План внешнего управления образец

Предоставляем для обозрения образец: План внешнего управления должника (качать с сервера)

План внешнего управления ООО предусматривает меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Срок восстановления платежеспособности должника: 18 месяцев.

I. Общая характеристика организации-должника

(В первом разделе плана внешнего управления указываются основные характеристики организации-должника, позволяющие получить представление о характере бизнеса организации-должника и структуре этой организации.

Подготовка плана внешнего управления

Оглавление журнала

    Увеличивающееся с каждым годом количество рассматриваемых в арбитражных судах процедур несостоятельности (банкротства) неизбежно ставит вопрос о качестве их осуществления. Помимо выполнения функции экономики страны от субъектов хозяйствования, не сумевших встроиться в рыночные отношения (так называемая ликвидационная направленность законодательства о несостоятельности), закон преследует еще одну цель: путем проведения различных процедур сохранить предприятия, имеющие потенциал развития (реабилитационная направленность законодательства).
    Действующий ныне Закон О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. в качестве основной процедуры, имеющей реабилитационную направленность, рассматривает внешнее управление активами должника.
    В предложенной статье рассматриваются вопросы подготовки плана внешнего управления, который является центральным документом процедуры внешнего управления, поскольку определяет стратегию и тактику работ. Автор на основе собственного опыта реализации процедур внешнего управления предлагает руководствоваться методикой, изложенной в статье.

Основная функция внешнего управляющего заключается в разработке и реализации плана управления активами должника.

Функции плана
План внешнего управления выполняет ряд функций:

  • во-первых, он используется для разработки и реализации программы восстановления платежеспособности и конкурентных преимуществ на рынке. Появляется возможность тщательно продумать и сформулировать стратегию и тактику предприятия, а значит, в определенной степени избежать серьезных ошибок при его реформировании;
  • во-вторых, это инструмент, с помощью которого кредиторы, инвесторы и другие пользователи плана внешнего управления могут оценить текущее и будущее финансовое положение предприятия, достоверность и обоснованность планируемых мероприятий, а также проконтролировать процесс реализации плана;
  • в-третьих, план — это основной документ, необходимый для привлечения инвестиций в производство. Если инвестор не будет представлять себе стратегию и тактику развития предприятия и будет не уверен в эффективности инвестиций и коммерческой привлекательности, он не станет вкладывать в предприятие финансовые средства;
  • в-четвертых, план — это мощный рекламный материал, позволяющий создать ощущение основательности и солидности предполагаемых мероприятий;
  • в-пятых, реализация плана внешнего управления обеспечивает вовлечение всего персонала предприятия в согласованную деятельность по реформированию предприятия, что служит дополнительной гарантией эффективности этих действий.

Это далеко не все функции плана внешнего управления активами предприятия, но они свидетельствуют о важности этого документа и значительной его роли в реформировании несостоятельных предприятий и оздоровлении экономики страны.

Принципы разработки
При составлении и реализации плана внешнего управления необходимо руководствоваться рядом принципов:

  1. Целевой характер разработки и реализации плана внешнего управления. Это означает, что при разработке и реализации плана необходимо помнить о главной цели, которая стоит перед управляющим. Так, в период внешнего управления предприятием главная цель деятельности внешнего управляющего — восстановление платежеспособности предприятия. Реализация данного принципа предполагает, что все планируемые мероприятия по финансовому оздоровлению и деятельность по их реализации должны быть направлены на восстановление платежеспособности предприятия-должника.
  2. Принцип адекватности. Имеется в виду максимальное приближение планируемых мероприятий к реальным социально-экономическим, финансовым и другим условиям функционирования предприятия-должника. Для реализации данного принципа проводится глубокий анализ финансового и технико-экономического состояния предприятия, его финансовых потоков, и на этой основе выбираются вышеприведенные мероприятия по финансовому оздоровлению. Иногда для восстановления платежеспособности достаточно скорректировать прежнюю маркетинговую политику предприятия. Чаще же приходится долго «лечить» несостоятельное предприятие, чтобы его финансово оздоровить.
  3. Системный подход к разработке плана. Этот принцип предполагает рассмотрение предприятия-должника как сложной социально-экономической системы с различными аспектами — подсистемами деятельности: юридические, социальные, финансовые, технические, экономические и пр. Поэтому при разработке плана необходимо предусмотреть мероприятия, «оздоровляющие» подсистемы («органы», «элементы») предприятия-должника.
  4. Структурный принцип. Он предполагает наличие в плане как минимум трех обязательных разделов: характеризующих текущее и будущее состояние предприятия, а также формулирующих мероприятия по финансовому оздоровлению, необходимые для достижения планируемого будущего состояния предприятия.
  5. Содержательный принцип. План внешнего управления должен быть обоснованным и достоверным, логично и ясно изложенным.
  6. Командный принцип разработки и реализации. Он предполагает, что разработка и реализация плана должна осуществляться командой профессиональных консультантов совместно с управляющим. Только такой «тандем» может привести к реальному финансовому оздоровлению предприятия.

Принципы разработки плана внешнего управления не исчерпываются вышеприведенным списком, однако данные требования являются основными для получения содержательного и достоверного плана, а также успешного результата его реализации.

Нормативное обеспечение процедуры подготовки плана
Разработке планов внешнего управления (финансового оздоровления) посвящен ряд нормативных документов:

  • типовая структура программы финансового оздоровления неплатежеспособной организации, утвержденная совместным приказом Минэкономики России и ФСФО России № 497/136 от 19 ноября 1999 г.;
  • Распоряжение ФСДН России № 98-р от 5 декабря 1994 г. «Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления»;
  • примерный план внешнего управления, приведенный в Методических рекомендациях по ускоренному порядку применения процедур банкротства, утвержденных распоряжением ФСДН России № 16-р от 27 августа 1998 г.

Некоторые авторы, критикуя указанные документы, отмечают, что изложенный там план «обобщает всю необходимую информацию по выводу предприятия из кризиса (характеристики предприятия-банкрота, объем активов и обязательств, показатели и уровень финансово-хозяйственной деятельности, мероприятия по восстановлению платежеспособности и т. д.), но не предусматривает мероприятия, связанные с проведением инвентаризации, реструктуризации задолженности, оценки имущества предприятия и т. п., а также соответствующие сметы расходов»1. Поэтому они предлагают включить в план внешнего управления две части:

  1. План осуществления внешним управляющим текущей деятельности по арбитражному управлению предприятием и реализации основных функций внешнего управления, предусмотренных Законом, в т. ч. установление размера требований кредиторов и заявление в установленном порядке возражений относительно предъявленных к должнику требований кредиторов, утверждение плана внешнего управления на собрании кредиторов, представление плана внешнего управления в арбитражный суд, ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности, принятие мер по взысканию задолженности перед должником и др.
  2. План финансового оздоровления. Включает определение основных мероприятий финансового оздоровления предприятия: маркетинговые, производственные, финансовые, организационные и т. д.

Считаем данную структуру плана внешнего управления неприемлемой по двум причинам: во-первых, часть 1 не имеет отношения собственно к плану внешнего управления, представляя собой последовательный перечень возможных мероприятий внешнего управления; во-вторых, план внешнего управления не есть только план финансового оздоровления.

План внешнего управления — бизнес-план особого вида
План внешнего управления мы определяем следующим образом: это эффективный инструмент планирования в соответствии с потребностями рынка финансово-экономических, технических и управленческих мероприятий по реформированию несостоятельного предприятия, основные цели которых — восстановление платежеспособности и повышение конкурентных преимуществ предприятия-должника.
План внешнего управления представляет собой одну из разновидностей бизнес-планирования, что обусловливает необходимость учитывать при его подготовке все наработанные теорией и практикой управления подходы к составлению обычного бизнес-плана. В то же время план внешнего управления — план особого вида. Особенность состоит в одновременном учете как требований, предъявляемых к плану хозяйственной деятельности должника — юридического лица (важнейшие из них — обоснованность и взаимоувязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов), так и требований Закона о несостоятельности.
План внешнего управления, как и любой иной бизнес-план, — документ, который должен содержать описание поставленной цели, а также качественные и количественные характеристики последовательно осуществляемых действий, направленных на достижение этой цели в установленные сроки. В том случае, если планом задаются какие-либо экономические либо финансовые характеристики и показатели, они должны обосновываться соответствующими прогнозными расчетами и проектировками, методы проведения которых разработаны экономической наукой и апробированы на практике.
Из норм Закона следует, что в плане внешнего управления должен быть отражен размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, попавшим в соответствии со ст. 95 Закона под мораторий. Очевидно, что оценка размера требований кредиторов должна базироваться на данных реестра требований кредиторов, ведение которого осуществляется внешним управляющим, а не на данных бухгалтерского баланса должника на последнюю отчетную дату. Но, учитывая, что кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления, этот реестр может существенно меняться в течение всей процедуры судебной санации. Поэтому оценку размера требований кредиторов, полученную на основе анализа данных реестра, необходимо уточнить исходя из результатов анализа данных инвентаризации обязательств должника. Для того чтобы иметь необходимую для прогнозной оценки результативности процедуры внешнего управления информацию, в план внешнего управления следует включать и расчеты процентов, начисляемых на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и/или обязательным платежам.
Также в плане должен быть отражен размер требований к должнику о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также размер требований о взыскании задолженности по оплате труда. Однако в силу того, что данные требования могут погашаться в период внешнего управления, при расчете прогнозной величины потребности в свободных денежных средствах для расчетов с кредиторами внешнему управляющему следовало бы учитывать эти требования только в той части, которая не может быть погашена в течение периода внешнего управления.
Отметим, что на практике при расчетах с кредиторами суды обязывают внешнего управляющего производить расчеты по второй очереди (требования о взыскании задолженности по оплате труда), относя их к мораториальным со всеми вытекающими последствиями (т. е. с начислением процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ). Подобная практика противоречит законодательству; следовательно, при прогнозировании следует исходить из суммы задолженности по второй очереди на момент введения внешнего управления активами должника.

Это интересно:  Ведомость выдачи сиз образец

    План внешнего управления — план особого вида. Особенность состоит в одновременном учете как требований, предъявляемых к плану хозяйственной деятельности должника — юридического лица (важнейшие из них — обоснованность и взаимоувязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов), так и требований Закона о несостоятельности.

Таким образом, формируется оценка величины потребности в свободных денежных средствах, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Следовательно, задача при разработке плана внешнего управления — найти и показать в плане основные источники формирования у должника средств для расчетов с кредиторами в установленных размерах. Данные средства могут быть сформированы (накоплены) за счет реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности должника.
Состав и структура плана внешнего управления зависят в основном от масштабов предприятия и сферы его функционирования.
Основной задачей при разработке методики подготовки плана внешнего управления несостоятельного предприятия следует считать соответствие ее целям процедуры. Мы выделяем две основные цели, на которые необходимо ориентироваться любому внешнему управляющему:

  • восстановление платежеспособности должника;
  • сохранение возможности осуществления им хозяйственной деятельности.

Реализация мероприятий внешнего управления должна позволять внешнему управляющему не только обеспечивать оплату текущих издержек предприятия и накапливать денежные средства для покрытия кредиторской задолженности, но и содержать перспективу эффективного функционирования предприятия.
Достижение только первой из указанных целей представляется недостаточным условием разработки и реализации плана внешнего управления.
Таким образом, план внешнего управления активами несостоятельного предприятия можно определить как документ, содержащий описание мер по улучшению финансового состояния должника, позволяющих восстановить его платежеспособность по истечении срока внешнего управления при условии сохранения возможности осуществления должником хозяйственной деятельности.

Методика подготовки
Методика подготовки плана внешнего управления несостоятельного предприятия может включать следующие этапы:

  1. Анализ и описание ситуации на предприятии и причин его неплатежеспособности.
  2. Определение требований кредиторов, попавших под мораторий (в соответствии с реестром требований кредиторов).
  3. Расчет начисленных за время моратория процентов на сумму долга в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ.
  4. Определение стратегии внешнего управления (т. е. за счет чего будет достигнут финансовый эффект, а именно реализация дорогостоящего, не используемого в производстве имущества, реализация дебиторской задолженности) и стратегии деятельности предприятия после прекращения процедуры. Они должны соответствовать друг другу. Например, нельзя продать даже дорогостоящее оборудование для погашения долга, если дальнейшее функционирование предприятия при этом станет невозможным.
  5. Описание мер оперативной реструктуризации.
  6. Расчет экономического (финансового) эффекта от осуществления мер оперативной реструктуризации, в том числе реструктуризации имущества, имущественных прав и долговых обязательств.
  7. Оценка размера текущих требований (обязательств предприятия, возникших в период внешнего управления).
  8. Подготовка на основе бюджетирования отчетов о результатах хозяйственной деятельности должника по истечении срока внешнего управления.
  9. Объединение финансовых результатов от осуществления должником хозяйственной и реструктуризационной деятельности с целью подготовки проекта отчета о движении денежных средств за период внешнего управления и определение потребности в оборотных средствах.
  10. Определение источников привлечения заемных средств и стоимости их привлечения.
  11. Сопоставление денежного сальдо на конец срока внешнего управления и размера непогашенных требований кредиторов.

Отметим, что недостаток нормативного обеспечения процедуры подготовки планов внешнего управления на практике постепенно заполнится наработками специалистов и арбитражных управляющих. В то же время любые рекомендации либо «типовые структуры» должны прежде всего исходить из основной задачи и смысла закона — сохранения эффективно функционирующего после расчетов с кредиторами предприятия-должника.

Примечание
1 Юн Г. Б., Таль Г. К., Григорьев В. В. Внешнее управление на несостоятельном предприятии: Учебн.-практ. пособие. — М.: Дело, 2003.

План внешнего управления

В течение месяца с того дня, когда арбитражным судом утвержден внешний управляющий, он должен разработать план внешнего управления должника. Это один из главных документов в такой процедуре банкротства, как внешнее управление, направленной на восстановление платежеспособности должника. Поэтому в плане в первую очередь должны быть прописаны меры по восстановлению платежеспособности, условия и порядок их реализации, а также связанные с этим расходы (п. 1 ст. 106 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закона N 127-ФЗ).

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры:

  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • взыскание дебиторки;
  • продажа определенного имущества должника;
  • исполнение обязательств должника его учредителями, участниками, третьими лицами;
  • замещение активов должника и т.д. (ст. 109 Закона N 127-ФЗ ).

Если говорить о структуре плана внешнего управления, то в нем кроме прочего должно быть прописано обоснование возможности восстановления платежеспособности должника с учетом приводимых в нем мер, причем к определенному (предполагаемому) сроку, который также указывается в плане (п. 2 ст. 106 Закона N 127-ФЗ ). Помимо этого, план внешнего управления должен содержать разграничение компетенции собрания и комитета кредиторов, если такое разграничение не установлено собранием кредиторов или есть основания для перераспределения компетенции (п. 3 ст. 106 Закона N 127-ФЗ ).

Кем утверждается план внешнего управления

В течение 2 месяцев с даты утверждения судом внешнего управляющего он должен созвать собрание кредиторов для рассмотрения плана внешнего управления (п. 1,2 ст. 107 Закона N 127-ФЗ ). По итогам рассмотрения собрание принимает решение об утверждении плана либо решение об отклонении плана и:

  • необходимости открытия конкурсного производства, а также об обращении в суд с соответствующим ходатайством;
  • установлении срока созыва следующего собрания кредиторов, на котором предполагается рассмотреть новый план внешнего управления (не более 2 месяцев с даты принятия решения);
  • освобождении внешнего управляющего от исполнения им своих обязанностей с указанием причин для освобождения (п. 3 ст. 107 Закона N 127-ФЗ ).

Отметим, что план внешнего управления не должен утверждать арбитражный суд. Вместе с тем, представить его в суд нужно в течение 5 дней с даты проведения собрания кредиторов. Если же в течение 4 месяцев с даты введения процедуры внешнего управления утвержденный план так и не будет представлен в суд, как и не будет подано ходатайство об открытии конкурсного производства собранием кредиторов, у суда будут основания для признания должника банкротом и открытия конкурсного производства (п. 4,5 ст. 107 Закона N 127-ФЗ ).

План внешнего управления, реализация которого влечет нарушение чьих-либо прав или законных интересов, по ходатайству этих лиц может быть признан судом недействительным полностью или частично (п. 6 ст. 107 Закона N 127-ФЗ ).

Контроль за выполнением плана внешнего управления осуществляется посредством представления внешним управляющим отчетов о ходе внешнего управления и реализации плана по требованию кредиторов (п. 4 ст. 106 Закона N 127-ФЗ ).

План внешнего управления образец

Внешнее управление с экономической точки зрения представляет собой реструктуризацию организации-должника: введение моратория на удовлетворение требований кредиторов к должнику, восстановление платежеспособности за счет реализации комплекса специальных мер по существу являются элементами финансового реструктурирования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 74 и пунктом 1 статьи 82 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту — Закон) назначенный арбитражным судом для реализации процедуры внешнего управления арбитражный (внешний) управляющий должен разработать план внешнего управления. При этом Законом не предусматривается детальная регламентация формы и содержания плана внешнего управления.

В то же время анализ положений Закона (таких как п.2 ст.76, ст.79., п.1 и п.2 ст. 82, ст.84, ст.85, п.4 ст. 86, п.5 и п.7 ст.87, ст.88 и др.) позволяет выявить общие контуры плана внешнего управления, сделать выводы о целесообразности включения в него некоторых разделов, а также определиться с выбором используемых методов разработки такого плана.

Это интересно:  Лист записи егрюл образец

План внешнего управления — план особого вида, при его разработке необходимо одновременно учитывать:

  • требования Закона к данному документу,
  • требования, предъявляемые к плану хозяйственной деятельности должника — юридического лица.

План внешнего управления , как и любой иной план, — это документ, который должен содержать описание поставленной цели, а также качественные и количественные характеристики последовательно осуществляемых действий, направленных на достижение этой цели в установленные сроки. Приводимые в плане показатели, характеристики и расчеты, должны быть обоснованными и взаимоувязанными.

Поскольку внешнее управление — это процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (статья 2 Закона), то для оценки ее результативности большое значение имеет законодательно установленный критерий восстановления платежеспособности должника.

В отличие от Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», в котором такой критерий отсутствовал, статьей 82 Закона установлено, что платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, установленных статьей 3 Закона.

Практически это означает, что необходимо в установленные сроки внешнего управления удовлетворить требования кредиторов (либо прекратить его обязательства иным способом) таким образом, чтобы к моменту окончания внешнего управления (либо к окончанию периода расчетов с кредиторами) у него отсутствовала задолженность перед кредиторами по денежным обязательствам и перед бюджетами и внебюджетными фондами по обязательным платежам, просроченная более чем на три месяца.

Следует особо подчеркнуть, что в соответствии со статьей 70 Закона удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления , в период внешнего управления не допускается.

В том случае, если внешнее управление завершено восстановлением платежеспособности должника (пункт 3 статьи 92) , расчеты с кредиторами осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 94 Закона .

Из данных норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что в плане внешнего управления должен найти отражение размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, попавшим в соответствии со статьей 70 Закона под мораторий.

При этом необходимо учитывать, что в течение срока действия моратория неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты не начисляются, а на суммы основного долга по денежным обязательствам и недоимки по обязательным платежам, имеющиеся на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в размере и порядке, которые предусмотрены ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации .

Практика применения данной нормы свидетельствует о том, что при проведении прогнозных расчетов в качестве базовой ставки для определения величины процентов, начисленных на величину мораториальных требований кредиторов, используется ставка рефинансирования, установленная Центральным Банком Российской Федерации на дату введения внешнего управления .

Оценка размера требований кредиторов должна базироваться на данных реестра требований кредиторов, ведение которого осуществляется внешним управляющим (статья 15 закона), а не на данных бухгалтерского баланса должника на последнюю отчетную дату.

Для того чтобы иметь необходимую для прогнозной оценки результативности процедуры внешнего управления информацию, в план внешнего управления следует включать и расчеты процентов, начисляемых на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам.

Кроме мораториальных требований, в плане должен найти отражение и размер требований к должнику о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании задолженности по оплате труда. Однако в силу того, что данные требования могут погашаться в период внешнего управления, при расчете прогнозной величины потребности в свободных денежных средствах для расчетов с кредиторами, внешнему управляющему следовало бы учитывать эти требования только в той части, которая не может быть погашена в течение внешнего управления .

Так формируется оценка величины потребности в свободных денежных средствах, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Следовательно, главная задача, подлежащая решению при разработке плана внешнего управления — найти и показать в плане основные источники формирования у должника средств для расчетов с кредиторами в установленных размерах.

Данные средства могут быть сформированы (накоплены) за счет реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности должника. Статьей 85 Закона предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • ликвидация дебиторской задолженности;
  • продажа части имущества должника;
  • уступка прав требования должника;
  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
  • продажа предприятия (бизнеса) должника;
  • иные способы восстановления платежеспособности должника.

Как уже отмечалось, процедура внешнего управления является процедурой глубокой финансовой реструктуризации должника — юридического лица за счет мобилизации его внутренних и внешних ресурсов и резервов в целях достижения и последующего укрепления финансовой стабильности. Поэтому описанию включаемых в план внешнего управления конкретных мер и мероприятий по восстановлению платежеспособности, а также изложению последовательности, оценки затрат и результатов их реализации должно быть уделено особое внимание. Анализ сроков реализации намеченных мер, результатов их реализации в сопоставлении с необходимыми затратами, позволит определить общие подходы к прогнозированию денежных потоков должника в период внешнего управления .

При прогнозировании поступлений (или притоков) средств к должнику необходимо определить их основные источники .

Так например, одним из важнейших источников поступления средств к должнику является выручка по основной деятельности, прогнозирование которой следует осуществлять с учетом результатов реализации мер, направленных на повышение эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятия, в том числе связанных с перепрофилированием производства, изменением номенклатуры выпуска продукции и услуг, изменением объемов выпуска и др.

Кроме того, в качестве источников поступлений следует рассматривать реализацию части имущества должника, взыскание дебиторской задолженности и т. д. Необходимо особо отметить, что одним из источников поступлений (притоков) являются амортизационные отчисления. В ряде случаев для реализации плана внешнего управления удается привлечь финансовые ресурсы третьих лиц.

В целях повышения обоснованности разрабатываемого плана внешнего управления в том случае, когда стратегией его реализации предусматривается продажа предприятия (бизнеса) должника, необходимо включать в план внешнего управления мероприятия по проведению оценки бизнеса должника.

В то же время для проведения прогнозных расчетов целесообразно уже на стадии разработки плана внешнего управления проводить оценку бизнеса доходным методом, поскольку использование данного методического подхода позволяет наиболее адекватно оценить потенциальные выгоды будущего инвестора (покупателя) от приобретения данного бизнеса. При проведении оценки стоимости бизнеса в части прогнозирования денежных потоков следует базироваться на положениях статьи 86 закона .

Прогноз расходов должника, помимо затрат на осуществление его хозяйственной деятельности, должен учитывать результаты реализации намеченных мер по восстановлению платежеспособности должника, таких как закрытие нерентабельных производств, снижение производственных и непроизводственных издержек и др.

Кроме того, в числе расходов (или оттоков средств) должника следует учитывать расходы на реализацию части имущества должника и (или) предприятия (бизнеса) должника, расходы на реализацию иных мер по восстановлению платежеспособности, расходы на судебные издержки и осуществление внешнего управления , а также расходы на удовлетворение требований к должнику граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании задолженности по оплате труда.

Результатом прогнозирования поступлений средств и их расходов в период внешнего управления является определение величины свободных средств, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.

Для повышения обоснованности прогнозных расчетов представляется целесообразным осуществлять их по вариантам, что вполне согласуется с основными принципами экономического прогнозирования. При этом достигается необходимая гибкость плана внешнего управления , позволяющая арбитражному управляющему совместно с кредиторами должника в процессе реализации плана избирать в рамках разработанного плана внешнего управления оптимальную стратегию осуществления мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, в зависимости от изменения конкретных условий.

При разработке плана внешнего управления уделяется большое внимание срокам реализации процедуры внешнего управления:
план внешнего управления должен предусматривать срок восстановления платежеспособности должника. Следует отметить, что данное требование Закона зачастую имеет существенное значение при решении вопроса о наличии либо отсутствии возможности восстановления платежеспособности должника, поскольку прогнозирование денежных потоков должника проводится в определенном периоде, на конец которого осуществляется расчет суммы накопленных свободных средств для расчетов с кредиторами.

Исходя из установленной Законом процедуры продления срока внешнего управления (статья 84), следует предположить, что в плане внешнего управления должны содержаться достаточные основания (плановые проектировки, прогнозные расчеты), которые позволяют сделать выводы о том, что продление срока внешнего управления приведет к восстановлению платежеспособности должника.

Разработчики плана внешнего управления должны учитывать следующие требования Закона :

  • в соответствии со статьей 87 Закона в плане внешнего управления может быть предусмотрен порядок продажи имущества должника и установления его начальной цены, которые могут быть изложены в разделе плана, посвященного реализации данных мер;
  • в соответствии со статьей 88 Закона в плане внешнего управления (в его соответствующем разделе) может быть предусмотрен порядок уступки прав требования должника;
  • в соответствии со статьей 95 Закона план внешнего управления может содержать мероприятия, направленные на достижение соглашений об отступном или о новации обязательства, либо о прекращении обязательств иным образом;
  • в соответствии со статьей 120 Закона план внешнего управления может содержать мероприятия, направленные на достижение мирового соглашения между должником и его кредиторами.
Это интересно:  Коллективный договор без профсоюза образец

План внешнего управления должен содержать порядок, в котором внешний управляющий отчитывается перед кредиторами о ходе внешнего управления.

Таким образом, основываясь на требованиях закона к разрабатываемому арбитражным управляющим плану внешнего управления, можно сделать вывод о том, что в план внешнего управления целесообразно включать следующие разделы :

  • Общая характеристика должника.
  • Финансовое состояние должника.
  • Прогноз величины денежных средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов.
  • Меры по восстановлению платежеспособности должника.
  • Обоснование возможности восстановления платежеспособности должника (в пределах установленного срока внешнего управления либо при продлении срока внешнего управления).
  • Порядок и сроки реализации плана внешнего управления.

Разумеется, в каждом конкретном случае в план внешнего управления могут включаться и иные разделы, отражающие как специфику должника, так и особенности избранной кредиторами стратегии восстановления его платежеспособности.

Кроме того, при разработке плана внешнего управления необходимо учитывать особенности процедур банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц, и, в первую очередь, сельскохозяйственных и градообразующих организаций.

Особой спецификой, вне всяких сомнений, будут отличаться планы внешнего управления , разрабатываемые, например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В то же время необходимо подчеркнуть, что от обоснованности и проработанности плана внешнего управления во многом зависит успех реализации процедуры внешнего управления.

Однако практика показывает, что при формировании плана внешнего управления далеко не всегда оказываются вскрытыми все имеющиеся возможности радикального финансового оздоровления предприятия. Подчас планы внешнего управления представляют собой только лишь перечень слабо обоснованных мероприятий и отдельные, не взаимоувязанные элементы производственной программы. Существенным недостатком планов внешнего управления может стать отсутствие проработанных вариантных расчетов денежных потоков.

Но основная сложность разработки плана внешнего управления заключается в жестком ограничении периода, отведенного на реализацию программы финансового оздоровления должника.

Очевидно, что формирование и реализация плана внешнего управления требует высокой экономической и юридической квалификации разработчиков, а также значительных трудозатрат, что обуславливает необходимость привлечения арбитражным управляющим к решению данной задачи соответствующих специалистов.

Оценка в процедурах банкротства.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» содержит в статье 102 прямые нормы о необходимости проведения оценки принадлежащего должнику имущества с привлечением независимого оценщика. Данная норма относится к процедуре конкурсного производства.

Однако, исходя из смысла данного Закона и в других процедурах банкротства может возникнуть потребность в проведении оценки принадлежащего должнику имущества или бизнеса. Так, в соответствии со статьей 51 Закона необходимо определить ликвидность принадлежащего должнику имущества, в соответствии со статьей 87 Закона — определить начальную цену имущества должника, подлежащего продаже в процедурах внешнего управления, а в соответствии со статьей 86 — определить начальную цену предприятия (бизнеса) должника.

Законом установлено, что затраты на привлечение соответствующих специалистов и оплату их услуг относятся на имущество должника. В том случае, когда принадлежащего должнику имущества недостаточно для оплаты данных услуг, кредиторы должны установить иной источник оплаты этих расходов.

Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, в процессе внешнего управления к организации — должнику применяются различные меры по восстановлению его платежеспособности. Среди установленных Законом мер по восстановлению платежеспособности должника особое место занимает продажа предприятия (бизнеса) должника. Необходимость определения начальной цены продажи бизнеса, предусмотренная статьей 86 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дает широкие возможности для использования методов оценки и привлечения профессиональных оценщиков в рамках внешнего управления .

Следует отметить, что процедура продажи предприятия как единого имущественного комплекса была впервые установлена статьей 132 Гражданского Кодекса Российской Федерации . В соответствии с положениями данной статьи предприятие признается объектом гражданских прав и представляет собой имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Из этого следует, что предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. Кодекс содержит нормы, регулирующие общий порядок продажи предприятия.

Необходимость введения в Закон о банкротстве специальных норм о продаже предприятия в рамках внешнего управления обусловлена в первую очередь потребностью в освобождении должника от долгов и обеспечении возможности продолжения его хозяйственной деятельности.

Продажа предприятия (бизнеса) предусматривает отчуждение всех видов имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности должника, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, принадлежащие должнику, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам. При этом денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не включаются в состав предприятия.

Все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю, а работники не лишаются права расторгнуть трудовой договор с новым собственником предприятия.

По общему правилу продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона. Однако Законом предусмотрено, что продажа градообразующей организации может проводиться и путем проведения конкурса.

Если торги проводятся в форме конкурса, его условия подлежат одобрению комитетом кредиторов или собранием кредиторов. Условия продажи могут быть различными. Их можно подразделить на инвестиционные и социальные.

К социальным условиям относятся: сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников; ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо на прекращение их использования; реализация мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан. Инвестиционные условия могут предусматривать осуществление в отношении объекта продажи мероприятий по его реконструкции, приобретению оборудования определенных видов, модернизации и расширению производства.

Следует отметить, что определение начальной цены стоимости предприятия (бизнеса) должника имеет исключительное значения для реализации данной меры в рамках внешнего управления .

В связи с этим необходимо ответить на вопрос о том, какие методы оценки целесообразно использовать при определении начальной цены предприятия (бизнеса) должника, для чего следует определить цели проводимой оценки.

Представляется очевидным, что продажа предприятия (бизнеса) должника реализуема в процедурах внешнего управления только в случае наличия инвесторов (покупателей), заинтересованных в приобретении данного бизнеса. Таким образом, целью оценки будет являться определение инвестиционной стоимости предприятия.

При этом, текущая стоимость будущих доходов, которые может получить новый собственник от приобретаемого предприятия (бизнеса) должника, представляет собой верхний предел рыночной цены данного бизнеса со стороны покупателя, и является той ценой, по которой внешний управляющий должен стремиться продать предприятие (бизнес) должника. То есть основными принципами оценки предприятия (бизнеса) должника в данном случае должны стать принципы доходности и ожидания.

Поскольку целью продажи бизнеса в процессе внешнего управления является не ликвидация должника, а сохранение его как действующего хозяйственного субъекта, предполагается, что бизнес должника имеет благоприятные перспективы развития после освобождения от долговых обязательств.

Из вышеизложенного следует, что доходный подход является одним из приоритетных методов для определения стартовой цены предприятия при продаже бизнеса должника с точки зрения инвестиционных мотивов, когда инвестор стремиться приобрести не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных ценностей и т. д., а поток будущих доходов, который позволяет ему окупить вложенные средства и получить прибыль. В то же время и иные методы оценки могут быть востребованными для определения стартовой цены предприятия (бизнеса) должника.

Завершая рассмотрение места и роли оценки в процедурах банкротства, а также особенностей применения ее методов при определении начальной цены предприятия (бизнеса) должника во внешнем управлении , следует отметить, что данная мера по восстановлению платежеспособности должника является одним из самых радикальных способов его реструктуризации.

Статья написана по материалам сайтов: www.cfin.ru, glavkniga.ru, ozenka-biznesa.narod.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector