Кто устанавливает тарифы на коммунальные услуги

Предоставляемые жилищно-коммунальные услуги стали нормой комфортной жизни и даже неотъемлемой ее частью. Но за удовольствие всегда приходится платить.

Расценки на услуги ЖКХ постоянно пересматриваются, как правило, в сторону увеличения, но тому есть ряд объективных экономических причин.

Кто устанавливает тарифы?

Для начала следует понять, кто регулирует цены на определенные коммунальные услуги и как возможно на них повлиять. Что касается платы за содержание и ремонт жилого помещения, то тут большое значение имеет наличие самоуправления в многоквартирном доме.

Когда владельцы квартир объединились в товарищество собственников жилья, то стоимость этой услуги они определяют самостоятельно путем проведения собрания и голосования. Но утвержденной суммы должно хватить на поддержание в надлежащем состоянии жилого помещения и его содержания в целом, не нарушая требования законодательства.

Если многоквартирный дом обслуживает управляющая организация, то жильцы вправе обсудить тарифы на коммунальные услуги и определить их величину, но собранием всех собственников.

Но тогда придется учитывать тарифы, которые предложила управляющая компания.

Если владельцы на собрании не смогли решить размер платы за содержание и ремонт их дома или вовсе не собирались для вынесения такого решения, то тариф будет определяться, согласно ст. 158 ЖК РФ, главой органа местного самоуправления.

Расценки на остальные коммунальные услуги устанавливает субъект Российской Федерации или непосредственно орган местного самоуправления, если ему делегированы такие полномочия. Они устанавливают тарифы в соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ.

Стандарт стоимости услуг в регионах

Региональный стандарт на 2020 год представляет общий показатель, в который входит:

  • стоимость содержания и ремонта;
  • отопление дома;
  • потребление жилищно-коммунальных услуг жильцами.

Эти показатели рассчитанных исходя из нормы на 1 человека или нормы размера площади жилого помещения.

Нормативная площадь жилья рассчитывается в зависимости от количества человек. Региональный стандарт нормативной площади жилья берется для расчетов субсидий.

Норма жилплощади на:

  • одного человека составляет 33 кв. м;
  • двух человек — 42 кв. м;
  • трех и более — 20 кв. м на каждого;
  • 48 кв. м — для проживающих в однокомнатной квартире.

Тарифы и нормативы берутся в среднем по каждому муниципальному образованию отдельно. Кроме того, региональный стандарт для некоторых муниципальных образований рассчитывается не только для квартир. Отдельно может быть рассчитан для жилых домов из индивидуального жилищного фонда, но не всегда.

Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг рассчитывается раз в год органами местного самоуправления. Расчет базируется на законодательных нормах РФ и Постановлениях местного самоуправления о тарифах.

Кроме этих норм, существует региональный стандарт по максимально возможному расходу доходов проживающих на услуги ЖКХ.

По сути это максимальный процент расхода из совокупного дохода проживающих лиц в жилом помещении.

Как узнать действующие нормативы?

Самым простым способом узнать действующие в 2020 году тарифы на жилищно-коммунальные услуги — посмотреть в квитанцию, которая приходит ежемесячно. Но и тут далеко не все верят расчетам и на деле бывают ошибки и серьезные погрешности.

Именно для этого была создана Федеральная служба по тарифам, где можно узнать тарификацию по дому и расчеты.

Государственная служба создана с целью мониторинга и регулирования тарифов и цен на услуги ЖКХ и не только.

Существует онлайн-калькулятор по расчету коммунальных платежей, отдельно для физических и юридических лиц. Пользоваться данным сервисом очень удобно, его можно найти на официальном сайте ФАС России.

Причины роста стоимости услуг ЖКХ

Сейчас кризис охватывает все сферы жизнедеятельности и заметно сказывается на расходах потребителей. Эта проблема не обошла стороной и жилищно-коммунальные услуги, что повлекло за собой повышение их стоимости.

Тарификация жилищно-коммунальных услуг на текущие годы была установлена еще летом 2014 года. В связи с установленными тарифами, стоимость коммунальных услуг будет подниматься постепенно.

Повышение оплаты за коммунальные услуги в 2015 году было в среднем на 8% по России, но все зависело от вида услуг и расположения. В следующие годы темпы роста оставались прежними.

В каждом регионе услуги поднимались по-разному, но больше всего подорожала в 2015 году стоимость воды – в среднем на 10,5%.

Решение о подорожании коммунальных услуг было основано на экономических причинах.

За основу повышения был взят индекс инфляции, ведь по этой причине подорожало сырье и сопутствующее обслуживание.

Общий курс сегодня

В связи с непростой экономической и социальной ситуацией в стране, Правительство РФ приняло вынужденное решение о постепенном росте коммунальных тарифов, то есть, по сути, ничего не изменилось. Цены растут.

Члены правительства предложили в качестве решения данного вопроса методику постепенно повышения стоимости за услуги ЖКХ. В 2020 году повышение тарифов проводится в 2 этапа — с 1 января 2020 года на 1,7%, с 1 июля — на 2,4%.

Новые тарифы за электроэнергию рассмотрены в данном видео.

Стоимость и предоставление жилищных услуг

Порядок оплаты за жилищные услуги , к которым относятся плата за содержание и текущий ремонт жилого помещения, плата за капитальный ремонт для собственников помещений и плата за наем жилья для нанимателей жилых помещений, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, а также регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 в редакции от 06.05.2011 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее – Постановление № 491).

Это интересно:  Работа в интернете бухгалтеру

Согласно пункту 28 Постановления № 491 собственники помещений обязаны нести расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности.

При непосредственном управлении и при управлении управляющей организацией оплата вносится за содержание и ремонт жилого помещения, при управлении товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом или любым другим потребительским кооперативом члены таких объединений вносят обязательные взносы и платежи.

Стоимость жилищных услуг рассчитывается как произведение площади помещения, занимаемого собственником или нанимателем, и тарифа на соответствующую услугу.

Например, общая площадь Вашей квартиры составляет 60 квадратных метров, тариф на содержание и ремонт жилого помещения установлен решением общего собрания в размере 8 рублей с 1 квадратного метра в месяц.

Размер ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения будет составлять:

60 х 8 = 480 рублей

Таким же образом рассчитывается плата за капитальный ремонт и плата за наем жилых помещений с применением соответствующего тарифа.

Следует отметить, что тарифы на жилищные услуги, такие как содержание и ремонт жилого помещения и капитальный ремонт, устанавливаются решениями общих собраний собственников помещений или членов товариществ собственников жилья, или же любого другого кооператива, при отсутствии таких решений, а также плата за наем, определяются в соответствии с решениями органов местного самоуправления (постановления местных администраций). В любом случае стоимость жилищных услуг будет напрямую зависеть от размера помещения, которое Вы занимаете, и чем больше будет его площадь — тем больше будет составлять плата жилищные услуги.

Кто устанавливает тарифы на коммунальные услуги

Ежемесячно, каждый владелец квартиры оплачивает услуги, относящиеся к разряду коммунальных:

  • свет;
  • газ;
  • пользование жилой площадью;
  • подача воды;
  • канализация;
  • подача тепла;
  • содержание здания и его текущий ремонт;
  • проведение капитального ремонта дома.

Иногда, к этому списку может добавиться плата за использование антенны, а в зданиях выше пяти этажей – содержание и ремонт лифтового оборудования. В некоторых случаях, также собираются взносы на оплату труда председателя совета дома и консьержа. Суммы всех этих платежей, сроки и способы перечисления средств определяются по-разному.

Тарифы

Размер оплаты таких услуг, как свет, газ, отопление, водоснабжение и канализация рассчитывается по определенным ставкам, которые устанавливает либо местный муниципалитет, либо органы власти, отвечающие за управление субъектами Российской Федерации.

Конкретные суммы вычисляются либо по установленным нормам, либо при помощи счетчиков, расположенных непосредственно в квартире.

Если в жилом помещении установлены счетчики на газ, свет и воду, то собственник жилья самостоятельно контролирует, сколько он должен заплатить за прошедший месяц. Высчитывается разница между текущим показанием и прошлым, и получившееся число умножается на величину установленного тарифа.

В большинстве случаев, поставщик услуги сам присылает квитанцию с определенной суммой, где необходимо сверить эти величины и внести изменения, если имеется расхождение. Периодически происходит проверка счетчиков представителями организаций, занимающейся предоставлением услуги. Это делается с целью выявления недобросовестных потребителей.

Если установлены общедомовые приборы учета (свет, газ, водоснабжение), то их показания снимает управляющая компания, ТСЖ или иная организация, ответственная за обслуживание дома.

Все показания обязательно заносятся в специально заведенный журнал для последующей оплаты в соответствии с тарифами. Любой собственник вправе проверить эти записи, чтобы удостовериться в правильности начисления коммунальных платежей.

Приобретение и установка общедомовых счетчиков могут быть осуществлены в любой момент. Платят за это все жильцы поровну, так как эти приборы учета входят в состав общедомового имущества. Оснащение может быть проведено только сотрудниками компаний, осуществляющих снабжение пользователей ресурсами.

В том случае, если в доме нет счетчиков, оплата производится по установленным нормативам. Обычно, это газ, водоснабжение, водоотведение и отопление. За свет, как правило, платят по индивидуальным приборам учета.

Расчет производится либо по количеству людей, прописанных в квартире, либо по объему жилой площади. Собственник, который платит по квитанциям, может сравнить начисленные суммы с регламентированными нормативами. При выявлении любых расхождений существует возможность потребовать перерасчет платежей.

Плата за содержание имущества

Помимо услуг ЖКХ, ежемесячно с собственников жилья взимается плата за содержание дома в надлежащем состоянии, мелкий ремонт здания и коммуникационных систем.

К ним, традиционно, относятся следующие объекты:

  • лестничные площадки;
  • коридоры;
  • лифты и лифтовое оборудование;
  • чердаки;
  • подвалы;
  • технические этажи;
  • крыши;
  • инженерные системы;
  • система отопления и водоснабжения;
  • этажные щитки и электрошкафы, установленные в подъезде;
  • осветительные приборы;
  • пожарная сигнализация;
  • автоматические двери;
  • придомовая территория со всеми объектами благоустройства.

Если тарифы на основные коммунальные услуги (свет, газ, отопление и прочие) одинаковы, то плата за содержание общедомового имущества может различаться. Такая ситуация обусловлена тем, что размер этих платежей регулируется иначе.

Согласно положениям действующего Жилищного кодекса, размер оплаты за содержание и ремонт дома должен быть таким, чтобы обеспечивать оказание данных услуг в полном объеме. Не существует возможности платить по заниженным ставкам.

Если собственник, по той или иной причине, не в состоянии нести эти расходы, ему необходимо прийти в администрацию с заявлением о получении соответствующей субсидии. Окончательный размер суммы всецело зависит от того, какой метод управления многоквартирным домом был выбран жильцами.

Это интересно:  Что нужно для оформления ипотеки в сбербанке

Способы управления домом

При выборе управляющей компании, для осуществления обслуживания, тарифы устанавливаются на регулярном собрании собственников жилья. Со стороны УК вносятся определенные предложения с различными вариантами объемов обслуживания и соответствующей оплатой.

Владельцы квартир рассматривают все предоставленные варианты и выбирают один из них путем общего голосования, по результатам которого, с управляющей компанией заключается договор. В нем четко прописываются права и обязанности сторон, объем оказываемых услуг и их стоимость.

Ни один из пунктов этого договора не может быть изменен в одностороннем порядке в течение всего срока его действия. Поэтому, если управляющая компания вдруг увеличивает размер оплаты, это повод для обращения в суд с исковым заявлением.

Если возникла необходимость во внесении каких-либо коррективов, то для этого необходимо повторно организовать собрание всех собственников жилья и вынести этот вопрос на общее обсуждение.

Если собственниками не было принято решение об определенном способе управления, то, в этом случае, размер оплаты будет регулироваться местным муниципалитетом.

Для этого, проводится открытый конкурс между компаниями, предоставляющими подобные коммунальные услуги, и выигравшая организация осуществляет содержание дома за ту стоимость, которая была указана в конкурсной документации.

Жилищные кооперативы

При формировании ТСЖ или иного жилищного кооператива, расчет происходит по иной схеме. В этой ситуации, объем ежемесячных сборов, связанных с тратами на содержание и ремонт общедомового имущества, определяется правлением ТСЖ/кооператива.

Как прописано в действующих правилах, эта сумма рассчитывается на основании сметы доходов и расходов, которая составляется ежегодно.

Что делать после выборов

Когда собственники жилья в многоквартирном доме определили, что самостоятельно будут заниматься управлением, оплата за содержание и ремонт осуществляется на основании заключенных договоров. Жильцы сами выбирают организации или отдельных лиц, которые будут следить за состоянием общедомового имущества.

Когда выбрана управляющая компания, дополнительно нужно утвердить список работ и услуг, которые она будет осуществлять. Если этого не сделать, то устанавливается общий тариф, по которому будет в дальнейшем взиматься плата за услуги.

Размер такого платежа устанавливается местной администрацией. В подобной ситуации есть свой существенный минус – так как жильцы не установили конкретный список работ, проводимых управляющей организацией, они не смогут проконтролировать их выполнение. Соответственно, теряется возможность привлечь организацию к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей.

Перечень работ и услуг является очень важным пунктом договора, заключаемого между собственниками жилья и управляющей компанией, поэтому необходимо организовать общее собрание для его утверждения.

Минимальный набор услуг регламентирован «Правилами эксплуатации жилищного фонда». Дополнительные работы, которые не входят в обязательный минимум, бывают разнообразными и всецело зависят от особенностей многоквартирного дома и пожеланий владельцев квартир.

Так как итоговый список получается сугубо индивидуальным, сумма ежемесячной оплаты услуг также будет различаться в каждом отдельно взятом доме.

Нередко у жильцов возникает вопрос о том, кем должны оплачиваться затраты на свет в подъезде. Ответ достаточно прост. Подъезд является частью общедомового имущества, расходы на содержание которого делятся поровну между всеми жильцами.

Следовательно, оплата за свет также распределяется поровну между собственниками квартир. Таким же образом распределяется плата за содержание лифтового оборудования. Несмотря на то, что жильцы первых этажей практически не пользуются лифтами, они обязаны вносить плату наравне со всеми.

Если работы по содержанию и ремонту многоквартирного дома выполняются ненадлежащим образом и наблюдаются значительные перерывы в обслуживании, жильцы могут принять решение о подаче заявления с требованием пересмотреть сумму тарифов.

Лучше всего составлять письменный документ, хотя и устная форма также является приемлемой. Главное, соблюдать сроки и формулировать обращение не позднее, чем через полгода после нарушения.

Дополнительные взносы и сборы

Кроме всех коммунальных услуг (света, отопления, водоснабжения и прочих), нередко, собственники жилья решают организовать совет с выбранным председателем. Для того, чтобы он мог полноценно функционировать, необходим регулярный сбор средств.

Отдельная сумма выделяется в качестве вознаграждения для председателя. Он занимается урегулированием конфликтов, возникающих в связи с деятельностью управляющей компании, организует собрания жильцов и решает ряд иных немаловажных вопросов.

Также в некоторых жилых комплексах в каждом подъезде имеется консьерж. В его обязанности входит:

  • пропуск жильцов и их гостей;
  • контроль за проведением ремонтных работ;
  • реагировать в случае возникновения экстренных ситуаций;
  • следить за парковкой и состоянием подъезда.

Для полноценного выполнения им своих обязанностей, важно оборудовать рабочее место: поставить мебель, провести свет и телефон, по желанию, приобрести бытовую технику.

Оплата труда консьержа в каждом подъезде оплачивается за счет добровольных взносов собственников жилья. Размер сборов, в обоих случаях, решается на общем собрании путем голосования.

Какой ты, тариф?

Приветствую, уважаемые граждане нашей необъятной страны. В этой статье мы поговорим о том, кто устанавливает тарифы на коммунальные услуги. Многие думают, что тарифы рассчитывают управляющие организации, кто-то считает, что этим занимаются предприятия, поставляющие необходимые ресурсы: воду, тепло, электроэнергию и газ. Разберемся в вопросе.

Рассмотрим схему

Как происходит предоставление коммунальной услуги? УК или ТСЖ заключают договор на поставку ресурсов с организацией, которая их подготавливает и передает по трубам или проводам в наши дома. Услуга предоставляется, по окончании месяца мы получаем квитанции, где указано, сколько потреблено какого ресурса, и по какому тарифу. УК или ТСЖ в этом случае является посредником и передает собранные с нас деньги ресурсоснабжающей организации (РСО). Нас сегодня не интересует, как подсчитываются объемы, мы хотим понять, откуда в квитанции взялся тариф.

Это интересно:  Как выбрать управляющую компанию для многоквартирного дома

А ларчик просто открывался

Статья 157 Жилищного Кодекса РФ прямо говорит, что тарифы рассчитывают и утверждают региональные органы власти согласно федеральному закону. И действительно, если зайти на любой сайт муниципалитета, мы можем найти там таблицу с тарифами на ресурсы. Такие же таблицы есть и на сайтах компаний, поставляющих ресурсы. То есть посмотреть на сами тарифы проблем нет. Осталось разобраться, как происходит их расчет.

Комиссии, комитеты

В зависимости от региона меняется и название муниципального образования, отвечающего за установку тарифов на поставляемые ресурсы и доведение их до сведения потребителей. Чаще всего этим занимается Департамент государственного регулирования цен и тарифов региона, Государственный комитет по тарифам или Главное управление Региональной энергетической комиссии – фантазия чиновников в вопросах наименования подчас безгранична. Главное, что все они при подсчете размера тарифа, руководствуются Федеральным законом № 210-ФЗ от 30.12.2004 года, который называется «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Есть и другие законы на эту же тему: 41-ФЗ от14.04.1995 года и ПП № 109 от 26.02.2004 года.

Процесс продолжается

Расчет тарифов – это чистая экономика. Итоговая сумма зависит, в первую очередь, от определенного уровня прибыли, которую должна получить ресурсопоставляющая организация (РПО), и объемов поставляемых услуг. В принципе, это правильно – работать себе в убыток никто не будет. А с учетом того, что все РПО являются естественными монополистами, существует государственный контроль над ценами на ресурсы, чтобы у руководителей РПО не появилось желание получать сверхприбыли на ровном месте.

Да и что греха таить, очень часто качество поставляемых ресурсов оставляет желать лучшего: это и не до конца очищенная вода, и не выдерживание температуры в приборах отопления и т.д.

Небольшой пример

Для того, чтобы был установлен тариф на конкретный вид коммунальной услуги, РПО, ее поставляющая, передает в государственный региональный орган по расчету тарифов заявление и пакет документов, необходимых для его расчета. В качестве примера приведем список документов, которые должна представить организация, поставляющая тепло и горячую воду в наши дома:

  • Письмо о причинах пересмотра тарифов.
  • Анкету предприятия.
  • Основные технические характеристики предприятия.
  • Энергопаспорт ТЭЦ или котельных.
  • Схему теплосетей, которые обслуживает РПО.
  • Их технические характеристики с разбивкой по видам и диаметрам труб.
  • Экспертное заключение о тепловых потерях в сетях.
  • Информация о пунктах учета тепловой энергии, воды и электричества.
  • Баланс по теплоэнергии в РПО.
  • Информация о системе поставок тепловой энергии потребителям.
  • Сведения о расходе ресурсов: топлива, воды и электроэнергии для производства тепловой энергии.
  • Информация о расходе воды на технологические нужды.
  • Стоимость электроэнергии на производственные нужды.
  • Расчет стоимости топлива по видам и объемам для производства тепловой энергии.
  • Расчет затрат на оплату труда отдельно для работников, занятых в сфере производства тепла и в сфере по обслуживанию тепловых сетей.
  • Расчет амортизационных отчислений по основным фондам.
  • Расчет всех видов расходов для выполнения производственной программы.
  • Расчет ожидаемой балансовой прибыли.
  • Расчет затрат на капвложения.
  • Расчет тарифа на тепло для конечных потребителей.
  • Режимные карты котлопунктов.
  • Копии последних счетов, выставленных РПО для оплаты.
  • Расчет нормативной численности персонала для осуществления производственной деятельности, копия штатного расписания РПО и данные по фактической численности.
  • Последние статистические отчеты по формам 1-т, 4-топливо, 4-запасы, 46-ТЭ.
  • Копия положения о ведении учетной политики на РПО.
  • Калькуляцию по стоимости тепловой энергии за последних 2 года.
  • Бухгалтерский баланс за год с отметкой налоговой инспекции о проверке.
  • Анализ субсчетов за прошлый год за подписью главного бухгалтера РПО.
  • Отчет по текущим и капитальным ремонтам за прошлый год и план на текущий год.
  • Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности за прошлый год за подписью главного бухгалтера РПО. Справка о полученных субсидиях.
  • Расчеты норм удельного расхода топлива на единицу тепловой энергии и технологических потерь.

Глядя на этот список, уже не слишком хочется знать, каким образом производится расчет тарифа на коммунальную услугу. Единственно, можно сделать вывод, что если в расчетах РПО все сведения достоверны, то тариф установят такой, какой они запросят. Единственно, что сдерживает их аппетиты, это размер предельного индекса, который устанавливается правительством РФ.

В Советское время мы не забивали себе голову вопросами о тарифах – платили себе, да и все. Сейчас же с каждым годом стоимость услуг ЖКХ растет, и вместе с ней расчет и головная боль: а не сильно ли нас обманывают с этими расчетами? На этом с вами прощаюсь. Надеюсь, что тема затронута нужная, поэтому подписывайтесь на новые статьи нашего сайта и дайте ссылку на нее своим друзьям и родственникам в социальных сетях.

Статья написана по материалам сайтов: raschetgkh.ru, bytrf.ru, www.rline.tv.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector