Какие отношения являются предметом финансового права

Читайте также:

  1. A.2. Роль інформаційного права в інформаційному суспільстві
  2. I. ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  3. III. Рынок ценных бумаг, как составная часть финансового рынка.
  4. IV. МІЖПРЕДМЕТНИЙ ЗВ`ЯЗОК .
  5. IV. МІЖПРЕДМЕТНИЙ ЗВ`ЯЗОК .
  6. IV. МІЖПРЕДМЕТНИЙ ЗВ`ЯЗОК .
  7. IV. По степени воздействия на предмет труда
  8. V Система земельного права.
  9. VII Джерела земельного права
  10. Акти застосування норм права у механізмі правового регулювання.
  11. Акти застосування норм права у механізмі правового регулю­вання.
  12. Акты применения норм права: понятие и виды.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по организации денежного обращения в стране, мобилизации денежных средств в бюджетные и во внебюджетные фонды, их использованию в интересах общества и государства.

Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государственных и муниципальных органов.

Конкретные группы общественных отношений, являющихся предметом финансового права:

К основным группам относятся эмиссионные, налоговые, бюджетные и банковские (публичные) отношения, в правовой регламентации которых любое государство заинтересовано

в первую очередь.

Эмиссионные отношения — это финансовые отношения по разработке, изготовлению и выпуску в обращение денежных знаков в виде банковских билетов (банкнот) и монет Центральным ( эмиссионным) банком РФ.

Налоговые отношения— это отношения по поводу уплаты налога и других платежей в государственные и муниципальные бюджеты, а также в государственные внебюджетные фонды.

Бюджетные отношения— это общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, но по поводу определения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с установлением порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, утверждения и исполнения названных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и т.д.

Банковские (публичные) отношения представляют собой связи, возникающие главным образом в процессе деятельности ЦБ РФ и, направленные на регулирование банковской системы и надзора за ней, защиту и обеспечение устойчивости рубля, поддержание его стабильного курса по отношению к иностранным валютам.

В ходе финансовой деятельности государства возникают другие группы общественных (финансовых) отношений:

• по государственному кредиту;

• складывающиеся в процессе финансовой деятельности пред-

приятий и учреждений;

• возникающие в процессе валютного регулирования;

• другие, в том числе общественные отношения в области бухгалтерского учета.

Общественные отношения в области бухгалтерского учета представляют собой отношения по сбору, регистрации и формированию финансовой информации об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Финансовое право: понятие, предмет, метод и источники

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Являясь частью рыночных экономических отношений, финансы одновременно выступают важным инструментом реализации государственной политики. Вот почему необходимо знать природу и сущность финансов, разбираться в особенностях функционирования правовых норм, регулирующих правовые отношения, учиться посредством этих норм воздействовать на общественные отношения.

Финансовое право — совокупность юридических норм регулирующих общественные отношения в процессе финансовой деятельности государства.

Финансовое право состоит из двух частей — Общей и Особенной.

Общая часть включает:

  • нормы, регулирующие общие принципы, финансово-правовые нормы и финансовые правоотношение;
  • финансовую деятельность государства и муниципальных образований;
  • вопросы регулирования финансового контроля в государстве;
  • финансово-правовую ответственность.

Особенную часть составляют следующие институты:

  • финансового права;
  • бюджетного права;
  • налогового права;
  • банковского и небанковского кредитования;
  • страхового дела;
  • денежного и валютного обращения;
  • деятельности на рынке ценных бумаг.

Поскольку финансовое право имеет свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод, оно представляет самостоятельную отрасль права.

Предметом регулирования финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, направленной на выполнение своих задач и функций и состоящей в управлении денежными средствами. Эти отношения отличаются не только своим содержанием, но и составом участников. Своеобразие предмета регулирования обусловливает и особенности метода регулирования.

Метод финансового права — совокупность юридических приемов, способов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права. К особенностям метода финансового права можно отнести преобладание позитивных обязываний, конформизм, императивность, неравенство субъектов, рекомендации и согласования.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

К предмету финансового права относятся: закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, а также местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, характерных для процесса финансовой деятельности.

Система российского финансового права — это объективно обусловленное общественными финансовыми отношениями внутреннее строение, единство и взаимосвязь финансово-правовых норм, расположение их в определенной последовательности. Эти нормы группируются в соответствующие правовые институты.

Вся деятельность государства по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств регулируется нормами финансового права. Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления (министерств, ведомств и др.), регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, а также в локальных актах, принимаемых трудовыми коллективами, администрацией предприятий, организаций.

Структура финансово-правовой нормы такая же, как и норм иных отраслей права:

  • гипотеза — определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъекты — участников этих правоотношений;
  • диспозиция — содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности;
  • санкция — способ защиты установленных финансово-правовым нормам — указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов.
Это интересно:  Иные муниципальные правовые акты

В зависимости от содержания финансово-правовые нормы классифицируются следующим образом:

  • материальные — закрепляют структуру бюджетной системы, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, закрепляют материальное, денежное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых правоотношений;
  • процессуальные — устанавливают порядок применения и действия норм материального права.

По характеру воздействия на участников финансовых отношений выделяют нормы:

  • обязывающие — регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия — вносить в доходбюджетаналоги;
  • запрещающие — регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность;
  • уполномочивающие — содержат дозволение определенным органам или должностным лицам конкретизировать предписания, содержащиеся в норме.

Нормами финансового права регулируются правоотношения в сфере денежного обращения и рынка ценных бумаг, валютные правоотношения.

Для решения задач и выполнения своих функций государство образует основной фонд денежных средств — бюджет. Вопросы правового регулирования деятельности по перераспределению и аккумуляции средств в бюджет, а также во внебюджетные фонды тоже полностью относятся к сфере финансового права и регулируются финансово-правовыми нормами.

Основной рычаг государства по аккумуляции денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти, да и общества в целом, — это налоги. Поэтому нормами финансового права регулируется и институт налогов.

Кроме того, нормами финансового права регулируются отношения в области государственного кредита, т.е. по вопросам государственного внутреннего и внешнего долга а также страхового дела, банковской деятельности и банковского кредита. И это вполне естественно, ведь аккумулируется и перераспределяется вся реальная физическая масса денег, функционирующая в государстве именно через банковскую систему, т.е. с ее помощью перераспределяются и все средства государственной казны.

Курс финансового права, изложенный в данном учебнике и рассматривающий наиболее актуальные вопросы правового регулирования одной из важнейших областей деятельности государства, тесно связан с другими отраслями публичного права, в частности, с гражданским правом, а также с рядом экономических и юридических дисциплин. Однако если административное право охватывает организацию и деятельность государства в целом, то финансовое право регулирует только общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Связь финансового права с гражданским обусловлена тем, что в предмете гражданского права среди имущественных отношений имеются и денежные. Помимо этого, часть отношений в области кредита, расчетов, страхования также регулируется нормами гражданского права. Отличительным признаком финансового права в этом случае выступает то, что в отличие от гражданско-правовых отношений, предусматривающих равенство сторон, финансово-правовые отношения подразумевают наличие властных полномочий, присущих государственным и финансово-кредитным органам.

Тесно соприкасается курс «Финансовое право» и с курсами «Финансы», «Финансовый менеджмент», «Экономика финансов», «Экономическая теория». Но названные курсы рассматривают финансы и финансовую деятельность как экономическую категорию, а финансовое право как правовая наука изучает нормы, практику их применения при осуществлении перераспределения и использования государством денежных фондов.

Таким образом и экономическая наука и правовая наука взаимно изучают процессы, связанные с использованием финансов в развитии экономики.

Источники финансового права Российской Федерации — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — государственного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.

Нормы финансового права содержатся также в указах Президента РФ, в указах президентов республик, входящих в состав РФ, в актах органов исполнительной власти — постановлениях Правительства РФ.

Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации и акты местной администрации также являются источниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Федеральной налоговой службы (приказы, инструкции и др.).

Что является главным источником финансового права?

Что понимают под предметом финансового права?

а) правовые акты органов государственной власти, в которых содержится финансово-правовые нормы

б) общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства на формирование, распределение и использование денежных доходов

в) финансово-правовые нормы

Правильный ответ: б

Какую группу отношений относят к предмету финансового права?

а) между финансовыми и налоговыми органами государства с одной стороны и предприятиями, организациями и учреждениями-с другой, в связи с выполнением финансовых обязанностей перед государством

б) между физическими лицами, друг с другом

в) между физическими лицами и юридическими лицами в связи с решением социальных вопросов

Правильный ответ: а

В каких направлениях происходит развитие финансового права в условиях современных экономических преобразований?

а) усиливается материальная ответственность за правонарушение в области финансов

б) ослабляется материальная ответственность за правонарушение в области финансов

в) усиливается государственный контроль за деятельностью субъектов финансового права

Какой основной метод финансово-правового регулирования

а) рекомендации одним участником финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства

б) государственно-властные предписания одним участником финансовых отношений со стороны других выступающих от имени государства

Это интересно:  Правила открытия и закрытия банковских счетов

в) согласование участниками финансовых отношений

Правильный ответ: б

С какими отраслями права наиболее близко соприкасается финансовое право?

а) трудовым правом

б) семейным правом

в) государственным (конституционным) и административным правом

Правильный ответ: в

Какие подразделения выделяются в системе финансового права?

а) две части: основная и побочная

б) два раздела: общий и особенный

в) две части: общая и особенная

Правильный ответ: в

Что содержится в общей части российского финансового права?

а) нормы финансового права, которые действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение

б) разделы, представляющие собой совокупность финансово-правовых норм регулирующих группу однородных финансовых отношений

в) нормы финансового права, имеющие общее значение и конкретизируются на разделы, включающие в себя соответствующие финансово-правовые институты

Что содержится в особенной части российского финансового права?

а) нормы финансового права, которые действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение

б) разделы, представляющие собой совокупность финансово-правовых норм регулирующих группу однородных финансовых отношений

в) нормы финансового права, имеющие общее значение и конкретизируются на разделы, включающие в себя соответствующие финансово-правовые институты

Правильный ответ: б

Что понимают под источниками финансового права?

а) лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. участник финансовых правоотношений

б) правовые акты представительских и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права

в) финансово-правовые нормы

Правильный ответ: б

Что является главным источником финансового права?

а) конституция РФ

б) гражданский кодекс РФ

в) закон РФ “об основах налоговой системы в РФ”

Правильный ответ: а

11. Финансовые правоотношения не возникают между :

А) органом, осуществляющим финансовую деятельность государства, и гражданином

Б) органами, осуществляющими финансовую деятельность государства

В) физическими лицами

Правильный ответ: в

12) В предмет финансового права не включаются следующие отношения:

А) кредитование банком государственного унитарного предприятия

Б) прием банком платежного поручения по уплате федерального налога

В) операции Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга

Правильный ответ: а

13) Методом распределения и использования денежных средств являются:

А) императивный и диспозитивный

Б) согласование и рекомендации

В) финансирование и кредитование

Правильный ответ: в

14) Основным методом аккумулирования денежных средств является:

В) эмиссия государственных ценных бумаг

Правильный ответ: б

15) В финансовую систему входят:

А) бюджетная система, включая государственные внебюджетные фонды, фонды страхования, кредит, финансы хозяйствующих субъектов

Б) бюджетная система РФ, золотовалютные резервы Центрального банка РФ, недра, выраженные в стоимостной форме, государственные внебюджетные фонды, финансы хозяйствующих субъектов

В) стоимостная форма имущественных объектов, все фонды денежных средств, система органов государства, финансовое законодательство

Понятие, предмет, методы и система финансового права

Финансовое право как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отно­шения, возникающие в процессе финансовой деятельности государ­ства, для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждом этапе развития.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, то есть деятельности по образованию, распределению и использованию фондов финансовых ресурсов. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участни­ков Главная особенность общественных отношений, являющихся пред­метом финансового права, состоит в том, что одной из сторон всегда выступает государство или его орган

Методы финансового права — совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства. В действующей системе права закреплены два основных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой и гражданско-правовой.

Административно-правовой способ исходит из неравного положения сторон — из отношений власти и подчинения, является основным методомправового регулирования финансового права. Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости.

Гражданско-правовой способ регулирования основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования.

Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика определяются особенностями тех материальных благ в форме фондов финансовых ресурсов, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения, их роли в удовлетворении потребностей государства.

Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государ­ства, группируются внутри отраслей финансового права в определенные правовые институты — взаимосвязанные и взаимообусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной направленности.

Система финансового правасостоит из двух частей — Общей и Особенной.

К Общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов — участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве.

Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном порядке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена.

Основными институтами финансового права являются следующие: бюджетное право, налоговое право, право внебюджетных фондов и т.д. (до валютного права включительно).

5. Принципы финансового права: характеристика принципов законности, гласности, федерализма, плановости

Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными Конституцией РФ. Основными из них являются законность, гласность, федерализм, плановость.

1. Принцип законности выражается в том, что весь процесс образования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Это интересно:  Правовое регулирование обращения с отходами

Невыполнение предписанийзаконодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообраз­ных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

В настоящий период идет обновление финансового права приведение норм финансового законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ и другими федеральными законами. Существенному изменению подлежит налоговое и бюджетное законодательство.

2. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности про­является в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

3. Принцип федерализма обусловлен особенностями государственного устройства(федеративного) и в финансовом праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерациинаходятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия Российской Федерации — центра в управлении финансами.

4. Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности озна­чает, что вся финансовая деятельность государства базируется на осно­ве системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок со­ставления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, Федерально­го и региональных фондов обязательного медицинского страхования. Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета доходов и расходов.

Источники финансового права: понятие источников; акты федеральных органов, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; международные акты; финансовое законодательство

Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые от­ношения. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы.

1. Акты федеральных органов, субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления, которые в той или иной мере (частично) регулируют финансовые отношения, в том числе:

Акты федеральных органов, которые подразделяются на Законы Российской Фе­дерации и подзаконные федеральные акты.

Законы Российской Федерации:

А.Конституция Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей террито­рии РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Б. Акты Федерального Собрания Российской Федерации:

· федеральные конституционные законы. Конституционный закон считает­ся принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При­нятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

· федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государствен­ной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федера­ции. Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней под­лежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

· акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).

Подзаконные федеральные акты:

· указы, распоряжения Президента Российской Федерации;

· постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

· нормативные акты министерств и других центральных органов;

· приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов ис­полнительной власти.

Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на Законы (конституции, уставы субъектов Федерации; законы субъектов Федерации) и подзаконные акты субъектов Российской Федерации (указы, распоряжения Президентов (губернаторов); постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Фе­дерации; нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации; приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации).

Акты органов местного самоуправления нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, облас­ти, горо-да, района, сельской местности в виде распоряжений и решений.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и между­народные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются состав­ной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то приме­няются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

3.Финансовое законодательство — совокупность нормативных актов, непосредственно содержащих нормы финансового пра­ва.

. Финансовое законодательство РФ составляют: Конституция РФ, , Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 года, Бюджетный и Налоговый кодексы, Законы РФ «О Счетной палате РФ» «Об аудиторс­кой деятельности в Российской Федерации», «О Цент­ральном банке РФ (Банке России)», «О банках и банковской деятель­ности», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О бухгалтерском учете» и другие законы подзаконные нормативно-правовые акты.

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, poisk-ru.ru, helpiks.org.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector