Решение и предписание фас

Комментарий к статье 50

1. Часть 1 ст. 50 Закона о защите конкуренции предусматривает, что на основании решения, которое принимается по итогам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, антимонопольным органом может быть также выдано и предписание, содержащее определенные обязательные для исполнения поведенческие условия.

2. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого ответчика, которому надлежит осуществить определенные действия в установленный предписанием срок (ч. 4 ст. 41 Закона о защите конкуренции, п. 3.148 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ, утвержденного Приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. N 339). Исчерпывающий перечень видов предписаний, которые могут быть выданы антимонопольным органом по делам о нарушении антимонопольного законодательства, указан в п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции. Однако несмотря на то, что данный перечень сам по себе является исчерпывающим, варианты содержания самих предписаний (т.е. разновидности действий, которые обязан осуществить ответчик) строго не урегулированы законодателем. Согласно подп. н» п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции одним из видов предписаний, которые может выдавать антимонопольный орган, является предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Какого-либо закрытого перечня таких действий не предусмотрено, поэтому антимонопольный орган вправе обязывать хозяйствующих субъектов на основании указанных предписаний совершать фактически любые действия, которые, по мнению антимонопольного органа, направлены на обеспечение конкуренции. При этом антимонопольный орган не вправе обязать хозяйствующего субъекта совершить действия, противоречащие законодательству РФ.

Также следует учитывать, что, пресекая соответствующее нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе выдавать предписание ответчику об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков, поскольку антимонопольный орган не уполномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от нарушения антимонопольного законодательства и разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов .

Постановление Пленума ВАС РФ N 30.

3. Предписание, так же как и решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии (ч. 4 ст. 41 Закона о защите конкуренции). В предписании указывается следующее .

Пункт 3.150 Административного регламента.

1. Описание действий, определенных решением, которые ответчик должен осуществить. На практике существует вопрос о том, требуется ли указывать в предписании, помимо общего описания действий, которые необходимо осуществить ответчику, также и конкретный способ (или порядок) осуществления таких действий. Разрешение данного вопроса, как правило, зависит от того, как отсутствие способа исполнения действий, указанных в предписании, влияет на практическую возможность исполнения предписания. Конкретный способ может отсутствовать в предписании, если отсутствие указания на такой способ не приводит к невозможности исполнения предписания любыми доступными ответчику способами . Если же без указания на конкретный способ осуществления действий предписание не обладает достаточной степенью конкретизации, чтобы считаться исполнимым, то антимонопольный орган должен описать такой способ в предписании . С дополнением Закона о защите конкуренции ст. 51.1 в судебной практике появилась также позиция, согласно которой, если в предписании не предусмотрен необходимый способ (порядок) его исполнения, ответчик должен обратиться за разъяснением в антимонопольный орган согласно ч. 1 ст. 51.1 Закона о защите конкуренции и тем самым самостоятельно инициировать процесс конкретизации предписания для целей его исполнения .

2. Срок исполнения предписания. Срок исполнения предписания определяется антимонопольным органом самостоятельно (ч. 1 ст. 51 Закона о защите конкуренции) и устанавливается с учетом времени, которое может потребоваться ответчику для совершения действий, предусмотренных в предписании. Срок исполнения предписания может быть продлен антимонопольным органом (ч. 5 ст. 51 Закона о защите конкуренции).

Ответчик по делу вправе заявить ходатайство с просьбой о продлении срока исполнения предписания не позднее чем за 20 рабочих дней до истечения срока его исполнения. В случае если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными, то комиссия вправе продлить срок исполнения предписания по делу, но не более чем на шесть месяцев. О продлении срока исполнения предписания или об отказе в его продлении комиссия выносит определение .

Так, пятидневный срок предусмотрен в Типовой форме предписания, содержащейся в Приказе ФАС России от 22 декабря 2006 г. N 337 «Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

Как было указано выше, решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства является основой предписания. Во-первых, это означает, что между содержанием предписания и выводами решения должна быть логическая связь. При отсутствии такой связи предписание может быть признано недействительным (например, если действия, предусмотренные в предписании, не способны устранить или предотвратить последствия нарушения антимонопольного законодательства, о котором идет речь в решении) . Во-вторых, признание недействительным решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет недействительность предписания, так как предписание в таком случае теряет основание . Если недействительным признается лишь часть решения, то недействительными признаются только те положения предписания, которые основаны на соответствующей части решения, признанной недействительной .

Следует также обратить внимание на следующую особенность Закона о защите конкуренции, предусмотренную в ч. 2 ст. 52 Закона о защите конкуренции. В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу. Это означает, что, если ответчиком в арбитражный суд было обжаловано исключительно решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, предписание не будет приостановлено автоматически, а будет действовать. Следовательно, обязанность по исполнению такого предписания сохранится. С практической точки зрения данная особенность ч. 2 ст. 52 Закона о защите конкуренции представляется не вполне обоснованной, так как решение является основой предписания, и следовательно, при обжаловании решения обжалуется основа предписания, без которой оно не может существовать.

Согласно ч. 2 ст. 50 Закона о защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением по такому делу. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства не может быть изготовлено до решения по такому делу. В противном случае предписание может быть признано недействительным, поскольку отсутствие готового решения означает отсутствие основы для вынесения предписания .

Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства должно быть направлено всем ответчикам — хозяйствующим субъектам, в отношении которых вынесено предписание (ч. 2 ст. 50 Закона о защите конкуренции). Если предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства вынесено в отношении нескольких связанных между собой лиц (например, входящих в одну группу лиц), то такое предписание тем не менее должно быть направлено каждому из таких лиц отдельно. Если возможность исполнения предписания ответчиком также зависит от воли других лиц (как правило, лиц, входящих с ответчиком в одну группу), то предписание может быть выдано также и таким лицам. При этом в предписании, выдаваемом таким лицам, указывается обязанность по обеспечению осуществления поведенческих действий, предписанных ответчику.

4. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства направляется или вручается ответчику не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его изготовления . Направление предписания по истечении более продолжительного, но при этом разумного срока, как правило, не рассматривается судами как существенное нарушение прав ответчика и не служит основанием для признания предписания незаконным . Помимо направления предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства ответчику, антимонопольный орган также размещает предписание на своем официальном сайте в сети Интернет .

Пункт 3.153 Регламента.

Предписания антимонопольной службы

Какую угрозу таит письмо с предписанием антимонопольной службы? Какими расходами обернется предписание ФАС? За что уже оштрафовали другие фирмы по вашему профилю: строительные компании, магазины, университеты, аптеки и ларьки? Правовой центр «Аспект» расскажет, как избежать штрафов от ФАС, как действовать после получения предписания антимонопольной службы и какими будут последствия нарушения 44-ФЗ, законов о защите конкуренции и рекламе.

1. Виды административных предписаний и штрафов ФАС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) создана для обеспечения равного доступа предпринимателей к хозяйственной деятельности и создания конкурентной среды на основании качественных характеристик товаров и услуг, а не наличия возможности влиять на экономические условия. Особое внимание ФАС уделяет сделкам, в которых одной стороной является государственное или муниципальное предприятие либо организация естественной монополии: такие компании должны выбирать контрагентов, предоставляющих наилучшие условия оказания услуг или максимально соответствующий потребностям покупателя товар. Также федеральная антимонопольная служба защищает интересы потребителей — физических лиц: они должны иметь свободный доступ к покупке лекарств и электроэнергии, читать достоверную рекламу, принимать решения о получении каких-либо услуг на основании собственного выбора, а также получать другие необходимые для жизни товары и услуги без давления со стороны. Если ваша компания работает с госорганами или физлицами, вы — в зоне риска.

Федеральная антимонопольная служба выдает предписания после выявления факта нарушения предпринимателем законодательных норм. Факты нарушений выявляются на основании:

  • жалоб покупателей;
  • внеплановой проверки по отрасли или региону;
  • плановой проверки соблюдения законодательства.

Проверки проводятся как по документам, так и с выездом специалистов ФАС к месту нарушения. В ходе проверок по необходимости создаются экспертные группы для оценки наличия факта правонарушения и степени вреда, который приносит такое правонарушение.

Предписания антимонопольной службы направлены на прекращение нарушения законов Российской Федерации и интересов других лиц. Они могут обязывать к совершению определенных восстановительных действий или к остановке запрещенной деятельности: уничтожению листовок с недобросовестной рекламой, отмене нарушающего законодательство о добросовестной конкуренции внутреннего правового акта. В зависимости от вида правонарушения предприниматель получает предписание:

  • сделать что-то во избежание штрафа в будущем;
  • оплатить штраф и прекратить нарушение во избежание еще большего штрафа.
Это интересно:  Платят ли пенсионеры налог на недвижимость

Вид предписания обусловлен факторами первичности или повторности совершения правонарушения, самостоятельного признания факта нарушения закона и личностью тех, кому причинен вред недобросовестными действиями предпринимателя.

Административные штрафы ФАС могут быть многоуровневыми. Самые маленькие штрафы назначаются индивидуальным предпринимателям, для юридических лиц размер штрафов выше, при этом возможно одновременное назначение штрафа компании и ее руководителю, ответственному за принятие решений, которыми нарушаются правовые нормы.

2. Исполнение административных предписаний ФАС

Направляя предпринимателю предписание о прекращении нарушения законодательства, федеральная антимонопольная служба не только указывает на действия предпринимателя, составляющие сущность правонарушения, и способ прекращения нарушения, но и на срок, в течение которого нарушение должно быть прекращено, и срок, к которому предприниматель обязан доложить в ФАС об исполнении предписания.

Если предприниматель согласен с сущностью заявленных требований, он обязан незамедлительно исполнить предписание ФАС: снять оскорбительную вывеску или убрать из требований к предмету закупки ограничивающие доступ к участию условия.
Даже в том случае, если предписание не обязывает сообщать об исполнении, желательно отправить в ФАС письмо об исполнении предписания: это защитит интересы компании в будущем, ведь вы сможете подтвердить, что своевременно отреагировали на административное указание и известили об этом государственный орган.

Краткий образец ответа на предписание ФАС выглядит таким образом: «01.08.2018 УФАС по г. Москве вынес ООО «Черемушки» предписание № 115/85-19 об устранении следующих нарушений: 1, 2, 3… в срок до 24.08.2018. Уведомляем вас о том, что во исполнение указанного предписания ООО «Черемушки» совершены следующие действия: 1, 2, 3, 4, 5…, что подтверждается следующими документами: 1, 2, 3…, фотографиями, схемами, графиками, объяснительной запиской руководителя отдела закупок и т.д.”. В уведомлении, направляемом в ФАС, для наглядности желательно указать полные перечни предписанных и осуществленных действий.
Письмо в ФАС направляется заказным письмом с уведомлением и описью вложения до истечения срока на исполнение предписания об устранении нарушений. Также ответ на предписание может быть передан нарочно, с проставлением на копии уведомления подтверждающей подписи сотрудника антимонопольной службы.

Одно предписание, если оно связано с несколькими однородными правонарушениями, может содержать разные контрольные сроки исполнения. В этом случае ФАС уведомляется об исполнении такого предписания в части к каждой установленной дате.

Если исполнение предписания невозможно в принципе или к установленному сроку, компания обязана известить об этом антимонопольную службу. В первом случае в ФАС направляется извещение о невозможности исполнения, во втором случае в ФАС должно быть своевременно направлено ходатайство о продлении срока исполнения предписания. В обоих случаях к извещению должны быть приложены доказательства того, что предписание ФАС не исполнено по объективным причинам. Извещение должно быть направлено чиновникам до истечения предписанного срока исполнения.

Неисполнение предписания ФАС, игнорирование его полностью или в части, как правило, заканчивается назначением административного штрафа. Размер штрафов, назначаемых ФАС, начинается от 100 тысяч рублей за нарушение законодательства о рекламе, а российские рекордсмены платили за доказанные факты недобросовестной конкуренции свыше 2 миллиардов рублей.

При этом штрафы назначаются за каждый факт нарушения закона, например, 4 оскорбительных рекламных плаката, одинаковых, но размещенных в разных районах города — это 4 административных состава с предельным штрафом по 500 тысяч рублей за каждый. Но при наличии смягчающих обстоятельств и при отсутствии реально причиненного потребителям вреда может быть назначен минимальный административный штраф в размере 100 тысяч рублей суммарно за несколько правонарушающих эпизодов, например, в дублирующих друг друга вывеске магазина, плакате в его окне и раздаваемых у входа листовках без обязательного перевода иностранных слов.

3. Обжалование административных предписаний ФАС

Не всегда требования федеральной антимонопольной службы являются обоснованными. Например, ФАС может посчитать рекламу оскорбительной, но фактически она будет такой только для нескольких отдельных сотрудников государственного органа. Или ФАС выдаст предписание об устранении нарушений законодательства с одновременным назначением административного штрафа, несоразмерного степени нарушения и конкретным обстоятельствам дела. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе защищать свои права в судебном порядке.

На практике компании судятся с управлениями антимонопольной службы даже в тех случаях, когда нарушение ими норм о рекламе или закупках является очевидным. Во-первых, пока административное предписание ФАС обжалуется в суде, формально можно продолжать совершать удобное правонарушение. Во-вторых, в ходе судебного разбирательства грамотный юрист может найти основания, по которым предприниматель не может быть оштрафован: например, пропуск двухмесячного срока привлечения к административной ответственности, существенные ошибки при оформлении документов, фиксирующих факт правонарушения, неконкретность предписания, субъективность предъявленных предпринимателю обвинений — основания могут быть самыми разнообразными, и юристы Правового центра «Аспект» уже много лет с честью выходят из, на первый взгляд, безнадежных ситуаций. Если оснований для отмены постановления ФАС нет, всегда можно попытаться снизить в суде размер штрафа. В-третьих, некоторые компании на конфликте с антимонопольной службой сделали себе дополнительную рекламу и окупили миллионные штрафы «вечной славой» и привлечением новых клиентов.

Обжалование предписания ФАС в арбитражном суде возможно в течение трех месяцев с момента получения такого предписания или извещения о наличии предписания (например, в случае опубликования его на сайте Управления федеральной антимонопольной службы по г. Москве). Очень важно: если предписание ФАС об устранении нарушений российского законодательства было направлено на юридический адрес организации, формально оно будет считаться полученным, даже без фактического получения письма.

Заявление о признании недействительным и об отмене постановления федеральной антимонопольной службы подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, управление которого вынесло предписание предпринимателю (совпадает с арбитражным судом, к которому относится компания по своему юридическому адресу). Порядок обжалования постановлений ФАС регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об оспаривании решений и других ненормативных правовых актов государственных органов.

В заявлении с требованием отменить предписание ФАС о признании результатов торгов недействительными либо о снятии рекламных баннеров должны быть конкретизированы сведения об обжалуемом постановлении и в обязательном порядке указаны основания, по которым предприниматель считает решение антимонопольной службы незаконным и необоснованным.

К жалобе на действия УФАС прикладываются:

  • копия обжалуемого предписания или административного постановления о привлечении к ответственности;
  • доказательства верности позиции заявителя;
  • платежное поручение на 3000 рублей для компаний и 300 рублей для индивидуальных предпринимателей (госпошлина по состоянию на 2018-й год);
  • копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (она может быть сформирована в лицензионной программе);
  • доверенность лица, представляющего интересы предпринимателя.

В жалобе указываются актуальные сведения о контактах всех участников процесса. Жалоба направляется в арбитражный суд почтой или через сайт арбитражного суда. Перед направлением жалобы в суд она вместе со всеми приложениями должна быть направлена в региональное управление антимонопольной службы.

Стандартный срок рассмотрения заявления об отмене предписания ФАС — 3 месяца, но при необходимости исследовать дополнительные доказательства или проводить сложные виды экспертиз (как в случае с нарушением законодательства о рекламе) жалоба может рассматриваться полгода и дольше.

Суд может встать как на сторону государственного органа (и тогда предписание о совершении определенных действий придется выполнять, возможно с уплатой штрафа), так и на сторону предпринимателя (в этом случае фирма продолжит свою деятельность в обычном режиме, понеся лишь судебные расходы). Также суд может посчитать обоснованным решение ФАС с одновременным принятием позиции предпринимателя и уменьшить размер административного штрафа.

4. Штрафы ФАС за рекламу

Часто «цепляющая» потенциальных потребителей товаров и услуг реклама, «цепляет» за счет воздействия на эмоции и ассоциативное восприятие, а во всем, связанном с эмоциями, можно без труда найти что-то, обижающее отдельную категорию людей. Несколько жалоб от увидевших рекламу с негативным подтекстом, и антимонопольная служба выдает компании предписание рекламу убрать, а это впустую потраченные деньги на аренду рекламного щита, полиграфические услуги, труд маркетолога и дизайнера. За нарушение закона о рекламе ФАС может сразу назначить штраф.

В рекламе нельзя использовать ложные сведения ни о товаре и услугах заказчика рекламы, ни о его партнерах и конкурентах. Всё должно быть максимально честно, поэтому лучший выход — умолчать о недостатках. Некорректные сравнения также не допускаются. Например, в 2015-м году ФАС России была рассмотрена жалоба о недобросовестной конкуренции в действиях мобильного оператора ТЕЛЕ2, предлагавшего финансовые бонусы за размещение негативных, в том числе и бездоказательных отзывов о других операторах, в целях защиты конкуренции реклама была удалена.

Реклама не должна содержать даже шуточных призывов к насилию, не должна поощрять нездоровый образ жизни (например, реклама сигарет и наркотиков полностью запрещена, а к рекламе алкоголя предъявляются повышенные требования), манипулировать детским сознанием или указывать на естественность нарушения закона (например, на возможность купить водительские права).

Запрещено применять в рекламе чересчур откровенные изображения (они оскорбляют религиозную часть населения), делать акцент на национальные и гендерные различия (это нарушает конституционную норму о всеобщем равенстве).
Реклама не может быть сложной, содержать иностранные слова без заметного перевода или цену в валюте.

К отдельным видам рекламы предъявляются особые требования. Рассмотрим несколько случаев, с которыми довелось столкнуться юристам Правового центра «Аспект» в Москве.
Образ диетолога в рекламе, где специалист в белом халате обещает лечебные свойства от обращения за немедиецинской услугой и употребления биологически активных добавок, по мнению ФАС, формирует ложное восприятие у потенциальных потребителей. Рекламу пришлось убрать, но своевременное согласие с представителями уполномоченных органов позволило отделаться только предупреждением без назначения штрафа.

ФАС посчитала ненадлежащей рекламу медицинских услуг с негативной оценкой качества услуг, оказываемых по полису ОМС в муниципальной поликлинике, и назначила штраф в размере 500 тысяч рублей, который удалось снизить до 100 тысяч рублей, поскольку изначально степень негатива была определена достаточно субъективно.

Это интересно:  Уменьшение налога по усн на страховые взносы

Пивоваренный завод был оштрафован за размещение рекламы экскурсий по производству пива вблизи спортивного клуба, но удалось доказать, что подобная наружная реклама станет незаконной только в наступающем 2024-м году. Запрет рекламы ФАС был преждевременным.

Размер штрафов ФАС за недобросовестную рекламу составляет от 100 до 500 тысяч рублей за каждое нарушение (до 600 тысяч рублей за рекламу табака). Например, если под видом социальной рекламы на квитанциях для оплаты жилищно-коммунальных услуг появится реклама конкретного товаропроизводителя, размер штрафа будет напрямую зависеть от количества врученных квитанций.

Еще один вопрос, касающийся квалификации правонарушений в области законодательства о рекламе, — отличие вывески от рекламы. Разъяснение по этому вопросу давалось и Высшим арбитражным судом, и Федеральной антимонопольной службой: любая вывеска с любой информацией на ней не является рекламой, если она размещена по адресу нахождения компании. Соответственно, допускается размещение возле магазинов надписей «Пиво» и «Сигареты» без привязки к торговым маркам.

5. Штрафы ФАС в сфере закупок

Еще одной популярной сферой для административных штрафов ФАС являются штрафы по федеральному закону № 44 о государственных и муниципальных закупках товаров, работ и услуг. Размер штрафов также зависит от степени вреда, причиненного составленной с ошибками документацией о проведении закупки.

Предписания ФАС по закупкам могут обязывать:

  • внести изменения в документацию и извещение о проведении закупки и начать новый срок подачи заявок с даты приведения документации в соответствие с № 44-ФЗ или № 223-ФЗ;
  • уточнить техническое задание, в том числе с добавлением требования о наличии у поставщиков лицензий и других документов, свидетельствующих об уровне качества;
  • установить конкретную дату проведения аукциона.

При неисполнении предписания ФАС кроме назначения административного штрафа ФАС может аннулировать торги, признать их недействительными, по решению ФАС аукцион может быть отменен. Недобросовестные поставщики, отказавшиеся от заключения контрактов, попадают в специальный реестр.

Предписание ФАС по закупкам может выдаваться на основании рассмотрения ходатайства о получении предварительного согласия антимонопольного органа на заключение соглашения о совместной деятельности или выкуп акций, если в результате сделки будут созданы дискриминационные условия. Нарушение предписания о запрете на совершение сделки повлечет признание ее недействительной.

Федеральная антимонопольная служба контролирует и штрафует не только частные коммерческие организации, но и государственные: например, Федеральному агентству специального строительства ФАС запретила давать указания зависимым хозяйственным субъектам о продаже и покупке определенных программных комплексов.

Что делать при получении предписания ФАС

Когда выдается

Предписание ФАС — это распоряжение антимонопольной службы, понуждающее к выполнению определенных действий участников контрактной системы. В таком документе, как «Решение», ФАС лишь указывает, выявлены ли нарушения или нет. В «Предписании» же антимонопольная служба указывает, какие действия необходимо сделать, чтобы устранить нарушения (не выдается только в том случае, когда нарушения не повлияли или не могут повлиять на результаты определения победителя).

Согласно Административному регламенту ФАС, утвержденному Приказом от 19.11.2014 № 727/14, действиями, направленными на устранение нарушений в рамках проведенного заказа, могут быть:

  • внесение изменений в извещение и документацию с продлением сроков подачи заявок (исправить некорректное техническое задание, установить требование о наличии у потенциальных участников лицензий, свидетельств и др.);
  • отмена протоколов, составленных в ходе выявления победителя;
  • осуществление закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ ( установление корректных сроков окончания подачи заявок, даты проведения аукциона и др.).

Форма документа

В документе должна содержаться следующая информация:

  • дата и место выдачи;
  • состав комиссии;
  • сведения о сопутствующем решении;
  • наименование, адрес заказчика, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии, оператора электронной площадки;
  • указание действий, которые необходимо осуществить с целью устранения нарушений;
  • сроки, в течение которых должно быть исполнено требование;
  • сроки, в течение которых в контрольный орган должны поступить копии документов и сведения об исполнении.

ФАС направляет документ всем участникам разбирательства, а также публикует его на сайте ЕИС.

Образец предписания

Действия по исполнению

После выдачи документа орган, которому его выдали, обязан не только выполнить установленные требования, но и отчитаться в контрольную службу об исполнении. В сроки, установленные антимонопольным органом, виновная организация должна направить уведомление об исполнении предписания ФАС.

Письмо в ФАС об исполнении предписания, образец

Как отменить протоколы по предписанию ФАС

Наиболее часто по указанию антимонопольной службы заказчикам предписывается отменить протоколы, составленные в ходе проведения процедуры, или же внести изменения в закупочную документацию согласно выданным заключениям контрольного органа. Приведем инструкции по этим операциям.

Как внести изменения в документацию

На главной странице торгов заказчик выбирает пункт «Изменения по решению контролирующего или судебного органа либо по результатам обязательного общественного обсуждения». Система отобразит страницу с активной вкладкой «Основание».

Далее необходимо выделить пункт «Предписание органа контроля».

Необходимо выбрать указание из реестра результатов контроля. Если же ФАС не опубликовало документ в ЕИС, то заказчик вручную вбивает реквизиты предписания.

Далее заказчику будет доступен функционал, аналогичный при публикации заказа, где необходимо внести соответствующие изменения и прикрепить новые файлы документации.

Как отменить протоколы

На вкладке «Документы закупки» в выпадающем меню протокола выбрать пункт «Отмена по решению контролирующего или судебного органа».

При нажатии на кнопку «Продолжить» отображается форма сведений об отмене протокола.

В общей информации заказа вносятся коррективы и прикрепляется новый экземпляр протокола.

Решение и предписание

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы

по Курской области

Резолютивная часть объявлена 21 февраля 2018 года

Изготовлено в полном объеме 27 февраля 2018 года

Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия):

Общество с ограниченной ответственностью «Гелиос» (далее – ООО «Гелиос», Общество)

Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя

Отсутствуют, надлежаще уведомлен

о времени и месте рассмотрения дела

Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Октябрьская центральная районная больница» комитета здравоохранения Курской области (далее — ОБУЗ «Октябрьская ЦРБ»)

Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика

˂…˃ (по доверенности), личность удостоверена

Способ определения поставщика

« Поставка расходных материалов для нужд ОБУЗ «Октябрьская ЦРБ» »

Начальная (максимальная) цена контракта

по мнению заявителя, аукционной комиссией заказчика, в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ «О контрактной системе. »), по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе принято необоснованное решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером 5 — ООО «Гелиос».

Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:

в письменном пояснении, представленном ОБУЗ «Горбольница №2 г. Железногорска» КЗ КО в материалы дела, а также в ходе рассмотрения настоящего дела, представитель заказчика не согласился с доводами жалобы заявителя, указав, что аукционная комиссия заказчика действовала в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ «О контрактной системе…» внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия

— 05.02.2018г. — дата размещения извещения;

— 05.02.2018г. — заказчиком размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона №ИИ1;

— 13.02.2018г. — дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе;

— согласно протоколу от 13.02.2018г. рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) было подано 5 (пять) заявок с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4, 5. Аукционной комиссией заказчика принято решение допустить к участию и признать участниками электронного аукциона участников закупки с порядковыми номерами заявок 1, 2, 3, 4 и отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки 5;

— в ходе электронного аукциона ценовые предложения поступили от участников с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4;

— по итогам рассмотрения вторых частей аукционных заявок (протокол от 16.02.2018г. подведения итогов аукциона в электронной форме), заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4 признаны аукционной комиссией заказчика соответствующими требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.

На дату рассмотрения настоящего дела контракт с победителем электронного аукциона заказчиком не заключен.

Довод жалобы Общества Комиссия признает обоснованным, аукционную комиссию заказчика нарушившей требования ч.ч.4, 5 ст.67 ФЗ «О контрактной системе…», ввиду нижеследующего.

Как следует из содержания протокола от 13.02.2018г. рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе (далее — Протокол от 13.02.2018г.), аукционной комиссией заказчика было принято решение об отказе участнику закупки с порядковым номером заявки 5 в допуске к участию в электронном аукционе по следующей причине: «Отказать в допуске к участию в аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе, инструкции по заполнению заявок. Участником заявлена недостоверная информация о товарах в позициях № 1, 3,3,4,5,6 и 9, 10,11,12. – в качестве медицинских изделий не зарегистрированы перчатки страной производства которых одновременно выступают Россия и Германия. Также участником представлена информация о множестве стран происхождения без разбивки по количеству в позициях №: 1, 3,3,4,5,6 и 9, 10,11,12.»

В соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.64 ФЗ «О контрактной системе. » документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ «О контрактной системе. », а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3 — 6 ст.66 ФЗ «О контрактной системе. » и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Это интересно:  Предварительный перечень объектов недвижимости на 2024 год

В соответствии с пп.«б» п.1 ч.3 ст.66 ФЗ «О контрактной системе. » первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Аналогичное требование к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлено ОБУЗ «Октябрьская ЦРБ» в пп.«б» п.1 позиции 38 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению» аукционной документации.

В силу ч.1 ст.67 ФЗ «О контрактной системе…» аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 ФЗ «О контрактной системе. », на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Исходя из требований ч.4 ст.67 ФЗ «О контрактной системе…», участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 ФЗ «О контрактной системе. », или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 ФЗ «О контрактной системе. », требованиям документации о таком аукционе.

В силу ч.5 ст.67 ФЗ «О контрактной системе. » отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 ФЗ «О контрактной системе. », не допускается.

Материалами дела установлено, что по позициям №1 «Перчатки смотровые нитриловые нестерильные повышенной прочности с внутренним абсорбирующим покрытием. Размер 6½ (S)», №2 «Перчатки смотровые нитриловые нестерильные повышенной прочности с внутренним абсорбирующим покрытием. Размер 7½ (M)», №3 «Перчатки смотровые нитриловые нестерильные повышенной прочности с внутренним абсорбирую-щим покрытием. Размер 8½ (L)», №4 «Перчатки смотровые нитриловые нестерильные для отделений с повышенным риском инфицировани. Размер 6½ (S)», №5 «Перчатки смотровые нитриловые нестерильные для отделений с повышенным риском инфицировани. Размер 7½ (M)», №6 «Перчатки смотровые нитриловые нестерильные для отделений с повышенным риском инфицировани. Размер 8½ (L)», №9 «Перчатки хирургические акушерские. Размер 6½ (S)», №10 «Перчатки хирургические акушерские. Размер 6½ (М)», №11 «Перчатки хирургические акушерские. Размер 6½ (L)», №12 «Перчатки смотровые латексные нестерильные повышенной прочности. Размер 8½ (L)» первой части аукционной заявки с порядковым номером 5 ( ООО «Гелиос» ) указаны две страны происхождения товаров, а именно: «Германия, Россия».

Как следует из содержания жалобы ООО «Гелиос» , в первой части аукционной заявки Общества указана информация о двух странах происхождения предлагаемого к поставке товара в связи со следующим: «…руководствовались имеющимися у нас документами (регистрационными удостоверениями, сертификатами соответствия, декларациями соответствия и т.д.), имеющимся опытом подачи заявок на участие в закупках, а также опытом исполнения государственных контрактов и иных договоров.»

В силу ст.1 Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза», подписанного в г. Москве 11.04.2017г., Государства-члены принимают Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который содержится в приложении №1 к настоящему Договору.

В соответствии с ч.1 ст.28 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе (далее — правила определения происхождения ввозимых товаров).

Как установлено п.4 ст.102 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанным в г. Астане 29.05.2014г., до вступления в силу решения Комиссии (Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК), устанавливающего правила определения происхождения товаров, предусмотренные п.2 ст.37 настоящего Договора, применяется Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25.01.2008г.

Согласно ст.1 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008г. «О единых правилах определения страны происхождения товаров», на единой таможенной территории государств Сторон в отношении товаров, происходящих из третьих стран, за исключением товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран и стран, имеющих договоры о свободной торговле, участниками которых являются все государства Сторон, применяются Правила определения страны происхождения товаров (далее — Правила от 25.01.2008г.) согласно Приложению, составляющему неотъемлемую часть настоящего Соглашения.

Пунктом 1 Правил от 25.01.2008г. установлено, что страна происхождения товаров — страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товаров, установленными настоящими Правилами. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров. (ч.6 ст.29 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)).

Таким образом, положения ФЗ «О контрактной системе…» и Таможенного кодекса Евразийского экономического союза позволяют сделать вывод о том, что в отсутствие п рименения национального режима ( ст.14 ФЗ «О контрактной системе…» ) при осуществлении закупки, указание участником закупки более одной страны происхождения товара не противоречит положениям ФЗ «О контрактной системе…». В связи с чем, участник электронного аукциона не лишен возможности указать в первой части заявки одновременно несколько стран происхождения предлагаемого к поставке товара.

При таких обстоятельствах, указание нескольких стран происхождения товара (производства товара) в составе первой части аукционной заявки не препятствует рассмотрению первой части аукционной заявки и определению на этой стадии соответствия предлагаемого участником закупки товара требованиям законодательства РФ и документации об электронном аукционе, не может служить основанием для отказа в допуске заявке на участие в электронном аукционе.

В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено:

Частью 8 ст.30 ФЗ «О контрактной системе…» установлено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ «О контрактной системе…», в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч.7 ст.94 ФЗ «О контрактной системе…».

В п.2.3.1 проекта контракта аукционной документации указано: «Оплата производится по безналичному расчёту путём перечисления денежных средств на расчётный счёт поставщика в размере 100% в течение 15 рабочих дней с момента поставки товара.»

Таким образом, п.2.3.1 проекта контракта изложен заказчиком с отступлением от требований ч.8 ст.30 ФЗ «О контрактной системе…».

На основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия,

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Гелиос» на действия аукционной комиссии заказчика — Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Октябрьская центральная районная больница» комитета здравоохранения Курской области обоснованной.

2. Признать заказчика – Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Октябрьская центральная районная больница» комитета здравоохранения Курской области нарушившим требования ч.8 ст.30 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Признать аукционную комиссию заказчика – Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Октябрьская центральная районная больница» комитета здравоохранения Курской области нарушившей требования ч.ч.4, 5 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Выдать заказчику – Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Октябрьская центральная районная больница» комитета здравоохранения Курской области предписание об устранении допущенных нарушений требований ч.8 ст.30 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5. В связи с тем, что допущенные аукционной комиссией заказчика — Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Октябрьская центральная районная больница» комитета здравоохранения Курской области нарушения требований ч.ч.4, 5 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» повлияли на порядок отбора участников электронного аукциона, Комиссия полагает необходимым выдать аукционной комиссии заказчика предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.

6. Передать материалы дела №67/2018 уполномоченному должностному лицу Управления для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Статья написана по материалам сайтов: pcaspekt.ru, goscontract.info, fas.gov.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector