидатов) протокол может быть составлен на двух или более листах, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. Если кто-либо из членов участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствует, то председателем, заместителем председателя либо секретарем участковой комиссии должна быть сделана запись с указанием причины их отсутствия. Эта запись заверяется, как правило, секретарем участковой комиссии. Не допускается заполнение протокола карандашом. Исходя из вышеуказанного требования, подпункта «а» комментируемого пункта требует, чтобы в протоколе об итогах голосования содержался номер экземпляра этого протокола.

Положения подпунктов «б» и «в» комментируемого пункта, как правило, содержатся в бланке протокола, утверждаемом организующей выборы, референдум комиссией. Номер избирательного участка, участка референдума («участковая избирательная комиссия избирательного участка №. ») определяются, как правило, вышестоящей комиссией. Например, на выборах Президента Российской Федерации такими полномочиями обладает ИКСРФ (пункт 10 статьи 20 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).

Подпункт «г» комментируемого пункта заполняется в соответствии с вышеизложенным и указанием адреса помещения для голосования.

Подпункт «д» комментируемого пункта содержит в себе наименования строк протокола об итогах голосования, которые, как указывалось выше, обязательны для заполнения на выборах и референдумах всех уровней (кроме строк 3, 4, 11а, 11б, 11в, 11г).

Нумерация строк, указанная в комментируемом пункте, не носит нормативно-обязательного характера для всех выборов и референдумов и может быть иной в законе о конкретных выборах, референдуме (например, см. статью 72 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). Если конкретным законом субъекта Российской Федерации о выборах не предусматривается проведение досрочного голосования, то нет необходимости устанавливать в указанном законе строку протокола, указывающую число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно. При этом соответственно должна изменяться последующая нумерация строк протокола. А если в законе субъекта Российской Федерации, напротив, предусмотрено проведение досрочного голосования как в соответствии с пунктами 2–9 статьи 65 комментируемого Федерального закона, так и в соответствии с пунктом 10 статьи 65 комментируемого Федерального закона, то в протоколе объективно должна появиться еще одна строка, отражающая данную особенность. Практическое значение приведенной нумерации – в корреспондирующих нормах статьи 68 комментируемого Федерального закона, в которой с ее помощью осуществлено нормативное регулирование процедуры подсчета голосов избирателей (участников референдума) и порядка составления протокола об итогах голосования.

Строка 1 «Число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования» заполняется на основе суммирования соответствующих данных в списке избирателей (участников референдума) в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 68 комментируемого Федерального закона. Следует обратить внимание на то, что в это число не входят избиратели (участники референдума), выбывшие с избирательного участка (участка референдума) и исключенные в связи с этим из списка избирателей (участников референдума), в том числе временно выбывшие и получившие в связи с этим открепительное удостоверение. Правовое содержание данной строки в том, что она впоследствии (при суммировании данных всех протоколов участковых комиссий) будет отражать общее количество избирателей, от которого (в процентах) будет исчислена «явка» избирателей (участников референдума) и, соответственно, зависеть признание выборов, референдума состоявшимися. В этой связи заполнение этой строки имеет особое значение при одновременном проведении выборов, референдумов различных уровней и использовании открепительных удостоверений. Так, при проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе выборов, избиратель, получивший открепительное удостоверение по месту жительства, который в день голосования предъявит открепительное удостоверение в участ­ковой комиссии, расположенной на территории другого избирательного (мажоритарного) округа, вносится в список избирателей, но получает бюллетень только для голосования по единому избирательному округу, включающему всю территорию субъекта Российской Федерации, так как активным избирательным правом в этом случае он обладает только в едином избирательном округе. Этот избиратель учитывается в строке 1 только в протоколе участковой комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу, а в строке 1 протокола по мажоритарной избирательной системе значение, соответственно, должно быть на единицу меньше.

Строка 2 «Число бюллетеней, полученных участковой комиссией» заполняется на основе акта о получении бюллетеней участковой комиссией, составленного в соответствии с пунктами 12–14 статьи 63 комментируемого Федерального закона. Если участковая комиссия получала бюллетени по акту неоднократно (это могло произойти в связи с передачей части бюллетеней для проведения досрочного голосования либо с высокой явкой избирателей (участников референдума), когда возникла необходимость передачи дополнительного числа бюллетеней из вышестоящей комиссии), данные всех актов о получении бюллетеней суммируются. Вместе с тем согласно пункту 4 статьи 68 комментируемого Федерального закона данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении ТИК, ОИК, ИКМО избирателей (участников референдума), в указанное число не входят. Строка 2 заполняется сразу после погашения неиспользованных бюллетеней и внесения данных о погашенных бюллетенях в строку 7.

Это интересно:  Виды лицензий на недропользование

Строка 3 «Число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно» включает в себя общее число таких бюллетеней, которое устанавливается путем суммирования отметок «Проголосовал досрочно» в списке избирателей (участников референдума) и проверяется по списку досрочно проголосовавших избирателей (участников референдума) в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 68 комментируемого Федерального закона. Правовой смысл данной строки заключается в том, что она отражает число избирателей (участников референдума), проголосовавших досрочно по данному виду голосования, которое является составной частью общего числа проголосовавших (т.е. общего числа принявших участие в выборах, референдуме). Строка с данным наименованием может присутствовать в протоколе в двух различных случаях: если проводится досрочное голосование в соответствии с пунктами 2–9 статьи 65 комментируемого Федерального закона – на выборах в органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме; если проводится досрочное голосование в соответствии с пунктом 10 статьи 65 комментируемого Федерального закона среди отдельных групп избирателей (участников референдума) – на любых выборах, референдумах. Как указывалось выше, если на выборах используются оба вида досрочного голосования, то в протокол должна быть включена дополнительная строка.

Строка 4 «Число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно в помещении территориальной (окружной) избирательной комиссии муниципального образования» должна присутствовать в протоколе только в случае, когда проводится досрочное голосование в соответствии с пунктами 2–9 статьи 65 комментируемого Федерального закона – на выборах в органы местного самоуправления, при проведении референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума. Самостоятельного правового значения данная строка не имеет, поскольку содержащиеся в ней числовые данные поглощаются данными строки 3. Роль этой строки – только в закреплении информации о проголосовавших досрочно в вышестоящей по отношению к участковой комиссии. Кроме того, по данным этой строки становится ясной ситуация, когда общее число обнаруженных в ящиках для голосования бюллетеней может превысить число полученных участковой комиссией бюллетеней (см. комментарий к строке 2).

Строка 5 «Число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования» заполняется на основании суммирования подписей избирателей (участников референдума) в получении бюллетеней по соответствующему виду голосования в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 68 комментируемого Федерального закона. Юридическое значение данной строки заключается в том, что она отражает число, которое является составной частью общего числа граждан, проголосовавших по данному виду голосования (т.е. общего числа избирателей (участников референдума), принявших участие в выборах, референдуме).

Строка 6 «Число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования» отражает процесс голосования, проводившегося в соответствии со статьей 66 комментируемого Федерального закона. Данная строка заполняется на основании суммирования отметок «Проголосовал вне помещения для голосования» по соответствующему виду голосования в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 68 комментируемого Федерального закона. Правовое содержание данной строки так же, как строк 3 и 5, заключается в том, что она отражает число, которое является составной частью общего числа граждан, проголосовавших по данному виду голосования (т.е. общего числа избирателей (участников референдума), принявших участие в выборах, референдуме).

Строка 7 «Число погашенных бюллетеней» заполняется в соответствии с пунктом 3 статьи 68 комментируемого Федерального закона. Она включает в себя как число неиспользованных бюллетеней, так и число бюллетеней, испорченных избирателями (участниками референдума) и погашенных в связи с этим в соответствии с пунктом 9 статьи 64 комментируемого Федерального закона. Данная строка необходима для точного учета бюллетеней, поскольку они в соответствии с пунктом 2 статьи 63 комментируемого Федерального закона являются документами строгой отчетности.

Строка 8 «Число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования» заполняется на основе данных непосредственного подсчета голосов в порядке, предусмотренном пунктом 12 статьи 68 комментируемого Федерального закона. В данное число не входят бюллетени неустановленной формы, но входят как действительные, так и недействительные бюллетени. Юридическое значение данной строки заключается в том, что содержащееся в ней число является составной частью общего количества избирателей (участников референдума), принявших участие в голосовании.

Строка 9 «Число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования» заполняется в результате подсчетов, производимых в соответствии с пунктом 20 статьи 68 комментируемого Федерального закона. Правовой смысл данной строки такой же, как и строки 8: в совокупности данные строк 8 и 9, просуммированные по всей территории выборов, референдума, представляют собой данные об избирателях (участниках референдума), принявших участие в голосовании. Это количество необходимо исчислять при проведении выборов по правилам мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства (в два тура, т.е. при проведении повторного голосования), при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе для определения доли (в процентах) голосов, поданных за каждый список кандидатов, а также для определения результатов референдума (пункт 8 статьи 70 комментируемого Федерального закона).

Строка 10 «Число недействительных бюллетеней» включает в себя совокупное число недействительных бюллетеней, признанных таковыми: при обработке конвертов с бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями (участниками референдума); при обработке бюллетеней в переносных ящиках для голосования; при сортировке бюллетеней по кандидатам, спискам кандидатов, вопросам референдума. Строка заполняется в соответствии с правилами пункта 17 статьи 68 комментируемого Федерального закона. В связи с особенностями действия технических средств подсчета голосов в комментируемом Федеральном законе действует правило, согласно которому запись о недействительности бюллетеня должна располагаться на квадратах, в которых в действительном бюллетене должна была стоять отметка (отметки) избирателей (участников референдума).

Строка 11 «Число действительных бюллетеней» вычисляется в соответствии с пунктом 19 статьи 68 комментируемого Федерального закона.

Строка 12 и последующие строки «Число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, число голосов участников референдума по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме, заполняются в результате сортировки бюллетеней и их подсчета в соответствии с пунктами 14 и 18 статьи 68 комментируемого Федерального закона. Правовое содержание данных строк – отражение волеизъявления избирателей по каждому конкретному кандидату, списку кандидатов, отражение волеизъявления участника референдума по вопросу референдума.

Согласно статье 62 комментируемого Федерального закона законом может быть предусмотрено использование открепительных удостоверений, которые являются документами строгой отчетности. Данные, отражающие движение открепительных удостоверений, должны содержаться в протоколе участковой комиссии об итогах голосования. В связи с этим комментируемый пункт предусмотрел стро­­ки 11а–11г, которые в конкретных законах имеют свою сквозную нумерацию. Например, Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» (статья 72) предусмотрел строки, отражающие движение открепительных удостоверений, 11–15 (т.е. на одну больше, чем в комментируемом Федеральном законе).

Строки 11б и 11в заполняются на основе суммированных данных списка избирателей, полученных в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 68 комментируемого Федерального закона.

Строка 11а «Число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией» должна заполняться на основе соответствующего акта о получении открепительных удостоверений от вышестоящей комиссии.

Строка 11г «Число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений» должна заполняться на основе соответствующего акта о погашении открепительных удостоверений. Такое погашение необходимо производить в день голосования до начала времени голосования (см. пункт 8 статьи 74 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), за исключением случаев проведения голосования в два тура (см. пункт 8 статьи 68 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).

В комментируемый пункт Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93?ФЗ включено требование о наличии в протоколе об итогах голосования строк, в которые вносятся расхождения, полученные в результате проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования: строка 11д «Число утраченных бюллетеней» и строка 11е «Число бюллетеней, не учтенных при получении», ранее указанное требование (в менее формализованном виде) содержалось в пункте 22 статьи 68 комментируемого Федерального закона. Такие строки предусмотрены, в частности, пунктом 2 статьи 78 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

По сравнению с прежним Федеральным законом изменена формулировка подпункта «е» комментируемого пункта – теперь в протоколе участковой комиссии не приводятся сведения о количестве актов и иных документов, прилагаемых к протоколу, а указываются сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей (участников референдума) жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу. Подпунк­ты «ж»–«и» комментируемого пункта указывают на то, что юридическую силу протокол приобретает при проставлении на нем соответствующих реквизитов на итоговом заседании участковой комиссии в соответствии с пунктом 26 статьи 68 комментируемого Федерального закона.

3. Законами, регулирующими подготовку и проведение соответствующих выборов, референдумов, должны устанавливаться конкретная нумерация и описание содержания строк протокола участковой комиссии. Положение о внесении данных в протокол участковой комиссии цифрами и прописью требует соответствующей графы в форме протокола участковой комиссии об итогах голосования.

Протоколы заседаний и постановления участковой избирательной комиссии

Читайте также:

  1. Акт, содержащий дополнительные постановления об управлении Палатой общин
  2. Асинхронные протоколы
  3. Биториериентированные протоколы
  4. В ходе избирательной кампании
  5. Влияние газеты на ход избирательной кампании
  6. Вопрос: Понятие избирательной системы и избирательного права.
  7. Голосов избирателей участковой избирательной комиссией
  8. Григорий Климов. Протоколы советских мудрецов
  9. Договор комиссии
  10. Знакоориентированные протоколы
  11. Из протокола № 1 заседания комиссии по организации похорон товарища Сталина.
  12. Исполнение и прекращение договора комиссии

Избирательной комиссии

Документы участковой

Избирательной комиссии

Документы территориальной

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Содержание

Члену участковой избирательной комиссии
1. Общие положения
1.1 Полномочия участковой избирательной комиссии
1.2 Статус члена участковой избирательной комиссии
1.3 Гласность в деятельности участковой избирательной комиссии
1.4. Доверенные лица и наблюдатели
2. Планирование работы участковой избирательной комиссии
3. Помещение для голосования
3.1 Требования, предъявляемые к оборудованию и оформлению помещения для голосования
4. Списки избирателей
4.1 Составление списков избирателей
4.2 Ознакомление избирателей со списками избирателей
4.3. Порядок составления списков избирателей участковыми комиссиями
4.4 Порядок уточнения списков избирателей
5. Избирательные бюллетени
6. Досрочное голосование
6.1 Рассмотрение участковой избирательной комиссией заявления избирателя о досрочном голосовании
6.2. Подготовка списка досрочно проголосовавших избирателей в помещении ТИК
6.3. Выдача избирателям избирательных бюллетеней. Заполнение избирательных бюллетеней
6.4. Обеспечение сохранности заполненных избирательных бюллетеней
6.5. Организация работы ТИК, УИК в последний день проведения досрочного голосования в помещениях избирательных комиссий
6.6. Организация работы УИК в день голосования при вскрытии конвертов с избирательными бюллетенями, заполненными избирателями, проголосовавшими досрочно
7. Организация и порядок голосования
7.1 Время голосования
7.2 Схема действий членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в день голосования
7.3 Схема передачи информации участковой избирательной комиссией в территориальную избирательную комиссию в день голосования
7.4 Документы, на основании которых выдается избирательный бюллетень
7.5 Порядок работы с первым экземпляром списка избирателей при проведении голосования
7.6 Основные требования к организации и проведению голосования вне помещения для голосования
8. Установление итогов голосования
8.1 Обеспечение гласности в ходе подсчета голосов избирателей участковой избирательной комиссией
8.2 Проверка готовности к подсчету голосов
8.3 Объявление последовательности действий членов участковой избирательной комиссии
8.4 Схема действий участковой избирательной комиссии при подсчете голосов избирателей
8.5 Неиспользованные и испорченные избирательные бюллетени и порядок их обработки
8.6 Заполнение строки 2 протокола об итогах голосования
8.7 Работа со списком избирателей после окончания голосования
8.8 Непосредственный подсчет голосов избирателей
8.9 Подсчет избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования
8.10 Вскрытие стационарных ящиков для голосования, сортировка избирательных бюллетеней
8.11 Подсчет числа голосов избирателей и составление протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования
8.12 Учет участковой избирательной комиссией голосов избирателей, поданных за зарегистрированных кандидатов, выбывших после либо в период досрочного голосования
8.13 Заполнение строк 9 и 11 протокола об итогах голосования, ознакомление с рассортированными избирательными бюллетенями
8.14 Проверка контрольных соотношений
8.15 Упаковка избирательных бюллетеней
8.16 Проведение итогового заседания участковой избирательной комиссии
8.17 Порядок выдачи копий протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования
8.18 Порядок работы с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования после его подписания
8.19 Порядок обработки протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссии в ТИК
9. Хранение документации участковой избирательной комиссии
10. Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства

Деятельность участковой избирательной комиссии в вопросах и ответах
þ 1. Член участковой избирательной комиссии не согласен с решением комиссии, принятым большинством голосов
þ 2. Доверенное лицо в помещении для голосования в день голосования агитирует избирателя голосовать за кандидата, избирательное объединение
þ 3. Наблюдатель дает советы за кого голосовать
þ 4. Наблюдатель опрашивает избирателей в помещении для голосования, за кого они хотят проголосовать
þ 5. Наблюдатель предлагает помощь членам участковой избирательной комиссии в выдаче избирательных бюллетеней
þ 6. Избиратель обратился за помощью к наблюдателю, чтобы тот расписался за избирателя в получении избирательного бюллетеня, или заполнил за избирателя избирательный бюллетень
þ 7. Наблюдатель предлагает помощь членам участковой избирательной комиссии в сортировке избирательных бюллетеней, подсчете голосов
þ 8. Что должно быть обозначено на нагрудных знаках наблюдателей?
þ 9. Какие полномочия имеют представители средств массовых информаций, принимающие участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов?
þ 10. На здании избирательной комиссии или в помещении для голосования расклеены предвыборные агитационные материалы
þ 11. Члены участковой избирательной комиссии предлагают прекратить голосование раньше 20 часов в связи с тем, что проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей
þ 12. Как заполнить избирательный бюллетень?
þ 13. Что проверяет член участковой избирательной комиссии перед выдачей избирателю избирательного бюллетеня для голосования?
þ 14. Избиратель не имеет при себе паспорта или заменяющего его документа, но желает проголосовать
þ 15. Избиратель имеет при себе паспорт или заменяющий его документ, удостоверяющий его личность, но в указанных документах отсутствует запись, подтверждающая его место жительства, указанное в списке избирателя
þ 16. Избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня он допустил ошибку, и просит выдать новый избирательный бюллетень
þ 17. Избиратель предъявляет два или несколько паспортов и просит разрешения проголосовать за других граждан (за отсутствующего или болеющего члена семьи, соседа и т.д.)
þ 18. Избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень
þ 19. Избиратель не включен в список избирателей, но желает проголосовать
þ 20. Можно ли кандидату, его доверенному лицу, либо уполномоченному представителю по финансовым вопросам обеспечить доставку избирателей для участия в голосовании?
þ 21. Может ли член участковой избирательной комиссии давать избирателям советы за кого голосовать?
þ 22. Как быть, если кто-то мешает работе участковой избирательной комиссии?
þ 23. Как быть, если избиратель отсутствовал дома в момент приезда комиссии?
þ 24. Как быть, если у избирателя отсутствует паспорт либо избиратель отказывался от голосования по причине плохого самочувствия?
þ 25. Как быть, если избиратель обратился с просьбой о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования после 14.00 часов14 сентября 2014 года?
þ 26. Сколько необходимо избирательных бюллетеней для проведения голосования вне помещения для голосования?
þ 27. Избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня вне помещения для голосования допустил ошибку, и просит выдать новый избирательный бюллетень
þ 28. Порядок голосования прибывшего в помещение для голосования избирателя, от которого ранее поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования
þ 29. Нештатные ситуации в работе участковой избирательной комиссии и рекомендации по предпринимаемым действиям
þ 30. Получен телефонный звонок о минировании помещения для голосования
þ 31. В результате аварии коммунальных сетей испорчены избирательные бюллетени
þ 32. В помещении для голосования неожиданно отключено освещение
þ 33. Члены участковой избирательной комиссии, проводившие голосование вне помещения для голосования, не вернулись до 20-00 часов на избирательный участок
þ 34. Могут ли члены УИК в целях экономии времени параллельно осуществлять какие-либо действия, например, работать со списком избирателей и вести непосредственный подсчет голосов?
þ 35. Как осуществляется погашение избирательного бюллетеня?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector