Требования к дистанционному обучению

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

· среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

· методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).

Использование технологий дистанционного обучения позволяет:

· снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

· проводить обучение большого количества человек;

· повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.

· создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

Дистанционное обучение — это модернизированное заочное обучение, плюс общение с преподавателем через Интернет. В процессе обучения вы получаете учебные материалы и задания на свой компьютер, выполняете тесты и контрольные работы и отправляете их преподавателю. Вы знаете своего преподавателя и методиста, можете задавать им вопросы и своевременно получаете на них ответы.

· Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner). Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Она была изобретена в Великобритании[источник не указан 588 дней] и сейчас активно используется жителями Европы, для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях.

Существует много различных способов дистанционного обучения. Например, дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах, он может так же общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту, по внедрению, такого метода дистанционного обучения по всей России.

Содержание и принципы:

радиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, так как определяются другие требования к личности студента и его личностному потенциалу. Основная цель обучения – это формирование системы знаний, овладение основами наук. Развитие информационных и телекоммуникационных технологий создало базу, которая позволяет развивать дистанционное обучение, связанное с использованием информационных образовательных ресурсов в учебном процессе. Внедрение информационных технологий в учебный процесс ранее было не систематическим, теперь образовательные услуги требуют внедрения самых современных компьютерных технологий и с учетом дидактических принципов обучения.

Положения, выражающие зависимость между закономерностями и целями подготовки специалистов с высшим образованием, направляющими практику обучения в вузе называют дидактическими принципами обучения.

Совокупность известных дидактических принципов можно разбить на три группы: первая группа — общие принципы, которые включают в себя принципы гуманизации обучения, научности, системности, развития, вторая — принципы, относящиеся к целям и содержанию обучения, соответствие целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам; генерализация; историзм; целостность и комплектность, третья — принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную ему педагогическую систему с ее элементами (соответствие дидактического процесса закономерностям учения; ведущая роль теоретических знаний; единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учению; проблемность; соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли преподавателя; системности и последовательности в обучении; доступности; прочности овладения содержанием обучения).

Использование информационных технологий реализуется в следующих основных дидактических принципах обучения.

Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса.Суть данного принципа состоит в том, что проектирование систем обучения необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать.

Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий. Этот принцип требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания систем обучения, чтобы вновь выполняемые разработки и новшества не оказывались «подстраиванием» учебного процесса под приобретенную технику. На первый план необходимо ставить соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг, а не внедрение техники.

Принцип модульности. Названный принцип предполагает, что в основу программ обучения положен модульный принцип, где модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Каждый отдельный модуль создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям. При формировании учебных программ выбираются курсы-модули, которые в совокупности позволяют обеспечить как требования обучаемого к получаемым знаниям, так и общие требования к содержанию и процессу обучения.

Принцип гибкости и динамичностиопределяет возможность обучаемых в этой системе в основном не посещать такие регулярные занятия, как лекции и семинары, а работать в удобное для себя время в удобном месте. Это принципиально важно для тех, кто не может или не хочет изменить свой привычный уклад жизни или обучаться с отрывом от производства. Реализация этого принципа играет важную роль, как для преподавателей (любой контингент, любые условия и т.п.), так и для обучаемых (любое место, любое время, любой возраст и т.п.).

Реализация всех перечисленных выше принципов в образовательном процессе позволяют успешно применять их для обучения практически всех категорий обучаемых.

Это интересно:  Эксплуатация воздушных линий электропередач

Содержание

Требования к дистанционному обучению

Задание упражнения должно быть сформулировано четко и однозначно.
У пользователя не должно возникать вариативности понимания условия.

Упражнения в практических модулях должны включать:

  • условие, при необходимости иллюстрируемое дополнительными материалами (рисунок, анимация, схема, график);
  • систему автоматической проверки (кроме творческих текстовых заданий и заданий с развернутым ответом);
  • в случае, где это необходимо – подробное пошаговое решение;
  • возможность повторно выполнить упражнение.

Упражнения в аттестационных модулях должны включать:

  • условие, при необходимости иллюстрируемое дополнительными материалами (рисунок, анимация, схема, график);
  • систему автоматической проверки (кроме творческих текстовых заданий и заданий с развернутым ответом);
  • отсутствие возможности повторно выполнить упражнение.

В состав модулей могут входить упражнения следующих типов:

  • задания на выбор одного варианта ответа из предложенных;
  • задания на выбор нескольких вариантов из предложенных;
  • задания на ввод строки;
  • задания на ввод числа;
  • задания на классификацию (расстановку) объектов по группам;
  • задания на перемещение объектов по гипертекстовой сцене;
  • задания на заполнения пропусков в предложении;
  • задания с развернутым ответом (творческие задания);
  • задания на указание объектов на рисунке;
  • задания на подпись элементов рисунка;
  • задания на установление соответствия;
  • задания на сортировку (упорядочивание) элементов.

Упражнения могут включать функциональность звукового сопровождения. Упражнения могут сопровождаться контекстной помощью, описывающей функциональные возможности пользователя при выполнении данного типа задания.

Статья на тему:
Основные требования, предъявляемые к курсам дистанционного обучения при переходе к ФГОС нового поколения

Качество дистанционного обучения во многом зависит от создания дидактически совершенных учебных материалов. Этот аспект требует очень внимательного и ответственного отношения к разработке курса. В статье сформулированы основные этапы создания дистанционного курса, требования, определяющие его качество, предложена структура.

Скачать:

Вложение Размер
osnovnye_trebovaniya_k_distantsionnomu_kursu.docx 457.15 КБ

Предварительный просмотр:

Основные требования, предъявляемые к курсам дистанционного обучения

при переходе к ФГОС нового поколения

Резюме. Качество дистанционного обучения во многом зависит от создания дидактически совершенных учебных материалов. Этот аспект требует очень внимательного и ответственного отношения к разработке курса. В статье сформулированы основные этапы создания дистанционного курса, требования, определяющие его качество, предложена структура.

Ключевые слова: курс дистанционного обучения, педагогический дизайн, требования к курсу, структурирование курса.

ХХI век называют веком информационных технологий. Компьютеры, Интернет, спутниковое телевидение, мультимедиа стремительно вошли в нашу жизнь. В обществе создается ситуация, когда без умения пользоваться информационными технологиями становится сложно ориентироваться в современном мире.

В мире, который становится всё более зависимым от современных компьютерных технологий, школьники и учителя должны освоить новые жизненно необходимые навыки.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, которые способны работать с информацией: собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем.

Поэтому решая эту задачу и формируя информационную грамотность учащегося, учитель должен развивать у учащихся умение осуществлять поиск в сети Интернет, классифицировать информацию, критически подходить к ней и выкристаллизовывать самое главное.

По прогнозам ЮНЕСКО в XXI веке учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30 – 40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение и остальное время на самообразование. Отсюда все повышающийся интерес к дистанционному обучению не только университетскому, но и школьному, в системе повышения квалификации, пр., т.е. ко всем формам непрерывного образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Новый виток разработки электронного образовательного контента связан со стартовавшим в 2011 году комплексным проектом федерального уровня «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 13-р).

Каковы же перспективы развития дистанционного обучения?

На сегодняшний день ДО реализуется для учащихся с ОВЗ, часто болеющих детей, а также для талантливых и одаренных учащихся.

Однако, как показывает практика спектр применения дистанционного обучения может быть гораздо шире. ЭОК можно использовать на уроках (при изучении новых тем, опросе, в качестве наглядных визуальных материалов, виртуальных лабораторных работ, дополнительных домашних заданий).

Курс можно использовать, когда объявлен карантин, когда на длительное время объявлены актированные дни, для экстерната, для обучения с использованием дополнительных материалов и при внеклассной работе.

Таким образом, ЭОК может использоваться в качестве электронного учебника (в более широкой перспективе — ЭОР).

Любой курс дистанционного обучения – это полноценный учебный процесс.

Сравнительная характеристика традиционного учебника и электронного курса

Электронный учебный курс

Построение – линейная структура, без использования средств мультимедиа

Построение – комбинированная структура, сочетание текстового материала с элементами мультимедиа

Основная задача: передача знаний и проверка эффективности их усвоения

Основная задача: повторение пройденного материала, усвоение нового, разработка алгоритмов возможных действий в определенных ситуациях

Последствия: усвоение фрагментарных знаний, трудности с их воплощением в умениях, ограниченность изучения только теоретической части

Последствия: новые методы применения знаний формируют у обучаемого мотивацию к поиску новых знаний

может рассматриваться и как полиграфическое издание и как дидактическое произведение

может рассматриваться и как продукт компьютерной технологии, и как дидактическое произведение, причем компьютерная технология открывает новые возможности для создания дидактического произведения

предполагает различные формы коллективной или индивидуальной учебной деятельности

рассчитан, как правило, на самостоятельную познавательную деятельность, что достигается использованием различных видов наглядности и выполнением последовательных указаний

предусматривает активное участие преподавателя в обучении

преподаватель выступает в функции репетитора, помогающий обучаемому в освоении учебного курса

коллективное обучение, следование единому графику прохождения дисциплины

знакомство учащегося с информацией в той форме, последовательности, темпе, которые ему подходят

рассчитан на поурочное изучение учебного материала

предполагает многовариантный вход (выход) в учебный курс, различную последовательность изучения учебного материала

рассчитан на работу с вербальным текстом

предусматривает работу с компьютером с помощью систем меню, функциональных клавиш, многооконного интерфейса

унификация обучения, ограниченность мотивации познавательной деятельности ученика

новое решение таких проблем обучения, как индивидуализация, мотивация за счет различных способов представления информации, индивидуального прохождения курса

Электронный учебный курс должен включать

На базовом (основном) уровне:

  • Основной теоретический материал, отвечающий требованиям Государственного образовательного стандарта.
  • Системы упражнений и задач, позволяющих выработать практические умения и навыки.
  • Методы и средства итоговой оценки усвоения базовых знаний.

На дополнительном уровне:

  • Учебный материал, к которому студент может обратиться для углубленного изучения вопросов курса.
  • Учебный материал, к которому студент может обратиться для удовлетворения профессиональных запросов.
  • Учебно-методические пособия по решению задач повышенной сложности.

Курс является высоко организованным электронным средством учебного назначения. При создании электронных образовательных изданий следует соблюдать ряд требований, чтобы в результате получился ресурс, отвечающий целям и задачам учебного курса.

Традиционные дидактические требования.

3. Проблемность обучения;

5. Сознательность обучения;

6. Системность и последовательность изложения материала;

7. Единство образовательных, развивающих и воспитательных

Специфические дидактические требования

3. Развитие интеллектуального потенциала;

4. Системность и целостность.

1. Соответствие уровню развития обучающегося;

2. Ориентация на тезаурус возрастной группы;

3. Развитие образного и логического мышления.

Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки — вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.

Курс ДО — это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами, как с кураторам курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет.

При создании курсов ДО необходимо учитывать следующие требования:

  • Мотивация. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки ученика.
  • Постановка учебной цели. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в программе.
  • Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы, входящие в комплект готового пакета или подготовленные самим преподавателем.
  • Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея.
  • Обратная связь. Этот критерий имеет ключевое значение для обучаемого, меньше — в тестирующей программе, больше — в тренажерной. Компьютер способен обеспечивать обратную связь, причем помощь эта может быть индивидуальной.

Оценка. В ходе работы с компьютером ученики должны знать, как они справляются с учебным материалом. Большинство учеников, как правило, стимулирует небольшое число оставшихся заданий, большое число выполненных заданий стимулирует меньше.

Что такое хороший» дистанционный курс?
Дистанционный курс должен:

  • базироваться на учебных материалах высокого качества, отражающих современный уровень развития предметной области,
  • быть доступным для понимания и освоения слушателями,
  • иметь продуманную структуру учебного материала, сбалансированные по объему и сложности учебные блоки и задания,
  • включать разнообразные формы проверки полученных знаний.
  • Для успешного проведения дистанционного курса следует:
  • использовать разнообразные формы повышения мотивации обучения, учитывающие особенности конкретной группы обучаемых,
  • допускать возможность индивидуального графика или пути обучения слушателей,
  • использовать коллективные формы работы или дискуссии для обсуждения учебных вопросов.

Для успешного проведения дистанционного курса следует:

  • использовать разнообразные формы повышения мотивации обучения, учитывающие особенности конкретной группы обучаемых,
  • допускать возможность индивидуального графика или пути обучения учащихся,
  • использовать коллективные формы работы или дискуссии для обсуждения учебных вопросов.

Основные этапы создания электронного курса:

Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами:

Мультимедийность — озвученные видео- и слайдфильмы, анимация, графика;
— Насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;
— Использование потокового аудио и видео.
— Многообразие контрольных и тестовых заданий;
— Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается;
— Общение слушателей между собой.
-Использование комбинированных методов доставки курсов: Интернет, Интранет, программы на CD-ROM и т.д.

ЭОР – ЭУ – ЭУМК – образовательный контент

Итак, в современных условиях назрела необходимость в формировании новой культуры представления образовательного контента и работы с ним. Одно из перспективных решений в этой области – замена традиционных бумажных учебников электронными учебниками нового поколения, реализованными на современных мобильных устройствах.
По аналогии с печатными (бумажными) учебными изданиями (ГОСТ 7.60-90) среди учебных электронных изданий выделим: электронные учебники, электронные учебные пособия, дополняющие учебники; электронные учебные пособия частично (полностью) заменяющие учебники, электронные справочные издания, электронные учебно-методические комплексы.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – структурированная совокупность ЭОР, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе .

Электронные учебные модули (ЭУМК) – электронные образовательные ресурсы нового поколения федерального портала ФЦИОР http://fcior.edu.ru/ .

В настоящее время современные электронные образовательные ресурсы делятся по формам предоставления информации на следующие типы:

В курсе представлены различные ресурсы и элементы курса.

текстовая страница глоссарий

ссылка на файл или WEB-страницу опрос

ссылка на каталог анкета

Анализ работы с ДО (в частности в МБОУСОШ № 28) продемонстрировал, что ряд учеников зарегистрировавшихся на курсах не смогли ими пользоваться из – за отсутствия навыков работы с данными обучающими курсами. Поэтому было решено с данного учебного года внести в курс Информатики 5 класса ряд тем, позволяющих ученику получить навыки работы с информационными технологиями.

Кроме того для учеников начальной школы организованы дополнительные внеурочные занятия по получению навыков работы с дистанционными курсами.

Таким образом мы стремимся к организации в нашей школе смешанного очно – дистанционного обучения.

Анализ итогов реализации ДО в нашей школе показал, что большинство учеников получают не только знания в области информационных технологий, но и повышают познавательную активность, учебную мотивацию, развивают коммуникативные навыки, умение видеть проблемы и предполагать пути их решения, приобретают навыки поиска, систематизации и анализа полученной информации, а также опыт работы в команде.

Перспективы развития дистанционного обучения:

Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем, — вот к этому и следует стремиться.

Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения.

Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”.

Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем, — вот к этому и следует стремиться.

Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения.

Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”.

Нормативные документы по дистанционному обучению

Действующие нормативные акты Министерства образования и науки России по дистанционному обучению

С 1 сентября 2013г. вступает в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем содержится масса новационных, в некоторых случаях весьма спорных моментов, но нас с вами, работающими в области электронного обучения, в первую очередь интересуют статьи Закона, в которых отражены аспекты использования дистанционных образовательных технологий.

За то, что эти статьи появились в Законе, мы должны в первую очередь благодарить Первого заместителя председателя Комитета по образованию Госдумы Смолина О.Н. и Научного руководителя МЭСИ Тихомирова В.П., представителей образовательного сообщества и аппарата Госдумы, которые приняли непосредственное участие в этой работе. Благодаря этим людям, впервые в истории работы Госдумы РФ удалось подготовить, согласовать и подписать единый межфракционный документ о внесении данных статей в Закон «Об образовании в Российской Федерации».

Ниже представлены статьи Закона, которыми нам с вами предстоит руководствоваться в своей работе в ближайшие годы:

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности
15. Лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности:
4) осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

До 1 сентября 2013г. нам подлежит руководствоваться действующим законодательством:

Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения.»;
2) абзац девятый подпункта 16 статьи 28 изложить в следующей редакции:
«порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;»;
3) подпункт 5 пункта 2 статьи 32 изложить в следующей редакции:
«5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;»;
4) в статье 33.1:
а) в пункте 6:
дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:
«При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательного учреждения или его филиала независимо от мест нахождения обучающихся.»;
абзацы второй и третий считать соответственно абзацами третьим и четвертым;
б) пункт 25 дополнить абзацем следующего содержания:
«Указанными лицензионными требованиями и условиями должна предусматриваться возможность применения лицензиатом электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.».

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения
Пункт 5. использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
Читать полностью

Приказ Минобрнауки РФ от 06 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»
1. Настоящий Порядок устанавливает правила использования дистанционных образовательных технологий (далее — ДОТ) образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования (далее — образовательные программы).
Читать полностью

Статья написана по материалам сайтов: met.emissia.org, nsportal.ru, xn--j1ahfl.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector