Закон о сертификации продукции и услуг 2020

О сертификации продукции и услуг
(с изменениями от 27 декабря 1995 г., 2 марта, 31 июля 1998 г., 25 июля 2002 г.)

Настоящий Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее — продукция) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Содержание

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Понятие сертификации

Сертификация продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Сертификация осуществляется в целях:

создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о сертификации

Отношения в области сертификации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации.

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о сертификации, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Полномочия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации в соответствии с настоящим Законом:

формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;

проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;

опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;

готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по сертификации.

Статья 5. Система сертификации

1. Система сертификации создается федеральными органами исполнительной власти, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом.

В систему сертификации могут входить организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения.

В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции.

2. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации порядке.

Статья 6. Сертификат и знак соответствия

1. Сертификат соответствия (далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности.

Порядок организации и проведения сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности определяется Государственной противопожарной службой федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

2. Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

3. Правила применения знаков соответствия устанавливаются конкретной системой сертификации в соответствии с правилами, устанавливаемыми специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

Раздел II. Обязательная сертификация

Статья 7. Обязательная сертификация

1. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации.

2. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти.

3. Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации либо другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то в соответствии с настоящей статьей, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики.

4. Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.

Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации.

Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

5. Реклама продукции, подлежащей обязательной сертификации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 154-ФЗ в статью 8 настоящего Закона внесены изменения

Статья 8. Участники обязательной сертификации

Участниками обязательной сертификации являются специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.

Допускаются к проведению работ по обязательной сертификации организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензий на проведение работ по обязательной сертификации.

Статья 9. Правомочия федеральных органов исполнительной власти

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации и другие федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции:

создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;

осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);

определяют центральные органы систем сертификации;

аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);

ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;

устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;

осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

рассматривают апелляции по вопросам сертификации.

Статья 10. Обязанности центрального органа системы сертификации

Центральный орган системы сертификации:

организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;

рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

Статья 11. Обязанности органа по сертификации

Орган по сертификации:

проводит идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации;

Это интересно:  Индивидуальный инвестиционный счет плюсы и минусы 2020

сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;

предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

Статья 12. Обязанности испытательной лаборатории (центра)

Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.

Статья 13. Обязанности изготовителей (продавцов, исполнителей)

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:

реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;

обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;

указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика).

приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;

обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;

извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

Статья 14. Условия ввоза импортной продукции

1. В условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей в соответствии с актами законодательства Российской Федерации обязательной сертификации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти.

2. Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территории Российской Федерации;

В исключительных случаях Правительство Российской Федерации вправе выдавать разрешения на ввоз продукции, предназначенной для производственных нужд конкретной организации, без представления в таможенные органы сертификатов или свидетельств о признании сертификатов при условии последующей сертификации данной продукции на территории Российской Федерации.

3. Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по таможенному делу и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Статья 15. Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации, иными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

2. Непосредственный государственный контроль и надзор за соблюдением правила сертификации и сертифицированной продукцией проводится должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Указанные должностные лица осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением правил по сертификации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях, установленных Законом Российской Федерации О стандартизации».

Статья 16. Финансирование работ по сертификации и государственному контролю и надзору

1. Обязательному государственному финансированию подлежат:

разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;

участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными национальными органами по сертификации;

разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;

разработка проектов актов законодательства в области сертификации;

проведение научно-исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение;

проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации и архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;

другие работы по обязательной сертификации, определяемые законодательством Российской Федерации.

2. Оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации и федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость.

Раздел III. Добровольная сертификация

Статья 17. Добровольная сертификация

1. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

2. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

Статья 18. Организация добровольной сертификации

1. Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральным органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.

Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.

Орган по добровольной сертификации:

осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака соответствия;

приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов.

2. Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.

3. Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.

Статья 19. Права заявителя

При заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.

Раздел IV. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона

Статья 20. Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность

Юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

О введении в действие Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» (утратило силу с 01.07.2003 на основании Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ)

Название документа: О введении в действие Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» (утратило силу с 01.07.2003 на основании Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ)

О повторном рассмотрении Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»

О сертификации продукции и услуг (с изменениями на 10 января 2003 года) (утратил силу с 01.07.2003 на основании Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ)

Номер документа: 5151-1

Вид документа: Закон РФ

Постановление Верховного Совета РФ

Принявший орган: Верховный Совет РФ

Статус: Недействующий

Опубликован: Российская газета, N 120, 25.06.93

Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ, N 26, 01.07.93, ст. 966, 967, 968

Сертификация и законодательство: какие нововведения ждут российский бизнес в 2019 году.

Сертификация и законодательство: какие нововведения ждут российский бизнес в 2019 году.

Подходит к концу 2018 г. и самое время поговорить о том, чего ждать участникам рынка сертификации от 2019 г.

Меняются требования к маркировке товаров, вступают в силу новые технические регламенты Евразийского экономического союза, ужесточаются требования к оформлению разрешительной документации, утрачивают силу бланки сертификатов старого образца. Подробнее каждое нововведение мы рассмотрим в этой статье.

Какая должна быть маркировка продукции в 2019 году?

Правительство Российской Федерации утвердило распоряжение № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» от 28 апреля 2018 г., куда включено 10 групп товаров, для которых установлены обязательные требования к маркировке. При этом, для каждой группы определена своя дата вступления в силу, так, например,

с 1 марта 2019 г. это затронет табачные изделия;

с 1 июля 2019 г. – обувь и, наконец,

с 1 декабря 2019 г. еще 8 групп продукции:

  • парфюмерия;
  • пневматические резиновые покрышки и шины (новые);
  • предметы одежды (кожаные изделия, пальто, куртки, блузки и прочие аналогичные изделия);
  • постельное, столовое, туалетное и кухонное белье;
  • лампы-вспышки, фотовспышки и фотокамеры.

Для удобства использования номенклатура представлена по кодам ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД2.

Согласно принятому распоряжению, указанные группы товаров должны будут маркироваться по считываемому штрих-коду следующей информацией:

  • страна-производитель;
  • фирма-изготовитель;
  • импортер;
  • дата производства;
  • срок годности;
  • свойства и составляющие продукции;
  • особенности эксплуатации в климатических условиях.

Специальная идентифицирующая маркировка вводится с целью обеспечения отслеживания товаров и недопущения на рынке контрафакта. Кроме того, обычный покупатель сможет с помощью своего смартфона быстро и достоверно узнать информацию о продукте. Планируется, что все сведения о маркировке будут вестись в единой базе.

Без соблюдения новых правил маркировки товаров станет невозможно получить сертификат, декларацию о соответствии или свидетельство о госрегистрации.

В новом 2019 году вступят в действие новые техрегламенты

В 2019 г. начнут свое действие сразу два технических регламента Евразийского экономического союза:

В соответствии с положениями «питьевого» регламента, перед выпуском в обращение на продукцию необходимо оформить разрешительные документы: свидетельство о госрегистрации – для детской воды и лечебно-столовой, лечебной природной минеральной воды; либо декларацию о соответствии – для остальных групп питьевой воды.

Важно! Для подготовки производителей/продавцов питьевой воды Коллегией Евразийской экономической комиссии установлен переходный период по введению в действие регламента (решение № 135 от 7 ноября 2017 г.). Так, до 1 июля 2020 г. допускается производство и реализация продукции по «старым» документам об оценке соответствия.

Подробнее о принятии регламента ТР ЕАЭС 044/2017 можно прочитать в нашей новостной ленте.

Что касается «нефтяного» регламента, то он устанавливает получение паспорта на партию нефти. Для этого потребуется пройти исследования по основным компонентам нефтепродукта:

  • сероводород;
  • вода;
  • хлористые соли;
  • органические хлориды.

По регламенту также введен переходный период, позволяющий до 1 января 2021 г. выпускать продукцию по ранее полученным разрешительным документам (решение Коллегии ЕЭК № 36 от 6 марта 2018 г.). Узнать более подробно о порядке введения в действие ТР ЕАЭС 045/2017 можно тут.

Ужесточение требований к оформлению разрешительной документации

Изменения, связанные с ужесточением требований к оформлению разрешительной документации, касаются как органов по сертификации и испытательных лабораторий, так и самих изготовителей продукции. 1 июля 2018 года вступило в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 марта 2018 г. N 41. Данное решение вызвало негодование со стороны заявителей и изготовителей продукции, так как полностью изменило их представление об оформлении Деклараций о соответствии требованиям Технических Регламентов Таможенного Союза.

Если ранее полный комплект документов для регистрации декларации хранился только у заявителя, то на данный момент эти документы так же обязан хранить и орган по сертификации, более того скан-копии всех документов (доказательных материалов) нужно подгружать в личный кабинет ОС ФГИС, без подгруженных скан-копий документов регистрация деклараций в модернизированном «Реестре деклараций о соответствии» ФГИС 2.0 будет невозможна.
Так же срок оформления протоколов испытаний значительно увеличился, ввиду большой загруженности испытательных лабораторий. Данные изменения ведут к тому, что все участники рынка сертификации должны более ответственно относиться к процедуре подтверждения соответствия, проводить реальные испытания продукции и удалять из оборота некачественный продукт во всех сегментах рынка, что приведёт к достижению истинной цели сертификации и реализации безопасной продукции для потребителя».

С 1 января поменяется форма бланков…

С 1 января 2019 г. завершается переходный период, в течение которого органам по сертификации было разрешено использовать бланки сертификатов старого образца. Об этом говорится в решении Коллегии ЕЭК № 154 от 15 ноября 2016 г.

В этом же документе определена новая форма бланков, которая должна будет полностью заменить рынок с нового года.

При этом, стоит отметить, что речь идет только о бланках сертификатов, выдаваемых на продукцию, попадающую под действие технических регламентов Евразийского экономического союза/Таможенного союза.

Для товаров, на которые оформляются документы по единой форме, продолжают действовать бланки, принятые решением Комиссии Таможенного союза № 319 от 18 июня 2010 г.

Закон “ О сертификации продукции и услуг”

Этот закон принят в 1993 г., в новой редакции — в 1995г. Он устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее будем употреблять термин “ продукция”) в России, а также ответственность, права и обязанности участников сертификации.

В развитие положений Закона издаются подзаконные акты, постановления Правительства РФ, нормативные акты государственных органов управления и исполнительной власти в пределах их компетенции, которые в соответствии с Законом регулируют деятельность по обязательной и добровольной сертификации в России.

В Законе установлены цели сертификации, определен национальный орган по сертификации — Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), определены основные направления его деятельности по сертификации.

Закон определяет следующие цели сертификации:

· создание условий для деятельности организаций всех форм собственности на едином товарном рынке России, для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

· содействие потребителям в выборе товара и защита их от недобросовестности изготовителя ( продавца, исполнителя);

· контроль безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей Среды;

· подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Закон определяет правовые основы организации системы сертификации. В нем отмечается, что “ система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации”, которые проводят сертификацию по тем правилам и в том порядке, как это принято в данной системе и в соответствии с положениями Закона “ О сертификации продукции и услуг”. В Законе установлены общие положения о сертификате и знаке соответствия, об обязанностях Госстандарта РФ по разработке правил их регистрации и применения.

Закон предусматривает, что система сертификации может создаваться только юридическими лицами. Форма собственности юридического лица и организационная форма не регламентируются.

Согласно Закону к участникам сертификации могут быть отнесены: государственные органы; организации, которые создают систему сертификации; испытательные лаборатории; центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции; а также изготовители (продавцы) и потребители (могут привлекаться представители обществ по защите прав потребителей).

Допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений, организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управления. Это положение Закона содержит некоторые юридические несоответствия. Во-первых, понятия “ некоммерческая” и “ бесприбыльная” не тождественны. Во-вторых, сертификация как вид деятельности требует вложения значительных средств, не подлежит финансированию из бюджета, основана на договорах отношениях участников, а Госстандарт предусматривает, что при формировании расценок на услуги по сертификации учитывается условие рентабельности. Юристы склонны относить сертификацию к предпринимательской деятельности, в то время как некоммерческая организация не должна заниматься предпринимательством. Но допускается исключение, когда предпринимательская деятельность соответствует целям, ради которых создана некоммерческая организация, что и должно отражаться в их учреждительских документах.

По вопросам правомочности участия коммерческих структур в работах по сертификации развертываются на страницах различных изданий дискуссии. Это говорит о том, что Закон, в целом отвечая настоящему периоду развития рыночной экономики в России, конечно же, будет совершенствоваться и дорабатываться.

Закон закрепляет положение о том, что в систему сертификации могут входить несколько систем по сертификации конкретных видов однородной продукции, причем все они должны руководствоваться едиными, правилами, принципами и документами, хотя могут иметь свою специфику. Именно такой объединяющей системой в России является система обязательной сертификации “ГОСТ Р”.

Положения, касающиеся обязательной сертификации, содержаться в разд. II Закона, где указано, что объекты обязательной сертификации определяется законодательными актами Российской Федерации. Объекты обязательной сертификации, относящиеся к товарам народного потребления, а также работ, услуг, реализуемых гражданам, определяется на основе ст.7 Закона “ О защите прав потребителей”. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России, но могут быть возложены и на другие федеральные органы управления Российской Федерации.

Формы обязательной сертификации устанавливает Госстандарт либо другие уполномоченные на то органы, причем все они должны учитывать сложившуюся зарубежную и международную практику.

Согласно Закону осуществлять руководство и координацию сертификации могут федеральные органы исполнительной власти в отдельных отраслях. Например, сертификация средств связи и услуг связи проводится на основе Федерального закона “ О связи”, а испытания осуществляются в уполномоченных на то испытательных центрах и лабораториях, аккредитованных Госстандартом России. Сертификат соответствия выдается федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Другими федеральными органами по сертификации являются Госсанэпиднадзор Минздрава РФ, Госкомэкология РФ, Министерство природных ресурсов РФ, государственная ветеринарная служба и др.

Закон установил положение, касающееся рекламной деятельности: запрещается рекламирование товара, если он подлежит обязательной сертификации, но не имеет сертификата соответствия. К сожалению, Закон четко не определяет, кто должен нести ответственность за нарушение этого запрета, но, видимо, и рекламодателям, и рекламным агентствам следует более внимательно изучать российские законы, чтобы не вводить в заблуждение потребителей. Данное положение Закона “ О сертификации продукции и услуг” вполне согласуется с правилами рекламы товаров, подлежащих обязательной сертификации, которые устанавливает Закон РФ “ О рекламе”, принятый в 1995 г. В нем определена и ответственность за нарушение этих правил.

Госстандарту России и другим государственным органам предоставлено право устанавливать правила признания зарубежных сертификатов, что имеет важное значение для упорядочения импорта товаров в Россию и создания механизма для разработки порядка ввоза продукции в Россию, которые также предусмотрены Законом (ст.14). Эти положения говорят о том, что порядок ввоза является единым, а правила признания зарубежных сертификатов и знаков соответствия могут быть различными.

Устанавливая контрольные функции государственных органов, Закон “ О сертификации продукции и услуг” определяет следующие формы контроля: государственный контроль и надзор; инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией; государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Кроме того, Закон “ О защите прав потребителей” предусматривает контроль за соблюдением требований по безопасности и правил сертификации. К сожалению, Закон не дает толкования различий между контролем и надзором. Что касается инспекционного контроля, то государственные органы, не имея права его осуществлять, обязаны определять его порядок для каждой системы сертификации.

Между государственным и инспекционным контролем есть принципиальные различия, прежде всего касающиеся правовой основы. Государственный контроль регламентируется законодательными актами, которые определяют полномочия соответствующих государственных органов, их права и формы контроля; санкции за нарушение обязательных государственных требований. Правовая база инспекционного контроля, который является функцией органа по сертификации конкретной системы — это соглашение между ним и юридическим (физическим) лицом — заявителем на проведение обязательной сертификации. Обычно в таком соглашении оговаривается право органа по сертификации осуществлять инспекционный контроль за соответствием сертифицированной продукции установленным требованиям. Такая оговорка будет иметь место в соглашении в зависимости от применяемой схемы сертификации, и если контроль предусмотрен, договаривающиеся стороны определяют способ контроля и его оплату заявителем.

Орган по сертификации не имеет права на имущественные санкции, а если выявлено несоответствие продукции или нарушение правил сертификации, он вправе приостановить или отменить действие сертификатов и применение знака соответствия. Инспекционный контроль за деятельностью центральных органов в системах сертификации, так же как и органов по сертификации и испытательных лабораторий, организует Госстандарт РФ и другие органы государственного управления в соответствии с профилем сертификации. Этот вид инспекционного контроля опирается об аккредитации, поэтому при выявленных на рушениях этих положений контролирующие организации имеют право лишить участников сертификации возможности продолжать свою деятельность.

В дополнение к инспекционному контролю органы по сертификации и испытательные лаборатории подвергаются государственному надзору, который проводит Госстандарт РФ. Цель его- проверка соблюдения сертификационными органами и испытательными лабораториями правил обязательной сертификации. Госстандарт РФ имеет право применить штрафные санкции к нарушителям в соответствии с Законом “ О защите прав потребителей”.

Закон “ О сертификации продукции и услуг” регламентирует обязанности участников сертификации: правомочия государственных органов управления, обязанности центрального органа системы сертификации, обязанности органа по сертификации и испытательной лаборатории ( центра), а также изготовителя ( продавца) товара. Установления по этим вопросам отражены в действующих правилах и порядке проведения сертификации в России.

Закон определяет условия ввоза импортируемой продукции, главным из которых является наличие сертификата и знака соответствия обязательным требованиям российских стандартов, что должно быть предусмотрено в контрактах купли-продажи, если продукция подлежит обязательной сертификации. В развитие требований Закона в 1996г. было принято Постановление Правительства РФ “ О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров”, в котором предусматривается дополнительные меры по защите внутреннего потребительского рынка от некачественной продукции. Постановление устанавливает следующие меры: преимущественное проведение сертификации продукции и систем качества у изготовителя до заключения контракта, маркировку продукции знаком соответствия; усиление уголовной и административной ответственности за ввоз на территорию России и реализацию импортных товаров, потенциально опасных для жизни и здоровья потребителя; доведение до потребителя информации о происхождении продукции зарубежного производства; введение листов-вкладышей ( этикеток) на импортируемые пищевые продукты на русском языке, где должны быть указаны сведения о составе, пищевой ценности, условиях хранения и использования; ужесточение контроля за качеством ввозимой продукции; введение обязательной сертификации строительных материалов, изделий и конструкций, а также медицинской техники.

В ст. 15 Закона устанавливаются положения по государственному контролю и надзору за соблюдением правил обязательной сертификации из за сертифицированной продукцией. Каждый государственный орган управления, который занимается организацией и проведением обязательной сертификации, осуществляет государственный контроль и надзор за указанными выше объектами согласно правилам, установленным этими руководящими органами.

Но Закон допускает также, что контроль и надзор имеют право проводить специально уполномоченные на то органы государственного управления, которые не создают систему сертификации. Их полномочия определяются Правительством РФ или законодательными органами. Например, Госторгинспекция получила права по контролю и надзору согласно Постановлению Совета Министров РФ.

Контроль за сертифицированной продукцией по существу есть проверка ее соответствия обязательным требованиям стандартов по безопасности, а это фактически совпадает с объектом государственного надзора и контроля за выполнением обязательных требований стандартов ( что установлено Законом “ О стандартизации “ ). Но к государственному контролю и надзору по отношению к обязательной сертификации добавляется еще и проверка соблюдения правил обязательной сертификации изготовителем ( продавцом), органами по сертификации и испытательными центрами. Учитывая единство объекта контроля, Госстандарт утвердил “ Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)”. Установленный этим документом порядок обязателен для должностных лиц Госстандарта и проверяемых субъектов хозяйственной деятельности независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

Закон “ О сертификации продукции и услуг” четко разграничивает источники финансирования различных направлений деятельности по сертификации. в ст.16приведенперечень работ, которые финансируются государством. В него включены:

· разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;

· участие в работе международных ( региональных) организаций по сертификации и сотрудничеству с национальными органами по сертификации зарубежных стран;

· участие в разработке международных ( региональных) правил и рекомендаций по сертификации;

· разработка проектов законодательных актов по сертификации;

· научные исследования, имеющие общегосударственное значение;

· работы по государственному контролю и надзору за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

· ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации, архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;

· другие работы по обязательной сертификации, если это определено законами России.

Все работы, связанные с обязательной сертификацией конкретной продукции, оплачивает заявитель. При этом порядок оплаты определяется федеральными органами исполнительной власти, которые руководят системами определенных видов продукции, т.е. по каждой системе обязательной сертификации отдельно. Установленный порядок оплаты подлежит согласованию с Министерством финансов РФ. Подобный способ оплаты целесообразен с точки зрения зависимости работ от степени сложности продукции, ее вида и отличительных особенностей методов испытаний, испытательного оборудования, продолжительности и т.п. Окончательный размер стоимости устанавливается в договоре между заявителем и органом по сертификации. Согласно Закону эти расходы заявитель вправе отнести на себестоимость продукции, а в соответствии с налоговым законодательством они исключаются из подлежащих налогообложению сумм.

Все рассмотренные выше законоположения связаны с обязательной сертификацией.

Что касается добровольной сертификации, Закон указывает, в каких случаях возможна добровольная сертификация, принципы ее организации и права заявителя при заключении договора о добровольной сертификации. Все особенности этого вида сертификации и правила ее проведения в России рассмотрены далее.

Разд. IV Закона “ О сертификации продукции и услуг” устанавливает ответственность за нарушение положений данного документа. Ответственность может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер, определяется по фактам нарушений правил обязательной сертификации, а несут ее виновные юридические, физические лица или органы государственного управления. Норма ответственности определяется законодательством РФ. Ответственность за нарушение правил сертификации установлена Законом РФ “ О защите прав потребителей” для субъектов хозяйственной деятельности, органов по сертификации, испытательных лабораторий.

В соответствии с Законом “ О защите прав потребителей” и “ О сертификации продукции и услуг” в России организованы испытательные центры, система аккредитации испытательных лабораторий, работы по сертификации в рамках большого количества систем как обязательно, так и добровольного характера. Для упрочения доверяя к результатам сертификации, защиты от необъективной информации, возможности взаимного признания и сопоставления результатов испытаний требуется гармонизация правил, принципов и целей сертификации. Для этого и были приняты Правила сертификации в РФ и другие документы.

Статья написана по материалам сайтов: docs.cntd.ru, www.novotest.ru, www.metro-logiya.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector