Стратегия национальной безопасности рф принята

Стратегия национальной безопасности РФ состоит из шести разделов: «Общие положения», «Россия в современном мире», «Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты», «Обеспечение национальной безопасности», «Организационные, нормативно-правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии», «Основные показатели состояния национальной безопасности», объединяющих 116 пунктов, и заключения.

В п. 1 Стратегии отмечается, что она является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

Правовую основу Стратегии национальной безопасности РФ составляют Конституция РФ, федеральные законы «О безопасности» и «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ. Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Стратегия национальной безопасности РФ является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В п. 6 Стратегии представлены основные понятия.

Национальная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды национальной безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и законодательством РФ, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.

Национальные интересы Российской Федерации — объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития.

Угроза национальной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам.

Обеспечение национальной безопасности — реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов.

Система обеспечения национальной безопасности — совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов.

Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации — важнейшие направления обеспечения национальной безопасности.

В разд. II «Россия в современном мире» отмечается, что государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации способствует реализации стратегических национальных приоритетов и эффективной защите национальных интересов. В настоящее время создана устойчивая основа для дальнейшего наращивания экономического, политического, военного и духовного потенциалов Российской Федерации, повышения ее роли в формирующемся полицентричном мире. Россия продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защиты прав соотечественников за рубежом. Возросла роль Российской Федерации в решении важнейших международных проблем, урегулировании военных конфликтов, обеспечении стратегической стабильности и верховенства международного права в межгосударственных отношениях.

Укрепление России происходит на фоне новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления.

Процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями. Конкуренция между государствами все в большей степени охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, научный и технологический потенциалы. Особое значение в этом процессе приобретает лидерство в освоении ресурсов Мирового океана и Арктики. В борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансово-экономических и информационных инструментов. Все активнее используется потенциал специальных служб.

Сохраняется риск увеличения числа стран — обладателей ядер- ного оружия, распространения и использования химического оружия, а также неопределенность относительно фактов обладания иностранными государствами биологическим оружием, наличия у них потенциала для его разработки и производства. На территориях соседних с Россией государств расширяется сеть военно-биологических лабораторий США. Осложняются мировая демографическая ситуация, проблемы окружающей среды и продовольственной безопасности. Более ощутимыми становятся дефицит пресной воды, последствия изменения климата. Получают распространение эпидемии, многие из которых вызваны новыми, неизвестными ранее вирусами.

Российская Федерация выстраивает международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств, взаимного уважения народов, сохранения многообразия их культур, традиций и интересов. Россия заинтересована в развитии взаимовыгодного и равноправного торгово-экономического сотрудничества с иностранными государствами, является ответственным участником многосторонней торговой системы.

Национальными интересами Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются:

  • — укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации;
  • — укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;
  • — повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны;
  • — сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
  • — повышение конкурентоспособности национальной экономики;
  • — закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира.

В п. 31 Стратегии национальной безопасности РФ отмечается, что обеспечение национальных интересов осуществляется посредством реализации следующих стратегических национальных приоритетов:

  • — оборона страны;
  • — государственная и общественная безопасность;
  • — повышение качества жизни российских граждан;
  • — экономический рост;
  • — наука, технологии и образование;
  • — здравоохранение;
  • — культура;
  • — экология живых систем и рациональное природопользование;
  • — стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

Стратегическими целями обороны страны являются создание условий для мирного и динамичного социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечение ее военной безопасности. Достижение стратегических целей обороны страны осуществляется в рамках реализации военной политики путем стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной организации государства, форм и способов применения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации, готовности сил и средств гражданской обороны.

Стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются: усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности; совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями; развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам РФ, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом; расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности.

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности:

  • — совершенствуются структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти;
  • — развивается система выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деструктивной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, наносящей ущерб национальным интересам, актов терроризма, проявлений религиозного радикализма, национализма, сепаратизма, иных форм экстремизма, организованной преступности и других преступных посягательств на конституционный строй Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, государственную и частную собственность, общественный порядок и общественную безопасность;
  • — создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, а также противодействия участию российских граждан в деятельности преступных и террористических группировок за рубежом;
  • — укрепляется режим безопасного функционирования, повышается уровень антитеррористической защищенности организаций обороннопромышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов;
  • — совершенствуется система выявления и анализа угроз в информационной сфере, противодействия им;
  • — принимаются меры для повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций, иностранных специальных служб и пропагандистских структур;
  • — осуществляется комплексное развитие правоохранительных органов и специальных служб, укрепляются социальные гарантии их сотрудникам, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения государственной и общественной безопасности;
  • — повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан

являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, прежде всего за счет роста его доходов.

В числе угроз качеству жизни российских граждан в Стратегии национальной безопасности РФ названы неблагоприятная динамика развития экономики, отставание в технологическом развитии, введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации, нецелевое расходование бюджетных ассигнований, усиление дифференциации населения по уровню доходов, снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг. Повышение качества жизни граждан гарантируется за счет обеспечения продовольственной безопасности, большей доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, современного образования и здравоохранения, спортивных сооружений, создания высокоэффективных рабочих мест, а также благоприятных условий для повышения социальной мобильности, качества труда, его достойной оплаты, поддержки социально значимой трудовой занятости, обеспечения доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, достойного пенсионного обеспечения.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождение России в число стран-лидеров по объему ВВП и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Главными стратегическими угрозами национальной безопасности в области экономики являются: ее низкая конкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры; отставание в разработке и внедрении перспективных технологий; незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала; уязвимость ее информационной инфраструктуры; несбалансированность национальной бюджетной системы; регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикциях; ухудшение состояния и истощение сырьевой базы, сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых; прогрессирующая трудонедостаточ- ность; сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции; неравномерное развитие регионов, снижение устойчивости национальной системы расселения.

Обеспечение экономической безопасности осуществляется путем развития промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды.

В целях противодействия угрозам экономической безопасности органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества реализуют государственную социально-экономическую политику.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области науки, технологий и образования являются: развитие системы научных, проектных и научно-технологических организаций, способной обеспечить модернизацию национальной экономики, реализацию конкурентных преимуществ Российской Федерации, оборону страны, государственную и общественную безопасность, а также формирование научно-технических заделов на перспективу; повышение социальной мобильности, качества общего, профессионального и высшего образования, его доступности для всех категорий граждан, а также развитие фундаментальных научных исследований.

Развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения Российской Федерации является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности, для реализации которого проводится долгосрочная государственная политика в сфере охраны здоровья граждан.

Стратегическими целями такой политики являются: увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение численности населения; повышение доступности и качества медицинской помощи; совершенствование вертикальной системы контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств; соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В настоящее время происходит расслоение населения по возрастным группам 20, 40 и 60 лет, имеющим разное воспитание и культуру. Между ними возникает одно из самых сложных социальных явлений, заключающееся в разрыве ценностного восприятия общественных отношений, т.е. ценностный диссонанс. В таких условиях может возникнуть непредсказуемая реакция населения на социальные события, и даже незначительные опасности могут привести к негативным изменениям в развитии российской социальной системы. Существует потребность в поиске ценностного согласия между поколениями, которую возможно удовлетворить на основе общей российской культуры, образования. Для этого нужно формировать российскую ценностную идеологию, снижающую напряжение и повышающую толерантность в обществе.

В связи с этим стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры являются: сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны; повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве.

Это интересно:  Оквэд для юридических услуг 2020

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся: приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.

Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются: сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики; ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

Обеспечению национальных интересов способствует активная внешняя политика Российской Федерации, направленная на создание стабильной и устойчивой системы международных отношений, опирающейся на международное право и основанной на принципах равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств, взаимовыгодного сотрудничества, политического урегулирования глобальных и региональных кризисных ситуаций. В качестве центрального элемента такой системы международных отношений Россия рассматривает ООН и ее Совет Безопасности.

Реализация государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности осуществляется путем согласованных действий всех элементов системы ее обеспечения под руководством Президента России и при координирующей роли Совета Безопасности РФ.

Стратегия реализуется на плановой основе за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, развития их взаимодействия с институтами гражданского общества, а также комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.

Положения Стратегии национальной безопасности РФ обязательны для выполнения всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления и являются основой для разработки и корректировки документов стратегического планирования и программ в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, а также документов, касающихся деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Деятельность Центрального банка РФ как участника стратегического планирования осуществляется в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов.

Контроль за реализацией Стратегии национальной безопасности РФ осуществляется в рамках государственного мониторинга состояния национальной безопасности; его результаты отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности РФ Президенту России о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Основными показателями состояния национальной безопасности являются:

  • — удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств;
  • — доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах;
  • — ожидаемая продолжительность жизни;
  • — ВВП на душу населения;
  • — децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения);
  • — уровень инфляции;
  • — уровень безработицы;
  • — доля расходов в ВВП на развитие науки, технологий и образования;
  • — доля расходов в ВВП на культуру;
  • — доля территории РФ, не соответствующая экологическим нормативам.

Этот перечень основных показателей может уточняться по результатам мониторинга состояния национальной безопасности. Реализация Стратегии национальной безопасности РФ призвана способствовать развитию национальной экономики, улучшению качества жизни граждан, укреплению политической стабильности в обществе, обеспечению обороны страны, государственной и общественной безопасности, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года

Указ Президента №683 от 31.12.2015, регулирует и определяет стратегические направления развития национальной безопасности (НБ) РФ. Указ вступил в действие с даты его подписания и определил основные концепции развития России на перспективу.

Основные разделы Указа Президента

Указ состоит из шести основных разделов, каждый из которых регулирует определенное направление:

  1. Общие положения (п. п. 1-6)
  2. Россия в мировом сообществе (п.п. 7-29)
  3. Национальные приоритеты и интересы (п.п. 30-31)
  4. Система мер по обеспечению национальной безопасности (НБ) (п.п. 32-107)
  5. Основы реализации данной Стратегии (п.п. 108-114)
  6. Основные показатели (п.п. 115-116)

Общие положения

Данный раздел определил цели Стратегии, ее законодательную базу, а также определил ее, как основу формирования государственной внешней и внутренней политики. Определены основные понятия, используемые в Указе.

Россия в мировом сообществе

Рассмотрены достижения РФ, как независимого, целостного государства, укрепляющего экономику страны, заботящегося о подрастающем поколении, о здоровье и продолжительности жизни граждан, возрождении их духовных ценностей. Рассмотрена непростая международная обстановка, на фоне которой Россия проводит политику укрепления страны, повышения экономической стабильности и укрепления своей обороноспособности. Отношения с другими странами РФ выстраивает на основе международного права и стремится к взаимовыгодному сотрудничеству с другими странами.

Национальные интересы и приоритеты: концепция

Основная концепция национальных приоритетов РФ — закрепление за ней статуса одной из ведущих мировых держав, поддерживающей партнерские отношения с другими странами в условиях мира и стабильного развития всего мирового сообщества. На долгосрочную перспективу определены следующие стратегические направления:

  • повышение обороноспособности;
  • укрепление внутренних межнациональных взаимоотношений;
  • повышение качества жизни;
  • система мер, принятых для укрепления здоровья граждан и стабилизации демографического роста;
  • повышение экономического роста;
  • сохранение традиционных культурных ценностей.

Система мер по обеспечению НБ в России

Реализуется путем решения следующих стратегических задач:

  1. Оборона
  2. Безопасность
  3. Повышение в России качества жизни
  4. Экономический рост
  5. Технологии, образование, наука
  6. Культура
  7. Здравоохранение
  8. Экология
  9. Стратегическая стабильность

Оборона

Основной доктриной обороноспособности РФ является обеспечение ее безопасности и создание условий для ее мирного развития в мировом сообществе. Укрепляя обороноспособность, Россия стремится находить общий язык с другими странами путем мирных переговоров, дипломатических встреч, путем международного сотрудничества на основе принципов достаточности и эффективности.

Безопасность

Основная концепция осуществления государственной и общественной безопасности – проведение в жизнь комплекса мер по защите суверенитета РФ, конституционного строя, сохранения общественной стабильности.

Концепция информационной безопасности детей

Одной из основных угроз НБ является пропаганда фашизма, сепаратизма и терроризма с использованием СМИ и других коммуникационных технологий (Интернет). Концепция безопасности детей от воздействия вредной информации подразумевает роль государства, как гаранта обеспечения гармоничного развития личности. Совершенствуются коммуникативные системы, обеспечивающие защиту детей от пропаганды насилия в информационной сфере.

Доктрина продовольственной безопасности

Ее выполнение производится в РФ за счет:

  • осуществления независимости России в поставках продовольствия;
  • механизации и автоматизации агропромышленного сектора;
  • плодородие почв: восстановление и сохранение;
  • развития племенного животноводства;
  • недопущения бесконтрольного использования ГМО;
  • формирования резервных фондов семян;
  • совершенствования системы контроля за безопасностью продуктов;
  • подготовки квалифицированных специалистов для проведения работ в сельскохозяйственных областях.

Повышение качества жизни

Рост качества жизни населения в соответствии с данной Стратегией должен проходить регулярно. Способствовать этому должны реализуемые в стране целевые программы, каждая из которых способствует обеспечению улучшения жизни населения в определенной области.

Экономический рост

Обеспечение экономического развития страны за счет внедрения в производственную сферу новых технологий и получение доходов от их деятельности – основная стратегическая задача страны. Переход от страны экспортно-сырьевой модели к стране с высокими технологиями с развитой финансовой системой – ближайшие задачи России в экономической сфере.

Технологии, наука, образование

  • создание системы научных учреждений, которые способны произвести модернизацию отраслей экономики страны;
  • улучшение качества среднего и высшего образования.

Культура

В данной области поставлены следующие стратегические задачи:

  • обеспечение единого культурного пространства;
  • сохранение традиций и культурного наследия общества;
  • повышение роли страны в мировом культурном сообществе.

Здравоохранение

Здравоохранение – важнейшая составная часть обеспечения НБ России. Его основные стратегические цели:

  • повышение продолжительности жизни россиян;
  • медицинские услуги: рост качества;
  • улучшение системы контроля за производством и реализацией лекарственных средств.

Экология

Задачи в области экологии:

  • рациональное использование природных средств;
  • сохранение природных систем;
  • ликвидация ущерба, наносимого природе хозяйственной деятельностью человека.

Стратегическая стабильность

Заключается в активной внешней политике РФ, направленной на заключение партнерских соглашений с другими странами для создания устойчивой системы отношений между разными народами.

Чем является данный указ

Указом определены стратегически важные направления развития РФ на долгосрочную перспективу. Выполнение стратегических установок будет способствовать:

  • обеспечению политической стабильности в России;
  • дальнейшему укреплению обороноспособности страны;
  • повышению международного престижа на мировой арене;
  • росту качества жизни россиян.

Новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и проблемы ее нормативно-правового обеспечения

Страницы в журнале: 21-26

О.В. Дамаскин,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Россия, Москва dov39@ mail.ru

Рассматриваются новые вызовы и угрозы, обусловившие принятие новой Стратегии национальной безопасности РФ, ее сущность, основные новые положения, потребности и возможности ее нормативно-правового обеспечения.

Ключевые слова: стратегия национальной безопасности, вызовы и угрозы, национальные интересы, основные показатели, нормативно-правовое обеспечение.

Стратегия национальной безопасности РФ (далее — Стратегия) [5] является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты России, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Стратегия призвана консолидировать усилия органов государственной власти и местного самоуправления, а также институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов России.

Действовавшая ранее Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года [4] за прошедшие годы в основном показала свою полезность. Россия продемонстрировала способность к защите суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности. Возросла ее роль в решении важнейших международных проблем, урегулировании межгосударственных конфликтов и кризисов. (удалить предложение) Россия продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защиты прав соотечественников за рубежом. Возросла роль Российской Федерации в решении важнейших международных проблем, урегулировании военных конфликтов, обеспечении стратегической стабильности и верховенства международного права в межгосударственных отношениях. Экономика Российской Федерации проявила способность к сохранению и укреплению своего потенциала в условиях нестабильности мировой экономики и применения ограничительных экономических мер.

Вместе с тем в последнее время появились новые вызовы и угрозы национальной безопасности России. Соединенные Штаты Америки при поддержке ряда стран Запада намереваются сохранить свое доминирование в мировых делах, поэтому предпринимаются попытки ограничить проведение Россией самостоятельной внешней и внутренней политики. Все большую опасность представляют угрозы, связанные с военной деятельностью Североатлантического Альянса (НАТО). Расширение НАТО и наделение его глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, названо угрозой в Стратегии.

В феврале 2015 года была принята Стратегия национальной безопасности США (далее — Стратегия США) [6], которая имеет явную антироссийскую направленность и формирует негативный облик нашей страны. В ней подчеркивается необходимость сдерживания «агрессии России», прежде всего в отношении Украины. Отмечается, что США будут сохранять бдительность относительно стратегических возможностей России, а также помогать союзникам и партнерам противостоять российской политике. Сделан особый акцент на продолжении взаимодействия США с европейскими союзниками с целью политической и экономической изоляции России «за ее вмешательство в дела Украины». Возможность возобновления американо-российского сотрудничества ставится в зависимость от изменения Россией своего внешнеполитического курса в направлении «уважения суверенитета и демократических процессов» в соседних государствах.

В Стратегии США подчеркивается стремление США к формированию нового глобального экономического порядка. Особое место в этом порядке должны занять Транстихоокеанское партнерство и Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство, которые позволят обеспечить США центральные позиции в зонах свободной торговли, охватывающих две трети мировой экономики. Вооруженные силы рассматриваются как основа национальной безопасности США, а военное превосходство считается главным фактором обеспечения американского мирового лидерства. При этом сохраняется преемственность в установках на применение военной силы в одностороннем порядке и в любой точке мира, а также на сохранение военного присутствия за рубежом. Декларируется отказ от проведения затратных масштабных операций за рубежом, по типу Ирака и Афганистана, в пользу «адресных» военных акций во взаимодействии с союзниками.

Внешнеполитическими приоритетами США на ближайшую перспективу определены комплексное обеспечение безопасности США и их союзников, стремление к полной ликвидации ядерного оружия, обеспечение беспрепятственного доступа американских товаров на мировые рынки, продвижение в мире американских ценностей, формирование «более эффективного и справедливого» миропорядка при ведущей роли США.

К угрозам национальной безопасности США отнесены: нападение на территорию США и объекты критической инфраструктуры, на американских граждан и представителей стран-союзниц за пределами страны; глобальный экономический кризис; применение и распространение оружия массового поражения; эпидемии инфекционных заболеваний; негативные последствия изменений климата; нарушение функционирования мирового энергетического рынка; распространение насилия и преступности с территорий нестабильных стран. Провозглашен «стратегический поворот» в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. США планируют укреплять союзы с Японией, Южной Кореей, Австралией, Филиппинами, развивать сотрудничество с Вьетнамом, Индонезией, Малайзией. К категории партнеров США отнесена Индия. США впервые заявили о намерении соперничать с Китаем с позиции силы, добиваясь соблюдения им норм международного права по широкому кругу вопросов, от обеспечения безопасности морского пространства до торговли и соблюдения прав человека. Среди международных организаций роль ведущих партнеров США отведена НАТО и Европейскому союзу.

Это интересно:  Проверить решение суда по номеру дела

Реализация положений Стратегии США формирует ряд угроз для России. США во взаимодействии со своими союзниками продолжают курс на политическую и экономическую изоляцию России, в том числе на ограничение ее возможностей по экспорту энергоресурсов и вытеснение со всех рынков сбыта продукции военного назначения, одновременно создавая сложности для производства высокотехнологичной продукции в России.

Усилия США и их союзников направлены на формирование антироссийского политического курса государств, с которыми у России сложились партнерские отношения, а также на снижение российского влияния на постсоветском пространстве. Осуществляется курс на сохранение мирового доминирования США, наращивание боевых возможностей НАТО, а также на усиление военного присутствия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Военная сила и впредь будет рассматриваться в качестве основного средства обеспечения национальной безопасности и интересов США.

Все более широкое распространение для устранения неугодных США политических режимов приобретают усовершенствованные технологии «цветных революций» с высокой вероятностью применения их в отношении России. Таким образом, Стратегия США разработана на основе принципа американской исключительности, права на односторонние действия по защите и продвижению интересов США в мире и несет в себе активную антироссийскую направленность. Стратегия США ставит Россию в один ряд с внесистемными международными игроками.

Стремление к наращиванию и модернизации наступательных потенциалов, развертыванию новых видов вооружений, созданию глобальной системы противоракетной обороны, в том числе вокруг России, размывает структуру глобальной безопасности. Слова лидеров некоторых стран Запада о том, что НАТО — это оборонительный союз, созданный для обеспечения безопасности в мире, лишь прикрывают агрессивную сущность альянса.

В Стратегии США подчеркивается особое значение лидерства в освоении ресурсов Мирового океана и Арктики. Отмечается, что в борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансово-экономических и информационных инструментов. Все активнее используется потенциал специальных служб. В международных отношениях не снижается роль фактора силы. Стремление к наращиванию и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов ослабляет систему глобальной безопасности, а также систему договоров и соглашений в области контроля над вооружением. В Евро-Атлантическом, Евразийском и Азиатско-Тихоокеанском регионах не соблюдаются принципы равной и неделимой безопасности. В соседних с Россией регионах развиваются процессы милитаризации и гонки вооружений.

Учитывая новые опасности и угрозы, в Стратегии уточнен и расширен перечень долгосрочных национальных интересов России, которые состоят в следующем: укрепление обороны страны; обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности России; укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности; развитие демократических институтов; совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества; повышение качества жизни; укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны; сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей; повышение конкурентоспособности национальной экономики; закрепление за Россией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира.

В число основных показателей, необходимых для оценки состояния национальной безопасности, включены: удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств; доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах РФ; ожидаемая продолжительность жизни; валовой внутренний продукт на душу населения; уровень инфляции; доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру, а также на развитие науки, технологий и образования; доля территории Российской Федерации, не соответствующей экологическим нормативам.

В Стратегии поставлены задачи по противодействию этим и другим опасностям, уточнены национальные приоритеты, основные принципы и подходы обеспечения национальной безопасности. Базовые положения военной политики, военные опасности и угрозы определяются Военной доктриной РФ [1]. В Стратегии более четко сформулированы стратегические цели защиты Российской Федерации от попыток использования военной силы против нее. Больше внимания уделено вопросам мобилизационной готовности и гражданской обороны. В то же время подчеркивается, что для защиты своих интересов Россия проводит внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений. Применение военной силы рассматривается как крайняя мера, использование которой возможно лишь после исчерпания политических, экономических, дипломатических и иных средств.

В Стратегии определены пути противодействия распространению радикальной идеологии, ее пропаганды в средствах массовой информации. Подчеркивается значимость повышения защищенности от террористической угрозы критической инфраструктуры, личности, общества и государства в целом. Открыто заявлено, что к распространению терроризма, экстремизма, межрелигиозной и межэтнической вражды привела практика смены легитимных режимов с использованием методов «цветных революций» и «гибридных войн». Появление и укрепление влияния террористической организации, объявившей себя «Исламским государством», запрещенной в Российской Федерации, стало результатом политики двойных стандартов, которой некоторые государства придерживаются в области борьбы с терроризмом. Итогом таких безответственных действий явились многолетняя нестабильность в Афганистане, Ираке, Ливии, война в Сирии, широкое распространение оружия, организованной преступности, наркобизнеса, систематическое нарушение прав и свобод миллионов людей.

Обороноспособность нашего государства, политическая, социальная стабильность общества определяется уровнем экономического развития страны, качеством жизни обычного человека. Наша экономика проявила способность к сохранению и укреплению своего потенциала в условиях нестабильности мировой экономики, начавшегося в 2008 году финансового кризиса и ограничительных мер, целенаправленно введенных рядом стран против России. Однако сейчас российская экономика переживает сложный период, поэтому ее стратегическому национальному приоритету уделено повышенное внимание. Отмечается необходимость диверсификации экономики, преодоления ее сырьевой направленности, перехода на новый уровень технологического развития, рационального импортозамещения.

Роль двигателя модернизации производства отводится оборонно-промышленному комплексу. Поставлены задачи в области обеспечения энергетической безопасности, территориального развития. Решение этих вопросов невозможно без перехода на новый уровень технологического развития, возрождения роли науки, повышения качества общего, профессионального и высшего образования. Уточнены задачи обеспечения безопасности в сферах здравоохранения, культуры, экологии, рационального природопользования, столь важных для улучшения жизни людей.

Вопросы обеспечения информационной безопасности включены практически во все разделы, посвященные реализации стратегических национальных приоритетов. Ставится цель доводить до граждан и общества объективную и достоверную информацию, а также укреплять безопасность информационно-коммуникационных систем. Актуальными остаются проблемы защищенности сетей связи с использованием отечественных технических и программных средств. С учетом все большего влияния проблем обеспечения информационной безопасности на отношения между государствами, в первую очередь компьютерных атак, отмечается необходимость формирования международной системы, призванной предотвращать возникновение инцидентов в данной сфере между странами.

Россия стала автором резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». Ее положения направлены на выработку правил ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве. Проект резолюции поддержали и стали его соавторами 82 государства-партнера по БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Содружеству Независимых Государств и ведущие страны Запада, включая США, Великобританию, Германию, Францию, Японию. Проект резолюции единогласно одобрен Первым комитетом ООН и подлежит рассмотрению Генеральной Ассамблеей ООН.

Внешняя политика России будет, как и прежде, основана на принципах равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств, взаимовыгодного сотрудничества, политического разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций. Наша цель — приобрести как можно больше равноправных партнеров во всех частях мира. В Стратегии уточнены задачи в области сотрудничества Российской Федерации с партнерами по Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийскому экономическому союзу, ШОС, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке, Африке и Арктике. Мы заинтересованы также во взаимодействии и с США, и с европейскими государствами, но на равноправной основе.

Таким образом, сущностью Стратегии является укрепление единства российского общества, обеспечение социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранение структурных дисбалансов экономики, повышение обороноспособности страны. При этом залогом успеха России становится максимальное использование ее внутренних резервов, экономического, политического, человеческого, культурного и духовного потенциала. В то же время наша страна открыта для развития сотрудничества с другими государствами по всем направлениям деятельности.

Ухудшение ряда социально-экономических показателей в экономике вследствие действия санкций со стороны США и их союзников является ощутимым фактором, влияющим на экономическую и социальную стабильность. Поэтому в гуманитарной сфере декларируется потребность усиления работы с молодежью и несовершеннолетними как посредством военно-патриотической деятельности, так и средствами правоохранительных органов и специальных служб. Тезис о преобладании духовного над материальным в качестве духовно-нравственных ценностей очевидно обусловливает усиление роли государственного участия в информационно-пропагандистской и культурной сферах для преодоления эгоцентричности либеральной идеологии, предотвращения социальных конфликтов.

В современном мире перед Россией встала неотложная задача, заключающаяся прежде всего в обеспечении национальной безопасности. Она диктуется наличием реально существующих угроз: угрозы государству — его целостности и независимости, угрозы обществу — его демократическим институтам, угрозы личности — ее правам и свободам.

Современные угрозы национальной безопасности России характеризуются существенным изменением масштабов, средств и динамики возможностей реализации этих угроз, их последствий как на государственном, так и общемировом уровнях. Очевидно, что в настоящее время главные угрозы Российской Федерации исходят из внутригосударственного сегмента и прежде всего определяются социально-экономическими аспектами. На ближайшее время к числу наиболее опасных для национальной безопасности России угроз будут относиться: терроризм, организованная преступность, коррупция, сепаратизм (этнический, клановый), социальное и материальное неравенства, технологическая отсталость. Каждая из этих угроз имеет комплексный, системный характер, источники своего происхождения и развития [2].

Современное положение России в системе международных отношений в мире актуализирует проблемы законодательного обеспечения национальной и международной безопасности. Анализ действующего законодательства подтверждает потребность адекватного нормативно-правового обеспечения ряда новых положений Стратегии. В перспективе нельзя полностью исключить возможность военного шантажа или демонстрации силы извне. Представляется важным, что знание и учет имеющихся и возможных угроз позволят найти адекватные ответы, которые будут реализованы в законодательной сфере.

Современное состояние законодательной базы национальной безопасности характеризуется незавершенностью ее формирования и систематизации. По результатам мониторинга, проведенного Комитетом по обороне и безопасности Совета Федерации, вопросы национальной безопасности России регулируют более 70 указов Президента РФ и около 200 федеральных законов. Мониторинг законодательной основы национальной безопасности Российской Федерации выявил отсутствие в ней целостности и системности. Внутриведомственная ориентированность нормативных правовых актов в сфере национальной безопасности, с одной стороны, выступает инструментом организации деятельности конкретных органов исполнительной власти, с другой стороны, является причиной фрагментарности и разрозненности правовых норм, регулирующих отношения в области национальной безопасности. Противоречия и декларативность положений законов, регулирующих сферу национальной безопасности, препятствуют их эффективному и целенаправленному исполнению.

Вместе с тем анализ действующего законодательства подтверждает недостаточное нормативно-правовое обеспечение ряда положений национальной безопасности и противостояния новым вызовам. В связи с этим современное положение России ставит перед государством и обществом принципиальные задачи по совершенствованию существующего законодательства в сфере укрепления национальной безопасности.

Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» [3], безусловно, требует серьезных изменений и, возможно, изложения в новой редакции. Определение безопасности дается в нормативном акте как «состояние защищенности», а под защищенностью, в свою очередь, понимается отсутствие угроз: нет угроз — значит есть безопасность. На самом деле под безопасностью должна пониматься производная от деятельности государства и его органов: если государство эффективно, оно обеспечивает защиту своих политических, социальных институтов, личных прав и свобод граждан. В случаях, когда государство не справляется со своими функциями, возникают угрозы.

Констатируемые в Стратегии очевидные угрозы: терроризм, организованная преступность, коррупция, чрезмерное социальное и материальное неравенство, технологическое отставание в ряде сфер деятельности — имеют комплексный, системный характер, объективные и субъективные причины и условия возникновения и развития. Таким образом, есть все основания говорить о целесообразности внесения изменений в действующие основополагающие правовые документы, регламентирующие сферу национальной безопасности Российской Федерации.

Единая, универсальная и внутренне согласованная нормативная основа национальной безопасности Российской Федерации как источник права и относительно постоянная величина должна являться правовым базисом для разработки текущих, изменяемых в зависимости от внутренней и международной обстановки, политических документов в области национальной безопасности, а также развивающих ее стратегий по отдельным направлениям национальной безопасности и соответствующих ведомственных программ. Анализ системности законодательства в сфере национальной безопасности выявляет ведомственную ориентированность ряда нормативных правовых актов, что является причиной их фрагментарности и несогласованности. В сфере совершенствования законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации представляется необходимым комплекс мер:

1) выявление и оценка имеющихся угроз национальной безопасности России и выработка комплекса адекватных ответов, что позволит задействовать адекватные силы и средства. Обеспечение их масштабной деятельности будет предполагать всестороннее правовое регулирование таких сфер, как подготовка и комплектование силовых структур, правовой и социальный статус их представителей, вооружение и материально-техническое обеспечение и т. д. По сути дела, речь здесь идет о формировании современной системы законодательного регулирования сил и средств национальной безопасности Российской Федерации;

Это интересно:  Возврат навязанной страховки банком при получении кредита

2) определение приоритетов законодательного обеспечения проблем национальной безопасности и проведение экспертной оценки имеющейся правовой базы. По результатам мониторинга целесообразно приступить к подготовке нового закона «О национальной безопасности Российской Федерации». Представляется, что по своей структуре этот закон должен включать следующие аспекты: сущность национальной безопасности; критерии эффективности национальной безопасности; приоритеты национальной безопасности; компоненты системы национальной безопасности; порядок осуществления и механизмы взаимодействия органов государственной власти при противодействии угрозам; ответственность исполнительных структур и граждан за обеспечение национальной безопасности государства;

3) осуществление законодательного обеспечения противодействия доминирующим видам угроз: территориальной целостности страны, экономической, военной, информационной, продовольственной, демографической, экологической безопасности, а также борьбы с терроризмом, организованной преступностью и коррупцией на основе системного мониторинга, криминологического анализа и прогнозирования;

4) организационно-правовое обеспечение национальной безопасности России обусловливает потребность разработки и принятия федерального закона «О Совете Безопасности Российской Федерации» и федерального конституционного закона «Об основах национальной безопасности Российской Федерации», призванных стать основополагающими правовыми актами в системе нормативно-правового обеспечения национальной безопасности России.

Актуальными остаются проблемы адекватного правового обеспечения конституционных основ социальной ориентации органов государственной власти, управления и бизнеса, формирования патриотического, нравственного, правового сознания и коллективизма российских граждан, законности правоприменительной практики, формирования, укрепления и развития сил и средств безопасности, включая оборону нашего государства.

1. Военная доктрина Российской Федерации: указ Президента РФ от 25.12.2014 № Пр-2976 // Российская газета. 2014. 30 дек.

2. Дамаскин О.В. Современные проблемы развития стратегии и правового обеспечения национальной безопасности и суверенитета России // Гражданин. Выборы. Власть: научно-аналитическое приложение к журналу «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации». 2014. № 3.

3. О безопасности: федер. закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Российская газета. 2010. 29 дек.

4. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // Российская газета. 2009. 19 мая.

5. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Российская газета. Интернет-портал.

6. The National Military Strategy of the United States of America 2015. June.

Борьба за независимость РФ: Принята новая Стратегия национальной безопасности

В последний день прошлого года был подписан Указ президента Российской Федерации №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», который утверждает новую редакцию документа. Давайте посмотрим, что в этой редакции важно для будущего, особенно ближайшего.

Следует сразу отметить, что стратегические программные документы федерального уровня автоматически пишутся в виде «за все хорошее против всего плохого», и это не является недостатком: стратегия и должна преподноситься в общем виде, а тактические решения о том, как именно продвигать стратегию, должны формулироваться в отдельных документах менее общего вида.

Напомним, что согласно Конституции РФ, принятой во времена внешнего управления страной при Ельцине, России был навязан приоритет международного (т.е. западного) законодательства, а также явный запрет на государственную идеологию, что приводит к реализации «по умолчанию» либеральной идеологии как «общечеловеческой ценности». С первым уже справились, а вот второе пока еще остаётся. Впрочем, не обязательно (хотя и целесообразно) оформлять государственную идеологию официально (логично подождать и сменить Конституцию целиком, там далеко не одна поправка требуется), можно продвигать ее неофициально, «за кулисами» – и логично делать это как раз через подобные стратегические документы.

Увы, ничего подобного не наблюдается, документ чисто «оборонительный». Конечно, это не является критическим недостатком для концепции национальной безопасности, которая оборонительна по сути, но формировать ее логично, исходя из концепции именно развития – как иначе определять приоритетные направления с точки зрения безопасности? Даже в тексте написано:

«Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов… по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации».

Приоритеты и т.д. определяет именно идеология; если ее нет — то можно лишь сохранять то, что есть на данный момент, включая вредные аспекты, что, вообще-то, противоречит национальной безопасности.

Дополнительно в недостатки документа отнесу некоторые тезисы, которые, извините за откровенность, звучат лживо:

«52. Повышение качества жизни граждан гарантируется за счет обеспечения… доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, современного образования…» – население обрадовалось бы просто доступному жилью, а заявлять сразу комфортное с учетом реалий? Про образование, которое намеренно разрушается, также очень показательно. А упомянутое в п. 53 снижение дифференциации населения по уровню доходов невозможно без смены социального строя: при капитализме богатые неизбежно богатеют, а бедные – беднеют. Что же касается п. 78 «К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным…» – то он выглядит откровенно издевательски. Да, русское мировосприятие, в отличие от западного, не считает материальные блага целью бытия, но подобная формулировка играет на руку либералам: мол, взят намеренный курс на ухудшение уровня жизни населения и обработку оного «духовностью», дабы не роптало.

А вот что в документе очень верно и правильно прописано – это раздел II «Россия в современном мире». Дело в том, что, как отмечали многие исследователи, русский народ легко и спонтанно сплачивается против внешнего врага – «кто к нам с мечом придет…», – но по отношению к врагам внутренним слишком снисходителен, имеется тенденция «перевоспитать всем миром». Ну не укладывается в русской голове «естественность» предательства, всегда кажется, что это лишь заблуждение и непонимание… Так вот, новая Стратегия концептуально очень верно указывает на внешнего врага в явном виде, а также на справедливость позиции РФ, что также очень важно для народа. Читаем:

«8. Россия продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защиты прав соотечественников за рубежом. Возросла роль Российской Федерации в решении важнейших международных проблем, урегулировании военных конфликтов, обеспечении стратегической стабильности…».

Правильная вводная: «мы – за справедливость» (вот только про защиту прав соотечественников за рубежом несколько, увы, преувеличено). Далее же — главное открытым текстом:

«12. Укрепление России происходит на фоне новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления. …

14. …В соседних с Россией регионах развиваются процессы милитаризации и гонки вооружений».

Враг указывается в явном виде, включая, образно говоря, «вшитую» в русский характер функцию защиты Родины:

«15. Наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, активизация военной деятельности стран блока, дальнейшее расширение альянса, приближение его военной инфраструктуры к российским границам создают угрозу национальной безопасности».

Что также важно, целеуказание не голословно, причины указываются в явном виде:

«13. Процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности…».

Ну не нравится кое-кому смена единоначалия «самой демократичной демократии» на несколько геополитических центров.

Несмотря на то, что, как говорилось, стратегия – это именно общее направление, некоторые частности в современном обществе целесообразно рассматривать уже как стратегические проблемы. В п.16 указывается несостоятельность региональной системы безопасности в Евро-Атлантическом регионе (т.е. зоны влияния НАТО/ЕС), наглядно демонстрируемая активизацией миграционных потоков из Африки и Ближнего Востока. Хотя это и не сформулировано в явном виде, логично предположить, что упоминание этой проблемы означает не просто сочувствие Европе, но «между строк» указывает как на то, что Россия не будет принимать часть потока мигрантов на себя, так и на то, что Европе хорошо бы вести самостоятельную политику, а не слушаться во всем Вашингтон.

Также в п. 17 явно указаны виновники ситуации на Украине:

«Позиция Запада, направленная на противодействие интеграционным процессам и создание очагов напряженности в Евразийском регионе, оказывает негативное влияние на реализацию российских национальных интересов. Поддержка США и Европейским союзом антиконституционного государственного переворота на Украине привела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооруженного конфликта. Укрепление крайне правой националистической идеологии, целенаправленное формирование у украинского населения образа врага в лице России, неприкрытая ставка на силовое решение внутригосударственных противоречий, глубокий социально-экономический кризис превращают Украину в долгосрочный очаг нестабильности в Европе и непосредственно у границ России».

Конечно, по содержанию это – речь Капитана Очевидность, но крайне важно прямое упоминание причин и их организаторов в документе столь высокого уровня, потому что «18. Практика свержения легитимных политических режимов, провоцирования внутригосударственных нестабильности и конфликтов получает все более широкое распространение…».

В конце же раздела, наконец, продвигается ещё не идеология, но модель мироустройства, альтернативная глобализму с США в роли формального центра – после указания «Государства в качестве реакции на рост международной нестабильности все чаще берут на себя ответственность за дела в своих регионах. … Повышается интерес к использованию региональных валют», в п.28 предлагается стратегия международных отношений, предлагаемая Россией миру:

«Российская Федерация выстраивает международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств, взаимного уважения народов, сохранения многообразия их культур, традиций и интересов. Россия заинтересована в развитии взаимовыгодного и равноправного торгово-экономического сотрудничества с иностранными государствами, является ответственным участником многосторонней торговой системы…».

Новая Стратегия национальной безопасности РФ наконец-то четко расставляет точки над «i» в плане определения внешнего врага, что крайне важно для консолидации народа. При этом документ, хотя и написан «от обороны», тем не менее предлагает другим странам перспективную концепцию международных отношений, основанную на равноправии наций, что можно рассматривать как своеобразную оборону наилучшим методом «асимметричного нападения»:

«…Цель Российской Федерации заключается в приобретении как можно большего числа равноправных партнеров в различных частях мира».

В конечном же итоге предлагается

«закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира».

Все, кому не нравится финансовый глобализм как концепция, зависимость от доллара США и т.д. – присоединяйтесь!

Разделы о внутренних целях и намерениях не столь интересны, они лишь повторяют поднабившее оскомину «за всё хорошее» и «против всего плохого», однако отмечу три важных тезиса, теряющихся на фоне привычных «против коррупции» и «за инновации», и при этом однозначно направленных против чаяний либеральных экономистов.

Во-первых, несколько раз по различным поводам повторяется несколько отличными словами тезис «укреплению экономической безопасности способствует совершенствование государственного управления» – поэтому требуется «повышение эффективности и качества государственного управления экономикой», а «необходимыми условиями обеспечения энергетической безопасности являются повышение эффективности государственного управления топливно-энергетическим комплексом» — и так далее.

Во-вторых, заявляется «укрепление финансовой системы, обеспечение ее суверенитета», что соответствует «устойчивости валютного курса рубля» – понятно, что для этого необходима провести «оптимизацию валютного регулирования и контроля». Упомянуто и «снижение банковских ставок». Другими словами, аккуратно заявляется ручное регулирование курса валют, доступности кредитов и т.д. Понятно, что это не получится ввести сразу и полностью – но намерение заявлено (также вспоминаем про упомянутое выше «использование региональных валют»).

И в-третьих, открыто заявлено «развитие оборонно-промышленного комплекса страны как двигателя модернизации промышленного производства» — это традиционный русский путь, эффективность которого доказана не раз.

Таким образом, несмотря на вынужденную обобщённость, новая Стратегия указывает на кардинальное изменение позиционирования России на международной арене, а также на понимание необходимости постепенного отхода от концепции «свободного рынка» во внутренней политике. Россия традиционно имеет сильную государственность, которая помогает стоять против всего «цивилизованного» мира, и результаты предательства 90-х постепенно исправляются. При этом Россия уже достаточно сильна, чтобы этого не скрывать.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Статья написана по материалам сайтов: g2020.su, www.sovremennoepravo.ru, politrussia.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector