Основные принципы избирательного права рф

Принципы избирательного права России – основополагающие начала российского законодательства о порядке избрания высших органов власти РФ и ее субъектов, установленные Конституцией РФ.

Принципы: 1) всеобщность; 2) равность; 3) прямота; 4) тайность.

Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принадлежности, вероисповедания и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей либо кандидатов на ту или иную выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).

Ограничение в избирательных правах граждан не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (например, граждане, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда).

Избирательные права граждан РФ: 1) право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов; 2) участвовать в предвыборной агитации; 3) участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов; 4) принимать участие в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Реализацию принципа всеобщего избирательного права обеспечивает право граждан участвовать в управлении делами государства. Благодаря этому праву граждане РФ могут влиять на принятие и исполнение государственных решений, государственную политику путем определения своих представителей, лиц, в обязанности которых входит защита интересов избирателей.

Граждане РФ осуществляют свое право участвовать в управлении делами государства непосредственно, так как волеизъявление избирателей на выборах, референдумах является прямым, кроме того, граждане РФ могут лично участвовать в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти.

Принцип равности избирательной системы РФ содержит в себе элементы: 1) каждый избиратель обладает только 1 голосом (реализацию однократного волеизъявления граждан на выборах обеспечивает наличие списков избирателей по месту их жительства, где избиратели могут проголосовать только 1 раз на основании паспорта гражданина РФ); 2) участие в выборах граждан РФ на равных основаниях (ни один избиратель не может иметь привилегии по отношению к другим избирателям, в случае же ограничения кого-либо в их правах либо предпочтении голосов одних избирателей перед другими выборы могут быть признаны недействительными).

Принцип прямоты означает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно за кандидатов, а не за специальных представителей, которые в последующем будут вправе избирать кандидатов на выборную должность.

Выборы в РФ тайные, т. е. голосование на выборах всех уровней и во все органы власти осуществляется только тайно – избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражающего свое волеизъявление.

Этот принцип обеспечивает свободное выражение воли граждан РФ и исключает возможность давления со стороны других лиц путем угроз.

Принципы избирательного права

На конституционном уровне закрепляются принципы российского избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, имеющие определяющее значение для института выборов, выражающие сущность народовластия.

Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет следующие принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» 2002 г. добавляет еще добровольность.

Всеобщее избирательное право. Каждый гражданин России независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеет право избирать и быть избранным.

Равное избирательное право. Этот принцип предполагает равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов: каждый избиратель имеет один голос и все голоса имеют равный вес. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей или избирателей округа.

Прямое избирательное право. Избиратель голосует на выборах за или против кандидатов или списка кандидатов непосредственно.

Тайное голосование. Этот принцип состоит в исключении возможности какого-нибудь контроля за волеизъявлением. В советской истории тайное голосование повсеместно стало применяться только после принятия Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов избирали на собраниях избирателей открытым голосованием.

Добровольность. Участие в выборах в РФ является свободным и добровольным — никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Прийти на избирательный участок — это гражданский долг каждого избирателя, однако в нашей стране за неучастие в выборах (абсентеизм) не наступает какой-либо юридической ответственности.

Принципы избирательного права

Установим состав принципов избирательного права, а также рассмотрим содержание каждого принципа.

В большинстве стран принципы выборов устанавливаются на конституционном уровне, а их подробное регулирование реализуется посредством принятия специальных избирательных законов (конституционных или органических законов). В ряде государств имеются избирательные кодексы (Франция, Молдова).

В конституциях зарубежных стран часто находят отражение принципы активного избирательного права (право избирать). Выделяют следующие принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое, тайное, а в ряде случаев принцип свободных выборов (добровольности).

Всеобщее избирательное право представляет собой совокупность правовых требований, согласно которым все граждане независимо от пола, языка, расы, конфессии, социального и имущественного положения, политических убеждений имеют право голоса и могут быть избранными. Этот принцип входил в практику постепенно, в течение долгого времени. Например, ещё в начале XX века около трети мужчин и все женщины не имели избирательных прав.

В современных обстоятельствах круг лиц, которые принимают участие в выборах, достаточно широк. Не противоречит всеобщности избирательного права то, что к гражданам предъявляется совокупность требований, согласно которым они могут принять участие в избирательных процедурах.

Это интересно:  Росреестр квитанция об оплате гос регистрации права

Принцип всеобщности предполагает наличие законодательных ограничений в виде так называемых избирательных цензов: ценз гражданства, ценз оседлости, ценз языка, возрастной ценз и т.п.

Принцип равенства означает, что при реализации активного избирательного права каждый имеет равную для всех возможность влиять на результаты выборного процесса.

Относительно реализации пассивного избирательного права подразумевается гарантия претендентам равных условий при участии в избирательной кампании. Запрещено установление в законе различных преимуществ либо ограничений для отдельных кандидатов, которые баллотируются на выборные публичные должности.

Равенство активного избирательного права реализуется предоставлением каждому равного количества голосов, при этом все голоса имеют равный вес. В обществе работает демократическое правило: «один избиратель – один голос».

Раннее нарушением принципа равного избирательного права являлся так называемый плюральный вотум (т.е. множественное голосование). В соответствии с ним одни избиратели в зависимости от обстоятельств имели больше голосов, нежели другие.

Ярким проявлением плюрального вотума следует назвать куриальные выборы, при которых население делится на несколько групп с неравным представительством. В настоящее время в некоторых случаях куриальные выборы имеют целью обеспечение определенной квоты в представительных органах власти подвергаемой дискриминации части населения (этнические меньшинства, женщины и т.д.).

Принцип равенства также предполагает, что все граждане принимают участие в выборах на равных основаниях, т.е. по численности избирательные округа должны быть одинаковыми (либо примерно одинаковыми). Данная проблема решается обеспечением единой нормы представительства: на одного депутата должно приходиться одинаковое количество жителей либо избирателей округа.

Процесс нарезки избирательных округов называется «избирательная география» или «джерримендеринг». При выделении округов запрещено нарушать границы административно-территориальных единиц. По этой причине разрешено отклонение в численности населения отдельных избирательных округов на 25–30%. Однако существует ряд способов реализации избирательной географии, которые позволяют администрации и властным институтам провести нарезку избирательных округов таким образом, который обеспечивает им несправедливые конкурентные преимущества.

Принцип тайного голосования как принцип избирательного права проявляется в том, что индивид отдает свой голос без ведома других лиц, что устраняет возможность осуществления какого-либо контроля за его волеизъявлением.

Голосование может быть как очным, когда человек сам приходит к месту голосования, так и заочным, когда волю избирателя по его поручению реализуют иные лица. В некоторых странах (например, Германия, Дания) гарантируется реализация избирательных прав граждан, которые находятся вне места своего постоянного проживания, путем разрешения им голосовать по доверенности или по почте.

Применяя очную форму голосования, в большинстве государств избиратель оформляет бюллетени, которые могут быть официальными (специально созданными государством) и неофициальными (в виде обычного листа бумаги, куда избиратель вносит фамилии кандидатов).

Открытое голосование является альтернативой тайному голосованию. Открытое голосование может быть как простым, так и поименным. При простом голосовании голосующие делают выбор открыто, однако мнение каждого избирателя не фиксируется. Напротив, при поименном голосовании позиция каждого голосующего подвергается публичной огласке.

Принцип добровольности как принцип избирательного права предполагает, что избиратель самостоятельно принимает решение об участии в избирательном процессе. Органы государственной и муниципальной власти, должностные и другие лица не имеют права принуждать голосующих к участию либо неучастию в выборах. Подобный подход называется свободным вотумом избирателя.

В большинстве государств участие в выборах признается свободным и добровольным. Оно является гражданским долгом каждого гражданина, однако за неучастие в выборах (абсентеизм) обычно не предусмотрено какой-либо юридической ответственности.

Существуют различные причины проявления абсентеизма избирателей: безразличие к выборам, аполитичность, проявление гражданского протеста, наличие объективных поводов (тяжелая болезнь, отпуск, удаленность избирательных участков и т.д.). Имеются различные меры борьбы с уклонением от голосования, они могут включать не только наказание, но и поощрение за участие в выборах.

В ряде государств присутствует обязательный вотум, который представляет собой юридическую обязанность избирателей по участию в голосовании. За нарушение данной обязанности могут быть предусмотрены различные санкции: наложение штрафа (в Египте – 1 доллар, в Турции – 14 долларов), запрет занимать должности в государственных и муниципальных органах (в Аргентине – на протяжении трех лет). Также могут быть предусмотрены и моральные санкции. Например, в Италии мэр коммуны имеет право вывесить для всеобщего сведения список избирателей, которые без уважительных причин не участвовали в голосовании. В некоторых стран практикуется объявление порицания в судах, публикация в СМИ фамилий граждан, которые не участвовали в выборном процессе.

В государствах с обязательным вотумом уровень участия избирателей в выборах составляет 90% и более. Во многих развитых странах в настоящее время на парламентских выборах принимают участие лишь около 50% граждан, которые обладают правом голоса.

Принципы избирательного права

Читайте также:

  1. I. Принципы, определяющие порядок образования и преобразования муниципальных образований.
  2. II. Принципы, определяющие порядок установления и изменения границ муниципальных образований.
  3. Административная юрисдикция: общие черты, принципы.
  4. Административного права.
  5. Административный договор как источник административного права.
  6. Аллергический риносину­сит: этиология, патогенез, клиника, этапы диагностики, принципы лечения.
  7. Б. Отмена крепостного права.
  8. Базовые принципы консолидации
  9. Базовые принципы социального проектирования
  10. Баланс банка и принципы его построения
  11. Банки как субъект налогового права.
  12. Банковская деятельность и принципы ее осуществления

Конституционно — правовые принципы избирательного права — это его основополагающие нормы, в которых в концентрированном виде выражается демократическое содержание избирательного права.

Принципы избирательного права представляют собой исходные правовые предписания, в соответствии с которыми строится правовое регулирование избирательных отношений на всех его стадиях от правотворчества в сфере избирательного права (принимаемые в Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты должны опираться на эти принципы) до реализации избирательно-правовых норм (участники избирательно-правовых отношений в

Это интересно:  Материальные и процессуальные нормы бюджетного права

процессе осуществления своих прав и обязанностей, применения норм избирательного права должны сообразовывать свои действия с принципами избирательного права).

Принцип всеобщего избирательного права раскрывается в ст. 4 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях. », где говорится о том, что граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления по достижении определенного возраста независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Этому принципу не противоречит установление в ст. 32 Конституции Российской Федерации, на не участие в выборах граждан, признанных судом недееспособными, а также граждан, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Право на обладание субъективным избирательным правом, как и любым другим политическим (гражданским) конституционным правом, связывается с принадлежностью к гражданству Российской Федерации.

В Российской Федерации Федеральным законом «Об основных гарантиях. » впервые иностранцам предоставлена возможность принимать участие в выборах при определенных условиях. Согласно части 10 ст. 4 закона в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. Это относится к гражданам Армении (право участия в местном референдуме), Белоруссия, Казахстан и Киргизия (право участия в муниципальных выборах).

Условием реализации избирательного права является достижение определенного возраста (возрастной ценз). Граждане вправе реализовывать свое активное избирательное право (право избирать) с восемнадцатилетнего возраста наступления общей конституционной дееспособности. Возрастной ценз пассивного избирательного права (права быть избранным) устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Он различен в зависимости от вида органа, должности, в который (на которую) избирается гражданин.

Так, согласно ст. 81 и 97 Конституции Российской Федерации, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет, а депутатом Государственной Думы — гражданин, достигший 21 года. Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях. » установлено, что минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

В отношении пассивного избирательного права ограничения, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией Российской Федерации. Так, Президентом Российской Федерации может стать гражданин, постоянно проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции Российской Федерации).

Законодательством в качестве ограничения пассивного избирательного права предусмотрен также ценз неизбираемости, т.е. невозможности для лица баллотироваться кандидатом. В соответствии со ст. 81 Конституции Российской Федерации одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях. В отношении активного избирательного права равенство избирателей достигается двумя способами. Во-первых, каждому избирателю предоставляется равное количество голосов (в одномандатном округе — один голос, в многомандатном — количество голосов, равное числу распределяемых мандатов). Избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей и соответственно участвует в голосовании только один раз. Во-вторых, на выборах образуются примерно равные по численности избирателей избирательные округа. Таким образом, достигается «одинаковый вес» голосов избирателей. Основные требования по образованию избирательных округов при проведении выборов в Российской Федерации содержатся ст. 18 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях. ».

В отношении пассивного избирательного права принцип равенства означает предоставление равных возможностей для регистрации кандидатов, равенство статуса зарегистрированных кандидатов, одинаковый максимальный размер избирательных фондов, равенство условий при проведении предвыборной агитации.

Принцип прямого избирательного права означает, что избиратели голосуют на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления непосредственно. Данный принцип получил свое закрепление в ст. 3 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях. » и распространяется на все виды выборов в Российской Федерации.

Принцип тайного голосования предполагает недопустимость какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Для обеспечения тайны голосования избирательные бюллетени не нумеруются (не маркируются иным образом, позволяющим определить принадлежность бюллетеня конкретному избирателю), избирателю предоставляется возможность заполнить бюллетень для голосования в специально оборудованной кабине, в которой не допускается присутствие посторонних лиц. Избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

Принцип свободных выборов означает, что граждане участвуют в выборах добровольно без какого-либо принуждения со стороны государства. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях. » участие гражданина в выборах является свободным и добровольным.

Избирательное законодательство может предусматривать признание выборов состоявшимися вне зависимости от числа избирателей, принявших участие в голосовании или же устанавливать минимальный процент избирателей, участие которых необходимо для признания выборов состоявшимися. При проведении выборов Президента Российской Федерации, выборы признаются не состоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей.

Неучастие избирателей в выборах в мировой практике получило название «абсентеизм». Принцип свободных выборов помимо добровольного участия предполагает наличие у избирателя свободы выбора при голосовании. Это обеспечивается альтернативностью выборов, а также всем демократическим конституционным строем государства, в котором свобода личности закрепляется как высшая ценность, признаются и обеспечиваются права на свободу собрания и объединения, свободу мысли, слова, информации.

Это интересно:  Как поменять права на международные

К принципам организации и проведения выборов относятся:

принцип периодичности и обязательности проведения выборов,которыйозначает, что выборные органы осуществляют свои полномочия в течение определенного срока, по окончании которого обязательно должны быть проведены новые выборы. Срок полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления устанавливается соответственно Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Устанавливаемый срок полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также срок полномочий однократно избранных депутатов не может быть более пяти лет. Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов не допускается (ст. 8 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях. »), за исключением случая, установленного пунктами 6 и 9 статьи 81.1 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях …»

Организационно-правовым выражением принципа обязательности проведения выборов являются порядок и сроки назначения выборов. В частности, решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

Также, в соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях. » выборы назначаются уполномоченными на то органами или должностными лицами в соответствии со сроками, закрепленными в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, конституциях, уставах, законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований, и проводятся избирательными комиссиями. В случае если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, а также при отсутствии уполномоченного на то органа или должностного лица выборы назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией. В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо, либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы, а также, если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях. », выборы по заявлению избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции.

Открытость и гласность выборов относятся к универсальным принципам организации выборных институтов публичной власти. Федеральное избирательное законодательство содержит совокупность норм, обеспечивающих реализацию данного принципа в деятельности избирательных комиссий на всех стадиях избирательного процесса, а также открытость и гласность избирательных компаний для всех участников избирательного процесса кандидатов, избирательных объединений, блоков, избирателей. Так, гласность обеспечивается, в частности, введением в избирательный процесс института наблюдателей, требованием закона о систематической публикации в средствах массовой информации сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, обязательность официальной публикации полных данных о результатах выборов в объеме данных протоколов избирательных комиссий всех уровней.

Альтернативность выборов означает, что на один мандат претендуют как минимум два кандидата. Принцип альтернативности выборов получил свое закрепление частями 33 и 35 статьи 38 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях. », в соответствии с которыми, если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат, список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Исключением является, если в одномандатном или едином избирательном округе окажется зарегистрированным один кандидат, голосование по одной кандидатуре допускается при проведении повторного голосования, а также (если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации) на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Принцип подлинных выборов означает, что выборы должны выявлять свободно выраженную волю народа и приводить к ее осуществлению. Политическая воля избирателей, выражаемая ими при голосовании, формируется различными путями в период между выборами — благодаря деятельности политических партий, государственных органов, и непосредственно в течение избирательной кампании — с помощью предвыборных программ кандидатов и избирательных объединений, их предвыборной агитации.

Средством обеспечения этого принципа, помимо требований альтернативности выборов, тайного голосования, является информирование политическими силами, борющимися на выборах, избирателей о своих взглядах, программах, проведение ими предвыборной агитации.

К основным принципам избирательного процесса относятся такие принципы, как осуществление организации и проведения выборов специально создаваемыми независимыми органами — избирательными комиссиями, непрерывность и поступательность, законность, гласность (открытость) избирательного процесса, равноправие однопорядковых субъектов избирательного процесса, документальность избирательного процесса.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, lecu.ru, studopedia.su.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector