Инклюзивное образование плюсы и минусы

Термин «инклюзивное образование», означающий в переводе с французского «включающий в себя», вошёл в мировую практику сравнительно недавно, хотя само движение «Образование для всех», с которого собственно и началось продвижение идей включающего образования, возникло ещё в далёком 1990 году. Основная идея инклюзивного образования – это обучение детей с ОВЗ в обычных общеобразовательных организациях (школах, детских садах), включение их в общеобразовательную среду с той помощью, которая им необходима [5, 2].

В настоящее время проблема инклюзии детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения активно обсуждается во всём мире педагогами, психологами, представителями медицины, юристами и в зависимости от того в какой стране реализуется данная система образования, она приобретает различные формы. Говоря об отечественном опыте, стоит отметить хорошо всем известную московскую школу «Ковчег» (открытую в 1990 г.), ведь именно в данной школе были предприняты первые шаги в реализации идей инклюзивного образования в отечественной практике [1, 1]. С 1992 года в России началась активная разработка и реализация проектов, учебных планов для ВУЗов, создание экспериментальных площадок в разных регионах страны, направленных на включение лиц с ОВЗ в общеобразовательную среду. Таким образом, несмотря на предпринимаемые в прошлом шаги в сторону данной проблематики, всё же в нашей стране имеется фрагментарный опыт в данном вопросе, в связи с чем в нашей стране отсутствует системный подход и единая модель инклюзивного образования (в том числе в рамках дошкольных образовательных организаций).

Очевидно, что дошкольное инклюзивное образование заслуживает немалого внимания. Основные принципы, на которых основывается дошкольное образование инклюзивного характера во всём мире закреплены в Саламанкской декларации (от 1994 г.) и реализуется в двух основных формах: компенсирующего вида (реализуется путём организации специальных групп и необходимой среды для детей с ОВЗ) и комбинированного вида (реализуется путём непосредственного включения детей с ОВЗ в состав групп, где занимаются дети, не имеющие отклонений от возрастной нормы).

Не зря выше было отмечено, что инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях требует особого внимания, ведь хорошо известно, что детский сад является важным звеном в жизни ребёнка на пути его социализации, интеллектуального и физического развития, становления его как личности. Именно в дошкольном детстве закладываются необходимые в будущей жизни навыки общения и социального взаимодействия и именно в детском саду ребёнок получает важный опыт взаимодействия со взрослыми, со сверстниками, научается самостоятельности, правильному режиму и дисциплине. А говоря о детях с ОВЗ, потребность во включении в социальную среду ещё на ранних этапах онтогенеза особенно возрастает, поэтому инклюзивное воспитание и образование детей с ОВЗ следует начинать с самых ранних лет [2, 32].

Необходимость дошкольного и последующего инклюзивного образования была хорошо продемонстрирована на опыте зарубежных стран. Было доказано, что совместное обучение, взаимодействие и развитие здоровых детей с детьми, имеющими ОВЗ, значительно влияет на последующую адаптацию последних: позволяет им чувствовать себя наравне со здоровыми людьми, ощущать эмоциональное благополучие, развивать необходимые знания, умения и навыки [4, 29]. В свою очередь, подобная практика в образовательной системе положительным образом отражается и на здоровых детях, помогая культивировать в них доброту, отзывчивость, толерантность по отношению к «особенным» детям. Таким образом, для детей с ОВЗ инклюзивное дошкольное образование – это шанс на избавление от последующих социальных, психологических проблем и трудностей.

Но несмотря на те плюсы, которые обнаруживает дошкольное образование инклюзивного характера, можно столкнуться с большим спектром трудностей: отсутствие нормативно-правовой базы (которая позволяла бы определять критерии численности детей с ОВЗ в группе, время их пребывания, состав специалистов, порядок финансирования работников инклюзивной группы); отстутсиве необходимой методической литературы; неразрешённые проблемы в образовательной среде и вытекающие из них трудности, связанные с финансированием (что ведёт к невозможности многих ДОО организовать инклюзивные группы); отсутствие достаточного опыта, знаний и готовности принять ребёнка с ОВЗ у педагогического состава; отношение родителей (родители «особых» детей зачастую демонстрируют перекладывание ответственности за воспитание своего ребёнка на работников детского сада, а родители здоровых детей часто обнаруживают страхи и переживания по поводу того, что нахождение в группе ребёнка с ОВЗ может каким-либо образом навредить их чаду) [3, 58].

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что обнаруживается острая необходимость в создании ДОО инклюзивного характера (так как это способствует адаптации детей с ОВЗ с самого раннего детства, формирует терпимое отношение к людям с особыми потребностями со стороны социума). Но вместе с тем, данная система образования имеет большое количество трудностей, которые требуют срочного решения, ведь от этого зависит жизнь, благополучие многих людей, а также состояние нашего с вами общества.

1. Алёхина, С. В. Инклюзивное образование. Выпуск 1. / С. В. Алёхина – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.

2. Битов, А. Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи проблемы интеграции и социализации. / А. Л. Битов — М.: Правда, 2000. – 254 с.

3. Волосовец, Т. В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. / Т. В. Волосовец – М.: Мозаика-синтез, 2001. -220 с.

4. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. / Н. Н. Малофеев – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

Статья по теме:
» Инклюзивное образование за и против «

Инклюзивное образование за и против

Статья составлена Кляузовой Вероникой Юрьевной

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Это интересно:  Срок выплаты налогового вычета после камеральной проверки

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие

Восемь принципов инклюзивного образования

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности, так же как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Эти школы действуют, исходя из убеждения, что разница между людьми – это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребенка, а не ребенок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характеристик обучения (декларация Саламанки, 1994 г.)

Плюсы инклюзивного образования

1.Новый социальный подход к инвалидности

3.Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему

4.Личностное развитие и социальные навыки

5.Развитие самостоятельности и самоопределения

6.Развивает равные права и возможности вместо дискриминации

Минусы инклюзивного образования

В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

Проблемы в осуществлении инклюзивного образования.

Отсутствие гибких образовательных стандартов.

Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.

Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.

Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.

Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).

Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.

Ресурсные барьеры для инклюзивного образования:

люди — их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, чрезмерная специализация, конкуренция, отсутствие опыта восприятия различий, стереотипность мышления;

денежные и материальные средства — нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов;

знания и информация — безграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.

Мировая практика инклюзивного образования

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.

На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Это интересно:  Можно ли работать на двух работах официально

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

Ситуация с инклюзивным образованием в России

Российское законодательство в области инклюзивного образования

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Мосгордума в конце 2009 года приняла проект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве».

«Мы разные, но мы вместе»

— так коротко можно сформулировать идею инклюзивного образования.

Инклюзивное образование, плюсы и минусы

Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это процесс обучения и воспитания детей с особыми потребностями в обычных дошкольных организациях вместе со сверстниками. Поскольку для Казахстана это дело новое, возникает масса вопросов, особенно в период введения такого обучения: Как подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению и воспитанию в обычном детском саду? Какие проблемы у него возникнут? Готовы ли дошкольные образовательные организации к воспитанию таких детей? Кому все же необходимо специальное образование, и в чем его плюсы?

Во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья. Их число значительно и продолжает расти.

Инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, детских садов, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

• Создание в организациях образования специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.

• Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей — данной образовательной организации.

• Подготовка детского, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.

• Формирование в группе навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

• Несоответствие учебных планов и содержания обучения, особым образовательным потребностям ребенка.

• Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.

• Отсутствие у педагогов представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.

• Недостаточное материально-техническое оснащение дошкольных организаций под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, и т.д.).

• Отсутствие в штатном расписании дошкольных организаций дополнительных педагогических ставок (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.

Родительское собрание «Плюсы и минусы инклюзивного образования для обучения детей особыми образовательными потребностями»

Начинается с песни «Дети-инвалиды — Ангелы Земли»

Замечательные слова песни

Мы просто другие, мы живём на другой глубине,

Мы просто такие, неизвестно по чьей вине.

Нам себя уже не изменить и такими как вы не стать.

Так попробуйте рядом быть, попытайтесь просто понять.

Давайте мы попытаемся понять своих детей.

Сторонники инклюзивного образования утверждают: образование ребенка не должно быть ограничено его физическими, интеллектуальными или психическими особенностями. Такие дети способны учиться вместе со сверстниками в общеобразовательных школах, если общество создаст для этого необходимые условия. Сейчас посмотрим отрывок из фильма «Класс коррекции»

Инклюзивное образование – это новинка школьной жизни и у родителей есть право воспользоваться этим, но всегда ли всё новое – это только хорошее. Сегодня на родительском собрании мы с вами попытаемся это прояснить. Как советуют психологи, мы должны (когда возникают сомнения) начертить табличку из 2-х столбиков и отметить плюсы и минусы того вопроса, который у нас возник. По окончании учебного года у родителей встал выбор, куда отправить учиться ребёнка 1 сентября – в школу по месту жительства или в специальную коррекционную школу?

(по месту жительства)

1. Ребёнок приходит в школу, чтобы получить образование, а чтобы научить детей, дать им знания, для этого необходимо:

    • Каждому педагогу иметь специальное образование; (дефектологическое)

незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии. Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.

    • Иметь гибкие образовательные стандарты;
    • Учебные планы и учебники для обучения детей в соответствии с особыми образовательными потребностями каждого ребёнка;
    • Это создание гибкой образовательной среды, удовлетворяющей каждого ребёнка, соответствующей индивидуальным, интеллектуальным, физическим и психическим потребностям. Каждая школа на сегодняшний день готова принять таких детей? Условия созданы? (игровые комнаты, комнаты психологической разгрузки и т.д.)
    • У каждого ребёнка с ОВЗ должен быть дополнительный педагог (тьютор), который в любой ситуации обязан оказать помощь вашему ребёнку. Может ли директор массовой школы выделить такого педагога? Нет, т.к. в штатном расписании ставок таких нет.
    • Каждый педагог, в классе которого имеются особенные дети, несёт дополнительную нагрузку, а заработная плата остаётся прежней.
    • Отсутствие опыта коллектива (не знают как сделать правильно, спросить не у кого)
    • Опыт в России (с 80-90г. уже вводили в массовых школах классы коррекции, классы выравнивания и т.д.), но преимущество оставалось за коррекционными школами.
    • Это новый виток в образовании и сейчас дана стартовая площадка, т.е. с другим названием (инклюзив) опять возвращаемся к тому, что уже было и по опыту мы знаем, что положительных результатов не принесло.
Это интересно:  Что могут забрать судебные приставы

Многочисленные критики видят в совместном обучении и недостатки. Когда ребенок с инвалидностью, несмотря на все усилия социальных педагогов, не может усваивать учебный материал, не говоря уже о том, чтобы успешно окончить учебный курс, это приводит к разочарованию со стороны родителей и самого ребёнка. Индивидуально развивать сильные и устранять слабые стороны ребенка так, как это делают в коррекционной школе, в интеграционных классах практически невозможно. От ребенка невозможно скрыть то, что учеба дается ему гораздо труднее, чем одноклассникам. При этом чувство общности может превратиться в прямо противоположное чувство — изоляцию

2. Воспитание каждого ребёнка – это неотъемлемая часть образования Рассмотрим стороны воспитательной деятельности.

· Одним из главных плюсов инклюзивного образования называют то, что дети должны быть лучше социализированы, равняться на тех кто лучше их, это происходит через общение со здоровыми детьми, но встаёт вопрос, а все ли здоровые дети захотят общаться с умственно отсталым ребёнком. Как вы думаете, где вашему ребёнку будет комфортнее общаться? (среди равных или больному среди здоровых?)

· Привилегией в инклюзивном образовании считается и то, что у ваших детей появляются новые права и возможности. Сразу хочу пояснить, что равных прав не будет, т.к. по окончании школы вашим детям выдадут свидетельство, а не аттестат, как всем остальным, в нашей школе выдают всем свидетельство.

· Чтобы понять склонности вашего ребёнка к какому-то виду деятельности, его необходимо приучать к посещению кружков. В массовой школе кружки проводятся, но туда приходят здоровые дети, которые многое умеют и физически развиты лучше, поэтому ваш ребёнок отойдёт на второй план, если не на последний, а это угнетает его психику и часто случаются нервные срывы.

· Участие в конкурсах тоже требует к нашим детям особого подхода. Например: если девочка в коррекционной школе занимала призовые места в конкурсе рисунков, не факт, что и в массовой школе она будет занимать призовые места, т.к. уровень конкурсов существует разный и требования к учащимся массовой школы гораздо выше, чем требования к детям с ОВЗ. Или например, в конкурсе чтецов у нас могут выступить все желающие дети и их будут слушать, то в массовой школе дети прямо во время выступления могут высказываться, а чаще просто смеются над выступающим. Песни сейчас поют все, но кого выставит учитель защищать честь своего класса, здорового или больного ребёнка?

  1. Семейный бюджет, тоже не маловажная вещь и поэтому сейчас мы попробуем его сэкономить. В неделю на 1 ребёнка на правильное сбалансированное питание тратится 4 194 рубля. Самая дальняя точка от школы, где проживают наши дети – это п.Горки, стоимость билета составляет………….. умножаем на 2 и получается, что на дорогу вы потратите ………… Из этой суммы вычитаем 300 рублей, столько оплачивает школа и получается…….. Из средств на питание вычитаем стоимость проезда и остаётся прибыль…….. Кроме этого вы можете предоставлять справки в ЖКХ, о том, что ребёнок проживает в интернате (если жильё у вас благоустроенное) и стоимость коммунальных услуг снижается. Это ещё один плюс к экономии вашего семейного бюджета. В массовой школе питание одноразовое, в начальной школе бесплатное, а в старших классах всё зависит от семейного положения. Прохождение диспансеризации (у нас углублённая, а в массовой школе поверхностная, а для прохождения УЗИ вам придётся везти ребёнка в город)

4. Психологическое спокойствие детей в школе зависит от общения со школьниками, от высказываний родителей, от умений педагогов создать среду спокойствия для наших детей. Сами специалисты выделяют барьеры, которые возникают при введении инклюзии – это:

консервативность общества и, в частности, косность взглядов родителей здоровых детей, которые часто выступают простив того, чтобы их дети учились вместе с инвалидами.

Подтверждением данного факта можно привести примеры с форума.

5.Для успешного обучения ребёнка необходимо учитывать и его мнение. А мнение наших учеников мы можем показать в видео интервью.

Можно подвести итоги и сделать соответствующие выводы. Наблюдая за тем, что происходит нынче в массовых школах (работала там и внучка учится), убеждаюсь в том, что об инклюзивном образовании в нашей стране говорить ещё рано. Не готовы ещё ни школы, ни педагоги и, особенно, современные дети. Чтобы вы приняли правильное решение, куда отправить ребёнка учиться 1 сентября хочу привести жизненные примеры:

1. церкви разрушали сейчас строят заново, так и с коррекционными школами может произойти (видео ролик «Инвалиды против внедрения инклюзивного образования»).

2. Мы покупаем духи и прекрасно знаем, что в специализированном магазине они настоящие, т.к. магазин беспокоится за свою репутацию и там работают специалисты, которые помогут выбрать подходящий аромат.

3. Россия набирает опыт в развитии инклюзивного образования, хотели бы вы, чтобы ваши дети стали подопытными?

4. Мнение родителей наших учеников .

5. Итоги нашей таблицы.

На государственном уровне направление инклюзивного образования признано приоритетным, но помните, что только вы решаете где вашему ребёнку будет лучше учиться.

Статья написана по материалам сайтов: nsportal.ru, www.metod-kopilka.ru, xn--j1ahfl.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector