Виды обязанностей человека и гражданина

Страницы работы

Содержание работы

64. Понятие и виды обязанностей человека и гражданина.

Обязанность – мера общ-но необходимого поведения чел., призванное вместе с правом обеспечить баланс и динамизм правового регулирования.

1. Естественно-правовые – носители чел-к и общ-во, распространяется на всех.

2. Юридическая – это вид и мера государственно-целесообразного, разумного, полезного, объективно обусловленного поведения, призванное вносить порядок и умиротворение в жизнь.

Носители гражданин и гос-во, распространяется только на граждан РФ.

— Соблюдение Конституции РФ и законов РФ:

— Родители должны заботиться о детях;

— Основное среднее образование;

— Сохр. Культурных ценностей и т.д.

— Несение военной службы

*обязанность является элементом объективного права, т.е. распространяется на персонально неопределенного человека и гражданина, а также действует и существует независимо от воли того или иного лица;

*Обязанность есть общая мера и вид должного поведения, т.е. всегда связана с долгом и необходимостью поступить так, а не иначе, а также имеет всеобщий характер;

*обязанность – это одно из составляющих правового статуса личности,

*обязанность служит средством обеспечения прав и свобод, т.е. является условием их реализации и эффективности

*обязанность связана с возможностью применения государственного принуждения, т.е. принцип действия обязанностей основан на подчинении обязанных лиц.

Понятие и виды конституционных обязанностей человека и гражданина

Конституционные обязанности человека и гражданинапредставляют собой установленные в соответствии с потребностями развития общества и государства Конституцией РФ государственно-властные требования к личности относительно вида и меры ее должного поведения. Они являются второй неотъемлемой частью «ядра» конституционного положения личности.

Конституция РФ не содержит развернутого перечня обязанностей, хотя в идеале предполагается, что каждому субъективному праву соответствует юридическая обязанность. Такое соответствие достигается посредством закрепления конкретных обязанностей не только Конституцией РФ, но и (главным образом) российскими законами, т.е. посредством закрепления юридических обязанностей в широком смысле.

Конституция РФ устанавливает следующие обязанности:

— обязанность человека и гражданина при осуществлении своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17);

— Обязанности человека в виде обязанности родителей проявлять заботу о детях, их воспитании и обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38);

— обязанности каждого получить основное общее образование и обязанности родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми такого образования (ч. 4 ст. 43)

— обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44),

— обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57)

— обязанности каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58)

— обязанность гражданина Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59).

Отсутствие широкого перечня конституционных обязанностей вызвано традицией закреплять в конституциях прежде всего права и свободы, установлением универсальной конституционной обязанности граждан соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15), акцентированием внимания на закреплении наиболее социально значимых обязанностей человека и гражданина.

При этом требует пояснения то, что универсальная обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы предполагает более широкую трактовку:

1. во-первых, соблюдаться должны не только собственно нормы Конституции РФ и законов РФ, но и федеральные подзаконные акты, конституции, уставы, законы и подзаконные акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, принятые на основе федеральной Конституции;

2. во-вторых, данная обязанность распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на каждого находящегося в сфере действия Конституции РФ человека, в том числе проживающего в России гражданина иностранного государства, лица без гражданства.

Важно отметить также и то, что обязанность соблюдать Конституцию РФ означает, по существу, обязанность соблюдать основы конституционного строя и все многообразие принципиальных положений, составляющих основы правового статуса личности, общественного и государственного строя.

28. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие, виды, правовое закрепление.

Под гарантиями понимаются созданные государством условия, используемые им средства (экономического, политического, юридического характера), направленные на обеспечение человеку и гражданину реальной возможности в осуществлении его прав и свобод.

Предметом изучения конституционного права являются юридические гарантии, то есть гарантии, закрепленные в правовых нормах.

Наиболее общей гарантией прав и свобод выступает сформулированное в Конституции положение о государственной защите прав и свобод, которая не исключает право граждан самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Центральное место в системе юридических гарантий занимает право на судебную защиту. Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Объектом обжалования в суд могут быть: решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Конституция предоставляет каждому право обращаться за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Условиями, необходимыми для реализации данного права служат: наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и исчерпание всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты. К числу международных органов по защите прав человека относятся Комитет по правам человека ООН, Европейская комиссия по правам человека, Европейский Суд и многие другие.

Это интересно:  Купил квартиру как переоформить коммунальные платежи

В Конституции РФ содержатся так называемые гарантии осуществления правосудия, направленные на исключение произвола в судебном разбирательстве. К ним, в частности, относятся гарантии подсудности (ст. 47), презумпция невиновности (ст. 49), недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48) и другие.

К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получивший широкое распространение институт парламентского Уполномоченного по правам человека (омбудсман). Институт омбудсмана впервые появился в 1809 г. в Швеции и в настоящее время действует более чем в 40 странах.

Конституция РФ 1993 года впервые предусмотрела введение в России должности Уполномоченного по правам человека. Его правовое положение определяется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Виды конституционных обязанностей. Система конституционных обязанностей человека и гражданина по Конституции РФ

Классификация конституционных обязанностей представляет собой лишь один из многих инструментов их познания, имеющий важное научное, а также определенное практическое значение для совершенствования нормирования обязанностей, их конкретизации в отраслевом законодательстве и практики реализации.

В отечественной литературе по конституционному праву кон­ституционные обязанности граждан обычно классифицировались либо совместно с правами по таким традиционным группам — лич­ные, политические, экономические, социальные и куль­турные, либо подвергались самостоятельной типологии.

В качестве основания классификации возможно избрать раз­личные критерии, в том числе:

1. сочленство индивида одновре­менно в гражданском обществе и государстве (речь идет о принадлежности индивида к обществу и государству);

2. социальное на­значение конституционных обязанностей и преследуемые при их установлении цели;

3. гражданскую принадлежность носителя обязанностей и другие.

Рассмотрим обязанности по первому критерию – сочленство в гражданском обществе и государстве. В связи с этим критерием различают

а) обязанности человека;

б) обязанно­сти гражданина.

Обязанности человека в своих изначальных ис­токах имеют естественное происхождение, они вытекают не из факта гражданства, а из естественного сочленства индивида в об­ществе, в котором только и возможно его становление как лич­ности, и в этом смысле являются атрибутивными свойствами че­ловеческой личности. Отсюда закрепление в Конституции РФ обязанностей человека осуществлением своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), заботиться о детях, их воспитании, а трудоспособ­ных детей, достигших 18 лет — заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38), защищать Отечество (ч. 1 ст. 59).

В отличие от обязанностей человека обязанности гражданина вытекают из правовой связи индивида с государством, они являются отражением государственно-правового качества личности.

При этом следует еще раз оговориться, что такое деление нельзя абсолютизировать. Обязанности человека в результате их государственного признания и конституционного закрепления трансформируются в обязанности гражданина Российской Феде­рации.

2. Если в основу типологии обязанностей положить критерий конституционного закрепления, то в системе основных обязанностей можно различать:

а) обязанности граждан, получившие прямое позитивное закрепление в Консти­туции Российской Федерации;

б) обязанности, являющиеся спосо­бом установления пределов конституционных прав и юридиче­ской формой их ограничения, т. е. обязанности-ограничения;

в) обязанности, выступающие в форме конституционных запретов, т. е. обязанности-запреты.

Отсюда следует, что круг конституционных обязанностей гра­ждан значительно шире и не сводится к традиционно провозглашаемым в Конституции обязанностям — платить налоги, нести военную службу и т.п.

При этом все эти обязанности в зави­симости от характера содержащегося в них предписания и тре­буемого от их носителя поведения, в свою очередь, можно дифференцировать на

а) активные, или позитивные, требующие от субъекта конституционной обязанности положительных дейст­вий (платить налоги, нести военную службу);

б) пассивные, или негативные, требующие от субъекта воздержаться от определен­ных действий, противоречащих солидарной природе общества (осуществлением своих прав и свобод не нарушать права и сво­боды других лиц) или прямо запрещаемых Конституцией.

Эти две группы конституционных обязанностей различаются и по степени усилий их носителей по осуществлению содержа­щихся в них предписаний и участию в этом процессе государст­ва. Обязанности нести военную службу или обязанность платить законно установленные налоги и сборы требуют, с одной сторо­ны, положительных усилий от их субъекта, с другой стороны, они предполагают непосредственное и позитивное участие госу­дарства, в том числе в форме правового нормирования условий и порядка несения военной службы или уплаты налогов. И в этом случае об обязанностях можно и нужно вести речь как о должен­ствовании.

Напротив, пассивные обязанности такого участия для своего осуществления их носителем не требуют; участие в этом процессе государства становится необходимым в случае их неисполнения или иного нарушения. И в этом случае сущность обязанности предстает в качестве правовой невозможности или недопустимо­сти определенного поведения, т. е. запрета или ограничения.

Это интересно:  Деньги в долг безработным

В зависимости от гражданской принадлежности носителя соответствующих обязанностей последние можно делить

а) на обязан­ности, возлагаемые только на граждан Российской Федерации (защищать Отечество, нести военную службу в соответствии с федеральным законом);

б) обязанности, носителями которых яв­ляются все физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, пребывающие под территориальным вер­ховенством Российской Федерации. Нередко универсальность последних в смысле распространения на всех физических и юри­дических лиц и иных субъектов конституционных правоотноше­нии выражается в Конституции Российской Федерации посред­ством термина «каждый»: каждый обязан платить законно уста­новленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции); каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия беречь па­мятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44) и другие.

Если в основу классификации обязанностей положить их соци­альную и юридическую природу и нормативное содержание, можно различать:

а) гражданские обязанности (обязанности, вытекающие из российского гражданства или факта пребывания под территори­альным верховенством Российской Федерации);

б) этико-социальные обязанности;

в) социально-культурные обязанности;

г) обязанности в сфере охраны окружающей среды.

Особое место в этой системе занимает требование, закреплен­ное в ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации: «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Таким образом, конституционными обязанностями человека и гражданина являются как позитивно закрепленные в Конститу­ции обязанности, так и запреты и ограничения, которые возло­жены на личность и гарантированы возможностью принуждения, монополией на которое обладает государство.

Система конституционных обязанностей человека и гражданинавключает следующие обязанности:

1. соблюдение Конституции и законов;

2. забота о детях и нетрудоспособных родителях;

3. получение основного общего образования;

4. сохранение исторического и культурного наследия;

5. плата законно установленных налогов и сборов;

Понятие и виды основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина

Закрепленные в Конституции данного государства права, свободы и обязанности человека и гражданина называются «основными» либо «конституционными». Название «конституционные» связано с тем, что Конституция является правовой формой их закрепления. Название «основные» обусловливается тем, что они являются фундаментальными для обеспечения правового статуса человека и гражданина, служат правовой базой для иных прав ( производных, не менее важных).

Обычно различают следующие виды основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина:

1) социально-экономические, например, право на предпринимательскую деятельность, труд, отдых; обязанность уплачивать налоги;

2) культурные, например, право на образование, пользование достижениями культуры; обязанность беречь природу, культурное наследие;

3) политические, например, право на участие в управлении государством, объединение в политические партии; обязанность использовать только мирные средства в политической борьбе, не разжигать межэтнической, расовой и др. вражды;

4) гражданские (личные), например, право на жизнь, здоровье, свободу, личную неприкосновенность; обязанность воспитывать своих детей, уважать честь и достоинство других людей.

25 Конституционный статус президента РФ. Согласно Конституции, Президент РФ является главой государства. Это выделяет президентскую власть в особое положение, как бы возвышает ее над тремя традиционными ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной. Особое положение Президента определяется тем, что он как глава государства: определяет состав

Правительства РФ; назначает и освобождает от должности членов Правительства; принимает решение об отставке Правительства; может председательствовать на заседаниях Правительства; в особых случаях, определенных Конституцией, распустить Государственную Думу. Конституция РФ провозглашает Президента гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

В этом качестве Президент: может обратиться в Конституционный Суд РФ с ходатайством о признании неконституционными актов федеральных органов и субъектов РФ; как гарант прав и свобод личности Президент вправе использовать помилование граждан, осужденных судом за совершенные особо тяжкие преступления. На Президента возложена охрана суверенитета России, независимости и государственной целостности

РФ. Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, т. е. выполняет координирующую функцию, обладая юридическими средствами воздействия на каждую из ветвей власти: на деятельность законодательной власти – осуществлением права законодательной инициативы, правом вето, правом роспуска Государственной Думы; на исполнительную власть – посредством назначения председателя Правительства, назначения и освобождения от должности заместителей председателя

Правительства, федеральных министров, путем принятия решения об отставке Правительства, посредством отмены актов Правительства; Что касается судебной власти, то она независима в своей деятельности от любых властей, но Президент предоставляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего

Судебная власт

Конституционные признаки

Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):

1. осуществляется только судами;

2. имеет полную самостоятельность;

3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:

1. закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».

Это интересно:  Требования к суррогатной матери

2. соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;

3. признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;

4. закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;

5. финансирования судей из федерального бюджета.

Правительство России

Правительство России — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.

Полномочия

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации (глава 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

§ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

§ обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

§ обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

§ осуществляет управление федеральной собственностью;

§ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

§ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

§ осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации;

§ в нарушение ст. 10 Конституции РФ управляет судебной властью (судьи назначаются).

Конституционные признаки

Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):

1. осуществляется только судами;

2. имеет полную самостоятельность;

3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:

1. закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».

2. соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;

3. признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;

4. закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;

5. финансирования судей из федерального бюджета.

Судебная властьэто политический и правой феномен, который адекватно отражает стремление к формированию правового государства, основанного на доктрине разделения властей.

29Гражда́нское пра́во — отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений.

в предмет гражданского права входят:

1. имущественные отношения;

2. личные неимущественные отношения, связанные с имущественными;

3. личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными.

30Источники гражданского права Российской Федерации включают в себя:

  • Нормативные правовые акты,
  • Международные договоры,
  • Обычаи делового оборота.

Нормативные правовые акты

В соответствии с п. «о» ст.71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Это означает, что субъекты Федерации не вправе принимать законодательные акты, содержащие нормы гражданского права.
Иерархия нормативных правовых актов определена в ст. 3 Гражданского кодекса РФ и включает в себя гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права.
Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, в том числе федеральных конституционных законов.
Гражданский кодекс РФ является кодифицированным федеральным законом наряду с другими федеральными законами, но при этом имеет определенный приоритет над другими законами. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Гражданскому кодексу РФ.
Гражданский кодекс РФ состоит из трех частей. Первая часть вступила в силу 1 января 1995 г., вторая – 1 марта 1996 г., третья – 1 марта 2002 г.
Иные акты, содержащие нормы гражданского права, включают в себя:
1) иные правовые акты, а именно указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Указы Президента РФ не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ и иным законам; Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Гражданского кодекса РФ и иных законов, указов Президента РФ;
2) акты министерств и иных федеральные органы исполнительной власти, которые могут издаваться в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Статья написана по материалам сайтов: mydocx.ru, megaobuchalka.ru, lektsii.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector