Функции права социального обеспечения

Функции социального обеспечения — Это обусловленные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество.

Между социальным обеспечением и обществом как системой и его элементами существует цепь связей. Общество и его составляющие воздействуют на социальное обеспечение. Это воздействие является первичным и определяющим. Одновременно имеет место цепь обратных связей: социальное обеспечение с помощью своих функций влияет на обусловливающие его факторы. Выполняя эти функции, социальное обеспечение представляет собой активный фактор развития общества.

Воздействие на общество осуществляется социальным обеспечением как целостной системой. В то же время каждая из основных сфер общества подвергается воздействию соответствующей функции. Поскольку общество подразделяется на пять основных сфер: экономическую, социальную, политическую, духовно-идеологическую и семейно-бытовую, — необходимо различать экономическую, социальную, политическую, духовно-идеологическую, демографическую функции социального обеспечения.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в его положительном воздействии на экономику, на интересы и потребности людей как участников процесса производства. Она имеет сложную внутреннюю структуру и состоит из ряда взаимосвязанных подфункции: распределительной, обеспечительной и производственной.

С помощью распределительной подфункции происходит доведение до потребителей специфических материальных благ и услуг особым экономическим способом. Данная подфункция заключает в себе способы аккумуляции средств в особых фондах и их распределения на различные цели — это действия органов государства, органов местного самоуправления, организаций по отчислению денежных средств в фонды, предназначенные для социального обеспечения, но направлению указанных средств для выплаты пенсий, пособий, обслуживания пенсионеров и др.

Сущность обеспечительной подфункции состоит в поддержании достаточного уровня материального благосостояния лиц, для которых средства социального обеспечения (пенсии, пособия и проч.) являются источником существования, в предупреждении обнищания народа.

Производственная подфункция включает в себя стимулирование граждан к труду, а также повышение производительности труда, воспроизводства рабочей силы путем создания благоприятных условий для формирования способности к труду у несовершеннолетних и освобождения трудовых ресурсов от пожилых и нетрудоспособных работников. Тем самым социальное обеспечение способствует созданию рыночных отношений, проведению экономических реформ.

Социальная функция отражает взаимосвязь социального обеспечения и социальной подсистемы общества.

Социальное обеспечение направлено прежде всего на предупреждение, смягчение или устранение последствий наступления различных жизненных ситуаций. В зависимости от конкретной ситуации в социальной функции можно выделить защитную, реабилитационную и компенсационную подфункции.

Защитная подфункция заключается в защите граждан от неблагоприятных последствий наступления жизненных ситуаций (болезнь, инвалидность, старость и т.п.), а также от последствий перехода к рыночной экономике (безработица и т.п.). Это происходит путем выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, предоставления услуг и т.д.

Реабилитационная подфункция состоит в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособных, приспособлении их к труду. Она осуществляется с помощью таких видов обеспечения, которые помогают восстановлению трудоспособности граждан и вовлечению их в трудовую деятельность (пенсии по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, снабжение их протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения и т.д.).

Компенсационная подфункция — это возмещение утраченного заработка или дохода, а также повышенных расходов в случае утраты заработка или дохода, снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом па пенсию по старости, инвалидности, при потере кормильца, в случае рождения ребенка, при повышении розничных цен на предметы потребления, безработице и др.

В политическую функцию входит связь между социальным обеспечением и политикой, прежде всего социальной политикой. Социальное обеспечение служит средством, с помощью которого реализуются цели социальной политики. Его институты и учреждения способствуют практическому осуществлению социально-политических мероприятий, намеченных государством. Социальное обеспечение играет важную роль в решении ряда общих задач социальной политики в современный период: предотвращении дальнейшего снижения жизненного уровня населения, улучшении материального положения его различных групп и слоев, снижении роста социальной напряженности в обществе.

Духовно-идеологическая функция социального обеспечения обусловлена связью между социальным обеспечением и духовно-идеологической сферой общества. Социальное обеспечение взаимодействует как с социальной сферой в целом, так и с ее компонентами — различными формами и уровнями общественного сознания, прежде всего с идеологией, моралью, социальной психологией. Поэтому в составе данной функции можно условно выделить идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.

Идеологическая подфункция составляет отношения между социальным обеспечением и идеологией. Идеология отражает воззрения классов и слоев общества на различные стороны жизни, в том числе и на социальное обеспечение, активно влияет на его характер и сущность. В свою очередь, эффективное социальное обеспечение положительно воздействует па сознание людей, укрепляет их доверие к государству.

Моральная подфункция охватывает связь между социальным обеспечением и этическими воззрениями, существующими в данном обществе. Существенное значение здесь имеют этические взгляды общества на отношение к малообеспеченным, детям, старикам, инвалидам. Социальное обеспечение включает предоставление материальной помощи экономически неактивным гражданам, обеспечение семей, потерявших кормильца, помощь в воспитании детей и т.д. Кроме того, благодаря моральной подфункции социальное обеспечение способствует укреплению нравственных начал в обществе.

Социально-психологическая подфункция основана на взаимосвязи социального обеспечения и социальной психологии. Для человека особое значение имеет уверенность в завтрашнем дне. Социальное обеспечение способствует реализации уверенности людей в будущем, их социальной защищенности, тем самым оказывая положительное воздействие па развитие социальной психологии.

Демографическая функция подразумевает воздействие социального обеспечения на демографические процессы, происходящие в обществе. Состояние социального обеспечения зависит от демографической структуры населения, характера демографических процессов. В свою очередь, социальное обеспечение оказывает активное положительное влияние на демографические процессы. В содержание демографической функции входит материальное стимулирование создания, развития и укрепления семьи, повышения рождаемости и др.

Функции социального обеспечения

Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловливается тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. Это обстоятельство отмечает большинство учёных, причем каких-либо существенных разногласий во взглядах специалистов по поводу количества функций социального обеспечения и их содержания не существует.

В общей теории права преобладает мнение о том, что функция права — это направление правового воздействия на общественные отношения посредством решения совокупности однородных задач, объединенных единой целью. Из приведенной дефиниции видно, что стержнем функции является цель. В связи с этим функции социального обеспечения как общественно-полезной деятельности также формулировались исходя из целей социальной политики Российской Федерации.

Если следовать такому значению функций социального обеспечения, то среди них следует выделить следующие:

Одной из важнейших функций социального обеспечения является экономическая функция. Она заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Защитная функция социального обеспечения предполагает как экономические меры со стороны субъектов социального обеспечения, так и правовые. Защитная функция социального обеспечения реализуется отраслями, имеющими как публичный, так и частный характер. Право социального обеспечения относится к числу публичных отраслей.

В социальном обеспечении имеют место два разных защитных явления:

1) охрана социальных прав

2) защита социальных прав.

При этом охрана социальных прав — это совокупность различных взаимосвязанных между собой мер, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями, и направленных на предупреждение нарушений социальных прав человека либо устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути осуществления его прав. Под защитой же понимается принудительный в отношении обязанного лица законный способ восстановления нарушенного права человека либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами.

Это интересно:  Фиктивный брак семейное право

Социально-реабилитационная функция ставит своей главной задачей восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения путём предоставления им различных видов материального обеспечения и социальных услуг, для того чтобы избежать обнищания и поддерживать достойный уровня жизни, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Политическая функция социального обеспечения помогает поддерживать стабильность в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоёв населения. Она позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

Итак, соц. обеспечение осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода экономических, политических и юридических средств, выполняя тем самым своё предназначение – создание человеку достойных его условий существования.

Функции права социального обеспечения

Функция — слово латинского происхождения, означает выполнение, свершения. Под ней понимают деятельность, обязанность, работу, назначение, роль и т.п. Впервые этот термин в научный оборот ввел в 1692 г. известный немецкий философ и математик Г. Лейбниц. Сейчас в науке этот термин употребляется в разных значениях. В философии — это отношение двух (группы) объектов, изменение одного из которых ведет к изменению другого. В математике — величина, которая меняется с изменением независимой переменной (аргумента). В физиологии — специфическая деятельность органа или организма (например, функция обмена веществ). В социологии — роль, которую выполняет определенный социальный институт отношении общества. В лингвистике — назначение, роль (иногда и значение) языковой единицы или элемента языковой структуры.

Этот термин сто лет назад стали употреблять и в юридической науке для характеристики социальной роли государства и права.Его используют во многих смыслах, но среди ученых нет единства относительно необходимости этого термина, его понятие, названия и содержания отдельных функций и их классификации. Попытка через функции раскрыть классовую сущность права и сформировать особые функции отдельных отраслей права с применением их в дальнейшем как одного из критериев разграничения норм права самостоятельными отраслями права завел исследователей в тупик.

В литературе по теории права чаще всего дают три определения функций права, которые поддерживают и специалисты права социального обеспечения. Под ними понимают или социальное назначение права, или направления правового воздействия на общественные отношения, либо то и другое вместе.

Функции права социального обеспечения — это правовые характеристики социальной роли (назначения) этой отрасли права в жизни общества и главных направлений воздействия его норм на поведение людей с целью реализации целей и задач государства в сфере социального обеспечения населения.

Основной функцией права социального обеспечения регулятивная. Именно в ней проявляется суть и ценность этой отрасли права. Назначение права социального обеспечения — регулирование общественных отношений, складывающихся в условиях индивидуальной формы распределения материальных благ из специально созданных для этого социальных фондов.С помощью норм права социального обеспечения определяются:

1) цель и задачи государства в сфере социальной защиты населения,

2) круг субъектов, уполномоченных создавать социальные фонды и осуществлять с ним социальные выплаты,

3) круг субъектов из числа инвалидов, лиц стариков, детей, оставшихся без попечения родителей, и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства;

4) размеры взносов граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также бюджетных средств в социальных страховых фондов и их виды,

5) перечень видов социального обеспечения, предоставляемых наиболее уязвимым слоям населения;

6) условия предоставления определенного вида социального обеспечения круг жизненных обстоятельств, с какими социально-обеспечительных нормы связывают наступление тех или иных юридических последствий (болезнь, старость, потеря трудоспособности, инвалидность, безработица и т.д.)

7) компетенция государственных органов и правовой статус (права и обязанности) граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере социального обеспечения

8) порядок и размеры предоставления отдельного вида социального обеспечения,

9) государственные гарантии по обеспечению социальных прав человека и гражданина;

10) основы негосударственного социального обеспечения отдельных групп населения.

Задачей регулятивной функции права социального обеспечения не только фиксация субъективного состава социально-обеспечительных правоотношений, правового статуса участников этих отношений и определение юридических фактов, при которых могут возникать указанные правоотношения, но и изменение или отмену отдельных его элементов или введения новых. Ведь государственное социальное обеспечение возможно только на основании норм права. Физическое лицо может претендовать при наличии соответствующих условий только на тот вид социального обеспечения, который закреплен в законе. Орган социальной защиты населения обязан предоставить такой вид обеспечения также только на основании закона. Нормы права здесь выступают критерием оценки действий субъектов социально-обеспечительных правоотношений, возникающих на их базе.

Право социального обеспечения на длительное время в пределах государства закрепляет возможное и должное поведение людей в сфере социального обеспечения и с помощью угрозы применения государственного принуждения заставляет их действовать в определенных правом рамках и тем самым удерживает социально-обеспечительных правоотношения в желаемом состоянии. Эти отношения характеризуются стабильностью, цикличностью, непрерывным повторением, прогнозируемость, т.е. постоянным воспроизводством. Под влиянием общественной жизни эти отношения корректируются нормами права.

Одним из свойств социально-обеспечительных норм является их нормативность, которая включает предписания, правила поведения общего характера, которые распространяются на любого, кто попадает в сферу действия этих норм, а также способность права социального обеспечения в соответствии с его предписаниями четко зафиксировать общественные отношения, складывающиеся при предоставлении физическим лицам пенсий, пособий, социальных услуг. Таким образом, с помощью утверждения в жизни общества нормативных основ упорядочиваются общественные отношения в социальной сфере.

Регулятивное воздействие права социального обеспечения на общественные отношения состоит в том, что нормы этой отрасли права, определяя права и обязанности субъектов социально-обеспечительных правоотношений, тем самым выступают общеобязательному образцом их правомерного поведения. Эти нормы детально и в императивной форме определяют условия, при которых лицо имеет право на социальное обеспечение, порядок реализации этого права, компетенцию органов социальной защиты населения в этой сфере.

Отдельная отрасль права состоит не только из регулятивных, но и правоохранительных норм, определяющих условия применения к субъектам мер государственного принуждения, характер и содержание этих мер. Направление воздействия этих норм на общественные отношения и характеризует охранительную функцию права.

В охранной функцией права социального обеспечения понимают целенаправленное воздействие норм данной отрасли права на социально-обеспечительных правоотношения с целью охраны их и вытеснение из них отношений, вредных для общества с точки зрения государства. Составляющими этой функции являются:

1) запреты, предусмотренные нормами права,

2) санкции, которые принимают к правонарушителям,

3) непосредственное юридическая ответственность субъектов правоотношений.

В основе охранительной функции права социального обеспечения лежат запрещающие правовые нормы, которые указывают, что не следует делать, какие действия будут осуждены государством. В случае совершения противоправного деяния наступает юридическая ответственность, целью которой является защита установленного правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву. Эта цель конкретизируется в функциях юридической ответственности, к которым чаще всего относят репрессивно-карательную (штрафную) и правовосстановительные (компенсационную).

Главным назначения охранительной функции права социального обеспечения, прежде всего, превентивная (предупредительная) охрана социально-обеспечительных правоотношений, предупреждения нарушения норм права, на основании которых возникли эти отношения. Нормы права детально предусматривают процедуру реализации гражданами своего права на конкретный вид социального обеспечения. Законодательство устанавливает различные виды юридической ответственности должностных лиц органов социальной защиты населения за создание препятствий в реализации гражданами своих социальных прав (бюрократизм, волокита, безосновательный отказ в удовлетворении того или иного ходатайства, вымогательство взятки и т.д.). Закон также возлагает на граждан обязанность (а значит предполагает и надлежащую ответственность) представлять в органы социальной защиты населения достоверные сведения о фактах, имеющих юридическое значение для социального обеспечения. Установление запретов и санкций за их нарушение побуждает субъектов социально-обеспечительных правоотношений действовать согласно предписаниям правовых норм. Соблюдение гражданами и должностными лицами требований социального законодательства является критерием эффективности охранительной функции права социального обеспечения.

Это интересно:  Вопрос по правилам дорожного движения лишения прав

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Тема: Функции социального обеспечения

Читайте также:

  1. F82 Специфические расстройства развития моторной функции
  2. I. ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ — это основные направление деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.
  3. III. Общие вопросы для выявления функции Т.О.Т.Е.
  4. III.4 Порядок пропуска и отправления поездов при невозможности обеспечения единого наименьшего тормозного нажатия
  5. VII. Основные типы включений и их функции в клетке.
  6. А. Средняя квадратическая погрешность функции измеренных величин.
  7. Абиотические факторы и экологические функции литосферы
  8. АВАРИИ НА КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
  9. Анализ системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации.
  10. Анализ социального поведения детей.
  11. Анатомия человека и функции организма
  12. Анатомия ягодичной области. наружные мышцы таза, положение, функции, кровоснабжение, иннервация, регионарные лимфатические узлы

Социальное обеспечение обладает своими функциями. Под ними обычно понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта. Наличие функций позволяет ответить на вопрос: каково значение и предназначение социального обеспечения в жизни общества и государства?

В правовой литературе выделяют экономическую, производственную, политическую, социально-реабилитационную, демографическую, духовно-идеологическую, защитную функции социального обеспечения.

Экономическая функция социального обеспечения заключается:

а) в замещении заработка или дохода, связанного с трудом (или содержания), тем лицам, которые его утратили в силу всевозможных жизненных обстоятельств – в связи с возрастом, инвалидностью, потерей кормильца, болезнью, безработицей и др.;

б) в частичном возмещении дополнительных расходов, вызванных различными объективными причинами – рождением и содержанием ребенка, уходом за малолетними детьми и престарелыми гражданами, инвалидами и т.п.;

в) в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (бедность, сиротство, вынужденное переселение и пр.).

Источником финансирования для осуществления экономической функции являются средства, которые специально предназначены для социального обеспечения. Они аккумулируются (сосредотачиваются): в специализированных внебюджетных фондах социального страхования (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования); в федеральном бюджете, имеющем специальные статьи расходов на социальные нужды; в региональном бюджете (в бюджетах субъектов Российской Федерации); в фондах социальной поддержки населения. В будущем не исключается возможность появления подобных, специально выделяемых средств в бюджетах органов местного самоуправления.

Реализуется экономическая функция в ходе перераспределения средств вышеназванных источников. В реальной жизни эти средства предоставляются гражданам в соответствующих видах социального обеспечения – в пенсиях, пособиях, компенсациях и т.п.

Вне всякого сомнения, что достаточность средств в указанных источниках и их постоянное поддержание – это главная цель государства. От состояния объема таких средств зависит экономическая основа социального обеспечения, развитие его будущего. Логично предположить, что чем больше средств имеется в указанных источниках, тем выше будет размер социальных выплат. К сожалению, их уровень в настоящее время не отвечает требованиям многих международных норм, например Конвенции МОТ 1952г. о минимальных нормах социального обеспечения.

Отсюда вытекает главная задача государства – создание условий, при которых общество было бы заинтересовано в пополнении вышеуказанных источников. Это может достигаться разными приемами, применяемыми государством. Так, один из способов, с помощью которого решается данная задача, — это создание оптимального режима налогообложения для всех участников рыночных отношений, независимо от их организационно-правовых форм (организаций, индивидуальных предпринимателей и пр.).

Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию. Она выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. Мировой опыт также свидетельствует, что по мере все большего воплощения в жизнь, например, принципов обязательного социального страхования это влияние возрастает, поскольку усиливается стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих.

Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Как в реальной жизни проявляется данная функция социального обеспечения? Рассмотрим на примере трудовой пенсии по старости. Страховая (трудовая) пенсия по старости, исходя из её сущности, — это денежная выплата, заработанная трудом, уплатой за счет работника обязательных страховых платежей. В самом её наименовании мы видим связь с трудом. Именно длительность труда, выражаемая в стаже работника, а соответственно и выплата страховых взносов должны определять в конечном итоге право на трудовую пенсию и её сумму.

Иными словами, право на пенсию напрямую зависит от участия граждан в общественном производстве, от их общественно полезной деятельности и соблюдения иных условий, установленных в правовых нормах.

В 1998 г. в деловой оборот было введено понятие – «страховой стаж». Его появление обусловлено проводимой пенсионной реформой. Главная её задача – создание эффективного механизма, который обеспечивал бы соответствие условий предоставления и размеров трудовых пенсий с учетом объема (доли) участия в обязательном пенсионном страховании каждого конкретного лица. Иными словами, размер трудовой пенсии должен зависеть от продолжительности периода страхования, т.е. внесения каждым застрахованным лицом страховых взносов от своих трудовых доходов, заработков и величины страховых взносов в ПФР.

В Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях) говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) деятельности, в течение которых уплачивались трудовые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Из данного определения видно, что новое пенсионное законодательство сохранило некоторую преемственность в учете видов общественно полезной деятельности и некоторых иных периодов в жизни граждан, засчитываемых в страховой стаж, когда они не работали и не занимались какой-либо общественной деятельностью.

На первый взгляд в принципиальном плане здесь ничего не изменилось, Однако анализ содержания норм, касающихся иных периодов времени, засчитываемых в страховой стаж, свидетельствует другое. Так, п. 1 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях не содержит, например, упоминания о периодах подготовки к профессиональной деятельности в форме обучения в образовательных учреждениях различных типов. Исключение из страхового стажа этих и иных периодов общественно полезной деятельности может повлечь снижение качества труда, а в конечном итоге и уменьшение влияния данной функции социального обеспечения на производство. Ведь право на многие виды социального обеспечения (например, трудовые пенсии, страховые пособия, льготы) теперь уже может быть не обусловлено самой трудовой деятельностью и её продолжительностью. В свою очередь, уровень социального обеспечения уже в меньшей степени будет зависеть от самого труда, его характера и размера вознаграждения за него и т.д. В этой связи логично возникают такие вопросы: будет ли работник заинтересован в качестве своего труда, в наличии постоянного места работы, в стабильно повышающемся заработке? Скажется ли это в целом положительно на состоянии эффективности народного хозяйства страны, и особенно в тех отраслях и производствах, где был и остается недостаточно высокий уровень оплаты труда? Ранее действовавший принцип определения уровня пенсионного обеспечения можно было схематично представить так: длительный стаж – высокий заработок (трудовой доход) – высокий размер пенсии. Нынче действует иной принцип, установленный новым законодательством о трудовых пенсиях: больший заработок (доход) – большее отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (далее — ПФР) – страховой стаж – больший размер пенсии.

Это интересно:  Конституция рф основные права и обязанности граждан

Подтверждением этому может служить следующая новелла. Согласно п. 2 ст. 6 и ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон о пенсионном страховании) предусмотрено добровольное вступление лиц в правоотношения по одноименному пенсионному страхованию – как за себя, так и за другое физическое лицо. Мотивы здесь понятны – вовлечение дополнительных финансовых средств в ПФР и снижение числа лиц, претендующих на получение социальной пенсии, которая выплачивается тем, кто по каким-либо причинам не имеет права на трудовую пенсию, т.е. не выработал пятилетнего минимального страхового стажа. Для таких лиц в этом случае установлены страховые взносы в форме фиксированного платежа, вносимого другим лицом.

Подобные нововведения свидетельствуют о воплощении в российское пенсионное обеспечение принципа либеральной экономики – свобода выбора труда и свобода будущего пенсионного обеспечения. Как все это сочетается с основными функциями и принципами России как социального государства, как записано в Конституции 1993 г.? Не есть ли в этом противоречие? Следовательно, государство должно всесторонне и взвешенно подходить к принятию правовых решений, касающихся сферы социального обеспечения.

Политическая функция позволяет государству через систему социального обеспечения реализовывать основные направления социальной политики. (Социальная политика рассматривается как целенаправленное воздействие государства на усилия жизни людей с целью реализации конституционных положений, в которых говорится о достойном уровне жизни граждан.) Социальная политика осуществляется через меры социальной защиты населения и главным образом посредством части её системы – социального обеспечения.

Так, в 1999 г. введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи – бедность. Появился новый субъект социального обеспечения – граждане, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. (Таковых в России, по разным оценкам, насчитывается около двух третей от общей численности населения.) Число же обращающихся лиц за такой помощью не более одной четверти нуждающихся. Это свидетельствует о недостаточной эффективности данного способа борьбы с бедностью. Причин множество. Главная причина – это отсутствие государственной системы обеспечения доходов населения независимо от статуса граждан – трудоспособных или нетрудоспособных.

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения пока еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы – на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости или ее сдерживание.

Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности среди лиц пожилого возраста и инвалидов.

Отсутствие эффективной системы социальной помощи семьям с детьми, безусловно, влечет за собой существенное снижение рождаемости в стране. Как это происходит на практике? Рассмотрим на примере трудового стажа. Ранее действовавший закон РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривал включение в общий трудовой стаж периода ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до 3 лет и 70 дней, но не более 9 лет в общей сложности.

При закреплении такого правила руководствовались следующим. Биологически непосредственная связь между ребенком и матерью наиболее тесно сохраняется в первые два-три года жизни ребенка; физическое и нравственное здоровье ребенка закладывается именно в эти годы. Пребывание ребенка в семье экономически выгодно, так как не требует затрат на строительство новых и содержание имеющихся детских дошкольных учреждений и т.д. Этим самым государство, включая период ухода за ребенком в общий трудовой стаж, признавало особую роль такого подхода в решении проблемы простого воспроизводства населения в России. Следовательно, наличие в семье трех детей поощрялось через правовые институты трудового стажа и трудовых пенсий. Это подкреплялось и существовавшими тогда более высокими размерами пособий в связи с материнством, отцовством и детством.

Иное дело сейчас. С 1 января 2002 г. при назначении трудовых пенсий учитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Последствия такого решения государства очевидны. Эффективность действия данной пенсионной нормы сомнительна, учитывая настоящую и будущую демографическую ситуацию в России. Кроме тог, необходимо признать тот факт, что государственная система социальной помощи семьям с детьми недостаточно развита и не отвечает современным требованиям. В итоге это может привести к еще более существенному уменьшению рождаемости в стране. Налицо снижение роли демографической функции социального обеспечения и недооценка возможных последствий.

Социальная (социально-реалибитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления имеющихся видов пенсий и пособий, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. На практике она должна выражаться, например, в следующем. Как известно, инвалидам трудно устроиться на работу в силу имеющихся у них ограничений. Следовательно, государство обязано создать такие всевозможные условия для того, чтобы они могли реализовать свою остаточную трудоспособность. Посредством данной функции осуществляется реабилитационное направление социального обеспечения. Целью реабилитации является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т.д.

Наряду с указанными выше функциями социального обеспечения в литературе выделяют другие функции. Защитная функция проявляется в предоставлении социального обеспечения граждан. Общество ставит задачу защитить их в трудной жизненной ситуации, оказать помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.). Например, в результате ликвидации предприятия лицо осталось без работы. С помощью имеющихся видов социального обеспечения – пособия по безработице – он решает свои материальные трудности.

Также выделяется духовно-идеологическая функция социального обеспечения. В её состав входят идеологическая, моральная и социально-психологическая подфункции. Моральную подфункцию духовно-идеологической функции следует рассматривать в виде самостоятельной морально-этической функции социального обеспечения. Ведь в основу существования социального государства заложены моральные (нравственные) начала. Они по своей сути входят в содержание принципов, которые пронизывают отношения по социальному обеспечению. Социальное обеспечение как внешнее выражение должной деятельности социального государства осуществляет на практике его нравственное начало, воплощает его принципы. Это и дает нам основание определить возможность существования и выделения такой функции социального обеспечения.

На примере функций социального обеспечения видно, что от того, насколько государство учитывает их наличие, считается с их влиянием на общество, будет зависеть не только успешность проведения экономических и социальных реформ в стране, но и будущее России.

Статья написана по материалам сайтов: book-science.ru, studopedia.ru, studopedia.su.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector