Способы реализации права на жилище

Одним из ключевых социально-экономических прав гражданина считается право на жилище, которое определяет Конституция России.

Понятие и содержание права человека на жилище

Одним из ключевых социально-экономических прав гражданина считается право на жилище, которое определяет Конституция России (п.1 ст. 40). Определить содержание права на жилище возможно, указав на его ключевые составляющие:

  • Данное право заключается в том, что государство дает гарантию каждому человеку, проживающему на территории России, иметь возможность использовать то жилище, которым он владеет. Конституционное право граждан на жилище закрепляет ст. 23 Основного закона про неприкосновенность личной жизни и ст. 25, в которой провозглашены принципы жилищной неприкосновенности.
  • Право человека на жилище состоит в том, что государство берет обязательства оказывать содействие в том, чтобы каждый гражданин России был обеспечен жилищем, а также создает условия для приобретения иного жилья, для улучшения своих жилищных условий.

Гарантии реализации права на жилище

Политика государства, в том числе и жилищная, сегодня обусловлена состоянием экономики и сложившейся социально-политической ситуацией, поэтому переориентация на рыночные отношения является неизбежной. Это значит, что человек в первую очередь сам несет ответственность за создание для себя соответствующих условий проживания. Также неизбежными являются ограничения в использовании льгот в этой сфере, так как одна категория лиц получает их за счет остальных категорий. И, тем не менее, государство старается обеспечить право на жилище каждого человека минимальными гарантиями, в связи с чем на органы государственной власти и местного самоуправления возлагаются обязательства обеспечить базу.

Через создание условий, позволяющих человеку осуществлять право на жилище, государство решает несколько задач:

  • Формируется базис для развития рыночных отношений в жилищной сфере: происходит развитие рынка недвижимого имущества, рынка земельных участков для возведения жилья и т.д. Одновременно предоставляется поддержка нуждающимся и малообеспеченным через предоставление им льготного жилья, например, заключается договор социального найма.
  • Обеспечивается надзор за внедрением жилищного законодательства и защитой прав и интересов человека в жилищной сфере: ведется учет лиц, которые нуждаются в жилье, обеспечивается контроль за соответствием санитарным и техническим нормативам, за эксплуатацией и сохранностью жилищного фонда, обеспечивается защита и гарантия прав и интересов лиц, которые покупают жилье и эксплуатируют его на законных основаниях и т.д.

Согласно ст. 40 Конституции России любой человек обладает определенными гарантиями осуществления своего права на жилище:

  • гарантия постоянного использования помещения, которое занимает человек на условиях найма в зданиях различных жилищных фондов, участия в кооперативах, приобретенного на основании различных договоров и на других основаниях, которые допускаются законодательной базой России;
  • гарантия улучшения легитимными способами жилищных условий для человека;
  • гарантия возможности строить или покупать жилое помещение за счет личных сбережений, привлекая государственные денежные субсидии или банковские кредиты;
  • гарантия передачи помещения третьим лицам на основании контракта коммерческого найма;
  • создание для жителей безопасной среды проживания;
  • невозможность произвольно лишать человека его права на жилище.

Способы реализации конституционного права на жилище

Конституционное право граждан на жилище внедряется через систему мер содействия лицам, которые хотят сделать лучше условия проживания. В п. 2 ст. 40 Конституции России зафиксировано, что поощряется возведение жилья и создание условий для использования человеком своего права на жилище.
Так, граждане, которые не имеют жилья, могут рассчитывать на поддержку государства, которое развивает постройку домов различных жилищных фондов, предназначенных для предоставления по договору найма, а также через использование системы льгот и субсидий по оплате строительных и ремонтных работ.

Органы государственной власти и местного самоуправления должны:

  • дать возможность гражданам получить налоговую льготу или кредитную поддержку при возведении или покупке жилья;
  • обеспечить продажу участков земли для жилищного строительства на соответствующих территориях;
  • помочь в получении различных льгот предпринимателям и организациям, которые осуществляют строительные работы, ремонт жилищного фонда;
  • поддерживать финансовые учреждения, которые выдают льготные кредиты и т.д.

Граждане, проживающие в России, могут рассчитывать на получение субсидий, которые позволяют оплачивать жилье в рамках определенных нормативов, с учетом общего дохода семьи. При строительстве или покупке можно рассчитывать на взятие ссуды под залог, например, недвижимого имущества, а также под гарантии органов государственной власти или же под гарантии общественных объединений.

Человеку, который проводит строительство или покупает жилье за личные средства или за счет целевого займа, предоставляются налоговые льготы. Лица, которые осуществляют индивидуальное строительство без использования наемного труда, в случае потери работы не по своей вине в течение двух лет получают дотации в порядке, определенном законодательством России для безработных, которые принимают участие в общественных работах.

Рыночная система экономики вызвала необходимость внедрения государством вспомогательных гарантий оказания помощи нуждающимся в жилье, в том числе малоимущим. Для некоторых категорий, таких как инвалиды ВОВ и лица, которые к ним приравниваются, ветераны войны, семьи, чей доход ниже прожиточного минимума и др., предусмотрена возможность получить жилье на условиях подписания договора найма в домах, принадлежащих государственному, муниципальному и прочим жилищным фондам, безвозмездно или за приемлемую цену.

Анализируя положения Основного закона России и прочих нормативных актов, можно выделить также формы реализации права на жилище. А именно:

  • покупка или возведение жилища за личные средства без ограничения жилой площади;
  • приобретение жилого помещения за счет использования безвозмездных субсидий, банковской ипотеки, различных ссуд и на прочих законных основаниях, таких как принятие в дар, наследование и т.д.;
  • приобретение жилого помещения в доме, принадлежащем государственному или муниципальному жилищному фонду социального назначения на условиях договора найма.

Прочие формы жилищного обеспечения в России имеют временный характер. К ним относятся:

  • служебные помещения;
  • специализированные помещения: общежитие, дом-интернат и т.д.;
  • жилое помещение, предоставленное по контракту безвозмездного пользования;
  • помещения, которые предоставляются на условиях коммерческого найма в домах, принадлежащих к различным фондам.

Таким образом, в законодательстве сформирована мощная база для обеспечения условий реализации права человека на жилище.

ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЖИЛИЩНОГО ПРАВА

Право граждан на жилище и способы его реализации в условиях рыночной экономики

Жилищная проблема — одна из основных в социальной сфере. Жилье занимает важное место в жизни человека в любом обществе и всегда является объектом внимания государства.

К середине 1990-х гг. в очереди на получение жилья стояло около 10 млн российских семей, из которых 1,3 млн семей ожидали жилье более 10 лет. В коммунальных квартирах проживали 4,5 млн семей; в общежитиях — 6,5 млн человек, более 20% жилищного фонда не было обеспечено водопроводом, канализацией, центральным отоплением [1] .

Такое положение дел сложилось не случайно, ибо в течение семи десятилетий в нашей стране складывалась система удовлетворения потребностей граждан в жилье, экономической основой которой была государственная собственность на жилые помещения. Государство взяло на себя юридическую обязанность обеспечивать жилыми помещениями граждан, нуждающихся в жилье или в его улучшении, на условиях найма независимо от их имущественного положения. Благоприятные условия пользования жильем обеспечивались миллиардными затратами государства на его содержание, ибо государство стало монопольным инвестором, заказчиком и подрядчиком в жилищном строительстве и эксплуатации жилищного фонда.

Что касается негосударственных структур — кооперативного и индивидуального жилищного строительства, то его роль в обеспечении граждан жильем в условиях советского государства всегда была незначительной в силу существующих ограничений и запретов в данной сфере.

В годы перестройки была предпринята попытка решения жилищной проблемы. Однако государственная программа обеспечения каждой семьи к 2000 г. отдельной квартирой изначально была нереальной, хотя бы потому, что не содержала точных расчетов нуждаемости в жилье граждан, и в постперестроечное время утратила силу.

Жилищная реформа, является частью экономической реформы, проводимой в Российской Федерации. Она имеет целью фундаментально преобразовать системы строительства, распределения, обслуживания жилищного фонда на основе изменения отношений собственности, создания рынка жилья, обеспечения социальных гарантий нетрудоспособным и малообеспеченным слоям населения.

Этот закон определял основные принципы реализации конституционного права граждан РФ на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливал общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.

Это интересно:  Как восстановить родительские права

Как было сказано в преамбуле данного Закона, целью государственной федеральной жилищной политики является обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан, осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов; создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования; развитие частной собственности; обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере, развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства.

Закон гарантировал право граждан на жилище, которое обеспечивалось путем предоставления жилья в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретений или строительства жилья за счет собственных средств (ст. 2 Закона «Об основах федеральной жилищной политики»).

Гражданам, покупавшим и строившим жилье, предоставлялись кредиты и компенсации (субсидии) (ст. 25). В целях развития и стимулирования жилищного строительства гарантировались налоговые льготы (ст. 27).

Кроме принципов обеспечения гарантий права на жилище, Закон ввел принцип осуществления строительства, реконструкции жилья не только с помощью государства, которое раньше играло монопольную роль подрядчика в жилищной сфере, но и с помощью организаций различных форм собственности.

Был изменен и принцип государственного финансирования строительства жилья. Финансирование могло осуществляться за счет любых источников — средств предприятий, граждан, банковских кредитов и т.п.

Особое внимание в Законе было обращено на развитие частной собственности на жилье, которое теперь не ограничивалось ни по количеству, ни по размерам, ни по стоимости.

Законом была изменена система оплаты жилья и коммунальных услуг, которая должна была обеспечивать издержки на содержание и ремонт жилищного фонда, а также на коммунальные услуги.

Таким образом, основные направления рыночных отношений в жилищной политике были определены Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» 1 .

В развитие этого Закона по поручению Правительства РФ была разработана Государственная целевая программа «Жилище», предусматривающая комплекс правовых, организационных и экономических мер, направленных на проведение жилищной реформы и федеральной жилищной политики (постановление от 20.06.1993 № 595).

  • 1) создание правовой базы жилищной реформы;
  • 2) изменение структуры жилищного строительства по формам собственности, источникам финансирования, типам зданий и технологиям их возведения;
  • 3) поэтапный перевод жилищной сферы в режим безубыточного функционирования при обеспечении социальной защиты малоимущих групп населения;
  • 4) демонополизация жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, структурная перестройка базы стройиндустрии, изменение форм организации строительства, а также управления, обслуживания и ремонта жилищного фонда.

В соответствии с положениями государственной программы «Жилище» были приняты указы Президента России, постановления Правительства о внебюджетном инвестировании жилищной сферы, о

В настоящее время утратил силу.

кондоминимумах, о жилищных субсидиях при оплате жилья и коммунальных услуг, о субсидиях на строительство и приобретение жилья, о жилищных кредитах, о жилищных сертификатах и ряд других, призванных обеспечить выполнение основных задач жилищной реформы [2] .

Как было отмечено в Основных направлениях, прошедший период подтвердил эффективность предусмотренных направлений жилищной реформы, позволил решить часть поставленных в программе «Жилище» задач. На основе Конституции РФ принят ряд законов и других правовых актов, обеспечивающих проведение жилищной реформы. Преодолено сокращение объемов жилищного строительства. Изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. Доля частного жилищного фонда, составляющая 30% в 1992 г., превысила 50% в 1995 г., в том числе доля жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, увеличилась за этот период с 26 до 41% соответственно. Приватизировано более /3 квартир государственного и муниципального жилищного фонда. Начал функционировать рынок жилья. На 2 млн уменьшилось число семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий. При этом около 1,4 млн семей из состава очередников улучшили свои жилищные условия с использованием рыночных механизмов.

Изменилась структура источников финансирования жилищного строительства. Доля бюджетных средств во вводе жилья, до начала реформы составлявшая 80%, сократилась до 26%, в том числе средств федерального бюджета до 15%. Основным источником финансирования жилищного строительства стали внебюджетные средства в сочетании с различными формами государственной поддержки граждан и юридических лиц, принимающих участие в финансировании строительства жилья.

Повысился удельный вес малоэтажного жилищного строительства. Получил разрешение вопрос о передаче или продаже в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Начат переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, предусматривающий снижение объема дотаций из госбюджета.

Все эти меры позволили считать главными задачами нового этапа жилищной реформы:

  • 1) обеспечение возможности улучшения жилищных условий для семей со средним достатком путем внедрения в практику долгосрочных жилищных кредитов, предоставления субсидий на строительство и приобретения жилья, оказание помощи в развитии индивидуального жилищного строительства;
  • 2) увеличение объемов и повышение качества жилищного строительства, перестройку производственной базы жилищного строительства на современном техническом уровне, совершенствование системы эксплуатации, ремонта, финансирования в проведении жилищной реформы;
  • 3) повышение социальной направленности жилищной реформы, разработка дополнительных мер государственной поддержки определенных социальных слоев населения (малоимущих, молодых и многодетных семей, военнослужащих, лиц, уволенных в запас или в отставку, лиц, проработавших длительное время в районах Крайнего Севера, вынужденных переселенцев, пострадавших в результате аварий и стихийных бедствий).

В «Основных направлениях» были намечены правовые, социальные, финансово-экономические и архитектурно-технические аспекты нового этапа жилищной реформы.

Как отмечалось в Федеральной целевой программе «Жилище», в результате осуществления намеченных мероприятий были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритеты, направления и отработаны механизмы их реализации.

Сформулирована нормативно-правовая база, которая является основной для дальнейших преобразований в жилищной сфере. Изменилась структура жилищного фонда по фондам собственности. Доля частного фонда в 2000 г. составила более 63% по сравнению с 33% в 1990 г., а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 34,8% (в результате принятия Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР»).

Радикальные изменения произошли в системе финансирования жилищного строительства. Доля жилья, вводимого государственными и муниципальными предприятиями и организациями, сократилась с 80% в 1990 г. до 19% в 2000 г., в том числе предприятиями федеральной собственности до 7,5%.

Осуществлялось реформирование жилищно-коммунального хозяйства с тем, чтобы перевести его в безубыточную отрасль. Доля платежей населения в покрытии затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг возросла более чем в 20 раз и достигла 62,3%.

Однако ряд поставленных задач не удалось осуществить в полном объеме, возникли и новые проблемы.

Поэтому реализацию Программы планировалось осуществлять по следующим направлениям.

1. Жилищно-коммунальное хозяйство. Демонополизация управления и содержания жилищного фонда. Создание бездотационных механизмов финансирования содержания жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры при обеспечении социальной защиты населения с низкими доходами, исходя из установленных единых стандартов.

В сфере управления жилищным фондом планировалось завершить разграничение функций собственника жилищного фонда и функций профессионального управления и обслуживания. Услуги по управлению жилищным фондом и его обслуживанию должны предоставляться на конкурсной основе.

  • 2. Обеспечение доступности жилья. Для решения этой задачи было предусмотрено продолжить практику предоставления бюджетных субсидий на приобретение жилья с использованием механизма государственных жилищных сертификатов, сделать доступным ипотечное кредитование; совершенствовать нормативно-правовую базу жилищной реформы.
  • 3. Жилищное строительство. В этой сфере считалось необходимым применение современных технологий, удешевляющих строительство без снижения его качества с тем, чтобы стоимость 1 кв. м общей площади жилья не превышала 2-месячного среднего денежного дохода на душу населения.
  • 4. Текущие обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Эта часть Программы предполагала обеспечение различных категорий граждан за счет федерального бюджета: граждан, уволенных с военной службы, из органов внутренних дел и др.; граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, отселяемых с комплекса «Байконур», ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС; беженцев и вынужденных переселенцев; молодые семьи. В отношении каждой из этих категорий граждан были приняты специальные подпрограммы в рамках данной Программы, предусмотрен общий объем финансирования.

Для граждан, принятых на квартирный учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, время ожидания предоставления жилых помещений социального использования достаточно длительно. Поэтому, как сказано в Программе, такой категории граждан будет способствовать предоставление в установленном порядке органами государственной власти или органами местного самоуправления по желанию граждан земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, а также развитие новых форм жилищностроительной кооперации и иных жилищных некоммерческих объединений граждан (разд. I Программы).

Это интересно:  Справка дана или выдана как правильно

И лишь в отношении граждан, принятых на квартирный учет до

01.03.2005 государство обязуется выделять средства на строительство и приобретение в федеральную собственность жилых помещений жилищного фонда социального использования, предназначенных, для обеспечения жильем этой категории граждан (за некоторыми исключениями), с целью последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма (разд. III Программы).

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации, построенные (приобретенные) за счет средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жильем категорий граждан, осуществляемых в рамках Программы, и предоставленные в соответствии с договором социального найма гражданам, будут переданы в муниципальный жилищный фонд социального использования в порядке, установленным законодательством РФ для передачи находящегося в федеральной собственности имущества в муниципальную собственность (разд. III Программы).

В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на жилище (ст. 40). Это право включает в себя две возможности. Во-первых, гражданам гарантирована возможность пользоваться тем жилым помещением, которое у них есть в данное время. Государство охраняет субъективное право гражданина на конкретное жилое помещение, обеспечивает его неприкосновенность, не допускает произвольного лишения жилища.

Во-вторых, государство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем.

Реализация данного конституционного права определяется жилищным законодательством, которое предусматривает несколько способов реализации права на жилище. Это может быть предоставление жилой площади в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Такое право согласно Конституции имеют лишь малоимущие и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище. Обеспечение жильем возможно путем приобретения его в собственность (жилищное строительство, участие в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, жилищных накопительных кооперативах, купля-продажа, мена, дарение, рента, пожизненное содержание с иждивением и др.), передачи жилых помещений по договору жилищного найма (коммерческого найма). Следовательно, правовые формы удовлетворения жилищных потребностей разнообразны, но все они имеют общие черты: стабильность жилищных прав граждан, необходимость защиты добросовестных пользователей жильем и др.

Гражданско-правовые способы реализации права граждан на жилище.

К гражданско-правовым способам реализации права граждан на жилое помещение можно отнести:

1. Выдачу жилых кредитов.

2. Ипотечное кредитование.

3. Выпуск жилищных сертификатов

Каждый из указанных способов обладает определенной спецификой.

Выдача жилищных кредитов впервые предусмотрена Указом Президента РФ от 19 июня 1994г. Было предусмотрено три вида кредитов:

земельный – приобретение земли;

строительный – финансирует строительные работы

кредит на приобретение жилья.

Выдача жилищных кредитов может сопровождаться использованием кредитной организацией различных способов обеспечения исполнения обязательств. Ипотека (залог недвижимости) является основным.

Ипотека в настоящее время регулируется нормами ГК РФ, ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и иными нормативно-правовыми актами.

Долгосрочный ипотечный жилищный кредит (далее именуется — ипотечный кредит) — это кредит или заем, предоставленные на срок 3 года и более соответственно банком (кредитной организацией) или юридическим лицом (некредитной организацией) физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства.

Извлечение из документа:

Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 N 28
(ред. от 08.05.2002)
«О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации»
(вместе с «Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации», «Планом подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации»)

Ипотека возможна в силу закона и в силу договора. ФЗ «Об ипотеки» предусматривает только один случай возникновения залога в силу закона: в случае, если жилой дом или квартира приобретаются за счет кредита банка или иной кредитной организации в собственность заемщика, то приобретаемая недвижимость считается находящейся в залоге с момента государственной регистрации договора купли-продажи). ГК РФ дополняет данные нормы следующими положениями:

— п. 5 ст. 488 ГК РФ «если иное не предусмотрено договором купли-продажи, с момента продажи товара покупателю и до его оплаты товар, проданный в кредит, признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнением покупателем его обязанностей по оплате товара;
— ст. 587 ГК РФ « при передачи товара под выплату ренты земельного участка или другого недвижимого имущества получатель ренты в обеспечении обязательства плательщика ренты приобретает право залога на это имущества.

Ст. 13 ФЗ от 30.12.2004г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» закрепляет, что в обеспечение исполнения обязательств застройщика (залогодателя) по договору с момента государственной регистрации договора у участников долевого строительства (залогодержателей) считаются находящихся в залоге предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находится объекты долевого строительства, земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности или право аренды на указанный земельный участок и строящиеся (создаваемые) на этом земельном участке многоквартирный дом и (или) иного объекта недвижимости.

Третий способ реализации права граждан на жилище – это выпуск государственных жилищных сертификатов.

Жилищные сертификаты — особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющих право их собственника на:

приобретение собственником квартиры (квартир) при условии приобретения пакета жилищных сертификатов в порядке и на условиях, установленных законодательством;

получение от эмитента по первому требованию индексированной номинальной стоимости жилищного сертификата. Схема индексации номинальной стоимости жилищного сертификата устанавливается при его выпуске и остается неизменной в течение установленного срока действия жилищного сертификата.

Выпуск и обращение жилищных сертификатов осуществляется в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации правилами выпуска и обращения ценных бумаг с учетом требований законодательства. «

Извлечение из документа:

Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1182
(ред. от 24.08.2004)
«О выпуске и обращении жилищных сертификатов»

Субсидия предоставляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, воинскими частями и формированиями. Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996г. «О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья» определен перечень граждан, которым за счет средств федерального бюджета предоставляется субсидия:

1. военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы в запас или отставку;

2. лицам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностям, имеющим стаж работы или время проживания в данных районах не менее 15 лет и не имеющих жилья в других регионах РФ;

3. лицам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами;

4. лицам, пострадавшим от чернобыльской и других аварий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

5. лицам рядового и начальствующего состава налоговой полиции;

6. сотрудниками центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ и министерств внутренних дел субъектов РФ, а также сотрудниками Государственной противопожарной службы.

7. спасателями профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти

8. членам казачьих обществ, взявших на себя в установленном порядке обязательств по несению государственной и иной службы, переселившимся в пограничные районы РФ

9. молодым малообеспеченным семьям (одному из супругов в возрасте не старше 30 лет)

10. лицам, имеющим в соответствии с законодательством РФ право на льготное финансирование строительства или приобретения жилья, но не использовавшим это право ранее.

В настоящее время, указанное постановление утратило юридическую силу в связи с принятием федеральной целевой программы «Жилище». Однако обозначенные категории граждан не утратили право на получение помощи в приобретение жилья, теперь такая помощь выдается в виде жилищных сертификатов. Под государственным жилищным сертификатом понимается именное свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения. Это не полный перечень, категорий граждан, имеющих право на субсидии, данный перечень уточнен и в иных ФЗ РФ.

Право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии, удостоверяемое сертификатом, предоставляется только 1 раз. Размер субсидии рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ. Размер субсидии рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменной на весь срок действия сертификата.

Необходимо отличать понятие государственный жилищный сертификат и жилищный сертификат. Под жилищным сертификатом понимается ценная бумага, номинированная в единицах общей площади жилья и имеющая также индексируемую денежную стоимость, размещенная среди граждан и юридических лиц, дающая права владельцу требовать его погашения путем предоставления в собственность жилого помещения, строительство или реконструкция которого осуществлялась за счет средств, полученных от размещения данной ценной бумаги.

Это интересно:  Оплата госпошлины за права через сбербанк

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

2. Формы реализации права на жилище

а) приобретение или строительство жилья гражданами за собственные средства без ограничения размера жилой площади или с помощью полного или частичного финансирования государством (для отдельных категорий граждан);

б) приобретение в собственность жилого помещения с использованием безвозмездных субсидий, банковского ипотечного кредита, ссуд на возвратной основе и по другим законным основаниям (наследование, дарение и др.);

в) предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на условиях договора социального найма в пределах нормы предоставления жилой площади.

Иные формы жилищного обеспечения носят, как правило, временный характер, т.е. речь идет об обеспечении не постоянным, а временным жильем. К таким формам относится предоставление:

— служебного жилого помещения;

— специализированных жилых помещений (общежития, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.);

— жилого помещения по договору безвозмездного пользования;

— жилых помещений на условиях договора коммерческого найма в домах государственного, муниципального и частного жилищного фонда (как правило, без ограничения размера площади).

3. Правовые основы жилищной политики государства

— активизация усилий субъектов Российской Федерации и местных органов власти по увеличению ввода жилья;

— расширение источников и обеспечение устойчивости финансирования жилищного строительства с увеличением доли внебюджетных инвестиций;

— проведение прогрессивной технической политики в области капитального строительства и реконструкции жилья, современных архитектурных и градостроительных решений;

— совершенствование структуры жилищного фонда по формам собственности с приоритетом частного жилья, развитие рынка жилья;

— поэтапный переход жилищно-коммунальной сферы в режим безубыточного функционирования при обеспечении социальной защиты малообеспеченных групп населения;

— обеспечение стандартов качества условий проживания.

Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425 была одобрена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации*(89).

Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:

— обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;

— снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

— смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Основными способами достижения указанных целей являются:

— совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

— переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;

— совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

— совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

Преобразования в жилищно-коммунальной сфере на современном этапе осуществляются в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище».

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. качество и доступность жилья отмечены как самые насущные для граждан страны проблемы, которые необходимо решать*(90). В Послании поставлены ориентиры решения жилищной проблемы: Правительство Российской Федерации, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 г. минимум треть граждан страны могли бы приобретать квартиру, отвечающу ю современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.

Для достижения указанной цели Президентом Российской Федерации обозначены основные направления деятельности:

1) необходимо создание ясных правовых условий для развития долгосрочного жилищного кредитования как граждан, так и профессиональных застройщиков. Ипотека должна стать доступным способом решения проблем для людей со средними доходами. Разумеется, нужны и другие формы финансирования — такие, как участие граждан в долевом строительстве и жилищно-накопительных программах. И на решение всех этих задач должны эффективно работать государственная система регистрации прав на недвижимость, бюро кредитных историй, развитый рынок ипотечных ценных бумаг;

2) необходимо разрушить монополии на строительных рынках, принять четкие правила землепользования и застройки, упростить процедуры разрешений и согласований на строительство, подготовку необходимой инженерно-коммунальной инфраструктуры;

3) гарантированность права собственности добросовестных приобретателей жилья. Сделки на рынке жилья должны проходить только по прозрачным, понятным людям и, что немаловажно, недорогим процедурам;

4) необходимо навести порядок в сфере предоставления социального жилья. Получение жилья по договору социального найма должно стать доступным для тех, кто в нем действительно нуждается. Кроме того, следует предусмотреть дополнительные меры по целевой поддержке отдельных категорий граждан, в особенности молодых семей.

Таким образом, для повышения обеспеченности граждан жильем необходимо решить две взаимосвязанные задачи:

— повысить объемы жилищного строительства, т.е. увеличить предложение на рынке жилья, а также улучшить его качество;

— увеличить платежеспособность населения по приобретению жилья, т.е. повысить возможности граждан по приобретению жилья.

Количественные приоритеты реализации программы «Жилище»:

— доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 квадратных метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года;

Программа «Жилище» включает следующие подпрограммы и мероприятия:

— подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда»*(92);

— подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации»*(93);

— подпрограмма «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф»*(94);

— подпрограмма «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур»*(95);

— подпрограмма «Свой дом»;

— подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»*(96);

— мероприятия по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых.

Реализация программы «Жилище» осуществляется по следующим направлениям:

— обеспечение доступности жилья;

— текущие обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

По указанным направлениям решаются следующие основные задачи:

— в области жилищно-коммунального хозяйства — обеспечение устойчивого и эффективного функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации и усиление адресной социальной поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;

— в области обеспечения доступности жилья — развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов;

— в области жилищного строительства — обеспечение роста темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства;

— в части выполнения текущих обязательств государства по обеспечению жильем граждан — обеспечение жильем в наиболее эффективной форме за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в соответствии с объемом государственных обязательств.

— нормативно-правовое обеспечение мероприятий программы по всем направлениям ее реализации;

— проведение организационных мероприятий по внедрению в практику субъектов Российской Федерации механизмов повышения эффективности функционирования жилищной сферы;

— реализация подпрограмм, включенных в состав программы.

— совершенствование и развитие созданной на первом этапе нормативно-правовой базы жилищной сферы с учетом итогов реализации программы на практике в субъектах Российской Федерации;

— широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий по всем направлениям;

— продолжение реализации подпрограмм и мероприятий программы.

Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы «Жилище» будет производиться на основе системы индикаторов*(97), которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений в жилищной сфере за оцениваемый период в целях уточнения или корректировки поставленных задач.

Статья написана по материалам сайтов: studref.com, studopedia.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector