Виды обязанностей человека и гражданина
Страницы работы
Содержание работы
64. Понятие и виды обязанностей человека и гражданина.
Обязанность – мера общ-но необходимого поведения чел., призванное вместе с правом обеспечить баланс и динамизм правового регулирования.
1. Естественно-правовые – носители чел-к и общ-во, распространяется на всех.
2. Юридическая – это вид и мера государственно-целесообразного, разумного, полезного, объективно обусловленного поведения, призванное вносить порядок и умиротворение в жизнь.
Носители гражданин и гос-во, распространяется только на граждан РФ.
— Соблюдение Конституции РФ и законов РФ:
— Родители должны заботиться о детях;
— Основное среднее образование;
— Сохр. Культурных ценностей и т.д.
— Несение военной службы
*обязанность является элементом объективного права, т.е. распространяется на персонально неопределенного человека и гражданина, а также действует и существует независимо от воли того или иного лица;
*Обязанность есть общая мера и вид должного поведения, т.е. всегда связана с долгом и необходимостью поступить так, а не иначе, а также имеет всеобщий характер;
*обязанность – это одно из составляющих правового статуса личности,
*обязанность служит средством обеспечения прав и свобод, т.е. является условием их реализации и эффективности
*обязанность связана с возможностью применения государственного принуждения, т.е. принцип действия обязанностей основан на подчинении обязанных лиц.
Понятие и виды конституционных обязанностей человека и гражданина
Конституционные обязанности человека и гражданинапредставляют собой установленные в соответствии с потребностями развития общества и государства Конституцией РФ государственно-властные требования к личности относительно вида и меры ее должного поведения. Они являются второй неотъемлемой частью «ядра» конституционного положения личности.
Конституция РФ не содержит развернутого перечня обязанностей, хотя в идеале предполагается, что каждому субъективному праву соответствует юридическая обязанность. Такое соответствие достигается посредством закрепления конкретных обязанностей не только Конституцией РФ, но и (главным образом) российскими законами, т.е. посредством закрепления юридических обязанностей в широком смысле.
Конституция РФ устанавливает следующие обязанности:
— обязанность человека и гражданина при осуществлении своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17);
— Обязанности человека в виде обязанности родителей проявлять заботу о детях, их воспитании и обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38);
— обязанности каждого получить основное общее образование и обязанности родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми такого образования (ч. 4 ст. 43)
— обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44),
— обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57)
— обязанности каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58)
— обязанность гражданина Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59).
Отсутствие широкого перечня конституционных обязанностей вызвано традицией закреплять в конституциях прежде всего права и свободы, установлением универсальной конституционной обязанности граждан соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15), акцентированием внимания на закреплении наиболее социально значимых обязанностей человека и гражданина.
При этом требует пояснения то, что универсальная обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы предполагает более широкую трактовку:
1. во-первых, соблюдаться должны не только собственно нормы Конституции РФ и законов РФ, но и федеральные подзаконные акты, конституции, уставы, законы и подзаконные акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, принятые на основе федеральной Конституции;
2. во-вторых, данная обязанность распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на каждого находящегося в сфере действия Конституции РФ человека, в том числе проживающего в России гражданина иностранного государства, лица без гражданства.
Важно отметить также и то, что обязанность соблюдать Конституцию РФ означает, по существу, обязанность соблюдать основы конституционного строя и все многообразие принципиальных положений, составляющих основы правового статуса личности, общественного и государственного строя.
28. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие, виды, правовое закрепление.
Под гарантиями понимаются созданные государством условия, используемые им средства (экономического, политического, юридического характера), направленные на обеспечение человеку и гражданину реальной возможности в осуществлении его прав и свобод.
Предметом изучения конституционного права являются юридические гарантии, то есть гарантии, закрепленные в правовых нормах.
Наиболее общей гарантией прав и свобод выступает сформулированное в Конституции положение о государственной защите прав и свобод, которая не исключает право граждан самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Центральное место в системе юридических гарантий занимает право на судебную защиту. Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Объектом обжалования в суд могут быть: решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Конституция предоставляет каждому право обращаться за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Условиями, необходимыми для реализации данного права служат: наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и исчерпание всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты. К числу международных органов по защите прав человека относятся Комитет по правам человека ООН, Европейская комиссия по правам человека, Европейский Суд и многие другие.
В Конституции РФ содержатся так называемые гарантии осуществления правосудия, направленные на исключение произвола в судебном разбирательстве. К ним, в частности, относятся гарантии подсудности (ст. 47), презумпция невиновности (ст. 49), недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48) и другие.
К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получивший широкое распространение институт парламентского Уполномоченного по правам человека (омбудсман). Институт омбудсмана впервые появился в 1809 г. в Швеции и в настоящее время действует более чем в 40 странах.
Конституция РФ 1993 года впервые предусмотрела введение в России должности Уполномоченного по правам человека. Его правовое положение определяется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
Виды конституционных обязанностей. Система конституционных обязанностей человека и гражданина по Конституции РФ
Классификация конституционных обязанностей представляет собой лишь один из многих инструментов их познания, имеющий важное научное, а также определенное практическое значение для совершенствования нормирования обязанностей, их конкретизации в отраслевом законодательстве и практики реализации.
В отечественной литературе по конституционному праву конституционные обязанности граждан обычно классифицировались либо совместно с правами по таким традиционным группам — личные, политические, экономические, социальные и культурные, либо подвергались самостоятельной типологии.
В качестве основания классификации возможно избрать различные критерии, в том числе:
1. сочленство индивида одновременно в гражданском обществе и государстве (речь идет о принадлежности индивида к обществу и государству);
2. социальное назначение конституционных обязанностей и преследуемые при их установлении цели;
3. гражданскую принадлежность носителя обязанностей и другие.
Рассмотрим обязанности по первому критерию – сочленство в гражданском обществе и государстве. В связи с этим критерием различают
а) обязанности человека;
б) обязанности гражданина.
Обязанности человека в своих изначальных истоках имеют естественное происхождение, они вытекают не из факта гражданства, а из естественного сочленства индивида в обществе, в котором только и возможно его становление как личности, и в этом смысле являются атрибутивными свойствами человеческой личности. Отсюда закрепление в Конституции РФ обязанностей человека осуществлением своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), заботиться о детях, их воспитании, а трудоспособных детей, достигших 18 лет — заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38), защищать Отечество (ч. 1 ст. 59).
В отличие от обязанностей человека обязанности гражданина вытекают из правовой связи индивида с государством, они являются отражением государственно-правового качества личности.
При этом следует еще раз оговориться, что такое деление нельзя абсолютизировать. Обязанности человека в результате их государственного признания и конституционного закрепления трансформируются в обязанности гражданина Российской Федерации.
2. Если в основу типологии обязанностей положить критерий конституционного закрепления, то в системе основных обязанностей можно различать:
а) обязанности граждан, получившие прямое позитивное закрепление в Конституции Российской Федерации;
б) обязанности, являющиеся способом установления пределов конституционных прав и юридической формой их ограничения, т. е. обязанности-ограничения;
в) обязанности, выступающие в форме конституционных запретов, т. е. обязанности-запреты.
Отсюда следует, что круг конституционных обязанностей граждан значительно шире и не сводится к традиционно провозглашаемым в Конституции обязанностям — платить налоги, нести военную службу и т.п.
При этом все эти обязанности в зависимости от характера содержащегося в них предписания и требуемого от их носителя поведения, в свою очередь, можно дифференцировать на
а) активные, или позитивные, требующие от субъекта конституционной обязанности положительных действий (платить налоги, нести военную службу);
б) пассивные, или негативные, требующие от субъекта воздержаться от определенных действий, противоречащих солидарной природе общества (осуществлением своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц) или прямо запрещаемых Конституцией.
Эти две группы конституционных обязанностей различаются и по степени усилий их носителей по осуществлению содержащихся в них предписаний и участию в этом процессе государства. Обязанности нести военную службу или обязанность платить законно установленные налоги и сборы требуют, с одной стороны, положительных усилий от их субъекта, с другой стороны, они предполагают непосредственное и позитивное участие государства, в том числе в форме правового нормирования условий и порядка несения военной службы или уплаты налогов. И в этом случае об обязанностях можно и нужно вести речь как о долженствовании.
Напротив, пассивные обязанности такого участия для своего осуществления их носителем не требуют; участие в этом процессе государства становится необходимым в случае их неисполнения или иного нарушения. И в этом случае сущность обязанности предстает в качестве правовой невозможности или недопустимости определенного поведения, т. е. запрета или ограничения.
В зависимости от гражданской принадлежности носителя соответствующих обязанностей последние можно делить
а) на обязанности, возлагаемые только на граждан Российской Федерации (защищать Отечество, нести военную службу в соответствии с федеральным законом);
б) обязанности, носителями которых являются все физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, пребывающие под территориальным верховенством Российской Федерации. Нередко универсальность последних в смысле распространения на всех физических и юридических лиц и иных субъектов конституционных правоотношении выражается в Конституции Российской Федерации посредством термина «каждый»: каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции); каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44) и другие.
Если в основу классификации обязанностей положить их социальную и юридическую природу и нормативное содержание, можно различать:
а) гражданские обязанности (обязанности, вытекающие из российского гражданства или факта пребывания под территориальным верховенством Российской Федерации);
б) этико-социальные обязанности;
в) социально-культурные обязанности;
г) обязанности в сфере охраны окружающей среды.
Особое место в этой системе занимает требование, закрепленное в ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации: «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
Таким образом, конституционными обязанностями человека и гражданина являются как позитивно закрепленные в Конституции обязанности, так и запреты и ограничения, которые возложены на личность и гарантированы возможностью принуждения, монополией на которое обладает государство.
Система конституционных обязанностей человека и гражданинавключает следующие обязанности:
1. соблюдение Конституции и законов;
2. забота о детях и нетрудоспособных родителях;
3. получение основного общего образования;
4. сохранение исторического и культурного наследия;
5. плата законно установленных налогов и сборов;
Понятие и виды основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
Закрепленные в Конституции данного государства права, свободы и обязанности человека и гражданина называются «основными» либо «конституционными». Название «конституционные» связано с тем, что Конституция является правовой формой их закрепления. Название «основные» обусловливается тем, что они являются фундаментальными для обеспечения правового статуса человека и гражданина, служат правовой базой для иных прав ( производных, не менее важных).
Обычно различают следующие виды основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина:
1) социально-экономические, например, право на предпринимательскую деятельность, труд, отдых; обязанность уплачивать налоги;
2) культурные, например, право на образование, пользование достижениями культуры; обязанность беречь природу, культурное наследие;
3) политические, например, право на участие в управлении государством, объединение в политические партии; обязанность использовать только мирные средства в политической борьбе, не разжигать межэтнической, расовой и др. вражды;
4) гражданские (личные), например, право на жизнь, здоровье, свободу, личную неприкосновенность; обязанность воспитывать своих детей, уважать честь и достоинство других людей.
25 Конституционный статус президента РФ. Согласно Конституции, Президент РФ является главой государства. Это выделяет президентскую власть в особое положение, как бы возвышает ее над тремя традиционными ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной. Особое положение Президента определяется тем, что он как глава государства: определяет состав
Правительства РФ; назначает и освобождает от должности членов Правительства; принимает решение об отставке Правительства; может председательствовать на заседаниях Правительства; в особых случаях, определенных Конституцией, распустить Государственную Думу. Конституция РФ провозглашает Президента гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
В этом качестве Президент: может обратиться в Конституционный Суд РФ с ходатайством о признании неконституционными актов федеральных органов и субъектов РФ; как гарант прав и свобод личности Президент вправе использовать помилование граждан, осужденных судом за совершенные особо тяжкие преступления. На Президента возложена охрана суверенитета России, независимости и государственной целостности
РФ. Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, т. е. выполняет координирующую функцию, обладая юридическими средствами воздействия на каждую из ветвей власти: на деятельность законодательной власти – осуществлением права законодательной инициативы, правом вето, правом роспуска Государственной Думы; на исполнительную власть – посредством назначения председателя Правительства, назначения и освобождения от должности заместителей председателя
Правительства, федеральных министров, путем принятия решения об отставке Правительства, посредством отмены актов Правительства; Что касается судебной власти, то она независима в своей деятельности от любых властей, но Президент предоставляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего
Судебная власт
Конституционные признаки
Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):
1. осуществляется только судами;
2. имеет полную самостоятельность;
3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:
1. закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».
2. соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;
3. признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;
4. закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;
5. финансирования судей из федерального бюджета.
Правительство России
Правительство России — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.
Полномочия
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации (глава 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).
На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:
§ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой
§ обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
§ обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
§ осуществляет управление федеральной собственностью;
§ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
§ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
§ осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации;
§ в нарушение ст. 10 Конституции РФ управляет судебной властью (судьи назначаются).
Конституционные признаки
Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):
1. осуществляется только судами;
2. имеет полную самостоятельность;
3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:
1. закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».
2. соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;
3. признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;
4. закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;
5. финансирования судей из федерального бюджета.
Судебная власть — это политический и правой феномен, который адекватно отражает стремление к формированию правового государства, основанного на доктрине разделения властей.
29Гражда́нское пра́во — отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений.
в предмет гражданского права входят:
1. имущественные отношения;
2. личные неимущественные отношения, связанные с имущественными;
3. личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными.
30Источники гражданского права Российской Федерации включают в себя:
- Нормативные правовые акты,
- Международные договоры,
- Обычаи делового оборота.
Нормативные правовые акты
В соответствии с п. «о» ст.71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Это означает, что субъекты Федерации не вправе принимать законодательные акты, содержащие нормы гражданского права.
Иерархия нормативных правовых актов определена в ст. 3 Гражданского кодекса РФ и включает в себя гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права.
Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, в том числе федеральных конституционных законов.
Гражданский кодекс РФ является кодифицированным федеральным законом наряду с другими федеральными законами, но при этом имеет определенный приоритет над другими законами. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Гражданскому кодексу РФ.
Гражданский кодекс РФ состоит из трех частей. Первая часть вступила в силу 1 января 1995 г., вторая – 1 марта 1996 г., третья – 1 марта 2002 г.
Иные акты, содержащие нормы гражданского права, включают в себя:
1) иные правовые акты, а именно указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Указы Президента РФ не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ и иным законам; Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Гражданского кодекса РФ и иных законов, указов Президента РФ;
2) акты министерств и иных федеральные органы исполнительной власти, которые могут издаваться в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами.
Статья написана по материалам сайтов: mydocx.ru, megaobuchalka.ru, lektsii.org.
»