Ключевые вопросы аудита в аудиторском заключении

РАЗДЕЛЫ ВАЖНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА» И «ПРОЧИЕ СВЕДЕНИЯ» В АУДИТОРСКОМ

МСА 706 (ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ)

аудиторского заключения об этой отчетности. Если в разделе «Прочие

сведения» содержится несколько вопросов, которые, согласно суждению

аудитора, имеют значение для понимания пользователями финансовой

отчетности процесса и результатов аудита, обязанностей аудитора или

содержания аудиторского заключения, возможно, будет полезным

использовать разные подзаголовки для каждого вопроса.

В разделе «Прочие сведения» не рассматриваются ситуации, когда у

аудитора имеются обязанности по составлению других отчетов, которые

он выполняет в дополнение к обязанностям аудитора, предусмотренным

Международными стандартами аудита (см. раздел «Прочие обязанности

по предоставлению заключений» в МСА 700 (пересмотренном)

когда аудитор был привлечен для выполнения дополнительных процедур

с предоставлением соответствующего заключения или для выражения

мнения в отношении конкретных вопросов.

Предоставление заключений о нескольких комплектах финансовой отчетности

Организация может подготовить один комплект финансовой отчетности

в соответствии с одной концепцией общего назначения (например,

национальной), а другой комплект – в соответствии с другой концепцией

общего назначения (например, Международными стандартами

финансовой отчетности) и привлечь аудитора для подготовки заключений

о двух комплектах финансовой отчетности. Если аудитор установил, что

концепции являются приемлемыми в соответствующих обстоятельствах,

он может включить в аудиторское заключение раздел «Прочие сведения»

со ссылкой на тот факт, что этой же организацией был подготовлен и

другой комплект финансовой отчетности, составленной в соответствии с

иной концепцией общего назначения, и что аудитор выпустил заключение

об указанной финансовой отчетности.

Ограничение распространения или использования аудиторского заключения

Финансовая отчетность, подготовленная для конкретной цели, может

быть составлена в соответствии с концепцией общего назначения, если

предполагаемые пользователи пришли к выводу о том, что финансовая

отчетность общего назначения соответствует их потребностям в

финансовой информации. В связи с тем, что аудиторское заключение

предназначено для конкретных пользователей, аудитор может счесть

необходимым в данных обстоятельствах включить в аудиторское

заключение раздел «Прочие сведения», указав, что аудиторское

заключение предназначено исключительно для предполагаемых

пользователей и не должно распространяться среди других лиц или

МСА 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой

Практика первого применения МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении» в России

Журнал « Международный бухгалтерский учет »
т. 21, вып. 10, октябрь 2018

Получена в доработанном виде: 06.09.2018

Доступна онлайн: 15.10.2018

Тема. Принятие Международных стандартов аудита (МСА) в России на национальном уровне с 2017 г. совпало с «революционными» изменениями и самих МСА, в особенности по вопросу составления аудиторского заключения. Так, новый МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении» поставил новую задачу для аудитора: определить ключевые вопросы аудита и, сформировав мнение о финансовой отчетности, проинформировать об этих вопросах, описав их. В статье проводится анализ причин, обусловивших включение ключевых вопросов аудита в состав аудиторских заключений.
Цели. Выявление наиболее общих черт свойственных аудиторским заключениям с включением раздела о ключевых вопросах аудита.
Методология. В процессе подготовки статьи исследованы 104 аудиторских заключения по итогам аудита финансовой отчетности за 2016 г. крупнейших российских компаний различных сфер деятельности.
Результаты. В результате обобщения практики первого применения МСА 701 в России, сделан вывод о том, что аудиторские организации применяли МСА 701 в исследуемом периоде чаще всего для объектов бухгалтерского учета и отчетности, при оценке которых риск искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности был наиболее существенным вследствие высокого удельного веса соответствующих статей и фактора неопределенности. Соответствующие прогнозные оценки требовали субъективных профессиональных суждений как внутренних, так и внешних специалистов, экспертов.
Выводы. МСА 701 применяется в первую очередь при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых, публичных акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам. Анализ содержательной части разделов «Ключевые вопросы аудита» в соответствующих аудиторских заключениях показал, что существует большое количество наиболее значимых для аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ключевых вопросов. Чаще всего встречались ключевые вопросы, связанные с признанием выручки, оценкой обесценения основных средств, оценкой и обесценением финансовых активов, запасов.

Ключевые слова: аудит, международные стандарты аудита, ключевые вопросы аудита

Список литературы:

  1. Булдашова Ю.В. Ключевые вопросы аудита в новых международных стандартах аудита по составлению аудиторских заключений // Аудиторские ведомости. 2016. № 12. С. 6–24.
  2. Городилов М.А. О проекте международного стандарта аудита № 701 «Сообщение о «ключевых» вопросах аудита в отчете независимого аудитора» // Аудитор. 2013. № 11. С. 58–63.
  3. Санникова И.Н., Рудакова Т.А. Ключевые вопросы аудита в аудиторском заключении // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. Том 8. № 6. URL: Link
  4. Терехина А., Андреева В. Обзор нового аудиторского заключения в соответствии с МСА // Учет и контроль. 2016. № 7. С. 2–14.

О проекте международного стандарта аудита № 701 «сообщение о «ключевых» вопросах аудита в отчете независимого аудитора»

«Аудитор», 2013, N 11

Настоящая статья посвящена проекту нового международного стандарта аудита N 701 «Сообщение о «ключевых» вопросах аудита в отчете независимого аудитора», подготовленного Международным советом по стандартам в области аудиторской деятельности и гарантий.

В июне 2013 г. Международным советом по стандартам в области аудиторской деятельности и гарантий (International Auditing and Assurance Standards Board, далее — Совет) был единогласно утвержден и направлен общественности для обсуждения проект нового Международного стандарта аудита (МСА) N 701 «Сообщение о «ключевых» вопросах аудита в отчете независимого аудитора» («Communicating Key Audit Matters in the Independent Auditor’s Report»). Данный стандарт явился результатом многолетней научно-исследовательской работы, проводимой Советом с 2009 г.

Установлено, что до 22 ноября 2013 г. к проекту вышеназванного документа представителями общественности должны быть высказаны комментарии и замечания и после внесения необходимых коррективов новый МСА будет утвержден в последнем квартале 2014 г. , после чего стандарт вступит в силу с 15 декабря 2015 г. Это означает, что новые требования будут применимы для аудита финансовой отчетности, подготовленной по состоянию на 31 декабря 2016 г. . Спустя два года после начала применения нового стандарта будет проведена ревизия эффективности его применения.

Это интересно:  Покушение на кражу статья

Процесс разработки каждого международного стандарта аудита проходит несколько этапов:

  1. исследовательский и консультационный. Специально организованная рабочая группа создает проект будущего стандарта или положения (далее — стандарт);
  2. «открытые» дебаты. Проект стандарта обсуждается на очередном заседании Международного совета по стандартам в области аудиторской деятельности и гарантий. Данное обсуждение происходит в открытом режиме, доступном для общественности;
  3. получение комментариев от общественности. На данном этапе проекты стандартов размещаются на сайте Совета на срок, как правило, не менее 120 дней для получения комментариев от общественности;
  4. рассмотрение полученных комментариев. Комментарии, полученные от общественности, рассматриваются на заседании Совета, также открытом для общественности, далее проект стандарта дорабатывается с учетом замечаний. Если изменения, внесенные на данном этапе в проект стандарта, оказываются существенными, то процесс разработки проекта стандарта вновь возвращается на этап получения комментариев от общественности;
  5. утверждение. Утверждение проекта стандарта происходит путем голосования. Стандарт считается принятым, если за него проголосовали не менее 2/3 членов Совета.

Таким образом, комментируемый в настоящей статье проект стандарта находится уже на третьем этапе. Становится понятным, почему нормотворческий процесс будет завершен в конце 2014 г. — впереди еще два этапа. — Прим. авт.

Вместе с тем Совет призывает к более раннему применению нового стандарта, а именно — для отчетности, составленной на 31 декабря 2015 г.

В связи с разработкой нового стандарта Советом предлагается также пересмотреть и внести ряд существенных коррективов в другие важнейшие стандарты, устанавливающие в т.ч. и порядок составления аудиторского заключения («700-й серии»): N 700 «Формирование мнения о финансовой отчетности и сообщение о выявленных фактах», N 705 «Модификации мнения в отчете независимого аудитора», N 706 «Привлекающая внимание часть или содержащая прочие факты часть в отчете независимого аудитора» и многие другие. По мнению автора, нововведения, предлагаемые новым стандартом, а также поправки в другие стандарты уже в обозримом будущем окажут существенное влияние как на аудиторов, так и на пользователей финансовой отчетности. Рассмотрим сущность предлагаемых нововведений подробнее.

Новое понятие — «ключевые» вопросы аудита

Итак, «ключевые» вопросы аудита («Key audit matters») — информация, которая в соответствии с профессиональным суждением самого аудитора в текущем (проверяемом) периоде имела бы наибольшую степень значимости для пользователей финансовой отчетности публичных компаний . Данная информация в аудиторском заключении раскрывается обособленно от других структурных элементов.

По мнению автора, предложенная трактовка отражает суть анализируемого понятия, в то же время она не является дословным переводом на русский язык.
В дальнейшем понятия «аудиторское заключение», «отчет аудитора» и «мнение аудитора» будем рассматривать как равнозначные.

Какова природа необходимости включения в отчет аудитора дополнительной информации, получившей название «ключевые» вопросы аудита»? И почему новое требование по обязательному включению дополнительного раздела в отчет аудитора затронуло лишь публичные компании, являющиеся общественно значимыми?

По мнению автора, ответ на данный вопрос следует искать в описании особенностей фондового рынка, на котором обращаются ценные бумаги публичных компаний, в рассмотрении информационных потребностей пользователей финансовых отчетов — инвесторов, посредников, аналитиков, которые заинтересованы в получении в максимальной степени полной и достоверной информации о деятельности таких компаний. Финансовая отчетность последних, включая отчеты о финансовом положении и результатах деятельности за отчетный период, содержит большой массив информации, называемой примечаниями. Как правило, в таких примечаниях даются подробные комментарии по поводу структуры соответствующих показателей, показывается динамика их изменения в сравнении с предыдущим отчетным периодом, раскрывается дополнительная информация, которую менеджмент компании по согласованию с аудиторами относит к категории существенной. И вот здесь-то как раз и возникает необходимость в выделении из всей совокупности данных, представленных в примечаниях, тех из них, которые, хотя и не приводят к модификации аудиторского мнения, в то же время являются «ключевыми», наиболее значимыми и важными.

Отметим, что в данном случае мы не говорим о традиционных основаниях для модификации аудиторского мнения, подробно изложенных в Международном стандарте N 705 . Не применимы также и положения Стандарта N 706, обязывающего в определенных случаях раскрывать в отчете аудитора дополнительную информацию в специальных разделах «Привлекающая внимание часть» либо «Содержащая прочие факты часть», с тем, чтобы привлечь внимание пользователей к каким-либо событиям, отраженным или не отраженным в финансовой отчетности (рис. 1).

Данный Стандарт описывает основания для выражения мнения с оговоркой, отрицательного мнения либо отказа от выражения мнения. — Прим. авт.

Формы аудиторского заключения

Кардинальное отличие нововведений от ранее предложенных в Стандартах N N 705 и 706 конструкций заключается, во-первых, в том, что включение в отчет аудитора раздела «Ключевые» вопросы аудита» не модифицирует мнение аудитора! Иными словами, «базовое» мнение аудитора может быть безоговорочным (немодифицированным). В то же время дополнительную информационную нагрузку, по мнению разработчиков проекта МСА N 701, будет нести раздел, посвященный описанию аудитором «ключевых» вопросов аудита, который должен «в красках» изложить для пользователей ту информацию, которая хотя и отражена в финансовой отчетности, но в то же время должна быть выделена из нее и рассмотрена отдельно ввиду особой ее значимости. При этом проект стандарта N 701 обязывает аудиторов при описании «ключевых» вопросов в отчете делать ссылки на соответствующие раскрытия, сделанные в составе финансовой отчетности (т.е. указывать конкретный раздел примечаний).

Во-вторых, требования стандартов N N 705 и 706 могут быть применимы к аудиту финансовой отчетности любых компаний, в то время как новый стандарт N 701, как правило, применим в основном для публичных компаний. В этом еще одно отличие.

В-третьих, «ключевые» вопросы описывают лишь те значимые события, которые имели место в течение отчетного (проверяемого) периода, и не затрагивают иные события, имевшие место ранее и отраженные в составе сравнительных показателей финансовой отчетности за прошлые временные интервалы.

В четвертых, «ключевые» вопросы аудита отличаются от остальной информации, отражаемой в отчете аудитора, тем, что их содержание вытекает из характера взаимоотношений аудиторов с лицами, допущенными к управлению компанией . Как правило, эти отношения скрыты от глаз внешних пользователей. Это и понятно — с представителями собственника чаще всего обсуждаются те вопросы, которые связаны с максимальным уровнем риска существенного искажения финансовой отчетности. Новый стандарт обязывает вынести эти вопросы на всеобщее рассмотрение (путем добавления в раздел «Ключевые» вопросы аудита»), акцентируя тем самым на них особое внимание пользователей.

Этому вопросу посвящен отдельный Стандарт N 260 «Сообщение информации лицам, допущенным к управлению компанией». Напомним, что понятие «those charged with governance» является комплексным и не имеет простого (дословного) перевода на русский язык. В соответствии с Глоссарием терминов (Glossary of Terms) [2] данное понятие означает лицо (к примеру, доверительного управляющего в рамках траста института управления доверительной собственностью) или организацию, наделенную полномочиями по стратегическому управлению предприятием и обязательствами, имеющими отношение к данному предприятию. В некоторых юрисдикциях эти функции могут быть возложены на менеджмент компании, например на исполнительных членов совета директоров либо на собственника, являющегося менеджером компании. Такие функции могут возлагаться и на вышестоящие органы управления — собрание акционеров, совет директоров и т.д. В настоящей статье употребляется эквивалентный термин «лица, допущенные к управлению компанией».

Это интересно:  Продолжительность испытательного срока при приеме на работу

Таким образом, «ключевые» вопросы аудита направлены на то, чтобы сделать отчет аудитора более информативным, «коммуникативным», прозрачным, полезным с точки зрения пользователей проаудированной финансовой отчетности, которые должны будут обращать больше внимания на те аспекты, которые будут выделены аудитором из общего объема раскрытий в форме примечаний.

По мнению разработчиков стандарта, нововведения должны сыграть также и определенную стимулирующую роль для более «тесного» совместного обсуждения аудиторами с лицами, допущенными к управлению компанией, имеющихся проблем и рисков, поскольку определенная часть из них будет вынесена на всеобщее обозрение. А вот какая именно часть — это и должно стать предметом совместного диалога, что, как представляется, также должно положительно отразиться на коммуникациях между аудитором и клиентом.

Примеры «ключевых» вопросов аудита

Разработчики МСА N 701 приводят примеры описаний различных «ключевых» вопросов аудита в составе аудиторского мнения [1]. Так, одно из них дано в отношении гудвилла (goodwill):

«В соответствии с МСФО требуется, чтобы Группа ежегодно проводила тест на обесценение гудвилла. Ежегодный тест на обесценение входил в перечень существенных вопросов для нашего аудита, поскольку процесс такой оценки является сложным и субъективным, основан на допущениях, на которые могли бы повлиять ожидаемые будущие состояния рынка или экономики, особенно в странах X и Y. Как результат, наши аудиторские процедуры включали, помимо прочего, привлечение эксперта в области оценки с тем, чтобы он оказал нам содействие в оценке допущений и методологических приемов, использованных Группой, в особенности в отношении тех из них, которые имеют отношение к прогнозируемому росту доходов и прибыли для [направления бизнеса]. Мы также обратили внимание на адекватность раскрытий, сделанных Группой, в отношении тех допущений, по отношению к которым результат теста на обесценение является наиболее чувствительным, т.е. тех из них, которые имеют наиболее существенный эффект на определение возмещаемой суммы гудвилла. Раскрытие информации в отношении гудвилла, сделанное Группой, представлено в примечании N 3, которое специальным образом разъясняет, что даже небольшие изменения в «ключевых» допущениях, которые были использованы при проведении теста на обесценение, могут привести к существенному обесценению гудвилла в будущем».

Гудвилл в общем смысле — это разница между покупной стоимостью организации и справедливой стоимостью ее чистых активов. Более точное определение данного понятия приводится в МСФО (IFRS) N 3 «Объединения бизнеса». — Прим. авт.
Речь идет о группе компаний (здесь и далее — Группа), в отношении которой проведен аудит финансовой отчетности. — Прим. авт.

Исходя из приведенного выше примера, становится понятным, почему информация в отношении гудвилла, представленная в примечании N 3 к финансовой отчетности Группы, отнесена аудитором к разряду «ключевых» вопросов аудита. Как мы понимаем, аудитор должен пояснить, на каком основании он отнес ту или иную информацию к категории «ключевой». Так, из приведенного выше описания становится ясным, что именно сложность, неоднозначность оценки такого актива, основанная на совокупности допущений, прогнозе будущих поступлений и оттоков денежных средств, учете ряда макроэкономических факторов, а также чувствительность результатов оценки от многих компонентов послужили для аудитора «ключевыми» факторами. Аудитор говорит нам, что данная информация, безусловно, нашла свое отражение в консолидированной финансовой отчетности Группы. И раскрытие сделано в составе примечаний надлежащим образом. В то же время аудитор не случайно еще раз обращает на данную информацию наше внимание, поскольку от величины гудвилла зависят существенно в т.ч. обоснованность и достоверность результатов деятельности Группы за проверяемый период, а также финансовое положение Группы на отчетную дату. Поэтому любое негативное изменение внешней или внутренней среды, пусть даже и незначительное, может существенно уменьшить величину гудвилла. В этом и проявляется чувствительность компонентов — факторов, которые могут повлиять на оценку гудвилла.

Аналогичные примеры приводятся и в отношении других сложных объектов учета: финансовых инструментов, долгосрочных контрактов, операций со связанными сторонами и др. [1].

Подходы к идентификации «ключевых» вопросов аудита

Важно понимать, что список «ключевых» вопросов аудита не может быть слишком длинным, что привело бы к рассеиванию внимания пользователей. И это обстоятельство признается разработчиками нового документа. По мнению последних, аудитор должен стремиться к минимизации (точнее, оптимизации) «ключевых» вопросов аудита. При принятии решения о включении информации в состав «ключевых» вопросов аудита существенность рассматривается с точки зрения количественного и качественного факторов, а также интересов разных пользователей финансовой отчетности. Процесс принятия решения основывается на объективном анализе фактов и обстоятельств, включая природу и степень коммуникаций с лицами, допущенными к управлению компанией.

Вместе с тем в данном процессе важно не переусердствовать. В проекте МСА N 701 утверждается, что аудитор должен также учитывать и то, что с финансовой отчетностью, прошедшей аудит, знакомятся квалифицированные пользователи, которые имеют возможность ее прочтения с достаточным усердием и вниманием, а также понимают, что финансовая отчетность подготовлена, представлена и проаудирована с определенным уровнем существенности; признают существование неопределенности при измерении статей, использовании оценок, профессионального суждения и рассмотрении будущих событий; принимают взвешенные экономические решения на основе информации, содержащейся в финансовой отчетности.

Тогда какими же критериями должен руководствоваться аудитор при принятии решения о выделении из всей совокупности рассмотренных вопросов, пусть даже в достаточной мере значимых, важных, тех из них, которые в последующем будут отнесены им в состав «ключевых» вопросов аудита? В проекте стандарта N 701 предлагаются следующие подходы к решению данного вопроса.

Как правило, «ключевые» вопросы аудита обычно связаны с повышенным риском существенного искажения финансовой отчетности, причем они подлежат обсуждению между аудиторами и лицами, допущенными к управлению компанией в ходе аудита. Поэтому данные вопросы обычно рассматриваются «старшим» составом аудиторской команды либо требуют проведения дополнительной экспертизы (как внутри аудиторской организации, так и внешними экспертами). Таким образом, значительный объем времени, потраченный партнером или экспертом на изучение таких вопросов, обычно свидетельствует об их «ключевой» роли и необходимости включения в соответствующий раздел. Кроме того, аудитор обязан также обсудить «ключевые» вопросы аудита с лицом, осуществляющим процедуры надзора (контроля качества).

Это интересно:  Справка о состоянии здоровья для дома отдыха

Вместе с тем приведенные выше критерии лишь косвенно могут свидетельствовать о «ключевой» роли рассматриваемых вопросов, тогда как окончательное решение аудитор принимает сам на основе своего профессионального суждения.

Применимость «ключевых» вопросов аудита по отношению к разным формам аудиторского заключения

Проект МСА N 701 описывает дополнительные правила, которые могут быть применимы при составлении разных форм аудиторского заключения.

Во-первых, в случае применения стандарта N 701 (для аудита публичных компаний) привлекающая внимание часть или содержащая прочие факты часть в отчет независимого аудитора может уже не включаться. Это и понятно, поскольку вся «ключевая» информация уже найдет свое отражение в разделе «Ключевые» вопросы аудита» и повторного ее изложения не потребуется.

Во-вторых, проект стандарта запрещает включение раздела «Ключевые» вопросы аудита» в том случае, когда аудит формирует свое заключение в форме отказа от выражения мнения.

В-третьих, в соответствии с пересмотренным стандартом N 705 вопрос, порождающий мнение с оговоркой или отрицательное мнение либо свидетельствующий о существенной неопределенности в продолжении деятельности аудируемого лица (сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности), согласно пересмотренному стандарту N 570 [4] мог бы быть, по своей сути, «ключевым» вопросом аудита. Тем не менее аудитор обязан:

а) в соответствии с применимыми стандартами сообщить об указанных обстоятельствах в аудиторском заключении отдельно;

б) не описывать указанные обстоятельства в составе «ключевых» вопросов аудита;

в) сделать ссылку на раздел, содержащий основания для выражения мнения с оговоркой, отказа от выражения мнения либо сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности юридического лица, во вступительной части раздела «Ключевые» вопросы аудита».

Могут ли в отчет аудитора не включаться «ключевые» вопросы?

Проект МСА N 701 допускает существование подобной ситуации, хотя и относит ее к разряду редких, даже случайных. Тем не менее если аудитор приходит к такому выводу, то он обязан обсудить его с представителем службы контроля качества, осуществляющим надзор за ходом проведения аудита, с лицами, допущенными к управлению компанией, а также сделать соответствующее пояснение в аудиторском заключении.

Выводы

Проект нового международного стандарта аудита N 701 «Сообщение о «ключевых» вопросах аудита в отчете независимого аудитора», направленный на большую степень удовлетворения информационных потребностей инвесторов путем выявления и описания «ключевых» вопросов аудита, несмотря на неоднозначность многих его положений, является значительным шагом в развитии нормативно-правовой основы аудиторской деятельности.

Список литературы

  1. Reporting on Audited Financial Statements: Proposed New and Revised International Standards on Auditing (ISAs). Exposure Draft [Электронный ресурс]. Доступ: http://www.ifac.org. Дата обращения: 01.08.2013.
  2. Handbook of International Quality Control, Auditing, Review, Other Assurance, and Related Services Pronouncements. 2012 edition. Parts I and II / International Federation of Accountants [Электронный ресурс]. Доступ: http://www.ifac.org. Дата обращения: 01.09.2012.
  3. Городилов М.А. Международный стандарт аудита N 610 «Использование результатов работы внутренних аудиторов»: новая редакция // Аудитор. 2013. N 8. С. 56 — 63.
  4. МСА N 570 «Допущение о непрерывности деятельности».

кафедры учета, аудита

и экономического анализа

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный

национальный исследовательский университет»

Ключевые вопросы аудита в аудиторском заключении

Дата конвертації 16.06.2018
Розмір 33.51 Kb.
Назва файлу Доклад.docx
Тип Доклад

1 Понятие Ключевых вопросов аудита………………………………………….3

2 Определение Ключевых вопросов аудита…………………………….………3

1 Понятие Ключевых вопросов аудита

Ключевые вопросы аудита — это вопросы, которые, согласно профессиональному суждению аудитора, являлись наиболее значимыми для аудита финансовой отчетности за текущий период. Ключевые вопросы аудита выбираются из вопросов, о которых были проинформированы лица, отвечающие за корпоративное управление (МСА 701).

Целью сообщения о Ключевых вопросах аудита является повышение коммуникативной ценности аудиторского заключения за счет обеспечения большей прозрачности в отношении проведенного аудита.

Сообщение о Ключевых вопросах аудита предоставляет дополнительную информацию для предполагаемых пользователей финансовой отчетности, чтобы помочь им в понимании тех вопросов, которые, в соответствии с профессиональным суждением аудитора, имели наибольшее значение при проверке финансовой отчетности текущего периода.

Данное сообщение может также помочь предполагаемым пользователям в понимании компании и областей, где содержатся существенные риски оценки руководства в аудируемой финансовой отчетности (МСА 701).

2 Определение Ключевых вопросов аудита
Аудитор должен выделить из вопросов, обсужденных с лицами, отвечающими за корпоративное управление, те вопросы, которые требуют значительного внимания аудитора при проведении аудита. При принятии такого решения аудитор должен учесть следующее:

  • области повышенных и значимых рисков существенного искажения;
  • значимые суждения аудитора в отношении областей, требующих применения значимых суждений руководства, включая оценочные значения, идентифицированные как имеющие высокую неопределенность в оценке;
  • влияние значимых событий или операций, произошедших в течение периода, на проведение аудита (МСА 701).

Рисунок 1-Ключевые вопросы аудита

Аудиторское заключение должно отвечать на следующие вопросы:

  • почему вопрос был рассмотрен как Ключевой вопрос аудита;
  • какой подход использовался к вопросу в процессе аудита;
  • ссылки на соответствующие раскрытия.

Описание того, какой подход использовался к вопросу в процессе аудита, может включать:

  • аспекты аудиторского подхода к вопросу;
  • краткий обзор проведенных процедур;
  • описание результатов аудиторских процедур;
  • ключевые наблюдения в отношении вопроса.

По договорам, заключенным после 1 января 2018 года, новые международные стандарты аудита в России применяются при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за любые отчетные периоды.

Оптимальный вариант — провести аудит за 2018 год в два этапа (по итогам 9 месяцев и за год). В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации избежать спешки, учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете.

Как известно, при существенных искажениях учета, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей.

И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение.

Таблица 1- Структура аудиторского заключения

1 Вероника Андреева. Аудиторское заключение в соответствии с международными стандартами аудита.2016.

Статья написана по материалам сайтов: www.fin-izdat.ru, wiseeconomist.ru, refua.in.ua.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector