Франция федерация или унитарное

Судебная система Франции включает две ветви – суды общей юрисдикции и административные суды.

Иерархию судов общей юрисдикции составляют:

  • – трибуналы малой инстанции (имеются в департаментах); рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела;
  • – трибуналы большой инстанции, рассматривают гражданские и уголовные дела средней сложности;
  • – апелляционные суды;
  • – суды ассизов – выполняют роль суда присяжных при рассмотрении уголовных дел, где наказание превышает пять лет лишения свободы; состоят из трех профессиональных судей и девяти ассизов – грамотных добропорядочных граждан, профессия которых не связана с властью, юриспруденцией и педагогикой;
  • – специальные суды (коммерческие, трудовые);
  • – кассационный суд – возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Административные суды состоят;

  • – из региональных административных судов (низшее звено);
  • – административных апелляционных судов;
  • – государственного совета (высшее звено).

Помимо судов общей юрисдикции и административных судов, во Франции существуют два специальных органа, не входящих в судебную систему и созданных для суда над высшими чиновниками. Это – Суд правосудия (судит министров) и Высокий суд правосудия – рассматривает обвинения (в совершении государственной измены) против президента.

Особенностью Франции является отсутствие специализированного конституционного суда. Функции конституционного суда (в том числе осуществление предварительного конституционного контроля законопроектов) выполняет квазисудебный орган – Конституционный совет, в который входят:

  • – бывшие президенты республики (являются пожизненными членами по праву);
  • – девять назначаемых членов (троих назначает президент, из их числа обычно утверждается председатель Конституционного совета);
  • – председатель Национального собрания;
  • – председатель Сената.

Срок полномочий членов Конституционного совета (кроме пожизненных) составляет девять лет, без нрава повторного избрания. Каждые три года Конституционный совет обновляется на 1/3.

Помимо Конституционного совета, осуществляющего контроль за актами законодательной власти, контроль за конституционностью актов исполнительной власти осуществляет другой орган – Государственный совет, одновременно возглавляющий систему административной юстиции.

Франция – унитарное государство

Базовой административно-территориальной единицей является департамент. Территория континентальной Франции (метрополии) делится на 96 департаментов.

В свою очередь департаменты делятся на более мелкие территориальные единицы – коммуны. В целом по стране насчитывается около 37 тыс. коммун, причем численность их населения сильно различается – от 50 человек до нескольких тысяч в отдельной коммуне.

В 1982 г. в целях совершенствования управления был создан еще один – высший административно-территориальный уровень – регионы. Каждый регион включает в себя четыре-пять департаментов. В настоящее время во Франции насчитывается 22 региона. Таким образом, в стране существует трехуровневое административно-территориальное деление, каждое из которых имеет свои органы управления.

Так, в коммунах население избирает мэра совета коммуны.

В департаментах и регионах органы управления имеют свои особенности:

  • – департаменты и регионы избирают свои представительные органы: соответственно генеральный совет – в департаменте и региональный совет – в регионе;
  • – генеральные советы департаментов и региональные советы избирают председателей;
  • – председатель совета одновременно является главой представительного органа и главой администрации (нет четкого разделения властей);
  • – помимо совета, его председателя и администрации в каждом департаменте существует должность префекта (или комиссара республики);
  • – префект назначается Советом министров и является представителем центрального правительства в департаменте;
  • – комиссар самого большого департамента в регионе является одновременно комиссаром региона и представляет правительство не только в своем» департаменте, но и в регионе в целом.

Помимо административно-территориальных единиц метрополии во Франции имеются заморские коллективы (бывшие колонии, которые стали частью Франции): заморские департаменты; заморские территории; территории с особым статусом.

Ими являются принадлежащие Франции острова, разбросанные по всему миру.

Заморские департаменты (их четыре) – территории, имеющие близкую политико-правовую связь с Францией, но со специфическим расовым составом и территориально отдаленные от Франции океаном. Это: Гваделупа, Мартиника (крупные острова в Карибском морс); Гвиана (небольшая территория на Южноамериканском континенте, севернее Бразилии) и Реюньон (остров в южной части Индийского океана).

Заморские территории (их четыре) в отличие от заморских департаментов не являются частью метрополии за океаном. Это земли, которые имеют гораздо меньшую политико-правовую связь с Францией, значительную автономию и находятся от Франции на большом расстоянии. Это: Французская Полинезия (большое количество мелких островов в южной части Тихого океана); Новая Каледония (остров в Тихом океане, населенный канаками-индейцами); острова Уоллис и Футуна и Арктические земли.

Территории с особым статусом – это острова, отделенные от метрополии океаном, которые медленно эволюционируют в сторону превращения в будущем в независимые государства. Их две: остров Майотта (в южной части Индийского океана) и острова Сен-Пьер и Микелон (в северной Атлантике, вблизи Канады).

Статус автономии имеет Корсика – единственная автономия в составе континентальной Франции, неотъемлемая часть метрополии, которая нс является заморской территорией или заморским департаментом.

Корсика избирает свой парламент – Собрание. Оно формирует исполнительный комитет, имеет больше прав, чем обычный континентальный департамент, но меньше, чем заморская территория в Тихом океане.

Особым департаментом является столица Франции – Париж.

Франция федерация или унитарное

Унитарное государство — (от лат. unitas – единство) – одна из форм территориально политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами, политико правовой статус входящих в государство… … Политология. Словарь.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — форма государственного или национально госу дарственного устройства, при котором территории государства подразделя ется на административно территориальные единицы (области, круга, районы, департаменты и т.п.). В УНИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ, в отличие… … Финансовый словарь

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — форма административно территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть (Италия, Болгария, Республика Корея, Алжир, Колумбия). Краткий географический словарь. EdwART. 2008 … Географическая энциклопедия

Это интересно:  Льготы по коммунальным платежам для пенсионеров

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, предоставляющее минимальную хозяйственную самостоятельность регионам. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

унитарное государство — Государство, на территории которого нет федеративных единиц (штатов, земель и пр.), но часть властных полномочий передана административно территориальным единицам: департаментам, областям, районам, например Франция или Польша … Словарь по географии

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — см. Унитаризм … Юридический словарь

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно территориальные единицы (области, края, департаменты) в… … Современная энциклопедия

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно территориальные единицы (районы, области и т. д.) … Большой Энциклопедический словарь

Унитарное государство — (от лат. unitas единство; англ. unitarian/unitary state; фр. unitaire) в конституционном праве форма государственного устройства, при котором территория государства подразделяется на административно территориальные единицы (области, округа,… … Энциклопедия права

Унитарное государство — УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно–территориальные единицы (области, края, департаменты) в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — простое по составу, единое цельное государственное образование, состоящее из административно территориальных единиц (департаменты, провинции, округа, области, кантоны и т.д.), не имеющих каких либо суверенных прав и подчиненных центральным… … Юридическая энциклопедия

Франция — унитарное государство

Базовой административно-территориальной единицей является департамент. Территория континентальной Франции (метрополии) делится на 96 департаментов.

В свою очередь департаменты делятся на более мелкие территориальные единицы — коммуны. В целом по стране насчитывается около 37 тыс. коммун, причем численность их населения сильно различается — от 50 человек до нескольких тысяч в отдельной коммуне.

В 1982 г. в целях совершенствования управления был создан еще один, высший административно-территориальный уровень — регионы. Каждый регион включает в себя 4-5 департаментов. В настоящее время во Франции насчитывается 22 региона. Таким образом, в стране имеется трехуровневое административно-территориальное деление, каждое из которых имеет свои органы управления.

Так, в коммунах население избирает мэра совет коммуны.

В департаментах и регионах органы управления имеют свои особенности:

  • · департаменты и регионы избирают свои представительные органы: соответственно генеральный совет — в департаменте и региональный совет — в регионе;
  • · генеральные советы департаментов и региональные советы избирают председателей;
  • · председатель совета одновременно является главой представительного органа и главой администрации (нет четкого разделения властей);
  • · помимо совета, его председателя и администрации в каждом департаменте существует должность префекта (или комиссара республики);
  • · префект назначается Советом министров и является представителем центрального правительства в департамент;
  • · комиссар самого большого департамента в регионе является одновременно комиссаром региона и представляет правительство не только в «своем» департаменте, но и в регионе в целом.

Помимо административно-территориальных единиц метрополии во Франции имеются заморские коллективы (бывшие колонии, которые стали частью Франции):

  • · заморские департаменты;
  • · заморские территории;
  • · территории с особым статусом.

Ими являются, главным образом, принадлежащие Франции острова, разбросанные по всему миру.

Заморские департаменты (4) — территории, имеющие близкую политико-правовую связь с Францией, но со специфическим расовым составом и территориально отдаленные от Франции океаном. Это: Гваделупа, Мартиника (крупные острова в Карибском море); Гвиана (небольшая территория на Южноамериканском континенте, севернее Бразилии) и Реюньон (остров в южной части Индийского океана вблизи Мадагаскара).

Заморские территории (4) в отличие от заморские департаментов не являются частью метрополии за океаном. Это земли, имеющие гораздо меньшую политико-правовую связь с Францией, очень большую автономию и значительное отдаление от Франции. Это: Французская Полинезия (большое количество мелких островов в южной части Тихого океана); Новая Каледония (большой остров в Тихом океане, населенный канаками-индейцами); острова Уоллис и Футуна и Арктические земли.

Территории с особым статусом — это острова, отделенные от метрополии океаном, которые медленно эволюционизируют в сторону превращения в будущем в независимые государства. Их две: остров Майотта (в южной части Индийского океана) и острова Сен-Пьер и Микелон (в северной Атлантике, вблизи Канады).

Статус автономии имеет Корсика — единственная автономия в составе континентальной Франции, неотъемлемая часть метрополии, которая не является заморской территорией или заморским департаментом.

Корсика избирает свой парламент — Собрание. Оно формирует исполнительный комитет, имеет больше прав, чем обычный континентальный департамент, но меньше, чем заморская территория в Тихом океане.

Особым департаментом является столица — Париж.

Государственное устройство. Франция — унитарное государство

Франция — унитарное государство. Страна разделена на 95 департаментов, департаменты — на коммуны. В департаментах действуют органы самоуправления — генеральные советы, избираемые населением сроком на 6 лет с обновлением состава наполовину каждые 3 года. Центральная власть представлена в лице префектов, назначаемых Президентом. В коммунах местная власть принадлежит муниципальным советам, избираемым населением на 6 лет. Муниципальные советы выбирают мэра.

Во Франции сочетаются элементы парламентской и президентской республик. Действующая Конституция Французской Республики вступила в силу 5 октября 1958 г. Она утвердила государственный строй, получивший название Пятой республики.

Центральное место в системе государственных органов Франции принадлежит Президенту. Он избирается путем всеобщих и прямых выборов. В сентябре 2000 г. на референдуме было принято решение о сокращении конституционного срока президентских полномочий с 7 до 5 лет. Полномочия Президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны. Некоторые из них требуют министерской контрасигнации, однако наиболее важные права Президент осуществляет лично. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать «своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства». В этой же статье провозглашается, что Президент является «гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров». Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. Все законы, принятые Парламентом, должны быть в течение 15 дней подписаны и промульгированы Президентом. Если он не согласен с законом или какими-то его положениями, то может потребовать повторного обсуждения этого акта. Только после вторичного одобрения законопроекта Президент обязан его подписать. По предложению Правительства или Парламента Президент может передать на референдум законопроект, «касающийся организации государственной власти, содержащий одобрение какого-либо соглашения о Сообществе или имеющий целью разрешить ратификацию какого-либо договора» (ст.11). В случае одобрения законопроекта Президент обнародует его в 15-дневный срок. Любой законопроект может быть передан Президентом в Конституционный совет для проверки соответствия Конституции.

Это интересно:  Код отпуска в табеле учета рабочего времени

Что касается отношений Президента с Парламентом, то здесь прежде всего необходимо отметить такое важное его полномочие, как право роспуска нижней палаты. Однако это решение он может принять только после консультации с Премьер-министром и председателями палат (ст.12). В двух случаях — в течение года с момента выборов и в период осуществления Президентом чрезвычайных полномочий — роспуск Национального собрания невозможен.

Достаточно широки прерогативы Президента и в сфере управления. Он председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает обсуждавшиеся на них декреты и постановления, назначает Премьер-министра и по его предложению — других членов Правительства, принимает отставку Премьер-министра и министров, в соответствии со ст.13 Конституции «производит назначения на гражданские и военные должности». Президент представляет Францию в отношениях между государствами, заключает договоры, назначает послов Франции, принимает иностранных послов. Он является главнокомандующим вооруженными силами. Наконец, Президент»гарант независимой судебной власти». Он осуществляет право помилования. Кроме перечисленных выше обширных прав, осуществляемых Президентом в нормальных условиях, ст.16 Конституции предусматривает за ним чрезвычайные полномочия «в случае возникновения для Республики непосредственной угрозы». Решение ввести чрезвычайные полномочия Президент принимает после консультации с Премьер-министром и информирует об этом население страны. В течение всего срока действия чрезвычайных полномочий в руках Президента сосредоточена вся полнота власти.

Основная функция Парламента — принятие законов — значительно ограничена Конституцией 1958 г. Прежде всего ст.34 точно определяет круг вопросов, по которым Парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению Правительства. Если Парламент превысит свои полномочия, Правительство вправе потребовать у Конституционного совета принять решение о разграничении компетенции. О сужении прав законодательной власти свидетельствует и то, что депутаты ограничены в реализации законодательной инициативы (ст.40), а правительственные законопроекты пользуются приоритетом (ст.42). Права Парламента урезаны и в финансовой сфере. Статья 7 устанавливает определенный срок принятия Парламентом финансовых законопроектов. В случае нарушения этого срока нормы законопроекта вводятся в действие путем издания Правительством соответствующего акта.

Парламент обладает правом контроля за деятельностью Правительства. Статья 49 предоставляет возможность выразить Правительству недоверие, приняв резолюцию порицания. Палаты могут образовывать комиссии для производства парламентского расследования.

Правительство Франции — Совет министров, согласно ст.20 Конституции, «определяет и ведет политику нации». В состав Правительства входят Премьер-министр — глава Правительства, министры, возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. Функции Правительства Конституция определяет в самой сжатой форме. Так как ст.37 закрепила положение, устанавливающее, что все вопросы, не включенные «в область законодательства, решаются в административном порядке», т.е. в той сфере, которая выходит за пределы действия закона, акт Правительства заменяет закон. Кроме того, согласно ст.38, Правительство с разрешения Парламента может принимать ордонансы (акты, имеющие силу закона) и в сфере действия закона. Ордонансы должны быть утверждены специально изданным законом «до истечения срока, указанного законом, разрешившим их издание». Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания оно должно подать в отставку.

В Конституции специально обозначены полномочия Премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность и назначать на некоторые военные и гражданские должности. Премьер-министр обладает существенными правами в отношении Парламента: ему принадлежит право законодательной инициативы, он может требовать созыва Парламента, в любое время выступить в палате Парламента, наконец, требовать, на основании ст.38, передачи Правительству законодательных полномочий.

Конституционный совет — особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. В его составе 9 человек, назначаемых на 9 лет. 3 члена Совета назначаются Президентом, 3 — председателем Сената и 3 — председателем Национального собрания. Все законы до промульгации их Президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли они Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, то вправе его отменить. Кроме функции конституционного надзора в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением общенациональных референдумов и рассмотрение споров о правильности избрания депутатов Парламента. Решения Конституционного совета окончательны и не подлежат обжалованию. Они обязательны для всех государственных органов.

Экономический и социальный совет — консультативный орган при Правительстве. Он дает заключения на законопроекты, относящиеся к сфере его компетенции (в основном это законопроекты экономического и социального характера). Совет вправе и сам участвовать в разработке этих проектов. Он, кроме того, может высказывать свое мнение о реализации экономических планов.

Члены Совета могут выступать перед делегатами Парламента с изложением своих суждений по основным вопросам экономической и социальной политики. Поскольку Экономический и социальный совет — консультативный орган, его заключения не носят обязательного характера.

Это интересно:  Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения

Правовая система

Общая характеристика

Большинство названных актов и поныне сохраняют свою юридическую силу: Декларация прав человека и гражданина считается составной частью действующей Конституции 1958 г., а из 5 наполеоновских кодексов 3 (Гражданский, Торговый и Уголовный), хотя и подверглись значительным изменениям, признаются действующими, и лишь 2 кодекса заменены новыми: Уголовно-процессуальный — полностью и Гражданский процессуальный — частично.

В эпоху «старого режима», предшествовавшую буржуазной революции, важнейшую роль среди источников права играли официально издававшиеся с XVI в. собрания правовых обычаев, среди которых насчитывалось около 700 собраний местных обычаев и около 60 собраний «общих обычаев», действовавших на территории одной или нескольких провинций (ведущими были «Обычаи Парижа»). Французские правовые обычаи, записи которых сохранились начиная с V в., в свою очередь формировались под сильным влиянием римского и канонического права (главным образом на юге страны) либо обычного права древнегерманских племен (на севере страны), но со временем приобрели самостоятельный и весьма противоречивый характер, что и привело к попыткам объединить правовые обычаи в масштабе если не всей Франции, то ее больших исторических областей.

Наряду с правовыми обычаями известную роль среди источников права в XVII-XVIII вв. стали играть законодательные акты, издававшиеся королевской властью. Среди них особое значение имели ордонансы, подготовленные правительством Кольбера, в том числе: о гражданском процессе (1667), об уголовном процессе (1670), о торговле (1673), а позднее и королевские ордонансы правительства д’Агессо: о договорах дарения (1731), о завещаниях (1735), об урегулировании семейных имущественных споров (1747) и др. Многие положения этих актов в более или менее переработанном виде вошли в Гражданский, Торговый и другие наполеоновские кодексы, а Гражданский процессуальный кодекс 1806 г. был в значительной мере воспроизведением кольберовского Ордонанса 1667 г. Известное, хотя и значительно меньшее влияние на кодификацию оказали нормы обычного права, прежде всего собранные в «Обычаях Парижа».

Составители наполеоновских кодексов, опираясь на многовековой опыт французского права, предприняли в сфере правового регулирования такие революционные преобразования, которые обеспечили максимально свободное развитие капиталистических отношений. При этом найденные ими формы изложения правовых институтов, и прежде всего при составлении Гражданского кодекса 1804 г., оказались в большинстве случаев настолько адекватными экономике и социальным условиям капитализма, что были воспроизведены в законодательстве многих стран Европы и других континентов либо послужили ориентирами при подготовке там соответствующих кодексов.

В современной системе источников права центральное место занимают Конституция Французской Республики 1958 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г., а также содержащая развернутое изложение демократических прав и свобод граждан преамбула к Конституции 1946 г., вместе с Декларацией 1789 г. провозглашенная составной частью действующей Конституции страны. Среди законодательных актов, издаваемых французским Парламентом, особую роль играют органические законы, дополняющие важнейшие конституционные положения. Обычные законы — акты Парламента — регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу обычных законов относятся и кодексы, соответствующие традиционной наполеоновской схеме законодательства: гражданский, уголовный и другие, изменения в которых также производятся путем издания законов, если законодатель не предписывает иного.

Действующая Конституция 1958 г. допускает широкие возможности правового регулирования путем издания регламентарных актов исполнительной властью — Правительством, министрами и уполномоченными на то органами администрации. В ст.34 Конституции определен перечень областей правового регулирования, находящихся в исключительной компетенции законодательной власти: права и свободы граждан, правила национализации и денационализации предприятий, порядок выборов в Парламент и местные органы самоуправления, уголовная ответственность и судопроизводство, а также определение основных принципов, существенных для обороны страны, финансов, образования, для гражданского и торгового права, для трудового права и социального обеспечения и др.

Все остальные правовые вопросы, не входящие в область законодательства, охватываются регламентарными актами различного уровня. Среди них наиболее значимы ордонансы — акты, принимаемые Правительством с разрешения Парламента и по заключению Государственного совета в областях, обычно регулируемых законодательством. Ордонансы подлежат утверждению Парламентом в течение определенного срока, после чего они приобретают силу закона. Важное место в системе регламентарных актов занимают подписываемые Президентом правительственные декреты, часть которых может быть принята только после заключения Конституционного совета, либо декреты, издаваемые Президентом без предварительного обсуждения их в Совете министров.

Наряду с классическими кодексами, основное содержание которых было определено еще в наполеоновскую эпоху, в XX в. распространилась практика издания консолидированных законодательных актов по отдельным достаточно крупным отраслям правового регулирования. Эти нормативные акты также именуются кодексами, хотя в отличие от «классических» они могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредством регламентарных актов. Ныне насчитывается несколько десятков таких кодексов — о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный, кодекс здравоохранения и др. Известную роль в качестве источников права играют во Франции также правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда. В некоторых случаях эти постановления служат не только общим ориентиром для судебной практики по определенным категориям дел, но и указанием при решении конкретных вопросов, по которым имеются пробелы в законодательстве.

Статья написана по материалам сайтов: dic.academic.ru, studwood.ru, megaobuchalka.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector