Сертификат типа воздушного судна

В соответствии с Воздушным кодексом России, каждое гражданское воздушное судно должно иметь Сертификат летной годности или эквивалентный ему документ. До введения в действие раздела Н АП-21 документом, эквивалентным Сертификату летной годности гражданского воздушного судна, являлось Удостоверение летной годности». Сертификат (Удостоверение) летной годности выдается на новое воздушное судно национальной авиационной администрацией на основании «Временного Сертификата (Удостоверения) летной годности». Временный Сертификат (Удостоверение) выписывается от имени Авиарегистра МАК независимой инспекцией на предприятии-изготовителе и является основанием только для перелета воздушного судна от изготовителя к эксплуатанту.

«Временный Сертификат летной годности» выдается только в случае выполнения следующих условий:

— изготавливаемое ВС имеет Сертификат типа, выданный АР МАК;

— предприятие, на котором изготовлено ВС, имеет Сертификат производства на данный тип ВС

— данный экземпляр принят независимой инспекцией и признан годным к эксплуатации.

Литература

1. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».

2. Воздушный кодекс Российской Федерации.

3. Авиационные правила, часть 21. Процедуры сертификации авиационной техники. ОАО «Авиаиздат». 1999.

4. Авиационные правила, часть 23. Нормы летной годности гражданских легких самолетов. АО «Авиаиздат». 1997.

5. Авиационные правила, часть 25. Нормы летной годности самолетов транспортной категории. ЛИИ им. М. М. Громова, 1994.

6. Авиационные правила, часть 29. Нормы летной годности винтокрылых аппаратов транспортной категории. ЛИИ им. М. М. Громова, 1995.

7. Авиационные правила, часть 33. Нормы летной годности двигателей воздушных судов. ЦИАМ, 1994.

8. Авиационные правила, часть ВД. Нормы летной годности вспомогательных двигателей воздушных судов. ОАО «Авиаиздат». 1999.

9. Авиационные правила, часть 34. Охрана окружающей среды. Нормы эмиссии для авиационных двигателей.?

10. Авиационные правила, часть 35. Нормы летной годности воздушных винтов. ЦИАМ, 1994.

11. Авиационные правила, часть 36. Сертификация воздушных судов по шуму на местности. Авиарегистр МАК, 1994.

12. Авиационные правила, часть 39. Директивы летной годности. ОАО «Авиаиздат». 1999

13. Авиационные правила, часть 145. Ремонтные организации. ОАО «Авиаиздат». 1999.

14. Авиационные правила, часть 183. Представители Авиационного регистра. ОАО «Авиаиздат». 1999.

15. Руководство по сертификации и надзору за производством изделий авиационной техники. Авиарегистр МАК, 1995.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Авиационный регистр МАК (Авиарегистр) — компетентный орган Межгосударственного Авиационного Комитета, осуществляющий деятельность в области летной годности и процедур сертификации воздушных судов, их компонентов, производства авиационной техники, охраны окружающей среды от воздействия авиации с выдачей соответствующих сертификатов, свидетельств и эквивалентных им документов, а также осуществляющий сертификацию организаций, разрабатывающих авиационную технику, аккредитацию организаций (центров), выполняющих сертификационные работы, и уполномоченных Авиарегистром представителей и экспертов (экспертов-аудиторов).
Авиационная техника (АТ) — применительно к настоящим Правилам под авиационной техникой понимается воздушное судно (ВС) и его компоненты.
Авиационные правила (АП) — принятый государствами-учредителями свод процедур, правил, норм и стандартов, выполнение которых признается государствами-учредителями в качестве обязательного условия обеспечения безопасности полетов и охраны окружающей среды от воздействия авиации. Авиационные правила имеют статус единых для государств-учредителей и вводятся в действие в этих государствах в установленном ими порядке.
Акустическое или эмиссионное изменение — такое изменение типовой конструкции образца, которое влияет на уровень шума на местности или эмиссию и требует дополнительной сертификации на соответствие требованиям к охране окружающей среды.
Второстепенное изменение — такое изменение типовой конструкции образца, которое несущественно влияет на его летную годность и не является главным изменением.
Главное изменение — такое изменение типовой конструкции образца, которое существенно влияет на его летную годность.
Держатель Сертификата типа — Заявитель, получивший от Авиарегистра Сертификат типа на образец авиационной техники.
Доказательная документация (ДД) — документация, содержащая результаты проверок, испытаний и оценок летной годности образца авиационной техники и устанавливающая его соответствие требованиям сертификационного базиса.
Дополнение к Сертификату типа — документ, выдаваемый Авиарегистром и удостоверяющий соответствие сертифицированного образца авиационной техники с внесенным в его типовую конструкцию главным, акустическим или эмиссионным изменением распространенным на него требованиям к летной годности и охране окружающей среды.
Заявитель — Разработчик, подавший в Авиарегистр заявку на получение Сертификата типа на создаваемую или созданную им авиационную технику.
Заявка на выдачу Сертификата типа — заявление любого юридического лица (Заявителя), поданное им в Авиарегистр для получения Сертификата типа на образец авиационной техники.
Изготовитель — предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее производство авиационной техники.
Квалификационный базис (КБ) — комплекс требований к летной годности, распространенных на данный тип комплектующего изделия.
Модификация — любое главное, второстепенное, акустическое или эмиссионное изменение типовой конструкции образца авиационной техники, касающееся его летной годности или затрагивающее его характеристики, влияющие на окружающую среду.
Независимая инспекция (НИ)- инспекция, осуществляющая контрольные функции у Разработчика и Изготовителя, уполномоченная соответствующими органами государственного регулирования и Авиарегистром и принимающая в пределах своей компетенции решения, независимые от решений и мнений организаций и предприятий, которые она контролирует.
Нормы летной годности (НЛГ)- часть Авиационных правил, которая содержит требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушных судов и их компонентов, направленные на обеспечение безопасности полетов.
Образец авиационной техники — применительно к настоящим Правилам образцом авиационной техники является тип воздушного судна, тип авиационного маршевого двигателя, тип воздушного винта и тип вспомогательного двигателя.
Орган государственного регулирования гражданской авиации (авиационная администрация)- орган исполнительной власти государства-учредителя, уполномоченный осуществлять в пределах своей компетенции деятельность, направленную на обеспечение безопасности полетов воздушных судов.
Разработчик — организация, предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники.
Свидетельство о годности изделия — документ, удостоверяющий соответствие типа комплектующего изделия требованиям квалификационного базиса.
Сертификат летной годности — документ, удостоверяющий соответствие экземпляра воздушного судна типовой конструкции, указанной в сертификате типа образца, и являющийся необходимым условием допуска к летной эксплуатации этого экземпляра ВС с установленными для него ограничениями.
Сертификат Разработчика — документ, выдаваемый Авиарегистром организации, признанной Авиарегистром в качестве Разработчика образцов авиационной техники.
Сертификат типа — документ, выдаваемый Авиарегистром и удостверяющий соответствие образца авиационной техники требованиям сертификационного базиса.
Сертификационный базис (СБ) — комплекс требований к летной годности и охране окружающей среды, распространенных на данный образец авиационной техники.
Сертификационный центр — организация, выполняющая сертификационные работы и имеющая на то соответствующие полномочия Авиарегистра.
Сертификация — установление соответствия авиационной техники требованиям к летной годности и охране окружающей среды.
Технические условия на приемку и поставку образца (ТУ) — документ, содержащий информацию о типовой конструкции, параметры и характеристики серийно изготавливаемого экземпляра авиационной техники, которые подлежат контролю и оценке при приемке экземпляра в качестве готовой продукции и установлении его соответствия типовой конструкции, указанной в сертификате типа образца.
Типовая конструкция(ТК) — конструкция образца авиационной техники (включая его летные характеристики и эксплуатационные ограничения), соответствие которой требованиям сертификационного базиса устанавливается по результатам сертификации образца.
Эксплуатант — предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию воздушных судов и имеющее сертификат или свидетельство, которые выданы органом государственного регулирования гражданской авиации.
Эксплуатационная документация (ЭД) — документация, регламентирующая летную и техническую эксплуатацию образца, включая его техническое обслуживание, и содержащая эксплуатационные ограничения, процедуры и рекомендации.
Российское авиационно-космическое агентство (РАКА)- государственный административный орган, выполняющее координацию деятельности в области создания авиационной и космической техники.
Государственная служба гражданской авиации (ГСГА)- структурное подразделениеМинистерства транспорта Российской Федерации, выполняющее координацию деятельности в областиэксплуатации авиационной техники.

СИСТЕМА КАЧЕСТВА

Качество: совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Требования к качеству, выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность реализации и проверки последних.

Несоответствие: невыполнение установленных требований.

Дефект: невыполнение заданных требований или целесообразного прогнозирования, касающихся использования объекта, включая требование, относящееся к безопасности.

Ответственность за качество продукции: общий термин, описывающий обязательства, возлагаемые на изготовителя или других лиц, по возмещению ущерба из-за нанесения травм, повреждения собственности или другого вреда, вызванного продукцией.

Контроль: деятельность, включающая в себя проведение измерений, экспертизы, испытаний либо оценки одной или нескольких характеристик (в целях калибровки) объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.

Проверка: подтверждение тотем экспертизы и представления объективного доказательства того, что установленные требования были выполнены.

Политика в области качества: основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Общее руководство качеством (административное управление качеством): те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление им, обеспечение и улучшение качества, в рамках его системы.

Это интересно:  Взыскание долга с ип по исполнительному листу

Управление качеством: методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.

Обеспечение качества: все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется) виды, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.

Система качества: совокупность организационной структуры, ответственности, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Всеобщее руководство качеством: подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путём удовлетворения требований потребителя и с выгодой для членов организации и общества.

Улучшение качества: мероприятия, осуществляемые повсюду в организации и по всей «петле качества» в целях повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды как для организации, так и для ее потребителей.

Руководство по качеству: документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества организации.

Программа качества: документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, ресурсов и последовательность деятельности, относящейся к специфической продукции, проекту или контракту.

Прослеживаемостъ: способность проследить предысторию, использование или местонахождение объекта с помощью идентификации, которая регистрируется.

Петля качества: концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях — от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Затраты, связанные с качеством: затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда удовлетворительное качество не достигнуто.

Потери качества: потери, вызванные нереализацией оптимальных возможностей ресурсов в процессах и в ходе деятельности.

Модель для обеспечения качества: стандартизированный или избранный набор требований системы качества, объединенных в целях удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации.

Условные обозначения скоростей полета, применяемые в АП-25

и соответствующие им обозначения, принятые в отечественной практике

Статья 43. Сертификация типа гражданского воздушного судна

1. Гражданское воздушное судно новой конструкции (нового типа), предназначенное для серийного производства, подлежит сертификации уполномоченным органом в сфере гражданской авиации на соответствие его действующим в Республике Казахстан нормам летной годности и должно иметь выданный уполномоченным органом в сфере гражданской авиации сертификат типа после прохождения им заводских, государственных и эксплуатационных испытаний.
2. Сертификация типа гражданского воздушного судна осуществляется в соответствии с Правилами сертификации и выдачи сертификата типа.
3. Владельцем сертификата типа является разработчик гражданского воздушного судна.
4. В случае изменения утвержденной конструкции типа (типовой конструкции) гражданского воздушного судна или его эксплуатационно-технической документации, влияющего на летную годность, этот тип воздушного судна подлежит дополнительной сертификации уполномоченным органом в сфере гражданской авиации для получения дополнения к сертификату типа.
5. Действие сертификата типа, выданного уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, приостанавливается, а эксплуатация воздушного судна временно прекращается в порядке, установленном Правилами сертификации и выдачи сертификата типа, в случае выявления недостатков, угрожающих безопасности полетов.
6. Сертификат типа, выданный иностранным государством, международной организацией в сфере гражданской авиации, осуществляющей сертификацию воздушных судов, признается уполномоченным органом в сфере гражданской авиации в порядке, установленном Правилами сертификации и выдачи сертификата типа.

Статья 44. Сертификация экземпляра гражданского
воздушного судна

1. Каждый экземпляр гражданского воздушного судна, не имеющий утвержденной типовой конструкции, должен быть сертифицирован и иметь выданное уполномоченным органом в сфере гражданской авиации удостоверение соответствия его конструкции, характеристик и эксплуатационно-технической документации нормам летной годности.
Воздушное судно, на которое выдано удостоверение соответствия конструкции, характеристик и эксплуатационно-технической документации нормам летной годности, не допускается к осуществлению коммерческих воздушных перевозок.
2. Сертификацию экземпляра гражданского воздушного судна проводит уполномоченный орган в сфере гражданской авиации с привлечением некоммерческих организаций, объединяющих эксплуатантов воздушных судов, в соответствии с Правилами сертификации и выдачи удостоверения соответствия экземпляра гражданского воздушного судна нормам летной годности, утвержденными уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.

Статья 45. Государственная регистрация воздушных судов,
прав на них и сделок с ними

1. Государственные воздушные суда подлежат государственной регистрации в Реестре воздушных судов государственной авиации Республики Казахстан в соответствии с Правилами регистрации воздушных судов государственной авиации Республики Казахстан.
Собственнику государственного воздушного судна уполномоченный орган в сфере государственной авиации выдает уведомление о государственной регистрации воздушного судна в Реестре воздушных судов государственной авиации.
2. Гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Казахстан в соответствии с Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Республики Казахстан, прав на них и сделок с ними, а также форм документов, удостоверяющих права на них, утвержденных уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.
В Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Казахстан вносятся:
1) воздушные суда, находящиеся в собственности физических и (или) юридических лиц Республики Казахстан;
2) воздушные суда, находящиеся во временном владении и пользовании физических или юридических лиц Республики Казахстан, при условии, что взлетная масса таких воздушных судов не превышает сорока пяти с половиной тонн.
Собственнику зарегистрированного гражданского воздушного судна выдается уполномоченным органом в сфере гражданской авиации свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна.
Воздушное судно, включаемое в Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Казахстан, должно соответствовать нормам летной годности гражданских воздушных судов Республики Казахстан и требованиям эксплуатационно-технической документации, определяющей летную годность.
3. Права на гражданские воздушные суда, находящиеся в собственности физических или юридических лиц Республики Казахстан, и сделки, совершаемые с указанными воздушными судами, а также безотзывные полномочия подлежат регистрации уполномоченным органом в сфере гражданской авиации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Казахстан.
За государственную регистрацию гражданских воздушных судов, договоров о залоге воздушных судов и безотзывных полномочий взимается сбор в порядке и размере, определяемых Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). Государственная регистрация гражданских воздушных судов осуществляется после уплаты в государственный бюджет указанного сбора.
4. Воздушное судно вносится в соответствующий реестр Республики Казахстан только после исключения его из реестра воздушных судов соответствующего иностранного государства.
5. Экспериментальные воздушные суда состоят на учете в уполномоченном органе в сфере гражданской авиации.
Статья 46. Исключение воздушного судна из реестра

1. Воздушное судно исключается из соответствующего реестра воздушных судов Республики Казахстан в случаях:
1) списания или снятия воздушного судна с эксплуатации;
2) продажи или передачи воздушного судна иностранному государству, иностранному физическому или юридическому лицу;
3) регистрации гражданского воздушного судна в Реестре воздушных судов государственной авиации Республики Казахстан или реестре иностранных государств;
4) регистрации государственного воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Казахстан;
5) отсутствия действительного сертификата летной годности в течение последних трех лет;
6) исполнения безотзывного полномочия.
Для исключения из Государственного реестра гражданских воздушных судов Республики Казахстан воздушного судна, находящегося в залоге, обязательно согласие залогодержателя.
2. При исключении воздушного судна из соответствующего реестра свидетельство о регистрации судна и все записи, сделанные в отношении этого судна в реестре, теряют силу.
3. Уполномоченным органом в сфере гражданской авиации выдается собственнику воздушного судна свидетельство об исключении воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Республики Казахстан.

Статья 47. Допуск к эксплуатации и поддержание летной
годности воздушных судов

1. Государственное воздушное судно допускается к эксплуатации в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере государственной авиации.
2. Гражданское воздушное судно должно быть годным к полету и допускается к эксплуатации при наличии действующего сертификата летной годности.
Гражданское воздушное судно признается годным к полету, если оно сконструировано, изготовлено, оснащено и прошло техническое обслуживание и ремонт, а также имеет летные качества в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации и экологического законодательства Республики Казахстан.
При совершении полетов над территорией Республики Казахстан иностранное воздушное судно должно иметь сертификат летной годности и сертификат по шуму, выданные иностранным государством и признанные в Республике Казахстан на основе стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Сертификат летной годности выдается:
1) на основании соответствия гражданского воздушного судна нормам летной годности гражданских воздушных судов Республики Казахстан, подтвержденным актом оценки о годности к эксплуатации;
2) в соответствии с Правилами сертификации и выдачи сертификата летной годности гражданского воздушного судна Республики Казахстан;
3) в соответствии с Правилами сертификации в сфере сверхлегкой авиации.
Сертификацию летной годности воздушных судов осуществляет уполномоченный орган в сфере гражданской авиации.
Сертификацию летной годности легкого и сверхлегкого воздушного судна, выполняющего авиационные работы и полеты в целях авиации общего назначения, осуществляет уполномоченный орган в сфере гражданской авиации с привлечением некоммерческих организаций, объединяющих эксплуатантов воздушных судов.
Сертификацию летной годности воздушного судна, не имеющего утвержденной типовой конструкции, осуществляет уполномоченный орган в сфере гражданской авиации с привлечением некоммерческих организаций, объединяющих эксплуатантов воздушных судов.
3. Исключен Законом РК от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
4. Признание сертификатов летной годности гражданских воздушных судов, выданных иностранным государством, осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.
5. Поддержание летной годности гражданского воздушного судна и его компонентов обеспечивается в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов Республики Казахстан.
6. Ответственность за поддержание летной годности гражданских воздушных судов возлагается на эксплуатанта гражданского воздушного судна.
Эксплуатанту гражданского воздушного судна запрещается выполнение полетов в случаях, если:
1) воздушное судно не поддерживается в состоянии летной годности;
2) неисправно аварийно-спасательное оборудование;
3) истек срок действия сертификата летной годности;
4) не выполняется техническое обслуживание и ремонт воздушного судна в соответствии с программой (регламентом) по его техническому обслуживанию.
7. Владелец или эксплуатант воздушного судна в соответствии с Правилами сертификации и выдачи сертификата летной годности гражданского воздушного судна Республики Казахстан предоставляет уполномоченному органу в сфере гражданской авиации информацию о состоянии летной годности, проведении технического обслуживания и ремонта воздушного судна, а также данные по его эксплуатации.
8. Все воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Казахстан, подлежат проверке в отношении поддержания летной годности. При обнаружении несоответствий воздушного судна нормам летной годности действие сертификата летной годности приостанавливается, а эксплуатация воздушного судна запрещается уполномоченным органом в сфере гражданской авиации до устранения несоответствия воздушного судна нормам летной годности.
В случае неустранения несоответствия воздушного судна нормам летной годности в течение шести месяцев со дня приостановления сертификат летной годности отзывается.
Проверка поддержания летной годности воздушного судна включает:
1) проверку отчетов и эксплуатационной документации эксплуатанта по техническому обслуживанию и ремонту воздушного судна и других отчетов и документов по техническому состоянию воздушного судна;
2) осмотр воздушного судна;
3) при необходимости проведение летных испытаний воздушного судна под контролем уполномоченного органа в сфере гражданской авиации.
Для проведения летных испытаний или полета к месту проведения технического обслуживания и ремонта воздушного судна, не имеющего действующего сертификата летной годности, уполномоченный орган в сфере гражданской авиации выдает разрешение на выполнение специального полета для такого воздушного судна.
Перед выдачей разрешения на выполнение специального полета уполномоченный орган в сфере гражданской авиации обязан провести оценку состояния воздушного судна для безопасного выполнения полета и вправе установить необходимые ограничения на его эксплуатацию. При выполнении специального полета перевозка пассажиров на борту воздушного судна запрещена.
9. В случае, если на гражданских воздушных судах установлена радиопередающая аппаратура, уполномоченный орган в сфере гражданской авиации выдает разрешение на использование такой аппаратуры.
10. Гражданские воздушные суда, выполняющие международные полеты, оснащаются оборудованием, отвечающим требованиям стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
11. На каждом воздушном судне ведется бортовой журнал, в который заносятся данные о воздушном судне, об обнаруженных неисправностях воздушного судна в процессе эксплуатации.
Форма и содержание бортового журнала устанавливаются Основными правилами полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан.
12. Для экспорта гражданского воздушного судна, исключенного из Государственного реестра гражданских воздушных судов Республики Казахстан, уполномоченный орган в сфере гражданской авиации выдает экспортный сертификат летной годности.

Это интересно:  Как восстановить пенсионное удостоверение при утере

Статья 48. Техническое обслуживание и ремонт гражданских
воздушных судов

1. Техническое обслуживание и ремонт гражданских воздушных судов производятся в соответствии с Правилами технической эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов Республики Казахстан сертифицированными организациями по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, авиационным персоналом, имеющим действующее свидетельство, выданное в соответствии со статьей 54 настоящего Закона, или свидетельство, выданное иностранным государством и признанное в соответствии со статьей 55 настоящего Закона.
2. Техническое обслуживание гражданских воздушных судов осуществляется по программам (регламентам) технического обслуживания.
Программа (регламент) технического обслуживания воздушного судна, зарегистрированного в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Казахстан, утверждается уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.
3. Запрещается использовать при проведении технического обслуживания и ремонта гражданских воздушных судов агрегаты, комплектующие изделия и запасные части к ним, не имеющие идентифицирующих документов (формуляры, паспорта, этикетки, документы о допуске к эксплуатации, аутентичные дубликаты), выданных их производителем или сертифицированной организацией по техническому обслуживанию и ремонту.
4. Сертификацию организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники гражданской авиации осуществляет уполномоченный орган в сфере гражданской авиации.
Порядок проведения сертификации организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники гражданской авиации устанавливается Правилами сертификации и выдачи сертификата организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники гражданской авиации.
5. Сертифицированные организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники иностранных государств допускаются к работам по техническому обслуживанию и ремонту после признания их сертификатов уполномоченным органом в сфере гражданской авиации. Порядок признания сертификатов иностранных организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники устанавливается уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.
6. Сертифицированная организация по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники в соответствии с типовой инструкцией по управлению безопасностью полетов при техническом обслуживании воздушных судов обязана внедрить систему управления безопасностью полетов в зависимости от объема и сложности выполняемых работ.
Статья 49. Обозначения, наносимые на воздушные суда

1. При регистрации воздушным судам присваиваются государственные и регистрационные опознавательные знаки, которые наносятся на эти суда.
2. Помимо государственных и регистрационных опознавательных знаков, на воздушные суда наносятся дополнительные знаки (символы, надписи, эмблемы).
Дополнительные знаки наносятся на воздушные суда способом, не затрудняющим визуальное опознавание государственных и регистрационных опознавательных знаков.
3. Порядок нанесения государственных, регистрационных опознавательных и дополнительных знаков на воздушные суда и описание указанных знаков определяются в отношении гражданских и экспериментальных воздушных судов уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, а в отношении воздушных судов государственной авиации — уполномоченным органом в сфере государственной авиации.

Статья 50. Подготовка к полету воздушного судна

1. Полету воздушного судна должна предшествовать подготовка воздушного судна, авиационного персонала, аэродромов, вертодромов.
2. Правила подготовки к полетам устанавливает для гражданской и экспериментальной авиации уполномоченный орган в сфере гражданской авиации, для государственной авиации — уполномоченный орган в сфере государственной авиации.

СЕРТИФИКАЦИЯ ТИПА ВОЗДУШНОГО СУДНА

Сертификация гражданских

Воздушных судов

Безопасность полетов гражданских воздушных судов (ВС) всегда была для авиации одной из основных проблем. С увеличением массовости, интенсивности эксплуатации ВС, увеличения их пассажировместимости в значительной мере возросли требования к безопасности полетов, сохранности жизни пассажиров и членов экипажа. В настоящее время любое авиационное происшествие становится предметом обсуждения в средствах массовой информации, каждая катастрофа ВС является национальным бедствием, получает широкий общественный резонанс. Состояние с безопасностью полетов в значительной мере влияет социальную напряженность в обществе, на экономические показатели эксплуатации ВС. Поэтому все участники, влияющие на состояние с безопасностью полетов, обязаны принимать необходимые меры.

Как свидетельствует статистика, 9-10% авиационных происшествий происходит по вине Разработчика и Изготовителя ВС, 20-25% – из-за неудовлетворительного технического состояния ВС. Поэтому одним из направлений повышения безопасности полетов является обязательная сертификация воздушного судна. Причем, сертификации подлежит:

· тип воздушного судна;

· экземпляр воздушного судна после его изготовления на заводе-изготовителе;

· экземпляр воздушного судна периодически в процессе его эксплуатации.

Сертификация типа ВС — установление соответствия типа воздушного судна требованиям Норм летной годности и охране окружающей среды. Наличие у типа ВС сертификата свидетельствует о том, что все экземпляры этого типа (например, все самолеты Ту-154 или вертолеты Ми-8…) спроектированы в соответствии с сертификационными требованиями, изложенными в Нормах летной годности, и его эксплуатация не причиняет вреда окружающей среде.

Сертификация типа ВС производится в процессе его разработки. Правила сертификации типа едины для всех стран СНГ.

Сертификация экземпляра ВС — установление соответствия экземпляра ВС требованиям законодательства РФ и нормативно-технической документации. На экземпляр ВС выдается сертификат летной годности. Наличие сертификата летной годности свидетельствует о том, тип этого ВС имеет сертификат типа, на этом экземпляре ВС выполнен полный комплекс работ по техническому обслуживанию, устранены все обнаруженные неисправности, имеется запас ресурса, ВС имеет заявленные летно-технические характеристики.

Сертификация экземпляра ВС производится один раз на заводе-изготовителе по завершении его изготовления и периодически в течение всего срока его использования у эксплуатанта.

Это интересно:  Добиться оформления инвалидности по психиатрии

Сертификация типа ВС достаточно продолжительная и дорогостоящая процедура. Например, при сертификации самолета типа Боинг-747 участвовало 5 образцов ВС, сертификационные испытания продолжались 11 месяцев. При сертификации самолета L-1011 участвовало 6 ВС, сертификация длилась 16 месяцев, было затрачено 1700 летных часов. Продолжительность сертификации самолета Ту-204 – 20 месяцев.

Не смотря на большую трудоемкость и значительные издержки, сертификация воздушных судов проводится во всех странах, которые занимаются разработкой и эксплуатацией авиационной техники. Это является единственным и эффективным средством обеспечить проектирование, изготовление и эксплуатацию безопасных и технически исправных ВС.

СЕРТИФИКАЦИЯ ТИПА ВОЗДУШНОГО СУДНА

2.1. Определения и общие положения

В сертификации типа воздушного судна принимают участие:

Межгосударственный Авиационный Комитет (МАК) — постоянно действующий исполнительный орган, учрежденный странами СНГ.

Межгосударственный Авиационный Комитет взаимодействует с авиационными администрациями стран СНГ в области нормирования летной годности и процедур сертификации авиационной техники.

Авиационный регистр МАК (Авиарегистр) — компетентный орган Межгосударственного Авиационного Комитета, осуществляющий деятельность в области летной годности и процедур сертификации воздушных судов, их компонентов, производства авиационной техники, годности международных и категорированных аэродромов и их оборудования к эксплуатации, охраны окружающей среды от воздействия авиации с выдачей соответствующих сертификатов, свидетельств и эквивалентных им документов, а также осуществляющий сертификацию организаций, разрабатывающих авиационную технику, аккредитацию организаций (центров), выполняющих сертификационные работы, и уполномоченных Авиарегистром представителей и экспертов (экспертов-аудиторов).

Разработчик — организация, предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники.

Разработчик обязан иметь в своей организации службу сертификации (структурное подразделение), которая имеет Положение, утвержденное Разработчиком, подчиняется непосредственно руководителю организации. Служба сертификации координирует деятельность других служб, реализующих требования к летной годности и охране окружающей среды в конструкции и характеристиках образца воздушного судна, а также контролирует результаты сертификационных работ и визирует доказательную и другую документацию, направляемую в Авиарегистр.

В организации Разработчика должна действовать Независимая инспекция.

Независимая инспекция — инспекция, осуществляющая контрольные функции, уполномоченная соответствующими органами государственного регулирования и Авиарегистром и принимающая в пределах своей компетенции решения, независимые от решений и мнений организаций и предприятий, которые она контролирует.

Независимая инспекция в организациях Разработчика и на предприятиях Изготовителя осуществляет контроль за соблюдением процедур сертификации, согласование результатов сертификационных работ, контроль качества производства авиационной техники и соответствия рабочей конструкторской документации стандартам, приемку экземпляров этой техники в качестве готовой продукции и выдачу на них сертификатов летной годности или других равнозначных им документов.

Сотрудники независимой инспекции имеют статус представителей Авиарегистра.

Независимой инспекцией в организации Разработчика и на предприятии Изготовителя является в подавляющем большинстве случаев военное представительство, компетенция которого установлена соответствующим органом государственного регулирования.

В отдельных случаях, принимая во внимание уровень сложности конструкции и особенности создаваемой авиационной техники, Авиарегистр может разрешить иметь в организации Разработчика или на предприятии Изготовителя Независимую инспекцию, в состав которой не входят военные представители.

Сертификационный центр — организация, выполняющая сертификационные работы и имеющая на то соответствующие полномочия (аккредитацию).

Заявитель — Разработчик, подавший в Авиарегистр заявку на получение Сертификата типа на создаваемую или созданную им авиационную технику.

Держатель Сертификата типа — Заявитель, получивший от Авиарегистра Сертификат типа.

При сертификации типа ВС все участники обязаны выполнять следующие нормативно-технические документы:

Авиационные правила — принятый государствами СНГ свод процедур, правил, норм и стандартов, выполнение которых признается государствами СНГ в качестве обязательного условия обеспечения безопасности полетов и охраны окружающей среды от воздействия авиации. Авиационные правила имеют статус единых для государств СНГ и вводятся в действие в этих государствах в установленном ими порядке.

Нормы летной годности (НЛГ) — часть Авиационных правил, которая содержит требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушных судов и их компонентов, направленные на обеспечение безопасности полетов.

При рассмотрении процесса сертификации типа ВС будут использоваться следующие термины:

Сертификационный базис — комплекс требований к летной годности и охране окружающей среды, распространенных на данный тип ВС.

Квалификационный базис — комплекс требований к летной годности, распространенных на данный тип комплектующего изделия.

Сертификат типа — документ, выдаваемый Авиарегистром и удостоверяющий соответствие типа воздушного судна (авиационной техники) требованиям сертификационного базиса.

Дополнение к Сертификату типа — документ, выдаваемый Авиарегистром и удостоверяющий соответствие сертифицированного образца авиационной техники с внесенным в его типовую конструкцию главным, акустическим или эмиссионным изменением распространенным на него требованиям к летной годности и охране окружающей среды.

Доказательная документация (ДД) — документация, содержащая результаты проверок, испытаний и оценок летной годности типа ВС и устанавливающая его соответствие требованиям сертификационного базиса.

Эксплуатационная документация (ЭД) — документация, регламентирующая летную и техническую эксплуатацию типа ВС, включая его техническое обслуживание, и содержащая эксплуатационные ограничения, процедуры и рекомендации.

Каждый образец ВС сертифицируется вместе с его эксплуатационной документацией.

Эксплуатационная документация ВС утверждается Заявителем, согласовывается с Сертификационным центром и вводится в действие авиационной администрацией государства Разработчика. Авиарегистр одобряет ЭД в части, предусмотренной Авиационными правилами (нормами летной годности).

Технические условия на приемку и поставку образца (ТУ) — документ, содержащий информацию о типовой конструкции, параметры и характеристики серийно изготавливаемого экземпляра ВС, которые подлежат контролю и оценке при приемке экземпляра в качестве готовой продукции и установлении его соответствия типовой конструкции, указанной в Сертификате типа.

Типовая конструкция — конструкция типа ВС (включая летные характеристики и эксплуатационные ограничения), соответствие которой требованиям сертификационного базиса устанавливается по результатам сертификации.

Типовая конструкция состоит из:

(а) рабочей конструкторской документации (РКД), состоящей из чертежей и спецификаций и технических условий на приемку и поставку образца;

(б) эксплуатационной документации типа ВС.

Контрольный комплект утвержденной РКД и ЭД, определяющей типовую конструкцию образца, получившего Сертификат типа, хранится у Заявителя или передается на хранение Изготовителю.

Авиационная техника — воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них комплектующие изделия, а также используемые при их создании авиационные материалы.

Комплектующее изделие — изделие предприятия-поставщика, в том числе поставляемое программное средство, применяемое как составная часть воздушного судна, выпускаемого предприятием-изготовителем.

Образец воздушного судна (образец авиационной техники)— опытныйэкземпляр ВС (АТ), проходящий процедуру сертификации. По результатам сертификации образца ВС (АТ) делается вывод о соответствии сертификационному базису типа ВС (АТ).

Модификация — любое главное, второстепенное, акустическое или эмиссионное изменение типовой конструкции образца авиационной техники, касающееся его летной годности или затрагивающее его характеристики, влияющие на окружающую среду.

Главное изменение — такое изменение типовой конструкции образца, которое существенно влияет на его летную годность.

Второстепенное изменение — такое изменение типовой конструкции образца, которое несущественно влияет на его летную годность и не является главным изменением.

Акустическое или эмиссионное изменение — такое изменение типовой конструкции образца, которое влияет на уровень шума на местности или эмиссию* и требует дополнительной сертификации на соответствие требованиям к охране окружающей среды.

Сертификат типа воздушного судна

Сертификат летной годности — (французское certificat, от средневекового латинского certifico удостоверяю) документ, удостоверяющий соответствие гражданского летательного аппарата определенным типа требованиям действующих Норм лётной годности (НЛГ) в пределах установленных… … Энциклопедия техники

Сверхлёгкая авиация — В этой статье отсутствует вступление. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи … Википедия

ПС-90А — с Ил 96 Тип: турбовентиляторный двигатель Страна … Википедия

Ту-204 — авиакомпании Cubana … Википедия

Ан-140 — Ан 140 … Википедия

Costruzioni Aeronautiche Tecnam — Construziоni Aeronautiche Tecnam S.R.L. Год основания 1948 Расположение … Википедия

Ми-8 — (Ми 17) … Википедия

Государственный НИИ гражданской авиации — Федеральное Государственное Унитарное Предприятие Государственный Научно Исследовательский Институт Гражданской Авиации (кратко ГосНИИ ГА). Генеральный директор ФГУП ГосНИИ ГА с 2006 г. Шапкин Василий Сергеевич, доктор технических наук … Википедия

Межгосударственный авиационный комитет — См. также: ИКАО и ФАИ Межгосударственный авиационный комитет (МАК) Общая информация Дата создания 30 декабря 1991 года Руководство деятельностью осуществляет … Википедия

Tecnam P2002 Sierra — Tecnam Sierra P2002 Tecnam Sierra P2002 (модель) … Википедия

Статья написана по материалам сайтов: infopedia.su, poznayka.org, dic.academic.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector