Признаками начала ведения гражданской обороны являются

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1. Организация и ведение гражданской обороны является одной из важнейших функций государства.

2. Защите от военных опасностей подлежит все население страны.

3. Гражданская оборона должна быть готовой к активному участию в мероприятиях по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических проявлений.

4. Гражданская оборона организуется и строится, в первую очередь, на вариант войны с применением обычного высокоточного оружия с возможной эскалацией ее в войну с ограниченным применением ядерного оружия.

Вариант массированного применения ядерного оружия вряд ли целесообразно рассматривать как реальный вариант действий, так как в этом случае поражающие факторы затронут и нападающую сторону

В этих условиях основными целями гражданской обороны будут являться:

в локальных войнах с обычным оружием — обеспечить максимальную защиту населения и критически важных объектов, способствовать достижению победы государства;

в войнах с ограниченным применением ядерного оружия — способствовать выживанию государства, оказывать эффективную помощь пострадавшему населению, обеспечить его жизнедеятельность;

в войнах с массированным применением ядерного оружия — способствовать восстановлению государства и экономики в возможно короткие сроки.

5. Гражданская оборона должна строиться не как изолированная система, а в общем комплексе с системой мобилизационной подготовки, системой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, системой обороноспособности страны.

Только в этом случае можно будет достичь поставленных перед ней целей.

6. Основной способ защиты населения, материальных и культурных ценностей — укрытие в защитных сооружениях, вспомогательный — эвакуация. При этом кардинальным образом меняется тип защитных сооружений, их тактико-технические данные, порядок накопления фонда защитных сооружений, а также порядок организации и проведения эвакомероприятий.

7. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется в мирное время — в плановом порядке в пределах объемов выделенных средств; в угрожаемый период — в ускоренном порядке на основе мобилизационных планов; в период начала и ведения боевых действий — в максимально короткие сроки с привлечением всех возможных средств и ресурсов.

8. Финансирование мероприятий гражданской обороны на паритетных началах осуществляют государство, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, частный сектор, граждане в порядке, установленном специальным законом.

9. Выбор приоритетов в подготовке и финансировании мероприятий гражданской обороны осуществляется на основе важности этих мероприятий для выполнения поставленных целей, а также на основе критерия «затраты-эффективность».

10. Руководство и управление гражданской обороной осуществляется на основе централизации в принципиальных вопросах организации и строительства гражданской обороны с предоставлением широкого круга полномочий субъектам РФ в сфере подготовки и ведения гражданской обороны.

11. Гражданская оборона в силу своей специфики является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Характерными особенностями гражданской обороны в настоящее время и на перспективу являются:

1. Обеспечение готовности для решения задач военного времени достигается через готовность сил и средств ГО к решению задач мирного времени.

2. Переход от прикрытия мобильными силами объектов к прикрытию территорий.

3. Создание двухуровневой системы защиты населения — на федеральном уровне и на местном уровне.

4. Гражданская оборона стала более социально направленной системой в отличие от былой строго оборонной направленности.

5. Более активное участие общественности и населения в целом в мероприятиях ГО. «Гражданская оборона — дело каждого гражданина».

6. Более быстрая адаптация к обстановке и любому изменению хода событий.

ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВА К ВЕДЕНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Мероприятия, обеспечивающие выполнение задач гражданской обороны, разрабатываются и осуществляются заблаговременно, в мирное время, с учетом развития современных средств поражения, способов их применения и угрозы терроризма, имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Мероприятия, которые по своему характеру и объему не могут быть осуществлены в мирное время, должны проводиться в возможно короткие сроки в угрожаемый период, либо с началом ведения гражданской обороны.

Характер, объемы и сроки проведения мероприятий гражданской обороны определяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями с учетом административного, экономического и оборонного значения территорий и организаций.

В целях дифференцированного подхода к определению содержания, объемов и сроков проведения мероприятий гражданской обороны по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей с учетом возможных опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществляется категорирование территорий и организаций с отнесением их соответственно к группам и категориям по гражданской обороне.

Решениями Правительства РФ определен порядок отнесения территорий и организаций к группам по гражданской обороне:

1) Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 года № 1149 «О порядке отнесения территории к группам по гражданской обороне».

Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне.

2) Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 года № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне».

Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат важнейшие действующие, реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и проектируемые организации:

— имеющие мобилизационное задание (заказ);

— и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

— и (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.

Устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: особой важности, первой категории, второй категории.

Отнесение организаций к категориям по гражданской оборонепроизводится в зависимости от показателей, определяющих их роль в экономике государства, а также особых условий, характеризующих:

степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

значимость организации как объекта культуры.

Основными показателями для отнесения организаций к категориямпо гражданской обороне являются:

численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;

объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.

Дополнительные показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях расположения административно-хозяйственных органов организаций и их производственных объектов или объектов социально- культурного назначения в разных административно-территориальных единицах категория по гражданской обороне устанавливается только для соответствующего объекта.

Организации, не отнесенные настоящим пунктом ни к одной из указанных категорий, считаются некатегорированными.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны включает:

планирование мероприятий гражданской обороны;

создание и поддержание в готовности к использованию по предназначению систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

накопление защитных сооружений гражданской обороны для укрытия населения и гражданского персонала организаций, поддержание их в готовности к приему укрываемых;

создание запасов средств индивидуальной защиты, медицинских средств индивидуальной защиты, приборов дозиметрического контроля, радиационной и химической разведки и поддержание их в готовности к применению;

подготовку к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

разработку и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

создание и подготовку сил гражданской обороны, и обеспечение их готовности к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;

создание и развитие сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;

организацию и проведение обучения населения в области гражданской обороны, подготовки руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны;

подготовку необходимых условий для первоочередного обеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий.

ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях.

Ведение гражданской обороны осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения.

Общими особенностями ведения гражданской обороны в военное время являются:

обязательность выполнения всеми гражданами требований органов гражданской обороны;

возможность принудительного (в соответствии с законами военного времени) привлечения населения к участию в мероприятиях по организации защиты;

возможность привлечения имущества организаций, независимо от их форм собственности, в интересах защиты населения;

приоритет вопросов защиты населения над другими проблемами;

сочетание мер по защите населения с мерами по его жизнеобеспечению.

особое внимание защите персонала критически важных для государства объектов, потенциально опасных объектов, являющихся потенциальными целями для поражения, а также населения, проживающего в районах размещения этих объектов;

организация постоянного информирования населения о сложившейся обстановке и порядке его действий, а также поддержание на должном уровне его морально-психологического состояния;

ведение аварийно-спасательных работ мобильными спасательными подразделениями и формированиями, закрепленными за определенными секторами (районами).

В случае возникновения реальной угрозы населению на территории страны или в отдельных районах использования оружия массового поражения в экстренном порядке принимается комплекс дополнительных мер, направленных на сокращение возможных потерь среди населения и оказания необходимой помощи пострадавшим.

К таким мерам относятся:

проведение (по распоряжению Президента Российской Федерации) массовой эвакуации населения из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, из потенциально опасных районов (районов размещения наиболее важных государственных и оборонных объектов);

Это интересно:  Размер номера на машину

приведение в готовность всех имеющихся защитных сооружений, помещений подземного пространства, которые могут быть использованы для укрытия населения;

строительство в кратчайшие сроки быстровозводимых убежищ и укрытий, а также простейших защитных сооружений на всей территории страны;

развертывание и приведение в полную готовность учреждений коммунального хозяйства для проведения дезактивационных работ и санитарной обработки людей;

организация мониторинга и наблюдения за радиационной обстановкой на территории всей страны;

приведение в готовность существующих и создание дополнительных спасательных формирований в сельских районах, которые могут привлекаться для спасательных работ в очагах массового поражения;

создание группировки сил (с привлечением всех сил и средств, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности) для проведения крупномасштабных спасательных работ в очагах массового поражения;

развертывание в максимально возможном объеме широкой сети лечебных учреждений (независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности) для оказания помощи пострадавшим;

подготовка и проведение комплекса мер по психологической реабилитации населения;

вывод населения из зон поражения и заражения в безопасные районы, развертывание в них мест временного проживания, организация жизнеобеспечения.

—>ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ —>

Елисеев Д.А. Консультант редакции журнала

В статье рассмотрены основы организации и ведения гражданской обороны в учреждениях, организациях и на предприятиях, а также основные мероприятия по решению задач в области гражданской обороны.

Организация и ведение гражданской обороны (далее по тексту — ГО) в организациях, учреждениях и на предприятиях (далее по тексту – организации) осуществляется на основе действующих законодательных и нормативно-правовых актов в области ГО. Основными из них являются Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях». На их основе разрабатывается локальное «Положение об организации и ведении ГО в организации», утверждаемое руководителем организации, являющимся по должности начальником ГО в своей организации.

Положение должно содержать основы организации ГО, а также порядок подготовки к ведению и ведения ГО в организации и взаимодействия с вышестоящим органом управления ГО. Документ конкретизируется в зависимости от категории организации по ГО и поставленных перед ней задач в области ГО.

Положение согласовывается с вышестоящим органом управления, т.к. система ГО организации является частью территориальной и (или) ведомственной системы ГО. Распоряжения (приказы) вышестоящего органа управления ГО обязательны для исполнения в организации (на объекте ГО).

Организация в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации:

— планирует и организует проведение мероприятий по ГО;

— проводит мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время (в организациях, продолжающих работу в военное время);

— осуществляет подготовку своих работников в области ГО;

— создает и поддерживает в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО [1] (при наличии такого задания);

— создает и содержит в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Подготовка к ведению ГО заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по ГО и защите от чрезвычайных ситуаций (далее по тексту – ЧС) и осуществляется на основании годового плана мероприятий по вопросам ГО и защиты от ЧС. Виды и объемы мероприятий по ГО и защиты от ЧС зависят от категории организации по ГО [2] .

Ведение ГО [3] в организациях осуществляется на основе соответствующего плана ГО организации, который определяет объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС. [4]

Планы основных мероприятий по ГО на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области ГО, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению ГО производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и ЧС.

Таким образом, подготовка к ведению ГО в организациях определяется локальным «Положением об организации и ведении ГО в организации» и заключается в планировании мероприятий по защите работников и других категорий населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Ведение ГО в организациях на основе планов ГО организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей.

Планы ГО определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС.

Организации в соответствии с полномочиями в области ГО создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по ГО.

По решению органов местного самоуправления и самих организаций могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.

В состав спасательной службы организации входят органы управления, силы и средства ГО, предназначенные для проведения мероприятий по ГО, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами ГО и защиты населения (планами ГО) задач.

Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств ГО в организациях, а также контроль в этой области осуществляются органами МЧС России.

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями ГО.

Силы ГО в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Решение о привлечении в мирное время сил и средств ГО для ликвидации последствий ЧС принимают руководители ГО органов местного самоуправления и организаций в отношении созданных ими сил ГО.

Руководство ГО в организациях осуществляют их руководители, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения (статья 11 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ).

Органами, осуществляющими управление ГО в организациях, являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО (далее — структурные подразделения (работники) по ГО). Организации осуществляют комплектование (назначение) структурных подразделений (работников) по ГО, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание. Кандидатуры на должности уполномоченных по ГО согласовываются с вышестоящим органом управления в установленном порядке и утверждаются руководителем организации.

Уполномоченные ГО в организациях подчиняются непосредственно руководителю организации, который (повторим) по должности является начальником ГО в организации.

Организации в целях решения задач в области ГО планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

1. По подготовке населения в области ГО:

— разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ подготовки работников организаций в области ГО;

— осуществление подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области ГО;

— создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области ГО;

— пропаганда знаний в области ГО.

2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера:

— создание и совершенствование системы оповещения работников;

— создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности;

— установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

— комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;

сбор информации в области ГО и обмен ею.

3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

— организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей;

Это интересно:  Выдача денег в подотчет в 2024 году

— подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

— разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);

— создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.

4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:

— поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО, находящихся в ведении организаций;

— разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время;

— строительство защитных сооружений ГО для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов ГО, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов ГО;

— накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций;

— разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.

5. По световой и другим видам маскировки:

— определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке;

— разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

— создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;

— проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО.

6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

— создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО;

— создание, оснащение и подготовка организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими или переносящими в безопасный район производственную деятельность в военное время, спасательных служб;

— создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил ГО;

— создание, оснащение и подготовка нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по ГО и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных аварийно-восстановительных работ.

7. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

— создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО противопожарных формирований, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны.

8. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):

— организация наблюдения и лабораторного контроля организациями, имеющими специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных типов (видов) заражения (загрязнения);

— введение режимов радиационной защиты организаций;

— создание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, в составе сил ГО постов радиационного и химического наблюдения;

— обеспечение сил ГО средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля;

— создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по ГО, постов радиационного и химического наблюдения подвижных (стационарных).

9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:

— создание сил ГО для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время, подготовка их в области ГО;

— организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время;

— заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.

10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций:

— создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области ГО;

— осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка на границах зон возможных сильных разрушений, радиоактивного и химического заражения (загрязнения), возможного катастрофического затопления и в очагах поражения;

— усиление охраны организаций, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

11. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:

— обеспечение готовности коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;

— создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения и канализации;

— создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

— создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

— создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги.

12. По срочному захоронению трупов в военное время:

— создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями.

13. По обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

— создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время;

— разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО, в том числе в проектах строительства;

— планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

— заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;

— создание страхового фонда документации;

— повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

14. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО:

— создание и оснащение сил ГО современными техникой и оборудованием;

— проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО и спасательных служб, проведение учений и тренировок по ГО;

— определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО в составе группировки сил ГО, создаваемой муниципальным образованием.

[1] Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО) создаются организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

[2] Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 № 804. Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение; организации, имеющие мобилизационные задания (заказы); организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты. Установлены следующие категории по гражданской обороне: категория особой важности, первая категория и вторая категория. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.

[3] Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

[4] Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) утвержден приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70 ДСП.

Признаками начала ведения гражданской обороны являются

EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое «Ведение Гражданской Обороны» в других словарях:

Ведение гражданской обороны — заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении… … Официальная терминология

Это интересно:  Выплата при устройстве на работу после армии: закон с изменениями 2022 года, как оформить выплату, могут ли взыскать деньги выплаченные после устройства на работу после армии

Войска гражданской обороны — государственная военная организация, составляющая основу сил ГО РФ и предназначенная для защиты населения, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, принимает участие в защите… … Словарь черезвычайных ситуаций

АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ (АГЗ МЧС РОССИИ) — является военным образовательным учреждением высшего профессионального образования. Академия создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. № 968 на базе 37 Высших Центральных курсов… … Энциклопедия РВСН

Гражданская оборона — У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданская оборона (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соотв … Википедия

Гр. Об. — Гражданская оборона система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а… … Википедия

Гражданская оборона (государственная) — Гражданская оборона система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а… … Википедия

Казначейство России — Федеральное казначейство (Казначейство России) Общая информация Дата создания 8 декабря 1992 … Википедия

система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

Тактика — военная (греч. taktiká искусство построения войск, от tásso строю войска), составная часть военного искусства (См. Военное искусство), включающая теорию и практику подготовки и ведения боя (См. Бой) соединениями, частями (кораблями) и… … Большая советская энциклопедия

Принципы организации и ведения гражданской обороны

Гражданская оборона Российской федерации является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона организуется на территории РФ по территориально-производственному принципу.

Территориальный принцип заключается в организации ГО на территории субъектов Российской Федерации согласно административному делению нашей страны. В соответствии с этим ответственность за состояние ГО на территории республик, краев, областей, городов, поселков и т.д. несут главы администраций исполнительной власти субъектов и муниципальных Российской Федерации.

Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Подготовка Российского государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Само же ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории России или в отдельных ее местностях. Под военным положением понимается особый режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области ГО

гражданская оборона готовность государственный

Президент Российской Федерации:

— Утверждает План гражданской обороны Российской Федерации.

— Вводит в действие План гражданской обороны Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично.

— Утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны.

— Осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обязано:

1. Обеспечивать проведение единой государственной политики в области гражданской обороны.

2. Руководить организацией и ведением гражданской обороны.

3. Издавать нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организовывать разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны.

4. Определять порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций — к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по ГО особой важности, первой и второй, или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне.

К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

— более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

— численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по ГО либо более 20 организаций первой (второй) категории по ГО;

более 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

— численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек;

— численность населения составляет от 50 тыс. человек до 250 тыс. человек и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по ГО;

— менее 30 процентов населения либо территории попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления

— к третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.

5. Определять порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Данные запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, а также для оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий. Запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны. Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.

Запасы медицинских средств включают в себя медикаменты, дезинфицирующие и перевязочные средства, медицинские препараты, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другое медицинское имущество.

Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.

Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации:

а) определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения и гражданских организаций гражданской обороны;

б) создают и содержат запасы;

в) осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.

6. Осуществлять иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

— принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций и контролируют их выполнение;

— разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку не- обходимых сил и средств;

— осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

— создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны;

— создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector