Основные внешние военные опасности

Читайте также:

  1. I Основные категории педагогики
  2. I. Цели и задачи БЖД. Основные понятия.
  3. II. 2. Основные принципы проектирования
  4. II. Основные задачи службы
  5. II. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
  6. III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЕЗОТХОДНОЙ И МАЛООТХОДНОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
  7. III. Основные проблемы и их решение
  8. Sf 32. Общественные отношения, их основные типы. Общение и
  9. T Основные характеристики ЭВМ
  10. V 5. Основные неинфекционные заболевания. Факторы риска заболеваний. Общие принципы и социальные факторы профилактики, диагностики и лечения болезней
  11. V.1 Социальная медицина: основные понятия и категории общественного здоровья
  12. V1: Основные понятия компьютерных систем и технологий

Исходным моментом в оценке уровня угроз в военнойсфере для РФ является то, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ Глобальная военная опасность для России исходит и будет исходить от стран, обладающих стратегическим ядерным оружием (США, Китай, Франция, Великобритания, Пакистан). В свою очередь и Россия, обладающая стратегическим ядерным оружием, является источником глобальной военной опасности по отношению к другим государствам мира. Источниками потенциальной региональной военной опасности России и других стран СНГ являются государства, граничащие с территорией бывшего СССР на юге, которые способны в отдельности создать достаточно мощные группировки войск против северных соседей. Кроме того, источником региональной военной опасности служат усиливающиеся территориальные и конфессиональные противоречия на северо-западе и востоке России. В настоящее время все большую роль играют тенденции нарастания военной опасности внутри СНГ и России, которые могут перерасти в вооруженные конфликты различного масштаба и интенсивности, вызванные следующими причинами.

Первая — несовпадение этнических и административных границ ряда государств СНГ и России. Эта же проблема имеет место внутри Российской Федерации между ее субъектами. Стремление некоторых республик к пересмотру и уточнению границ может приводить к вооруженному конфликту.

Вторая — политические и экономические противоречия как внутри России, так и с государствами СНГ, могут спровоцировать вооруженные конфликты, вызывающие нестабильность и создающие угрозу государственности России.

Третья — стремление властных националистических структур некоторых автономий к полному суверенитету и созданию своих национальных формирований.

Вопрос №13Внешние и внутренние угрозы военной безопасности РФ

В современной международной обстановке существует три типа угроз:

— внешние;- внутренние;- трансграничные.

Основные внешние угрозы:

— территориальные претензии к Российской Федерации;

— вмешательство во внутренние дела Российской Федерации;

— попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;

— наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;

— создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях;

— расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации;

— ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;

— создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников;

— нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане;

— действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности,

— враждебные, наносящие ущерб военной безопасности Российской Федерации и ее союзников информационные действия;

— дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах;

Основные внутренние угрозы:

— попытка насильственного свержения конституционного строя;

— противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;

— планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов

— создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

— незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;

— организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.

Вопрос №14 Военно-экономическое обеспечение военной безопасности

Главная цель военно-экономического обеспечения – удовлетворение потребностей военной организации государства в финансовых средствах и материальных ресурсах. Компоненты военно-экономического обеспечения РФ:

— своевременное и в полном объеме (в пределах имеющихся финансовых ресурсов государства) финансовое обеспечение планов строительства и развития, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, потребностей всех компонентов военной организации государства;

— экономическое и финансовое обеспечение совершенствования стратегических и обычных вооружений, военной и специальной техники; — создание экономических и финансовых условий для разработки и производства унифицированных высокоэффективных систем управления войсками и оружием, систем связи, разведки, стратегического предупреждения, радиоэлектронной борьбы, высокоточных, мобильных безъядерных средств поражения, а также систем их информационного обеспечения; — повышение уровня жизни, реализация установленных федеральным законодательством социальных гарантий военнослужащим и членам их семей. — накопление и содержание запасов материальных средств;

-выполнение международных договоров Российской Федерации в военно-экономической сфере.

Основные принципы военно-экономического обеспечения:

— соответствие уровня финансового и материального обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности и ресурсным возможностям государства;

— концентрация финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов на решение ключевых задач обеспечения военной безопасности;

— государственная поддержка предприятий (производств) и учреждений (организаций), определяющих военно-техническую и технологическую устойчивость оборонного промышленного комплекса,

— научно-техническая, технологическая, информационная и ресурсная независимость в разработке и производстве основных видов военной продукции.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Введение

Война представляет сложное социально-политическое явление, оказывающее мощное влияние не только на судьбы людей, отдельных народов, но и на судьбы всего мира. В результате войн различного масштаба и интенсивности гибнут массы людей, уничтожаются огромные материальные ценности, одни государства разрушаются, другие поднимаются, которые потом распадаются, под ударами на первый взгляд не очень могущественных сил.

Война ни кого не оставляет равнодушным, она потрясает до основания психику человека, жизнь людей и целых народов, устои общества, а всем участвующим в ней несет новые условия существования. Но все поражения, равно как и все победы, являются следствием деятельности людей вооруженных не только оружием, но и знаниями о войне, готовых и умеющих защитить свою страну.

Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации

Неурегулированными остаются многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией (Приднестровье, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия). Существующая система международной безопасности, не обеспечивает равной безопасности всех государств. При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные опасности Российской Федерации усиливаются.

Военная опасность — состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы.

Основные внешние опасности:

— стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, приблизить военную инфраструктуру стран — членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока;

— попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;

— развертывание воинских контингентов иностранных государств на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств. В своем стремлении на Восток НАТО действует целенаправленно и методично. В скором времени базы Альянса появятся в Польше. Подписано соглашение об особых отношениях с формально независимыми скандинавскими странами — Швецией и Финляндией. А значит, на территории этих государств потенциально тоже могут быть размещены базы блока. Усиливается группировка войск НАТО в странах Прибалтики;

— создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

— территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

— распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;

— нарушение международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;

— наличие очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств;

— распространение международного терроризма;

— возникновение очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.

Основные внутренние военные опасности:

— попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации;

— подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;

— дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации.

Военная угроза — состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства, сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы.

Основные военные угрозы:

— резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;

— воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;

Это интересно:  Календарь профилактических прививок на 2020 год приказ

— создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников;

— демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее союзниками государств с провокационными целями;

— активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления на работу в условиях военного времени.

Второй учебный вопрос
Военная доктрина Российской Федерации

Несмотря на произошедшие в последние десятилетия коренные изменения военно-политической обстановки в мире, снизившие вероятность мировой войны, военные опасности сохраняются и, более того, имеют тенденцию к усилению. Этому способствует обострение противоречий между западной и восточной цивилизациями, что порождает исламскую экспансию в Западную Европу, национальный и религиозный терроризм и экстремизм, распространение оружия массового поражения и ракетных технологий. В такой ситуации военная сфера имеет особое значение среди многообразия сфер жизнедеятельности государства. Интересы Российской Федерации в данной сфере состоят, в соответствии со Стратегией национальной безопасности, в сохранении суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и её союзников, в обеспечении условий для мирного демократического развития.

2.1. Понятие военной доктрины и её правовая база

Положения Стратегии национальной безопасности применительно к военной сфере конкретизируются в Военной доктрине Российской Федерации.

Военная доктрина – совокупность официальных взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Ныне действующая Военная доктрина утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года №146.

Правовую основу Военной доктрины составляют:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Общепризнанные принципы и нормы международного права.
  3. Международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения.
  4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

2.2. Военная безопасность, опасности и угрозы в военной сфере

В целом, Военная доктрина определяет пути и средства обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Военная безопасность Российской Федерации – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения. Определяется отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.

Мировое развитие на современном этапе характеризуется ослаблением идеологической конфронтации, снижением уровня экономического, политического и военного влияния одних государств (групп государств) и союзов и ростом влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование, многополярностью и глобализацией разнообразных процессов. В этих условиях угроза глобальной военной конфронтации заметно снизилась, что положительно сказалось на уровне военной безопасности Российской Федерации.

Вместе с тем на сегодняшний день остаются неурегулированными многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая архитектура (система) международной безопасности, включая ее международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств.

При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные опасности Российской Федерации усиливаются.

Военная опасность – состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы.

Военная доктрина определяет основные внешние и внутренние военные опасности для Российской Федерации.

Основные внешние военные опасности:

  1. Действия НАТО за пределами зоны ответственности блока, приближение инфраструктуры стран – членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока.
  2. Попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность.
  3. Развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях.
  4. Создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере.
  5. Милитаризация космического пространства.
  6. Развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия.
  7. Территориальные претензии к Российской Федерации и её союзникам, вмешательство в их внутренние дела.
  8. Распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием.
  9. Нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений.
  10. Применение военной силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права.
  11. Наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками государств.
  12. Распространение международного терроризма.
  13. Возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам её союзников.
  14. Наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.

Основные внутренние военные опасности:

  1. Попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации.
  2. Подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации.
  3. Дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации.

В современном мире военные опасности существуют постоянно. Однако при определённых обстоятельствах военные опасности могут привести к формированию военных угроз.

Военная угроза — состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию).

Основные военные угрозы для Российской Федерации:

  1. Резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы.
  2. Воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования её стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов.
  3. Создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях её союзников.
  4. Демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федерацией или её союзниками государств с провокационными целями.
  5. Активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

Реализация военных угроз приведёт к возникновению военного конфликта, в который будет втянута Российская Федерация.

2.3. Сущность и классификация военных конфликтов

Военный конфликт — социально-политическое явление, представляющее собой разрешение социально-политических, экономических, идеологических, национальных, религиозных, территориальных и иных противоречий между государствами (коалициями государств) или политическими силами внутри одного государства в форме вооружённого противоборства и с использованием средств вооружённого насилия.

По формулировке К.Клаузевица, «война есть продолжение политики иными, насильственными средствами». Главным и решающим средством достижения целей военного конфликта служит организованная вооружённая борьба; кроме того, применяются экономические, дипломатические, идеологические, информационные и другие средства борьбы. Главным инструментом военного конфликта являются вооружённые силы и другие вооружённые формирования государства.

Военные конфликты различаются по целям, способам и средствам достижения этих целей, масштабам и срокам военных действий, формам и способам вооруженной борьбы, а также по применяемым вооружениям и военной технике.

Классификация военных конфликтов

В зависимости от наличия факта объявления войны все военные конфликты подразделяются на вооружённые конфликты и войны.

Вооруженный конфликт – вид военного конфликта, вооруженное столкновение в условиях отсутствия факта официального объявления войны одной стороной конфликта другой стороне конфликта.

В зависимости от участников вооружённый конфликт может быть:

  • межгосударственным – вооружённый конфликт между государствами (коалициями государств) при отсутствии факта официального объявления войны;
  • внутренним – вооруженное столкновение между противостоящими сторонами в пределах одного государства. К внутреннему вооружённому конфликту относится и гражданская война;
  • надгосударственным – вооружённый конфликт между мировым сообществом и государством (коалицией государств). При этом в роли представителя интересов мирового сообщества выступает какая-либо международная организация (чаще всего Организация объединённых наций – ООН). Данная международная организация принимает решение о силовых (военных) действиях против государства (коалиции), деятельность которого угрожает всему мировому сообществу. На основании принятого решения стране-исполнителю (блоку стран-исполнителей) выдаётся мандат на проведение военных акций. Примером надгосударственного военного конфликта может служить военная операция Многонациональных сил против Ирака «Буря в пустыне» в 1991 году.

Война – вид военного конфликта, вооруженное столкновение между государствами (коалициями государств) при наличии факта формального объявления войны.

В зависимости от масштаба и целей сторон войны подразделяются на локальные, региональные и крупномасштабные (мировые).

Локальная война – война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

Региональная война – война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели.

Крупномасштабная война – война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

Характерные черты современных военных конфликтов:

  1. Комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера.
  2. Массированное применение систем вооружения и военной техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием.
  3. Расширение масштабов применения войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве.
  4. Усиление роли информационного противоборства.
  5. Сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий.
  6. Повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием.
  7. Создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.

Особенности современных военных конфликтов:

  1. Непредсказуемость их возникновения.
  2. Наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей.
  3. Возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы.
  4. Заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем – в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы.
Это интересно:  Что нужно для налогового вычета

Военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.

Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.

Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны).

2.4. Основы военной политики Российской Федерации

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации осуществляется посредством проведения грамотной военной политики государства.

Военная политика — деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов её союзников.

Основные задачи военной политики Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Военной доктриной.

Военная политика Российской Федерации направлена на:

  • недопущение гонки вооружений;
  • сдерживание и предотвращение военных конфликтов;
  • совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил и других войск, а также средств поражения в целях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников.

Основным инструментом обеспечения военной безопасности Российской Федерации является военная организация государства, основу которой составляют Вооружённые Силы Российской Федерации.

Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил и других войск для:

  • отражения агрессии против неё и (или) её союзников;
  • поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности;
  • обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Применение Вооруженных Сил и других войск в мирное время осуществляется по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством.

Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на государство – участника Союзного государства или любые действия с применением военной силы против него как акт агрессии против Союзного государства и осуществит ответные меры.

Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на государство – члена ОДКБ как агрессию против всех государств – членов ОДКБ и осуществит в этом случае меры в соответствии с Договором о коллективной безопасности.

В рамках выполнения мероприятий стратегического сдерживания силового характера Российской Федерацией предусматривается применение высокоточного оружия.

Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации.

Российская Федерация, подтверждая свою принципиальную приверженность целям сдерживания агрессии, предотвращения войн и вооружённых конфликтов, поддержания международной безопасности и всеобщего мира, гарантирует последовательное и твёрдое выполнение положений Военной доктрины.

Выводы по второму учебному вопросу

1. Содержание Стратегии национальной безопасности применительно к военной сфере конкретизируются в специальном документе – Военной доктрине Российской Федерации, которая, по сути, представляет собой совокупность официальных взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. Военная доктрина утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года №146.

2. В Военной доктрине определены основные внешние и внутренние военные опасности, а также военные угрозы Российской Федерации. Наличие таких угроз и опасностей негативно сказывается на военной безопасности как одной из составляющих национальной безопасности государства.

3. Реализация военных угроз может привести к возникновению военных конфликтов, в которые будет втянута Российская Федерация. В зависимости от наличия факта объявления одним государством другому государству войны военные конфликты подразделяются на войны (война официально объявлена) и вооружённые конфликты (война официально не объявлена, но военные действия ведутся). В зависимости от масштаба и военно-политических целей, войны могут быть локальными, региональными и крупномасштабными. В свою очередь вооружённые конфликты делятся на межгосударственные и внутригосударственные.

4. Военная политика является основным средством обеспечения военной безопасности государства. Главным инструментом военной политики Российской Федерации является военная организация страны. Основу военной организации составляют Вооружённые Силы Российской Федерации.

5. Российская Федерация декларирует своё право на применение – в определённых обстоятельствах – ядерного оружия, в том числе первой.

Центр военно-политических исследований

Вы здесь

Классификация источников военных опасностей и угроз

Политические отношения есть результат взаимодействия субъектов международных отношений при проведении ими политики по реализации национальных интересов сторон, в которых выражаются насущные или перспективные потребности государств или иных политических образований к существованию или развитию. Всякое государство стремится не только сохранить свою целостность, суверенитет, но и создать условия для дальнейшего движения вперед. Именно в сфере политических отношений, в конечном счете, оформляются национально-государственные интересы стран, политические позиции партий, классов, социальных групп, других политических сил общества. В этой сфере, как в фокусе собираются все другие противоречия системы общественных отношений: экономические, социальные, духовные, межнациональные, религиозные и иные.

Источником военной опасности могут служить, например, экономические претензии сторон на одни и те же запасы и рынки сырья, сбыта продукции, на определенные богатые природными ресурсами районы суши и мирового океана. Военную опасность для государств могут представлять так называемые экономические, торговые и финансовые войны, являющиеся следствием конфликта интересов в финансово-экономической сфере и в сфере борьбы за рынки сбыта, если они не находят компромиссного разрешения. Не меньшую опасность для существования страны имеют обостряющиеся внутренние экономические противоречия между социальными группами, классами, политическими партиями из-за права владения собственностью, управления экономикой страны и т. д.

Источником гражданской войны Севера и Юга США в прошлом веке стали обострившиеся противоречия по поводу использования рабского труда. И хотя за лозунгом освобождения негров от рабства стояли глубокие причины, связанные с переходом к новой более прогрессивной системе производства, главный источник войны все равно находился в сфере экономических отношений.

Источник военной опасности может лежать в области духовно-идеологической, в сфере этнонациональных и религиозных отношений. В истории есть немало примеров, когда военные конфликты вызывались резкими противоречиями на почве идеологии, когда войны велись во имя торжества веры или спасения духовной культуры народов. Например, одним из серьезных источников военной опасности для СССР перед нападением фашистской Германии были непримиримые противоречия между коммунистической и национал-социалистической, фашистской идеологиями.

Военные конфликты на этнонациональной и религиозной основах являются скорее правилом, чем исключением даже для современного периода исторического развития. Например, лидеры исламского фундаментализма с его жесткими канонами и жестокими методами борьбы с иноверцами нередко и теперь делают ставку на военную силу для утверждения своей идеологии. Таким образом, борьба идеологий, если она ведется непримиримыми противниками, есть источник военной опасности.

Источники военной опасности, в конечном счёте, как правило, проявляют себя в военной области. Эта область деятельности государства чрезвычайно многогранна. Она включает в себя: сферы межгосударственных и внутригосударственных отношений между субъектами военной политики (военно-политическим и собственно военным руководством государств, вооруженными силами стран или вооруженными формированиями сторон, органами законодательной и исполнительной власти, ведающими вопросами обороны и военной безопасности); военно-техническое сотрудничество и борьба за рынки сбыта продукции военного назначения, производство военной техники и вооружения; военно-научную деятельность; различные сферы военного строительства (боевой состав вооружённых сил и, в том числе сил стратегического сдерживания, дислокация, состав и боевая готовность стратегических группировок войск (сил); это и деятельность вооруженных сил и других силовых структур, связанных с организацией обороны страны.

В военной области, в конечном счете, материализуются основные военно-политические интересы государства, политических сил общества. Государства, как носители военной безопасности, представляющие одну из сторон различного рода противоречий — источников военных опасностей и угроз, здесь приобретают реальные очертания в виде войсковых формирований, арсеналов вооружений, боевой техники, практических действий вооруженных сил. Резкое наращивание производства вооружений или развертывание мобилизационных резервов, усиление боевой подготовки войск (сил), проведение маневров или учений крупных группировок, сосредоточение войск вблизи границ государства и т. п. — все это означает, что военная опасность становится реальной и превращается в непосредственную военную угрозу для противостоящей стороны. Превосходство, одной из сторон противоречия, в военной силе создаёт соблазн ее применения, формирует обманчивое представление о лёгкости достижения своих политических и стратегических целей без предприятия долгих и малоэффективных политико-дипломатических мер по урегулирования конфликта интересов. С этих позиций наращивание военной силы может стать самостоятельным источником военной опасности и угрозы, в особенности, если это подкреплено политической традицией и агрессивными намерениями военно-политического руководства страны.

Источники военной опасности могут содержаться и в некоторых других областях жизнедеятельности общества, например, в сфере социальных отношений, защиты окружающей среды (экологическая сфера), обеспечения информационной безопасности. Противоречия в социальной сфере, доведенные до крайности, могут закончиться вооруженным конфликтом и угрожать целостности государства. При этом социальные противоречия, как правило, являются внутренним источником военной опасности, поскольку они в основном отражают отношения между социальными слоями данного государства и регулируются собственными структурами представительной и исполнительной власти.

Таким образом, классификацию источников военной опасности можно проводить по самым различным основаниям. В рассмотренных выше примерах основанием для их классификации была избрана структура содержания жизнедеятельности общества, то есть были показаны основные сферы общественных отношений, в которых могут находиться источники военной опасности. Такой подход позволяет определить корни возникновения противоречий, способных привести к вооруженному конфликту, и характер действующего источника (политический, экономический и т. д.).

Источники военной опасности можно также классифицировать по масштабам вызываемых ими военных конфликтов (локальные, региональные, глобальные); по времени действия (постоянные, длительные, периодические, эпизодические, одномоментные); по силе воздействия (мощные, сильные, умеренные, слабые); по направленности воздействия (внешние, внутренние); по характеру воздействия на государство, его внутреннюю структуру и связи с внешней средой (источники опасности существованию, развитию, ускоренному прогрессу; опасности изоляции, равноправным отношениям с партнерами, нарушения автономности страны, установления полной зависимости от внешнего мира и т. п.); по способам воздействия на состояние военно-политических отношений (источники прямой, косвенной опасности; общей, комплексной, частичной) и т. д.

Это интересно:  Форма найма на работу виды

Наличие столь значительного числа признаков затрудняет возможность создания единой системы классификации источников военной опасности. Еще более сложно определить их иерархическую зависимость в системе. Проведение этой работы требует специальных исследований. Здесь же представляется возможным высказать ряд положений, которые, по нашему мнению, могут в известной степени помочь решению этой задачи.

1. Прежде всего, классификацию источников военной опасности следует проводить каждый раз по строго определенному основанию (например, по масштабам воздействия, либо по длительности действия, либо по силе действия и т. д.). Ни в коем случае нельзя в один ряд ставить источники, выявленные по разным основаниям, ибо это ведет к усложнению процесса нахождения источников.

2. Далее, всякий источник военной опасности, как правило, имеет многомерную характеристику: например, названный в военной доктрине Российской Федерации в качестве основного источника военной опасности — территориальные претензии других государств к Российской Федерации и ее союзникам, может быть охарактеризован и как источник внешней опасности, и как локальный или региональный (в зависимости от конкретных условий), и как длительного или периодического действия и т. д. Подобный подход заставляет военного исследователя или политолога всесторонне оценить выявленный источник и выработать комплекс предложений по локализации возможных последствий.

3. Кроме того, на основе всесторонних оценок большого числа выявленных по разным основаниям источников можно выделить наиболее общие из них, более всего угрожающие существованию государства или препятствующие его развитию. Именно таким образом поступили авторы Военной доктрины 2010 и 2014 годов, вычленив основные существующие и потенциальные источники военной опасности для Российской Федерации как внешние, так и внутренние[1]. Однако при всей очевидности положительного факта определения источников военной опасности и военных угроз для России, даже авторы такого основополагающего концептуально-правового документа как военная доктрина не смогли избежать неточностей. В один ряд ими поставлены и потенциальные и существующие военные опасности, не сделали они различия между источниками военной опасности и источниками военных угроз. После выхода в свет Военной доктрины 2014 года, она снова подверглась критике экспертного сообщества[2]. В результате практическим организаторам и руководителям процесса военного строительства, да и тем, кто отвечает за военную политику страны, сложно избрать приоритеты в своей деятельности. Поэтому и при подобном прагматическом подходе нужно точнее классифицировать источники военных опасностей и угроз. Источниками военной опасности могут также выступать самые различные явления и процессы общественной жизни и даже природной среды (геополитические и экологические факторы). Однако главными все же следует считать противоречия общественной жизни. Именно анализ реально существующих противоречий между субъектами общественных отношений выводит исследователя и практика на истинный путь в решении проблем военной безопасности страны. Война, вооруженный конфликт — есть процесс разрешения противоречий силовыми методами. Это заставляет выяснить природу противоречий, причины их возникновения, определить интересы сторон, возможные силы, средства и способы защиты этих интересов. Отсюда возникает необходимость постоянного отслеживания военно-политической обстановки, изучения текущих и долгосрочных национально-государственных интересов не только очевидных для современного периода, но и вероятных в будущем, противников своего государства.

4. И, наконец, для выработки наиболее целесообразного курса Правительства РФ в области военного строительства, и особенно строительства Вооруженных сил страны на долгосрочный период, главное внимание необходимо уделить изучению военных опасностей в тех областях общественной жизни, которые определяют лицо государства (экономика, социальная сфера, политика). Здесь в первую очередь лежат основные источники военной опасности, особенно для такой большой страны как Россия, которые могут создать условия для возникновения крупного военного конфликта.

Субординация источников военной опасности может быть определена на основе исследования взаимосвязи и зависимости самих опасностей. Если определяющую роль для существования страны играет военная опасность, возникающая на почве экономических отношений, то и источник военной опасности, вызывающий ее, должен быть поставлен на соответствующее место в иерархической системе.

Все источники военной опасности тесно связаны между собой и вместе характеризуют состояние военной напряженности в стране, обществе, между государствами. Детальная классификация источников военной опасности имеет смысл лишь при проведении научных исследований, разработке методик и практических рекомендаций военно-политическому руководству страны, подготовке соответствующих информационно-аналитических материалов. Причем, для принятия конкретных военно-политических решений не подойдут многочисленные классификационные таблицы, содержащие десятки и сотни характеристик источников по разным основаниям, уровням, признакам. Здесь необходимы обобщенные данные по определенным вопросам.

При рассмотрении критериев оценки военных опасностей и военных угроз для страны необходимо учесть несколько важных положений. Как уже отмечалось, военные опасности и военные угрозы для страны есть конкретные проявления реально существующих или прогнозируемых в будущем противоречий в отношениях между государствами, их коалициями, социальными слоями или группами людей, другими субъектами политики.

Оценку военных опасностей и военных угроз можно делать по ряду критериев: масштабности, временным показателям, степени напряженности, направленности воздействия, возможным результатам и т. д. Указанные критерии применимы для оценки, как потенциальных военных опасностей, так и реальных военных угроз.

По масштабам военная опасность для России может быть самой различной: глобальной (втягивание страны в мировую ядерную или крупномасштабную обычную войну), региональной (опасность развязывания военных конфликтов в ряде регионов) и локальной (местной) — локальные войны и вооруженные конфликты. Масштаб военной опасности определяется конкретными количественно-качественными характеристиками военных потенциалов противодействующих сторон, размером территории, на которой возможен военный конфликт, степенью вовлеченности других стран, политических сил в военно-политическое противостояние.

Например, военная опасность, связанная с возможным применением ядерного оружия, которая по-прежнему сохраняется в мире, несмотря на произошедшие изменения, для России не может быть иной, чем глобальная. В любом случае, даже если вероятный противник попытается применить ядерные средства избирательно, ограничить потолок до уровня тактических средств, неизбежна эскалация конфликта в большую войну с втягиванием в нее огромного числа стран, в том числе и безъядерных. Последствия такой войны не сложно предсказать. Иными словами, если источником военной опасности выступает государство или коалиция государств, имеющих ядерное оружие, то военный конфликт, если его не удастся остановить, перерастет в мировую ядерную войну. Такая военная опасность будет глобальной, всеобщей.

Региональные военные опасности вызываются противоречиями между относительно крупными государствами мира либо между коалициями стран в отдельных регионах планеты. Эта опасность может привести к военному конфликту в определенных районах земного шара. В него могут быть втянуты значительные военные силы. Как правило, военная опасность регионального масштаба затрагивает интересы ведущих мировых держав, которые могут поддерживать напряженность в регионе путем оказания дипломатической, экономической и даже военной помощи противостоящим сторонам. Региональная военная опасность для Российской Федерации реально существует, например, на ее южных границах (Северокавказский, Среднеазиатский регионы), потенциальная военная опасность такого масштаба — на Дальнем Востоке и в Европе.

По временным показателям, длительности времени, в течение которого сохраняется военная опасность, ее можно разделить на постоянную, длительную, периодическую, эпизодическую. Постоянная военная опасность для государства может исходить из устойчивых территориальных споров с сопредельным государством (Турция — Греция), этнонациональных противоречий между странами или национальными образованиями внутри них (Азербайджан — Армения, грузино-осетинские противоречия, Северная Осетия — Ингушетия, Англия — Ольстер, югославский узел противоречий и т. п.).

Длительная военная опасность, как правило, сохраняется из-за неурегулированных вопросов межгосударственных отношений по спорным проблемам экономического характера. Пока существуют острые противоречия между различными социальными слоями населения внутри страны на почве неравноправного политического или тяжелого экономического положения одних и резкого обогащения других — будет сохраняться опасность гражданской войны. Потенциальная военная опасность такого рода существует и для России.

Кроме постоянной и длительной военной опасности для нашей страны, существуют военные опасности эпизодические и периодические. Периодические (систематические) военные опасности для Российской Федерации имеют своим источником, например, то стихающие, то обостряющиеся территориальные противоречия с Китаем, что на протяжении двадцатого столетия приводило к вооруженным конфликтам (на КВЖД и острове Даманский). Еще более остро проявляются русско-японские противоречия по Курильским островам и острову Сахалин (две войны в XX веке, не считая участия Японии в гражданской войне в России 1918–1922 гг.).

По степени напряженности военные опасности могут характеризоваться как тотальная (всеобщая) военная опасность, способная затронуть все стороны жизни общества, государства и угрожать самим основам его существования; высокая — оказывающая воз- действие на главные сферы жизнедеятельности страны и требующая значительных усилий государства по обеспечению своей безопасности; умеренная; слабая. Две последние соответственно имеют менее жесткие характеристики и не требуют всеобъемлющих усилий государства для противодействия их негативному влиянию на развитие общества.

Военные опасности можно различать и по направленности воздействия на объекты жизнедеятельности государства или общества, на разрушение которых направляются усилия противоборствующих сторон. Это может быть опасность разрушения экономической системы или политического устройства страны, уничтожения ее оборонного могущества или отторжения территории, захвата источников сырья или другие цели. В недалеком прошлом военная опасность со стороны США и стран НАТО для СССР носила многоцелевую направленность.

После распада Советского Союза и резкого ослабления военного могущества России эта опасность со стороны НАТО сохраняется, однако, ее направленность теперь изменилась. США и НАТО поддерживают напряженность военно-политических отношений с Россией, но при этом ставят избирательные цели: продолжать ослабление обороноспособности страны, не допускать Россию в военные союзы, воспретить доступ к новым военным технологиям, закрыть для нее рынки вооружения, ограничить военное влияние России на страны ближнего зарубежья и т. д. Поэтому в новых условиях, определяя характер военной опасности для России, необходимо более точно выявить конкретную направленность этой опасности.

Проведение классификации источников военной опасности, определение критериев этих опасностей и угроз имеет не только теоретическое значение для исследования проблем военной безопасности страны, но и способствует выработке исходных установок для прогнозирования военных опасностей и угроз, а также методических установок для практического проведения этой работы.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, kurs-obj.narod.ru, eurasian-defence.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector