Конституции республик в составе рф

1. Республика в составе Российской Федерации

Республика в составе РФ — это демократическое унитарное правовое государство, являющееся субъектом федерации и строящее отношение с Российской Федерацией на основе Конституции РФ, Федеративного договора и двусторонних договоров и соглашений.

Согласно ст. 66 п. 1 Конституции РФ “статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики”.

Федеративный договор, в содержание которого входят “Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации” именует республики суверенными государствами.

Вместе с тем, Конституция РФ 1993 г. не содержит такого определения. В Конституции РФ отсутствует право республик на выход из состава федерации. Это свидетельствует о том, что Конституция РФ, имеющая верховенство по отношению ко всем иным актам, в том числе Федеративному договору, по-новому определяет конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации.

Ст. 65 Конституции РФ закрепляет, что в состав РФ входит 21 республика.

Каждая республика имеет государственно-правовые признаки, определяющие ее конституционно-правовой статус как государства в составе Российской Федерации.

1. Республики имеют свою территорию и обладают территориальным верховенством. Территория является пространственным пределом распространения государственной власти республики. Она принадлежит народу республики вместе с природными ресурсами. Республика обеспечивает свою территориальную целостность. Границы между республиками могут быть изменены только с их взаимного согласия. Без согласия республики не может быть изменена государственная граница РФ, если она проходит по территории данной республики.

2. Каждая республика имеет свое гражданство. Оно установлено Законом о гражданстве РФ, где закреплено, что наряду с гражданством Российской Федерации существует гражданство республик в ее составе.

Республики вправе принимать свои законы о гражданстве, в большинстве которых закреплен принцип единства республиканского и федеративного гражданства.

3. Республики имеют свои Конституции и законодательные системы. Республика самостоятельно разрабатывает и принимает Конституцию путем референдума или высшим представительным законодательным органом. Федеративный характер России обусловливает необходимость соответствия конституций и законов республик Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ст. 72 Конституции РФ).

Каждая республика наделена правом федеральной законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации (ст. 104 Конституции РФ). По предметам совместного ведения Российской Федерации и республик в ее составе издаются как федеральные законы, так и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты республик (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Вне предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения республики осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ).

Законы и иные правовые акты республик не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения федерации и совместного ведения. В случае противоречия действует федеральный закон.

В случае противоречия правового акта республики федеральному закону, изданного по вопросам вне пределов предмета ведения федерации или совместного ведения федерации и субъектов, действует нормативный правовой акт республики (п. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Республика наделена правом обращения в Конституционный суд Российской Федерации в случаях нарушения федеральными властями полномочий республики. В свою очередь Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает вопросы о конституционности актов республики, договоров ее с другими субъектами федерации.

4. Каждая республика в составе Российской Федерации самостоятельно определяет и формирует систему республиканских высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно ст. 77 Конституции РФ эта система должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

В пределах ведения федерации, совместного ведения федерации и республики федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (п. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Высшими органами законодательной власти являются парламенты, избираемые народом республики.

Во многих республиках введен институт президента как главы государства (главы исполнительной власти). Возглавляют систему органов исполнительной власти правительства республик.

В системе органов судебной власти многие республики образовали органы конституционного контроля — Конституционные суды республик (уставные суды и т.п.).

Ст. 78 Конституции устанавливает возможность взаимного делегирования полномочий между органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти республик.

5. Республики как государства имеют элементы международной правосубъектности. Они могут быть самостоятельными участниками международных отношений и внешнеэкономических связей. Республики заключают международные договоры и соглашения, имеют зарубежные представительства, могут быть членами региональных международных организаций.

Согласно федеральному закону о международных договорах Российской Федерации международный договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключается по согласованию с органами государственной власти субъекта.

6. Республика имеет такой важный элемент государственности как официальный государственный язык. Наряду с русским языком, каждая республика конституционно устанавливает свой государственный язык. Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на сохранение и развитие.

7. Каждая республика имеет свою государственную символику: Государственный герб, флаг, гимн и столицу. Их изображение, описание, статус закреплены в конституциях и иных актах, выражают самобытность и исторические традиции народов республики.

Предметы ведения и полномочия республик в составе Российской Федерации установлены в Конституции РФ, Федеративном договоре, федеральных законах, конституциях и законах республик.

Общий принцип определения предметов ведения и полномочий республик в составе РФ сформулирован в ст. 73 Конституции РФ. “Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти”.

Конкретные полномочия в сфере совместного ведения федерации и республик сформулированы в ст. 72 Конституции РФ, они являются исчерпывающими и не могут расшириться. По вопросам совместного ведения федеральные органы государственной власти издают законы и иные правовые акты, в соответствии с которыми республики осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции.

Республики в составе Российской Федерации осуществляют следующие исключительные полномочия:

1) принимают, изменяют и дополняют Конституцию республики;

2) осуществляют законодательную деятельность;

3) контролируют соблюдение конституции и законов республики;

4) решают вопросы своего государственного устройства;

5) дают согласие на изменение границ республики;

6) на основе общих принципов определяют систему органов законодательной, исполнительной, судебной власти на своей территории;

7) устанавливает порядок их организации и деятельности;

8) осуществляют правовое регулирование и организуют республиканскую государственную службу;

9) учреждают государственные награды и почетные звания;

10) определяют статус государственного языка;

11) определяют и проводят в жизнь основные направления социально-экономической политики;

12) регулируют условия хозяйственной деятельности на своей территории;

13) распоряжаются своей государственной собственностью, природными ресурсами, кроме имеющих федеральное значение;

14) устанавливают республиканский государственный бюджет, республиканские и местные налоги и сборы;

Это интересно:  Как получить страховку по кредиту обратно

15) формируют валютные фонды; контролируют деятельность финансово-кредитных учреждений;

16) регулируют инвестиционную деятельность на своей территории, участвуют в регулировании денежного обращения; руководят республиканскими банками.

Закрепленные в конституциях исключительные полномочия республик не являются исчерпывающими. К их предмету ведения могут быть отнесены и иные полномочия, если это не противоречит Конституции РФ.

Конституционно-правовой статус республик РФ

Рассмотрим особенности конституционно-правового статуса республик РФ.

В статье 65 Конституции в составе Российской Федерации в качестве её субъектов выделены 22 республики:

– Северная Осетия (Алания);

Республики заметно отличаются друг от друга по численности населения, размеру территории, географическому расположению, экономическому потенциалу и т.д. При этом имеющиеся различия не влияют на объем их полномочий, все они наделены равным конституционно-правовым статусом в составе Российской Федерации.

В соответствии со статьей 66 Основного Закона конституционно-правовой статус республики устанавливается положениями Конституции РФ и конституции республики. Следовательно, именно Основной Закон определяет конституционно-правовой статус и характер взаимоотношений между федеральным центром и республиками в её составе.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется тем, что она выступает государственным образованием в составе Федерации, который наделен полнотой государственной власти (исполнительной, законодательной, судебной) на собственной территории, за исключением определенных полномочий. Последние согласно Конституции РФ закреплены за федеральными органами государственной власти. Властные полномочия республиканского образования исходит от её народа.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ также отличается и тем, что они имеют свою территорию. Она обладает внутренней границей, отделяющей её от остальных субъектов России. В отдельных случаях она имеют и внешнюю границу, которая отделяет её и в целом РФ от иностранных государств. Она устанавливается международными договорами и соглашениями России с иностранными государствами.

Территориальное верховенство является важным проявлением конституционно-правового статуса республики. Территория выступает пространственным пределом для её власти. Органы госвласти республики распространяют власть на всю её территорию. Она не может изменяться без согласия региона. Согласно статье 67 Основного Закона границы между республикой и остальными субъектами могут быть изменены только при наличии их взаимного согласия.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется и специфичностью их конституционно-правовых систем, состоящих из конституции республики, республиканских законов и иных нормативно-правовых актов, договоров и соглашений с Российской Федерацией и другими субъектами России, а также акты о делегировании полномочий.

Каждая республика имеет собственную конституцию, в которой закрепляются:

– основы её конституционного строя;

– права, свободы и обязанности человека и гражданина;

– государственно-правовой статус субъекта РФ;

– система, принципы деятельности и компетенция законодательных, исполнительных, судебных органов региона и её муниципалитетов.

Республика принимает свою конституцию самостоятельно в определяемом ею порядке, он не предполагает необходимость её последующего утверждения федеральными структурами государственной власти. Она также самостоятельно разрабатывает и принимает иные региональные нормативно-правовые акты, что характеризует её конституционно-правовой статус. Принятые в пределах полномочий законы обладают верховенством и обязательностью для всех юридических и физических лиц на их территории.

Конституция и иные нормативно-правовые акты республик не могут противоречить положениям Основного Закона России и федеральным законам, которые приняты в пределах полномочий РФ. При наличии противоречий между федеральным и республиканским актом действует федеральный закон. Однако в случае возникновения противоречий между федеральным законом, который издан вне пределов полномочий РФ, и республиканским нормативно-правовым актом действуют положения последнего.

Согласно конституционно-правовому статусу республика в составе РФ наделена правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании России. Она вправе участвовать в разработке федеральных нормативно-правовых актов по предметам совместного ведения с РФ. При нарушении федеральными органами прерогатив субъекта РФ в сфере нормотворческой деятельности регион имеет право обратиться за защитой собственных прав и интересов в Конституционный Суд России.

Республика в составе РФ сама избирает систему своих органов государственной власти согласно основам конституционного строя, общим принципам организации исполнительных и представительных структур госвласти в России и законодательством субъекта.

Каждая республика имеет в своем составе:

– парламент как законодательный (представительный) орган;

– главу исполнительной власти в лице главы республики (Президента);

Систему республиканских органов прокуратуры возглавляет прокурор республики, который подчиняется Генеральному прокурору России.

Конституционно-правовой статус республик в РФ характеризуется республиканской собственностью. В её состав включают: землю, недра, воды, леса, животный и растительный мир и другие природные богатства, находящиеся на территории региона. К ней также относят памятники истории и культуры, другие ценности национального достояния. Они используются для удовлетворения духовных и материальных потребностей населения территории.

В соответствии со статьей 68 Основного Закона России, конституционно-правовой статус республики предполагает право устанавливать свои государственные языки. В системе органов государственной и муниципальной власти и государственных учреждений субъекта они используются наряду с государственным языком РФ (русским языком).

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации предполагает международную правосубъектность. Они вправе выступать как участники внешнеэкономических связей и международных отношений, подписывать соглашения и договоры с другими государствами, участвовать в работе международных организаций и открывать зарубежные представительства. Однако их международная правосубъектность отличается ограниченностью, её реализация должна не противоречить положениям Конституции и законов РФ, а также Федеративного договора. Их международная деятельность должна координироваться с федеральными органами государственной власти.

Конституционно-правовой статус республики лишает их права изменять собственный правовой статус в одностороннем порядке. Вместе с тем их конституционно-правовой статус также не может изменяться и без её согласия. Согласно статье 66 Конституции России конституционно-правовой статус республики может быть трансформирован при достижении взаимного согласия РФ и региона в установленном ФКЗ порядке.

Предметы ведения республик определяются Конституцией РФ, Федеративным договором и конституциями республиканских образований в составе России. Часть из них формируют предметы совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ. Подобные вопросы разрешаются федеральными и республиканскими государственными органами на совместной основе. Остальные вопросы находятся вне пределов ведения и полномочий РФ, они относятся к предмету ведения самих республик и решаются ими самостоятельно.

В сфере государственного строительства в совместном ведении находятся вопросы обеспечения соответствия конституций и законов субъекта РФ положениям Конституции России и федеральным законам.

В совместном ведении РФ и республик находятся защита прав человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение правопорядка и законности, гарантия общественной безопасности, охрана режима пограничных зон.

К совместному ведению отнесены вопросы законодательного регулирования: административное, административно-процессуальное, семейное, трудовое, жилищное, водное, земельное и лесное законодательство, а также законодательство о недрах и охране окружающей среды.

К вопросам совместного ведения РФ и республик отнесены также кадры правоохранительных и судебных органов, адвокатура, нотариат, определение общих принципов по организации системы органов госвласти и местного самоуправления.

К совместному ведению РФ и республик в её составе в экономической и социально-культурной сфере отнесены:

– разграничение объектов государственной собственности;

– вопросы владения, пользования и распоряжения землей и недрами, лесными и водными объектами и другими природными ресурсами;

Это интересно:  Как узнать пенсионный стаж через госуслуги

– обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;

– защита особо охраняемых природных территорий;

– установление общих принципов и правил налогообложения и сборов в России.

Российская Федерация и республики совместно занимаются:

– решением общих вопросов воспитания, культуры, образования, науки, физической культуры и спорта;

– охраной памятников культуры и истории;

– защитой традиционного образа жизни и исконной среды обитания малочисленных этнических общностей на территории России;

– координацией механизма решения вопросов здравоохранения;

– защитой семьи, материнства, отцовства, детства;

– социальной защитой, в том числе социальным обеспечением;

– реализацией мер по борьбе со стихийными бедствиями, катастрофами и эпидемиями, а также ликвидацией их последствий.

Особую сферу в совместном ведении РФ и республик в её составе формируют внешние отношения, где их общей задачей РФ выступает координация международных и внешнеэкономических связей региона, а также выполнение международных договоров России.

Помимо предметов совместного ведения имеются предметы, которые причислены к исключительному ведению республик в составе РФ. Их исключительные полномочия определяются конституциями регионов, но на основе положений Конституции РФ и Федеративного договора, раскрывая их конституционно-правовой статус. Эти полномочия осуществляются республиканскими органами исполнительной, законодательной и судебной власти.

Республики распоряжаются своей государственной собственностью, землей, недрами, водами и лесами, охраной окружающей среды на самостоятельной основе. Они разрабатывают и принимают бюджет региона, устанавливают республиканские и местные налоги, управляют республиканскими фондами экономического, социального и культурного развития, а также обеспечивают правовое регулирование своего политического, социально-культурного и экономического развития.

Конституционно-правовой статус республик предполагает, что они могут выстраивать внешние экономические, научные и культурные взаимосвязи с иностранными государствами, открывают представительства в международных организациях.

В их ведении находится и заключение Федеративного договора, а также межпарламентских и межправительственных соглашений и договоров. Они решают и другие вопросы, которые отнесены республиканской конституцией к ведению её государственных органов.

Отраженный в конституциях республик перечень их исключительных полномочий не выступает исчерпывающим. Исключительными полномочиями могут быть избраны и другие полномочия в случае, если это не противоречит положениям Основного Закона России. Другими словами, конституционно-правовой статус республики позволяет им самостоятельно реализовывать те полномочия, которые не были отнесены Конституцией РФ и Федеративным договором к ведению Российской Федерации либо к предметам совместного ведения.

Федеральные органы исполнительной власти при достижении соглашения с республиканскими органами исполнительной власти могут передавать последним на реализацию часть своих полномочий. Республиканские органы исполнительной власти по соглашению с федеральными органами также могут передавать им на реализацию часть своих полномочий.

Конституции республик в составе рф

В К.р. в с. РФ в концентрированном виде закреплены основные элементы их статуса: принципы конституционного строя, конституционный статус человека и гражданина, статус республики в составе РФ, система гос-ной власти в соответствии с общими принципами организации ее представительных и исполнительных органов, согласованность и известная соподчиненность законов и иных правовых актов.

В то же время в конституциях республик есть много специфических моментов, отражающих своеобразие их исторического развития, культуры и уклада жизни. Эта специфика выражается как в способах конкретизации положений Конституции РФ и конституцирования собственного статуса, так и в нормах, аналогов которым нет в Конституции РФ. Поэтому при общем равенстве прав всех субъектов РФ, в т.ч. республик, объем прав в результате собственной конституционной самоорганизации неодинаков.

Статус республик определен в их конституциях по-разному. Используются такие характеристики, как государство, добровольно входящее в состав РФ (ст. 61 Конституции Республики Северная Осетия-Алания), как суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с РФ на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения (ст. 61 Конституции Республики Татарстан), как суверенное, демократическое и правовое государство (ст. 1 Конституции Республики Саха (Якутия), как республика, имеющая право на выход из состава РФ (ст. 1 Конституции Республики Тыва), как государство в составе РФ (ст. 1 Конституции Республики Адыгея, ст. 1 Конституции Республики Коми и др.).

Некоторые республики расширительно определяют объем своих полномочий, неизбежно вторгаясь в сферы федеральной компетенции. Это касается, напр., положений о делегировании республиками части своих полномочий Федерации (Бурятия, Башкортостан и др.), о самостоятельном участии в международных и внешнеэкономических отношениях (Карелия), о собственном уголовном и процессуальном законодательстве, о законодательстве в сфере международных договоров (Башкортостан), о ратификации федеральных законов (Саха (Якутия), о построении судебных органов (Ингушетия). Осенью 2000 г. Президент РФ официально потребовал от управомоченных органов субъектов РФ приведения конституционного и иного законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством.

Нормы К.р. в с. РФ отличаются большим разнообразием в сферах, где минимизировано или отсутствует федеральное конституционное регулирование. Это вопросы бюджета, налогов, экономической системы. Напр., в Конституции Республики Саха (Якутия) разд. V посвящен экономическим основам республики. В 18 статьях регулируются вопросы собственности, труда, бюджета, налогов, внешнеэкономической деятельности. В Конституции Республики Тыва (гл. II «Основы экономики Республики Тыва») установлены сходные нормы.

Предметом конституционного регулирования являются и вопросы административно-территориального устройства республик. Это — их исключительная компетенция, позволяющая отразить специфику районов, городских и сельских поселений.

В К.р. в с. РФ уделено большое внимание вопросам гос-ного строительства. Принцип народовластия выражается в 3-х основных формах: осуществление гос-ной власти, институтов прямой демократии и местного самоуправления. Обстоятельно регулируется организация гос-ной власти на основе разделения властей. Конституционное закрепление их статусов проведено весьма последовательно.

Республики можно классифицировать по форме правления, выделяя президентские, парламентские и смешанные формы (когда есть пост главы республики). Президент чаще всего является и главой правительства (Кабинета Министров). Разнообразны и наименования парламентов республик — Государственный Совет, Народный Хурал, Парламент, Законодательное Собрание и т.д. Некоторые из них являются двухпалатными (Карелия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия).

В рамках организации системы судебной власти, являющейся ветвью федеральной власти, предусмотрено создание конституционных судов; в ряде республик такие органы действуют.

Местная власть, местное управление и местное самоуправление в республиках имеют свою специфику.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Конституции республик в составе РФ; особенности их содержания и характер соотношения с Конституцией РФ

В системе нормативных правовых актов каждого субъекта Федерации есть акты, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам данного субъекта. В республиках такими актами являются их конституции, в других субъектах Федерации (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) – их уставы. Конституции и уставы представляют собой акты учредительного характера.

Наличие у республики конституции напрямую вытекает из ее статуса как государства в составе Федерации, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона – конституции. Другие субъекты Федерации, являющиеся не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, принимают свои уставы.

Конституция и устав как учредительные акты, определяющие на основе федеральной конституции статус данного субъекта Федерации, равнозначны. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и ряд конституций республик, именуются (в скобках) основными законами. Эти акты закрепляют статус данного субъекта в составе Российской Федерации: основы взаимоотношений с Федерацией, полномочия субъекта, систему его органов государственной власти, избирательную систему, организацию местного самоуправления и другие аспекты устройства данного субъекта.

Это интересно:  Методы оптимальных решений задачи с решениями

Все иные нормативные акты субъекта Федерации не могут противоречить конституции или уставу.

В некоторых республиках и областях имеются соответственно конституционные и уставные суды. Они разрешают дела о соответствии всех нормативных правовых актов субъектов Федерации их конституциям и уставам.

Установлен и особый порядок принятия конституций и уставов субъектов, их пересмотра, изменения, внесения поправок.

1. Принятие конституции и устава отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов, т.е. квалифицированным большинством. Конституции многих республик приняты, как отмечается в их преамбулах, народом данной республики. В Конституции Республики Ингушетия прямо предусмотрено, что новая Конституция принимается на основе всенародного референдума. В некоторых уставах записано, что они принимаются представительным органом, действующим от имени граждан России, проживающих на территории данного субъекта.

В ряде уставов закреплено, что принятию нового устава обязательно должно предшествовать вынесение его проекта на консультативный референдум (Приморский край) или что проект может быть внесен на народное обсуждение либо на консультативный референдум (Волгоградская область).

2. Как в конституциях, так и в уставах определен круг субъектов, которые могут вносить предложения об их пересмотре, поправках, изменениях. В республиках это, как правило, Президент, депутаты (1/3, 1/5 или определенное число) законодательного (представительного) органа, в некоторых – Правительство, Конституционный суд, Арбитражный суд и иные органы, обладающие правом законодательной инициативы. В Республике Ингушетия с данной инициативой могут выступить и граждане, собравшие 10 тыс. подписей избирателей.

Предложения о пересмотре, изменении уставов могут вносить: часть депутатов законодательного (представительного) органа (1/3, 1/5, определенное число); глава исполнительной власти, губернатор; в некоторых субъектах – граждане (2% – в Приморском крае, 40 тыс. – в Воронежской области, 25 тыс. – в Саратовской области); постоянные комиссии законодательного (представительного) органа (Курская область) судебные органы и прокурор области (Волгоградская, Воронежская области); выборные органы районного и городского самоуправления (Вологодская, Воронежская, Калининградская области).

3. Как для конституций, так и для уставов субъектов Федерации характерны нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных глав или статей представительным (законодательным) органом.

В конституциях это относится, как правило, к главам об основах конституционного строя республики, правах и свободах граждан и порядку пересмотра и изменения конституции.

Предложения об изменении этих разделов или глав принимаются в усложненном порядке. Например, в Республике Башкортостан – при условии поддержки их подписями 50 тыс. избирателей, в Республике Бурятия – если поддержано 3/4 депутатов Народного Хурала, и затем созывается Конституционное Собрание. В Республике Тыва изменение гл. 1 («Государственное устройство Республики Тыва») производится Великим Хуралом на основе референдума. В республике Северная Осетия – Алания Президент вправе распустить Парламент в случае пересмотра им основ конституционного строя, закрепленных гл. 1 Конституции, и представить закон о поправках к этой главе на рассмотрение вновь избранного Парламента. Положительное решение последнего о необходимости пересмотра гл. 1 не может служить основанием роспуска Парламента, а закон остается в силе.

Конституции и уставы должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Обеспечение такого соответствия отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

Норма об обеспечении соответствия конституций и уставов Конституции Российской Федерации, о верховенстве Конституции России закреплена в различных формулировках и в конституциях ряда республик и во многих уставах.

Уставы некоторых областей устанавливают, что при внесении изменений в Конституцию Российской Федерации, принятии новых федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения положения уставов применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и федеральным законам, и указывается, что в течение определенного срока (три месяца, один месяц) необходимо внести поправки в уставы (Приморский край, Воронежская область, Самарская область).

Соответствие конституций и уставов федеральной Конституции и уровень этого соответствия обусловливаются объективными факторами. Соответствие устанавливается только в той мере, в какой это необходимо, чтобы создать условия для функционирования Российской Федерации как целостного единого государства, обеспечить единое экономическое пространство, единые основы статуса личности, прямое действие Конституции Российской Федерации и федеральных законов ва всей ее территории, претворение в жизнь основ конституционного строя России.

Вне этих рамок за субъектами Федерации обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституционных уставных норм.

Действующая Конституция Российской Федерации значительно расширила пределы учредительной власти субъектов Федерации в области правового регулирования. Они самостоятельно решают вопросы о системе своих органов государственной власти – представительных и исполнительных, их наименованиях, структуре, компетенции, о целесобразности института Президента, его правовом статусе, определяют систему органов местного самоуправления, конкретные взаимоотношения своих властных структур.

Важными гарантиями соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции являются:

— верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4);

— высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории России федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15);

— формирование субъектами Федерации системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77);

— взаимное согласие Российской Федерации и ее субъекта для изменения статуса последнего в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66);

— возможность проверки соответствия конституций и уставов субъектов Федерации посредством конституционного судопроизводства, осуществляемого Конституционным Судом Российской Федерации. При этом положения конституций и уставов, признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125). Конституционный Суд рассмотрел ряд дел о конституционности отдельных положений уставов некоторых областей.

Однако на практике в обеспечении соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции еще много проблем. Некоторые положения названных актов в настоящем их виде противоречат Конституции России. Причиной этого явилось то, что конституционное законодательство в республиках и других субъектах опережало конституционное строительство в самой Федерации. Имели значение и длительный перерыв в работе Конституционного Суда Российской Федерации, отсутствие механизма, обеспечивающего реализацию постановлений Конституционного Суда.

Статья написана по материалам сайтов: lecu.ru, jurisprudence.academic.ru, mydocx.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector